Вопрос 4048:
30 т. Если во Христе все нации одинаковы, то почему нет ни одного архиерея или
священника из цыган?
Ответ:
В журнале «Огонёк» была статья про цыган и журналистка высказалась, что ей в
детстве казалось, что цыгане и не люди вовсе, а это черти, которые вырвались из
преисподней. Мне недавно позвонил знакомый из Америки и поведал, что у
баптистов есть, вроде бы на Украине, успех на поприще работы среди цыган, что
целое село обратилось. Я тут же высказал ему большое сомнение в точности
информации. И он тотчас же согласился, что он видел в записи про тот случай, и
не всё ему там понравилось. Но вот только что появилось сообщение на данную
тему:
«Цыган Иванов ради веры в Бога пошёл против
табора, но табор последовал за ним. Город Кимры Тверской области. К 17 годам
Эдик не знал ни одной буквы алфавита, зато умел шикарно танцевать, был посвящён
во все тонкости наркоторговли. Первый раз придя в церковь пережил духовный
переворот и спустя год был изгнан из табора за то, что клиентов наркоманов
отгонял от ворот дубиной. С тех пор он женился на русской девушке Людмиле, был
рукоположен в дьяконы с именем Элизбар, и стал первым в истории России
священнослужителем цыганской национальности. А табор постепенно меняет гнев
на милость. Фамилии почти у всех – Ивановы. Они вообще ребята неплохие и даже
честные – наркотой не занимаются, и только воруют. «Честно говоря, в церковь я
тогда пришёл, как в ювелирный магазин. Очень хотелось крестик на груди носить,
а надеть его просто так нельзя, надо покреститься. И знаете что? Я до сих пор
не понимаю, что со мной тогда произошло. Вроде и слов-то никаких жгучих после
крещения батюшка не говорил, а только чрез два дня я почему-то бросил пить, а
ещё через два – курить, не говоря уж об остальном. А через месяц уже не
пропускал ни одной службы. Это было как во время пьянки: глотнёшь что-нибудь не
того – и друг тебя накрывает с головой. Отец Андрей грешным делом поначалу
думал, что это засланный казачок. С чего бы это вдруг семнадцатилетний
цыганёнок после каждой службы провожает его до дома, задаёт кучу вопросов о
духовной жизни и ловит каждое слово? Даже среди русских такое случается крайне
редко, а тут – цыган. «Ты бы хоть Евангелие для начала почитал и Деяния
апостолов», – предложил ему будущий духовник о.Андрей, когда понял, что мальчик
воцерковляется всерьёз. «Обязательно почитаю, батюшка» – ответил Эдик. – Вот
только читать научусь – и почитаю». Выяснилось, что парень как и большинство
местных цыган, ни дня не учился в школе. Иванов тут же сел за Евангелие,
написанное на церковнославянском. В конце издания прилагался краткий
самоучитель языка. Затем освоил Апостол и Псалтирь. Через пару месяцев перед
отцом Андреем предстал уникум – Эдик оказался человеком, который язык первых
русских христиан понимал лучше, чем речь Путина и Медведева. Он и сейчас порой
невольно пугает продавцов в магазине какими-нибудь «еси», «паки» «дондеже» и
прочими словами-ископаемыми. Самым сложным было бросить танцевать. «Я очень
хорошо танцевал и вот уже лет семь как я этим не занимаюсь, а очень хочется,
очень. Иногда танцую во сне... Поднимаюсь наверх в доме и столбенею:
оказывается отец Андрей классиков хард-рока не слушает, а лабает
самостоятельно, причём профессионально так гнёт. – Это с юности, – пытается
оправдываться рокопоп Лазарев. Я ведь только пятнадцать лет назад священником
стал, а до этого играл в одной ярославской рок-группе. Нас там шестеро было.
Потом трое спились и скололись. А трое стали священниками. Столько лет прошло,
а мы всё равно иногда встречаемся и играем. Дьякон Элизбар о чём-то задумался.
Наверное о том, что когда-нибудь и он будет втихаря топотать по деревянному
полу. А что? Танцевал же царь Давид, прославлял Господа. Вы что-то имеете
против царя Давида?!
Когда в таборе узнали, что Эдик заделался алтарником,
это было воспринято примерно так же, как если бы он поступи в школу милиции. В
приступе гнева мать обещала перевешать всех священников. «Как правило ромалы
(цыгане) называют себя приверженцами той религии, которая вокруг них. Но на
самом деле вера у нас всегда одна - суеверие. Цыгане – это самые большие
суеверы на планете. Они верят во всё и ни во что не верят. Они очень боятся
всего, чего не понимают. Они готовы соблюдать какие угодно обряды, но не ради
любви, а из чувства страха. Любая религия для них сразу же становится
язычеством. Они не понимают, что такое молиться. Молитва для них то же самое,
что колдовство. Бабка Эдика лучшей колдунья была. К ней многие приезжали и из
столицы. Как только Эдик стал воцерковляться, баба Рая стала терять силу. Одна
осечка, другая, пятая, десятая – в конце концов вся клиентура разбежалась, а
внука-колдуна родственники чуть не убили. «Видать, дар-то у бабки твоей был не
оттуда», – качает головой отец Андрей. «Да вроде она всегда Бога в помощники
призывала, – пожимает плечами отец Элизбар. Родственники набрасывались на меня
с кулаками, но я обманывал их. Цыгане здесь загсов не признают: вошёл в дом –
вот ты и жених. Вышел за порог – вот ты и разведённый. На венчании его из всего
табора были только две сестры – родная и двоюродная. Милые девушки, обе уже
сидят в тюрьме. «Не любят только дома, когда я в подряснике появляюсь. Они
этого страшно боятся. Для цыган священник это ещё и человек, который имеет дело
с мертвецами. У нас люди очень боятся мёртвых и прикосновения к неживому телу
считают осквернением. «Какие планы на будущее. Небось всю жизнь в дьяконах
ходить не собираешься». «Понимаешь, иерей во время литургии символизирует
Христа, а дьякон – всего лишь ангела. Мне кажется, являть собой образ Спасителя
я не достоин ни сейчас, ни впредь. Священник наделяет службу смыслом, а дьякон
– красотой. Это как танец. Понимаешь? Я ведь хотел танцевать – вот я и танцую.
Цыгане, это как те самые евангельские дети. Пока что это дети беспризорники. Но
я не удивлюсь, если лет через пятьдесят они покажут нам пример благочестия.
История христианства таких примеров знает немало».
(«Русский репортёр» №38,
окт. 2008г. стр.44-52 «Табор уходит в веру» - 168.500 экз.). Прем.Сол.12:11
– «Ибо семя их было проклятое от начала, и не из опасения перед кем-либо Ты
допускал безнаказанность грехов их». Иуд.1:4 – «Ибо
вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые,
обращающие благодать Бога нашего в [повод к] распутству и отвергающиеся единого
Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа».
«Сокрыться бы, не
видеть никого,
Настолько омерзело то, что
вижу,
Воруют, блудят, гонят
самогон –
Потоком хлещет мерзостная
жижа».
Так думалось живущим в чистоте,
Желающим прожить не осквернившись.
Не запретишь хорошего хотеть,
Создать себе спасительную нишу.
И плетью обуха отнюдь не
рассечёшь,
Укоры, обличенья много ль
значат?
Скалу гранитную не оживит и
дождь,
А сердце грешника
заблудшего тем паче.
Протест наживе, сладкому житью,
И бездуховности всецело поглотившей.
Где только блуд, жратва, спиртное пьют,
И с каждым поколением всё жиже.
Что делать? Что?.. И
ринулись в бега,
В любые закутки, что только
ахнем.
Но лишь начало это, лишь
пока, –
Так появились первые
монахи.
Сбылась мечта… желанна тишина,
Молиться не препятствуют родные.
Урезать пищу, питие, поменьше сна. –
Рекорды в этом ставятся доныне.
Труды великие... Явились
мудрецы,
Осеменившие монастыри
уставом.
Составят мифы и в пески концы,
Рассвет монашества вселенского
настанет.
А рядом вовсе тьма непросвещённых,
Несущих идолам последние обеды.
Монахи истирали каменные чётки,
И не учуяли рожденье Магомета.
Куда бы спрятаться от той
напасти злейшей?!
От тех монастырей в пустыне
ни следа…
Теперь имамы там, с
гаремами там шейхи,
Дичь в изобилии, холодная вода. 23.04.08. ИгЛа