Вопрос 2073:  8 т. Какие заслуги  ставили себе отшельники?

Ответ:  Наиглавнейшей заслугой  себе они ставили первейшее  нарушение главнейшего наказа Христа – нести благую весть не знающим ещё истины спасения. Мрк.16:15  – «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте  Евангелие всей твари».

Иоанн Прозор. – 27 март «Я вспомнил тогда, что сказал мне преподобной, увещевая меня остаться в пустыне:  «Сорок лет я пребываю в этой келлии и за всё это время я не видел ни лица женского, ни какой-либо монеты, ни кого-либо ядущим или пьющим; равным образом и меня никто не видал ядущим или пьющим».

Никандр – 24 сент.  «Как сам он, так и супруга его Анастасия вели богоугодную жизнь, часто бывали в храме Божием, слушая слово Господне и поучаясь заповедям Христовым. Старший сын их Арсений, постоянно видя пред собой благочестивый пример своих родителей, оставил мирскую суету и принял монашеское пострижение. Но еще более прославился своими подвигами и чудесами его брат Никон, впоследствии преподобный отец наш Никандр».Однажды, молясь в церкви, преподобный услышал евангельские слова: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:28-30). Сии слова поразили Никона, и он решил скорее привести в исполнение свое заветное желание. Давно слышал он об одном каком-то пустынном, удалённом от сел и деревень месте, между Псковом и Порховом, среди диких лесов и непроходимых болот; но не знал Никон человека, который бы мог точно указать ему то место; желая постоянно исполнить на деле слова, сказанные Духом Святым чрез праведного пророка и царя Давида: «Далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне;  поспешил бы укрыться от вихря, от бури» (Пс.54:8-9), - смиренный подвижник усердно молил Господа, говоря: «Господи и Владыко живота моего, Иисусе Христе, Сыне Божий, услыши молитву мою, удостой меня видеть пустыню, пошли мне мужа, который бы наставил меня на путь спасения и указал бы мне то уединённое место».

Молитва святого была услышана, и, по внушению Духа Святого, из Пскова он отправился в свое родное село Виделебье. Здесь Никон узнал, что одному человеку по имени Феодор известно то место. Придя к Феодору, преподобный стал просить его: «С юного возраста слышал я о пустынном месте, но не было человека, кто бы указал мне его. Тебе известно место сие; ради великого имени Божия, укажи мне его; за сие и сам ты получишь награду от Господа и моей грешной душе будешь наставником».

 

Вопрос 2074:  Встречались ли Вам в «Житиях» такие случаи, когда страждущие, обращаясь к «великим» пустынникам с вопрсами, тем самым хотя бы на миг отвлекали их от самоубеждения: «пустынник всгда прав»?

Ответ: Иногда такими алмазами истин обсыпали этих  «Великих», что диву даёшься, склоняясь на сторону просителей – столько в  их словах знания Писания и столько грубого упорства и непоколебимой замшелости в беглецах в драных хламидах. Иоан.3:8 – «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа».  2Пет.2:16 – «но был обличен в своём беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка».

Иларион Вел. - 21 окт. «Когда Иларион почивал, то рядом с ним как будто ложились бесстыдно глумившиеся нагие женщины… Он устроил себе маленькую келейку, наподобие гроба, так что она едва вмещала его в себе, и жил в ней, подвизаясь в борьбе с невидимыми духами.

 Когда преподобный Иларион прожил много лет в той пустыне, слух о святости его жизни прошёл по всей Палестине, и к нему начали стекаться люди, искавшие помощи в его святых молитвах. Первою пришла некая женщина из Елевферополя, проведшая в супружестве пятнадцать лет и оставшаяся бездетной. Терпя от мужа за неплодие постоянные укоры и оскорбления, она дерзнула прибегнуть к святому и припасть к его ногам. Иларион, увидав её, отвернулся. Тогда она начала со слезами молить его:  Зачем ты отвращаешься от меня, раб Божий, когда я нахожусь в печали? Зачем бежишь от меня, когда я умоляю тебя с рыданиями? Воззри не на женщину, а на боль ее сердца и на ее слезы! Умилосердись надо мною, угодник Христов! Вспомни, что Спаситель почтил наш пол, облекшись от него человеческой плотью, что и сам ты рождён женщиной. Посему не отвергни без помощи меня, притекшую к тебе и ожидающую от твоих молитв разрешения своему неплодию, за которое мой муж постоянно укоряет и оскорбляет меня».

 

Вопрос 2075: Что служило источником прозорливости для насельников монастырей, и не им ли сказал пророк Михей 3:7 - «И устыдятся прозорливцы, и посрамлены будут гадатели, и закроют уста свои все они, потому что не будет ответа от Бога»?

Ответ: Они не искали ответа строго по Писанию, а ждали каких-то откровений, знамений. Им всё время нужно было, чтобы кто-то извне указал им.  Ис.47:10 «Мудрость твоя и знание твое — они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоем: «я, и никто кроме меня»».

   Мария Египетская – 1 апр. «Иоанну, игумену монастыря, где ты живёшь, скажи: смотри за собой и своей братией, во многом надо вам исправиться,  но скажи это не теперь, а когда Бог наставит тебя… Игумен Иоанн, как о том передавала еще преподобная Мария авве Зосиме, нашёл некоторые неисправности в монастыре и устранил их с Божиею помощью».

 

Вопрос 2076:  Разве плохо, что человека в монастырях приучали  к полному послушанию старшему? Сегодня  нигде нет никакой дисциплины и навыки таковые не были бы лишними.

Ответ: Послушание – великая вещь. Но у всего великого есть начало и  возрастание. 1Цар.15:22 – «И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и

повиновение лучше тука овнов». Послушание Господу спасает от блужданий ума, ведет к  достижению благой цели. Ис.29:24 – «Тогда блуждающие духом познают мудрость, и непокорные научатся послушанию».  На послушании строится и добро и злодейство. Какие послушные были гитлеровцы, большевики, киллеры всех веков. Но Бог дал человеку свободу, и эта свобода начинается в свободе духа, в разуме, чтобы ты мог избрать и принести послушание в здравомыслии  Богу. Если же свет Евангельский погашен, то отдающий приказание делается орудием дьявола, а исполнитель  следует за слепцом и обеих ожидает провал в ад.   Самое преступное то, что этого послушания стали требовать во имя Христа; и всю вину за исполнение безумств своих теперь уже взваливали на Иисуса. Священное Писание учит нас  иметь послушание  Богу; и это вполне достижимо, когда душа   возродилась свыше и  движима Духом Святым, всё делает с любовью и самоотречением. 1Пет.1:22 – «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца».

В монастырях шло часто извращение личности, и самые садистские замыслы  без затруднений покрывались тем, что это творилось якобы для полушания Христу. Бездумность, полное выхолащивание  мысли, приводило к бегству из монастырей, ярому  бунту, так что  игумену приходилось спасаться бегством или погибать. Рим.6:16 –«Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности

   Уставы повелевали  наказывать розгами непослушных. Это во всех уставах самых знаменитых монастырей. И самым страшным преступлением было бегство из монастыря. Равным ему было только сокрытие подготовки к побегу или заступничество за наказанного – этих без милосердия предавали проклятию. Произошла подмена Царствия Божия монастырем и воля Бога  была полностью заменена волей,  хотением  начальника монастыря. Пахомий Великий так и пишет : «всех зол хуже – противиться воле Божией и угождать своему хотению».

И поэтому всякое непослушание безжалостно каралось. Человек мог прожить только в беспрекословном послушании  любому эксперименту  своего аввы. Евр.2:2 – «Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое  преступление и непослушание получало праведное воздаяние».

   Стр. 155 п. 8. «Древние иноческие уставы». «Теперь предложу о достопамятном деянии аввы Муция, который, когда, отрекшись от мира, искал приятия в обитель, прождал за воротами монастыря в томительном  страдании долее, нежели кто другой и своим неутомимым терпением достиг того, что его сверх обычая киновийского, приняли в обитель вместе с маленьким сыном, которому было тогда около 8 лет. Когда они, наконец, были приняты, то тотчас были размещены в разные келлии и отданы под науки разным старцам, чтобы отец не помышлял, что из всего, им оставленного,  у него остался  по крайней мере сын, а напротив, чтобы, как знал он,  что теперь уже не богат, так перестал    сознавать себя и отцом. Чтобы потом яснее обнаружилось, что в нём берёт перевес: кровное ли сострадание, или повиновение самоумерщвлению, которое по любви ко Христу  должен  всему предпочитать, нарочно оказывали пренебрежение  к его детищу, одевали его в тряпки более, чем в настоящую одежду,  держали неумытым и нечёсаным, так что взгляд на него мог скорее скорбь причинить отцу, чем доставить утешение.  К тому же часто   и побои наносили ему; и отец своими глазами видел,  что невинного малого бьют понапрасну. Не смотря  однако же на то, что с  сыном его  так поступали  каждодневно на глазах его, он от любви ко Христу Господу и добродетели послушания  хранил  сердце свое свободным от всякой тревоги и смущения. Ибо, не считая уже его своим, после того, как  вместе с собою и его принёс в жертву Христу и не на настоящие оскорбления его смотрел, а  паче утешался  верою,  что они никогда не бывают переносимы бесплодно, почему мало думал о сыне и  слезах его, а всю заботу обращал на свое преуспеяние в смирении, такое отрешенное настроение его ума и сердца не могло укрыться от аввы  киновии, и  он, желая показать твёрдость его духа,  в один день, когда сын его о чём-то плакал, как бы в сердцах на него, приказал отцу  схватить его и бросить в реку. Тот, как бы от самого Господа прияв повеление, бегом побежал, схватил сына и на своих руках  притащил его на край  реки, бросил его в неё. Такова была горячность его веры и стремительность послушания. И утонул бы отрок, если бы наперёд нарочно посланные туда братия, и заботливо обложившие берег речной, его брошенного уже не вытащили из  глубины реки». (Древние иноческие уставы» стр. 572. глава 27).

 

В тот день была жара и духота,

И мог под солнцем выстоять не каждый,

Когда Спаситель, свесившись с креста,

Сказал в толпу, что Он томится  жаждой.

       Был старший стражник  слишком  зол и груб,

       Чтоб дать воды из глиняного  кубка. –

       Ползет на трости до Христовых губ

       Злым уксусом напитанная губка.

Так шли часы, мучения полны,

И пот тяжёлый смешивался с кровью.

Вверху креста крепилась к изголовью

Доска-табличка с надписью  вины.

       Читались буквы крупные на ней

       По-римски, гречески и арамейски:

       «И» - значит Иисус, «Н» - Назорей,

       В насмешку «Ц» и «И»  - Царь иудейский.

Над площадью, над скопищем  голов

Все взоры эта надпись призывала.

 «И», «Н», «Ц», «И» - и сокращенье слов

С тех самых пор зову – инициалы.     Надеж. Веселовская 1990

Hosted by uCoz