Вопрос 3284: 19 т. Имел ли патриарх Тихон желание вернуться к апостольскому служению и понимал ли он необходимость в благовестии?

Ответ: Судить о патриархе Тихоне можем только по документам тех лет. Похоже, что доходило до него с великим трудом, что сопротивление советской власти с оружием в руках – бесполезно. Это он выразил в своём послании. От прежнего бойца ничего не осталось. Но до полного осознания, за что эта беда постигла страну, он так никогда и не дошёл. На богослужение на русском языке он так и не дерзнул.

ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА ТИХОНА                          К ЦЕРКВИ ОТ 18 ИЮНЯ / 1 ИЮЛЯ 1923 Г.

  «Божией Милостию, Патриарх Московский и всея Руси, архипастырям, пастырям и пасомым Православной Церкви Российской. Возлюбленные отцы и братие, к вам обращаем мы слово в уповании, что оно найдёт горячий отклик в сердцах ваших.

 Тяжёлое время переживает Православная Церковь. Появилось много разных групп с идеями «обновления церковного», о коих мы уже высказывали своё мнение в предыдущем нашем обращении к православному народу. Обновленцы эти бессознательно или сознательно толкают Православную Церковь к сектантству: вводят совершенно ненужные церковные реформы, отступая от канонов Православной Церкви. Никакие реформы, из принятых бывшим Собором, мы одобрить не можем, за исключением нового церковного стиля и новой орфографии церковной книги, что Мы и благословляем. Наряду с этим, пользуясь происходящей у нас неурядицей в Церкви, Римский Папа всячески стремится насаждать в Российской Православной Церкви католицизм и при поддержке польских властей уже закрываются на территории Польши православные храмы, и многие из них превращены в костёлы. Так, например, в одной Волынщине закрыто более трёхсот церквей и оставлено всего лишь около пятидесяти. Разные сектанты -  баптисты, евангелисты и другие, как противники православию, также направляют все усилия, чтобы умалить значение Православной Церкви, привлечь на свою сторону православных людей. Всем им Мы заявляем, что Церковь Православная не даст себя превратить в сектантские группы, и уповаем, что не отойдёт она ни на шаг от своего учения. Получив ныне возможность возобновить свою прерванную деятельность служения Святой Православной Церкви и сознавая свою провинность перед Советской властью и народом Российским, выразившуюся в ряде наших пассивных и активных антисоветских действий, как это сказано в обвинительном заключении Верховного Суда, т. е.  в сопротивлении декрету об изъятии церковных ценностей, анафематствовании Советской власти, воззвание против Брестского мира и другие, Мы, по долгу христианина и архипастыря, в сем каемся и скорбим о жертвах, получившихся в результате этой антисоветской политики. По существу виноваты в этом не только Мы, но и та среда, которая Нас воспитала, и те злоумные люди, которые толкали Нас на эти действия с самого начала существования Советской власти. Как враги трудового народа, они стремились свергнуть Советскую власть через нашу Церковь Православную, для чего меня, как главу последней, пытались использовать в этих целях.

  Будучи бессильны побороть Советскую власть открыто и прямо, они хотели добиться её уничтожения  окольными путями, прибегая к Церкви и её пастырям. Сознавая свою провинность перед Советской властью, я желаю, чтобы так же поступили и те священнослужители, которые, забыв свой долг пастыря, вступили в совместные действия с врагами трудового народа православного – монархистами и белогвардейцами и одушевлённые одним желанием с ними стремились свергнуть Советскую власть при помощи Церкви и для этого не чуждались даже вступить в ряды белых армий. Как ни тяжело было сознавать в этом преступлении против трудового народа Российского и Советской власти, но мы должны сказать хотя и горькую, но истинную правду сию. Мы осуждаем теперь такие действия и заявляем, что Российская Православная Церковь аполитичная и не желает быть ни «белой», ни «красной» церковью. Она должна быть и будет Единой Соборной Апостольской Церковью, и всякие попытки, с чьей бы то ни было стороны они ни исходили, ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены.

 Исходя из этих соображений, Мы в апреле месяце 1922 года на соединённом заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета уже осудили заграничный Церковный Собор Карловацкий за попытку восстановить в России монархию из дома Романовых. Мы могли бы ограничиться этим осуждением владык, бывших на Соборе, во главе с Высокопреосвященным Антонием, митрополитом Киевским, если бы они раскаялись в своих поступках и прекратили свою деятельность в этом направлении, но нам сообщают, что  не только не прекратили они своей деятельности, но ещё более того ввергают Православную Церковь в политическую борьбу совместно с явными, проживающими в России и за границей противниками народа русского, участниками разных монархических белогвардейских организаций, которые принесли стране немало несчастья и теперь не отказываются от своего намерения восстановить в России монархию.

  Пусть они хотя теперь смирятся и покаются перед народом Российским в своих содеянных преступлениях. Иначе придётся вызывать преосвященных владык в Москву и просить Советскую власть о разрешении им прибыть сюда. Господь да умудрит всех нас искать каждому не своих сил, а правды Божией и блага Святой Церкви. Смиренный Тихон Патриарх Московский и всея Руси. 1 июля 1923 года». Известия 1923. 6 июля.

  Ам.4:10 – «Посылал Я на вас моровую язву, подобную Египетской, убивал мечом юношей ваших, отводя коней в плен, так что смрад от станов ваших поднимался в ноздри ваши; и при всём том вы не обратились ко Мне, говорит Господь». Иер.20:4 – «Ибо так говорит Господь: вот, Я сделаю тебя ужасом для тебя самого и для всех друзей твоих, и падут они от меча врагов своих, и твои глаза увидят это».

 

Исус Христос душой скорбящей ловит

И внемлет рёву гибельных речей.

Но и от тех, кто крест готовит,

Не отвращает любящих очей…

       Пришёл к Своим - не приняли Свои же.

       (Где тот восторг от Иорданских струй?)

       Пришёл к Своим - и слышит: ближе, ближе

       Иудин шаг, несущий поцелуй.

Сад Гефсиманский. Факелы. Проклятье.

Кинжалы. Колья. Топот. Скрежет. Звон.

А где друзья? Где сёстры? Где же братья?

Глухая ночь, а в ней - синедрион.

       Он исцелял. Он поднимал из гроба.

       (Ужель из памяти истёрлись эти дни?)        

       Уснуло сердце... Ожила утроба,

       Орущая: Распни Его! Распни!

Пришёл к своим - свои же и предали.

(Пустыня, мрак - ни звёздочки вдали)

Лишь женщины, осмелясь, зарыдали,

Когда Его на холм тот повели.

       Исус Христос - любви безмерный образ!

       Ты на Кресте! (И птицы не поют).

       Кричит народ. Копьём пронзили ребра.

       И уксус вместо влаги подают.

Издевка. Злоба. Ярость. Исступленье.

(О, если б знал один хоть иудей),

Что смерть Христа и было их спасенье,      

Что, умирая, спас Он всех людей.  (Гриханов В. П.)

Hosted by uCoz