О Святой и Единосущной Троице

 

Изощряющие свои языки против Святой и Единосущной Троицы, и беснующиеся, и замышляющие ниспровержение достоинства Единородного Сына и Святого Духа изобличаются самим Святым Духом, говорившим чрез святых пророков, и Словом, которое возвестило о Своем пришествии во плоти, бывшем ради нас от святой Девы, и неизреченном, и чуждом изменении, вследствие Его достоинств. Будут же изобличены они окончательно в день праведного суда Его, когда Он снова придет с неба, чтобы прославиться во святых Своих и явиться дивным в тех, кто сохранил Его веру неизменно. Но, о, возлюбленные, ученики ариан и одержимые безумием македониан осмелились говорить о Боге великом и Боге малом и созданном, привнося к нам эллинизм. Тем свойственно поклоняться твари и одного из своих богов считать великим, а другого умалять. Если недостает чего-либо Сыну, или Духу, то это не – Бог. Павел, порицая их в послании к Римлянам, говорит: "поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен" над всеми Бог (Рим.1:25). Если же кланяются твари, называя Сына и Духа тварью, то они – прокляты согласно словам Моисея: проклят всякий, покланяющийея твари и созданию (Втор.27:15). Мы же поклоняемся не твари, но несозданной Троице, непреложной, неизменной и единосущной, не имеющей ничего привведенного или рабского, или достигшего бытия вследствие приращения, как бы такого, что прежде не существовало, а явилось после. Смотри у меня на свидетельства Святой и Единосущной Троицы и почитай Ее право, чтобы тебе не погибнуть. "И сказал", говорит (Писание), Бог: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию" (Быт.1:26). Итак, скажи мне, с кем Бог советуется? С ангелами, говорит. Но ангелы не имеют образа Божия; говорит же к творящему вместе с Ним Сыну и Святому Духу. И чтобы ты поверил, что это – истинно, послушай, что говорит псалмопевец: "Словом Господним небеса утверждены и Духом уст Его вся сила их" (Пс.32:6). Но тебе не безызвестно, что Слово – Сын, потому что Иоанн Богослов говорит:  "и Слово было Бог" (Ин.1:1); и о Духе: "Бог есть Дух" (Ин.4:24). Итак, говорит Бог Отец к Богу Сыну и к Богу Духу Святому: "сотворим человека по образу Нашему". И не сказал: Моему и вашему, ни: Моему и твоему. Указывая же, что образ Святой Троицы – один, (Писание) говорит: "и сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его"  (Быт.1:27). Как и Павел взывает о Сыне: "Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси" (Евр.1:3). И опять в другом месте Писание говорит: "приидите, и сойдя смешаем язык их" (Быт.11:7). Словом "приидите" зовет равных по чести. Если бы повелел ангелам, то не сказал бы: "приидите", а повелительно: идите. Обращай же, прошу, внимание на голос Отца, призывающий Сына и Духа. Если бы сказано это было к одному только, то Он сказал бы: прииди, "и сойдя смешаем язык их", слово же: приидите – голос одного к некоторым двум равночестным. Послушай же и блаженного Иова, который ясно указывает на нераздельную Троицу, так как он говорит: "жив Бог, судивший мне так, и Вседержитель, огорчивший душу мою, и дух Божий в ноздрях моих" (Иов.27:2-3). Назвавши Господа и Вседержителя, и Духа Божия, он возвестил Единосущную Троицу. Заметь и песнь серафимов, взывающих трижды: "свят, свят, свят" (Ис.6:3). Они не говорят только однажды: свят, и не говорят дважды: свят, свят, и не четырежды, и не говорят: святы, святы, святы, чтобы многоименность не ввела нас в многобожие, но об одном только, но трижды: "свят, свят, свят", так как чрез это они указывают на единое и равное славословие Отца и Сына, и Святого Духа. Послушай и пророка, который снова говорит: "Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня" (2Цар.23:2). Прежде показано, что Бог бе Слово. Сказав же о Духе Господнем и Слове и Господе, он возвещает нераздельную Троицу. Смотри и на трех отроков в пещи, к славословию Бога призывающих все твари и создания, солнце, луну, звезды, небеса, ангелов, силы, людей, духов, всю тварь – видимую и невидимую, духовную; и нигде они не исчислили Сына или Духа Святого между тварями. Ты, конечно, скажешь: они не знали о Духе или Сыне, так как были иудеями; но тебя тотчас изобличает само Писание: четвертый был, говорит Писание, как подобие Сына Божия (Дан.3:92). О Святом же Духе говорит: "возбудил Бог Святым Духом молодого юношу[1], но имени Даниила" (Дан.13:45). А также и во многих других местах в Ветхом Завете был предвозвещен Дух Святый. Итак, они знали, что Отец и Сын, и Святый Дух – одного божества и силы; знали же и призывать то, что служило Богу, к славословию божества. А чтобы ты узнал, что в Троице нет места ничему сотворенному или привводному, это показывал Павел, поставивший впереди Отца, а в другом месте – Святого Духа, потому что он так говорил: "один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им" (1Кор.8:6), и един Дух Святый. Опять же говорит: "дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1Кор.12:4-6,11), а не как приказывается. Когда же Сын крестился, Отец свидетельствовал с неба, Дух же Святый в виде голубя нисшел на равночестного (Мф.3:16-17). Чрез все это мы научаемся усматривать единое царское достоинство нераздельной Троицы. Сам же Бог – Слово, ради нас воистинну воплотившийся, намереваясь возвратиться туда, откуда Он и не был разлучен, говорит святым Своим апостолам: "идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф.28:19). Мы запечатлены, но печать Святой Троицы – едина, едино крещение. Итак, каким образом ты осмеливаешъся отчуждить от Отческой сущности Сына или Святого Духа? Если бы Они были чужды, то не исчислялись бы при крещении вместе с Отцом. На каком основании, согласно с твоим словом, о, богоборец, Сын или Дух – берутся вместе с Отцом, если они созданы? Если одно только имя Отца могло спасти крещающегося, то зачем вместе с Ним берутся творения, как будто бы один только Отец был не в состоянии спасти? Да не будет! Итак, если ты проповедуешь о немощи Отца, избегая того, что – единосущно, то будешь вынужден самой истиной вместе с нами исповедовать Троицу – несозданную и единосущную, и всемогущую. Но ты скажешь мне, что об Отце написано: "Тебя Единого Истинного Бога" (Ин.17:3). Но и "Слово было Бог" (Ин.1:1). И каким, следовательно, образом Оно равно Отцу, когда изречение об Отце: "Тебя Единого Истинного Бога" показало, что Сын не естественный, а усыновленный Бог? Итак, что же, воюющий против своего собственного спасения? Так как написано, как говорит Иоанн об Отце, что Бог есть свет, а о Сыне, что "был Свет истинный", то ужели вследствие этого ты дерзаешь говорить, что Отец меньший, потому что не присоединено: Свет истинный, но только о Сыне сказано: "был Свет истинный"? Подобно тому как ты не дерзаешь умалить Отца из-за неприсоединения слова: истинный, точно так же, слыша об Отце: "Тебя единого истинного Бога", а о Сыне: Бог только, не дерзни умалить Сына из-за противопоставления имен – об Отце: Бог истинный, о Сыне: Бог, в свою очередь – о Сыне: "был Свет истинный", об Отце же: свет только. Итак, как не должно дерзать говорить об Отце, что Он не Свет истинный, и о Сыне, что Он не Бог истинный, потому что Сам Он сказал: "Я есмь истина" (Ин.14:6), так и о Духе Святом, потому что Он – Дух истины. Чрез посредство этих свидетельств учись почитать нераздельную Троицу: "все, что имеет Отец, есть Мое" (Ин.16:15), сказал Единородный Бог, сущий в лоне Отца. Моисей говорит: "Сущий послал меня" (Исх.3:14). Сущий – Отец, Сущий – Сын, Сущий – у Сущего, безначально и безвременно рожденный. Все имеет Отец, Он – поистине жизнь и бессмертие, и свет, и всемогущий, и Бог, и Господь; это же имеет и Сын. "Я есмь", говорит Он, "истина и жизнь" (Ин.14:6); и: "был свет истинный" (Ин.1:9); и: "Слово было Бог" (1:1). Так же и апостол Фома говорит: "Господь мой и Бог мой" (Ин.20:28), подобно тому как и псалмопевец говорит: "Бога искал я руками моими и не обманулся" (Пс.76:2). Фома в неверии осязал Слово и не обманулся, верой исповедав Его Господом и Богом. Да, говорит он[2]: называю Сына Божия Богом, но не безначальным, а сотворенным; следовательно, и рабом. И каким образом? "Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба" (Флп.2:6-7). Итак, если Он – раб, потому что всякая тварь – рабская, то каким образом, будучи рабом, принял зрак раба! Как же Себе умалил, если не был совершенным Богом? Принял то, чего не имел, оставшись тем, чем был; не сделался тем, чем был, но, сый во образе Божии, по человеколюбию, не потерпев изменения, принял зрак раба. Если же ты не желаешь исповедовать Его безначальным, то, следовательно, было время, когда Сына не было? Да, говорит. Итак, смотри, я говорю согласно с твоею речью: было время, когда Отца не было, потому что не имеющий сына не называется отцом.И Отец возымел начало отчего бытия, потому что отец узнается, благодаря сыну. Итак, разве было время, когда и Отец сам был сыном другого отца? О, сколь великое богохульство! Думая, что почитаешь Отца совершенно, ты обнаруживаешь в отношении к Нему нечестие. Итак, если Сын сам сотворил времена и сроки [потому что "Все чрез Него начало быть" (Ин.1:3)], то каким образом осмеливаемся говорить, что было время, когда Сына не было? По твоему слову, время – больше, чем Бог-Слово, так как то, что прежде, по необходимости – и больше.

2. Но хочешь ли узнать, что Сын – совечен Отцу? Исаия говорит: "Я Бог первый и Я последний, прежде Меня не было иного Бога и после Меня не будет" (Ис.44:6;43:10). Итак, если ты говоришь, что Сын – позже Отца, то каким образом Отец говорит, что "после Меня не будет" иного Бога? Если же ты поймешь это о Сыне, то каким образом Он говорит: "прежде Меня не было иного Бога"? Чрез это усматривай, что Сын – совечен Отцу. Слушай же свидетельства, произнесенные о Сыне, и избегай бесчестить Его: "пролил Господь дождем огонь от Господа", и огонь на Содом (Быт.19:24). Господом называет Отца, Господом – Сына, Господом – Святого Духа, так как говорит: "Господь есть Дух" (2Кор.3:17); и не сказал: Господь меньший возле Господа великого. И Моисей говорит: "и да поклонятся Ему все ангелы[3] Божии" (Втор.32:43); ангел же творению не поклоняется. И чтобы ты понял, что это сказано о Сыне, послушай, что говорит Павел: "когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии" (Евр.1:6). А также и Давид взывал: "сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих" (Пс.109:1). И не сказал: Господь Господа моего; но сказал: "Господь Господу моему". "Се", говорит Исаия, "Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис.7:14;Мф.1:23), "что значит: с нами Бог" (Мф.1:23). Да, называю Его Сыном, однакож, подчиненным и меньшим Отца. Снова изобличает тебя Исаия, говоря, что "младенец родился нам - Сын дан нам, и нарекут имя Ему: Великого совета Ангел, Чудный Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец вечности" (Ис.9:6). Пророк провозглашает Властелином, Богом крепким; а ты называешь Его подчиненным? Тот называет Великого совета Ангелом; а ты называешь малым? Смотри же, прошу, что о Нем взывает также и Иеремия: "Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним" (Варух.3:36). Об Отце речь или о Сыне? Об Отце, говорит он. Отец воплотился или Сын? Сын. А по твоему слову, воплотился Отец. Но теперь я вижу, согласно со словом пророка, что – Сын, Который "и обращался между людьми" (ст.38). Да, Господь воплотился, а Отец остался бесплотным. Убедись же, о, неразумный, что он о Сыне говорит, следующими словами: "Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми" (ст.36-38). Видишь ли Его и Законоположником? Ведь если Он сам "нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю", то Он Сам есть и Явившийся Моисею, и Давший закон. Откуда это ясно? Послушай, что говорит пророк: завещаю вам завет нов, не по завету, его же завещах отцем вашим "Я заключу" с вами "новый завет, не такой завет, какой заключил с отцами" вашими, "когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом" (Иер.31:31-33). Видишь, что сам Он – Законодатель ветхого и нового завета? Что Он сам законополагает новый завет, и ты не усумнишься. "И ты, Вифлеем, дом Ефрафов, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне старейшина, Которого происхождение из начала, от дней вечных" и Он "упасет народ Мой, Израиля" (Мих.5:2;Мф.2:6). Ты видишь – один народ Отца и Сына. Сын говорит: "буду им Богом, а они будут Моим народом". Отец говорит о Христе: "упасет народ Мой, Исраиля". Замечай единое царское достоинство Отца и Сына. А то, что после этого слышишь от Него, говорящего уничиженное, после того как Он по Своему благоволению воплотился и уничижил Себя ради человеческого спасения, это понимай соответственно Божию достоинству: "потому что буква убивает, а дух животворит" (2Кор.3:6). Если к апостолам, видевшим Его чудеса и во имя Его исцелявшим всякую болезнь, Он говорил: "многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить" (Ин.16:12), то что – к иудею, гораздо более тупоумному? Если, когда Он сказал: "прежде нежели был Авраам, Я есмь" (Ин.8:58), они взяли в руки камни, чтобы побить Его ими, то как они снизошли бы выслушать, если бы Он сказал им что-либо возвышенное? Кто-либо мог бы найти, что таким образом и в ветхом завете многое говорится об Отце приспособительно к тупоумию слушателей, как-то: "те семь, - это очи Господа, которые объемлют взором всю землю" (Зах.4:10); и: "в тени крыл Твоих укрой меня " (Пс.16:8); и: "Восстань, что спишь, Господи" (Пс.43:24); и: "если не обратитесь, то Он оружие Свое изощрит, лук Свой Он натянул и приготовил его, стрелы Свои сделал для сожигаемых" (Пс.7:14). Каким же образом? Божество ни окрыленно, ни одержимо сном, нет у Бога и меча, или лука, или стрел, – Божество бестелесно. Но пророк угрожает этим, желая возбудить тупоумие елушателей. Так и Бог – Слово, ради нас воплотившийся, подражая Своему Отцу, говорит уничиженное, обращая взоры на наше спасение. После того как думали, что Он – противник Богу, говоря, что "не от Бога Этот Человек" (Ин.9:16); и: "не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом" (Ин.10:33), и желали побить Его камнями по той причине, что Он не только разорял субботу, но – что Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу, также и по той, что они не вмещали возвышенного и достойного Его божества, – Он начинает говорить уничиженное, всячески показывая, что Он – не противник Богу. "Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я иду к пославшему Меня Отцу; ибо Отец Мой более Меня" (Ин.14:28). Когда Он делал Себя равным Отцу, то они замышляли побить Его камнями. Если же это не так, то ты будешь вынужден хвалить иудеев за то, что они справедливо распяли Его, как противника Богу, потому что тот, кто делает себя равным Богу и Отцу, а на самом деле не таков, есть противник Богу. Следовательно, наконец, лжет Павел, говоря: "не почитал хищением быть равным Богу" (Флп.2:6). Что же есть Спасиситель, – сообразно с чем Он не воплотился? Таким образом в изречении: "восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему" (Ин.20:17) иначе называет Свое, сообразно с естеством, и иначе наше, сообразно с благодатью и усыновлением, иначе Свое, как по собственному благоволению и по созданному восприятию и иначе наше, как творений. Если же ты сомневаешься в этом, то Он мог сказать: Отцу нашему и вашему. Почему Он отделил Себя, если не для того, чтобы научить нас этому богоприличному мнению? Видишь, говорит[4], каким образом Он нуждается в помощи Отца, говоря: "Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего!" (Ин.12:27). Худо читаешь: сказал: "Душа Моя теперь возмутилась", и, таким образом разлучив одно от другого, присоединил слова:  "что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел" (ст.27). Чрез изречение: "Но на сей час Я и пришел" Он показал, что не избегал спасительной смерти. "Очень желал Я есть с вами сию пасху", говорит Он (Лк.22:15). "Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф.26:39). Разве он ужасается смерти, или не добровольно идет на страдание, – Он, сказавший: "Сыну Человеческому много должно пострадать, и быть убиту, и в третий день воскреснуть" (Мк.8:31), – сказавший: "разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его" (Ин.2:19), – сказавший: "имею власть отдать жизнь Мою и власть имею опять принять ее" (Ин.10:17-18), и: "никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее" и Я опять приму ее (ст.18), – упрекнувший Петра, которого за немного времени прежде счел блаженным за его слово: "Ты Христос, Сын Бога Живаго" (Мф.16:16), а после того как Петр счел страдание недостойным Его, то услышал от Господа: "отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое" (ст.23), – вознамерившийся взойти в Иерусалим, чтобы чрез Свое страдание всем доставить спасение, – предвозвестивший чрез пророков даже и образ Своего страдания: чрез Иеремию: "составляют замыслы против меня, говоря: приидите и вложим древо в хлеб его и истребим его от земли живых" (Иер.11:19), – знаменуя крест; а чрез Давида: "дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом" (Пс.68:22); и: "пронзили руки мои и ноги мои, делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий" (Пс.21:17,19); и чрез Исаию: "Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания" (Ис.50:6)? Итак, знаешь, что все это совершилось на кресте. Пилатом Он был бит, рабом был заушен, беззаконными оплеван, воинами был пригвожден гвоздями на кресте, при чем они разделяли Его одежды и бросали жребий. Чрез многое предзнаменовавший Свое страдание, каким образом Он избегает его теперь? Для чего же Он говорит: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия" (Мф.26:39)? Диавол не знал, кто Он был. Видя, что терпит жажду, голод, утомляется, видя и остальные действия Его домостроительства, подумал, что Он – простой человек, а видя Его божеские чудеса, догадывался, что Он – Бог; следовательно, усомнился относительно Его, не зная Его. Если бы он точно знал, что был Бог, то не дерзнул бы подойти к Нему, как говорит и Павел: "ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы" (1Кор.2:8). Итак, Господь прикрывает Себя робостью, привлекая того к Себе, чтобы он, придя к Нему, как к человеку, был обращен Им в бегство, и чтобы были искуплены все пленники. которые задерживались им. Подобно тому как какой-либо царь, намереваясь сразиться с каким-либо слабым тираном и зная, что этот побежит от него, выдумывает трусость, говоря своим войскам побежим, повидимому, от лица его, чтобы он не убежал от нас, но стал преследовать, и таким образом, повернувшись, схватим его, – точно так же и Господь прикрывался робостью, чтобы диавол приблизился к Нему, как к человеку, и нашел Его Богом, имеющим одолеть его и освобождающим всех, находившихся во власти ада. Именно так говорится: "явися ангел и укреплял Его" (Лк.22:43). Тот, Кому покланялись ангелы и пред Кем преклоняется "всякое колено небесных и земных, и преисподних" (Флп.2:10), каким образом получал силу от ангела? Не силу, но славословие ангела, говорившего: Твое, Господи, царство и сила. "О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец" (Мк.13:32). И каким образом, говорит, равен Отцу Тот, Кто не знает того дня? Кто сотворил его (т. е. день), разве не знает о нем? И почему же говорит: ни Сын? Здесь усматривай умозрительное знание. В Писании можно найти два ведения и знания: одно, получаемое на основании действия, и другое – на основании разума. "Адам", говорит (Писание), "познал Еву, жену свою" (Быт.4:1), не как прежде незнавший ее, потому что каким образом не знал тот, кто сказал: "вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей" (Быт.2:23)? И Авраам познал Сарру, жену свою, и Иаков – Лию и Рахиль (Быт.29). Разве же он не знал их, ради них служивший четырнадцать лет? Он знал их, конечно, умом, а наконец узнал и на деле. Итак, Отец, не судящий никого, но весь суд давший Сыну (Ин.5:22), видел день и умственно, и на деле; Сын же, придя спасти мир, а не осудить, видел его умственно, но так как еще не судил, то не знает дня, разумея знание практическое, т. е. самым делом.

3. Но Павел говорит: "уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, Который верен Сотворившему[5] Его" (Евр.3:1-2); и в ином месте: "Бог соделал Господом и Христом Сего" (Деян.2:36); и Соломон: "Господь соделал меня началом путей Своих для дел Своих" (Притч.8:22). Видишь как Писание объявляет Его творением и созданием? Но, о; богоборец, тебя изобличит то, что следует: "ибо всякий", говорит (Писание), "первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы" (Евр.5:1). Он получил от нас сотворенную плоть без греха, которую принес Отцу в жертву за нас. Итак, понимай слова: "Сотворившему Его" в отношении к плоти, а не в отношении к божеству. Так Бог сотворил и Его – Господа и Христа. Прежде домостроительства всюду, как показано выше, возвещается Бог, и нигде никто не называет Его творением; но по причине соединения сотворенной плоти (Писание) говорит: "соделал Господом и Христом Сего"; в виду тупоумия слушателей, оно говорит: "Господь соделал меня началом путей Своих". Видишь, что говорит о твари? Но обратимся к тому, что следует там по порядку: "прежде век Он основал Меня, прежде всех холмов Он рождает Меня" (Притч.8:23,25). Прежде всего, о, тщеславный, замечай, что эта книга называется: Притчи; все же, о чем говорится приточно, не понимается в буквальном смысле. Господь уподобил и царство небесное неводу и квасу, и зерну горчичному, и многому другому в таком же роде (Мф.13), однакож, мы не говорим, что царство есть что-либо из такового. Но я без иносказания скажу: "Господь соделал меня началом путей Своих. Прежде век Он основал меня, прежде всех холмов Он рождает меня". Итак, каким образом рождаемое творится или основывается? Или каким образом творимое рождается? Если Он – сотворен, то не рожден; мы не творим того, что рождаем, и не рождаем того, что созидаем. И каким образом возможно, чтоб несозданный Отец родил сотворенного Сына? Мы, будучи сотворенными, рождаем сотворенное; Отец же, будучи несозданным, родил несозданного Сына. Акила же, толкуя, сказал: владел Мною. Итак, выражение: "создал Меня" предсказывает о долженствующем случиться, как о случившемся уже; это – обычно в Писании, подобно тому как выражением: "пронзили руки Мои и ноги Мои" (Пс.21:17) Господь говорит: Я, Которого видите соединившимся, по Своему благоволению, с сотворенной плотью, есмь от начала, не от Марии имею Свое начало, потому что "в начале было Слово" (Ин.1:1), и: "прежде нежели был Авраам, Я есмь" (Ин.8:58). Итак, исповедуй Сына несозданным и собезначальным Отцу, чтобы и Отцу не дать начала отчего бытия. Если ты говоришь, что Сын собезначален Отцу, то каким образом Отец родил Сына? По желанию или не по желанию? Если скажем: по желанию, то они оспаривают: вот желание было прежде Слова, так как прежде чем Он пожелал, говорят, не было Сына. Если же скажем: не по желанию, то они говорят: Божество иепытывает принуждение; все же, терпящее принуждение, не Бог. А мы говорим, что как солнце имеет совечными себе лучи и сияние, так и Отец – Сына и Святого Духа, – чтобы нам не сказать, что и Отец – во власти начала. Если говорится: во власти начала, прежде чем начал бытие Сын, то Отец не был Отцом, по твоему слову, и ты будешь вынужден нечестиво поставить Отца в зависимость от начала; если же нет, то и я, с своей стороны, устремлюсь на тебя: по желанию Отец сделался Отцом или против желания? Если ты скажешь: по желанию, то смотри: прежде, чем пожелал, Он не был Отцом; итак, было время, когда Отец не был Отцом; следовательно, и Сам Он начал бытие, как Отец. Если скажешь: не по желанию, то Он подвергся принуждению, а Бог принуждению не подвергается, так как то, что испытывает принуждение, не – Бог. Видишь, в сколь великое впадаешь нечестие, если не будешь исповедывать, что Сын – собезначален и совечен с Отцем и вместе с Ним Творец? А почему я говорю: вместе Творец? Потому что написано: "Все чрез Него начало быть" (Ин.1:3). Разве не слышишь, что говорит о Сыне пророк: "из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу" (Пс.8:3) и далее  "когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил" (ст.4)? Разве не видишь достоинства Христа, который говорит: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Ин.5:17); и: "как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет" (ст.21); и: "юноша! тебе говорю, встань!" (Лк.7:14); и нечистому духу: Я повелеваю тебе: "замолчи и выйди из него" (Лк.4:35); и: дерзай, дщерь, отпускаются тебе твои грехи (сравн. Мф.9:2,22)? После того как те говорили: "никто не может прощать грехи, кроме одного Бога" (Лк.5:21), Он, изобличая их, их же устами, говорит: вы сказали, что одному только Богу свойственно отпускать грехи; итак, вот Я отпускаю грехи, и исповедайте Мое божество. Если же не веруете, то усматривайте из выздоровления тела и научитесь также и здоровью души. Тогда говорит тому: "встань, возьми постель твою, и иди в дом твой" (Мф.9:6); и опять другому: "протяни руку твою" (Мф.12:13); и "морю: умолкни, перестань" (Мк.4:39). "Девица! встань" (Лк.8:54). "Лазарь! иди вон" (Ин.11:43). "Хощу, очистись" (Мк.1:41). И все прочее, чрез что показывает Свою равночестность с Отцом, каковое все рассматривая, веруй, что Он единосущен с Отцем, и что единосущен также и Дух, так как, если Он исходит от Отца и от Сына приимет, то Дух не чужд существа Божия. Дух Божий, Дух Христов, Дух истины, Дух Утешитель – выражения, обозначающие сравнительно одно и то же. Бог – Дух, Господь же – Дух, подобно тому как и Петр говорит Анании: для чего вы сговорились искусить Духа Святого (Деян.5:3)? И, показывая, что Он – Бог, говорит: "ты солгал не человеку, а Богу" (ст.4). Видишь, что Дух, пред Которым тот солгал, есть Бог? И Павел говорит: "вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас" (1Кор.3:16). Ясно, что Дух, живущий нас, есть Бог. "Ибо мы Им живем и движемся и существуем" (Деян.17:28); и: второй Человек "есть Дух животворящий" (1Кор.15:45); и в другом месте говорит: "плоть не пользует нимало; Дух" есть то, что "животворит" (Ин.6:63).

4. Итак, не дерзни сказать что-либо против Единосущной и всемогущей Троицы. И опять: "никто из человеков не знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия" (1Кор.2:11); при этом не прибавлено: Живущего в Нем, чтобы кто-либо не подумал, что Дух – сложен. "Ибо Дух все испытует[6], и глубины Божии" (ст.10). Да, испытует, но не постигает; не написано, что постигает. Каким же образом испытует? Как любопытствующий? Как чуждый? Как неведущий? Если написано: "чрез меру трудного для тебя не ищи, и, что свыше сил твоих, того не испытывай" (Сир.3:21), то о повеленном тебе и размышляй, – нет надобности в том, что скрыто. Если Он, по твоему слову, чужд, то каким образом осмеливался исследовать глубины Божии? Об Отце написано: "Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности" (Иер.17:10). Разве потому, что не присоединено слово: постигаю, ты скажешь, что Он не знает Отца? Разве не зная, испытует и искушает, – что и о поклоняемом Духе ты дерзнул говорить? Каким образом Он сказал: "отделите Мне Павла и Варнаву на дело, к которому Я призвал их" (Деян.13:2)? Видишь власть Его; усматривай божество. И Агав: "так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме" (Деян.21:11). И апостолы: "угодно Святому Духу" ничего более не соблюдать (Деян.15:28); и опять: "пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию", и не позволил им Дух Святый (16:6-7). И опять: "Дух" Мой "Святый свидетельствует" в городе, "говоря" и проч. (Деян.20:23); и пророк: "Дух Мой", говорит, "пребывает среди вас" (Агг.2:5). Господь же: "где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф.18:20); и: "послал Меня Господь и Дух Его" (Ис.48:16). "Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас епископами[7]" (Деян.20:28) и диаконами. Замечай силу Святого Духа и достоинство, и власть. Следовательно, Дух не чужд Богу. "Видел я", говорит Исаия,  "Господа на престоле высоком и превознесенном, и вокруг Него стояли Серафимы" и проч.  "И сказал я: горе мне! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он:" (очевидно – Сидящий на престоле): "пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите" (Ис.6:1-2,5,8-9). Кто – Сидящий на престоле? Отец, говорит. Если же ты узнаешь от Павла, что – Дух, то признаешь ли Его Богом? Покажи, говорит, и верую. Слушай же, что говорит Павел: "хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию: пойди к народу сему и скажи: слухом услышите" и прочее (Деян.28:25-26). Павел говорит: "Дух Святый сказал". Исаия говорит: "сказал Господь Саваоф", так как для Писания безразлично говорить об Отце и Сыне, и Святом Духе. Итак, впредь не говори о великом и малом Боге, впадая в эллинизм. Если Сын – малый Бог, то Павел лжет, говоря: "ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа"(Тит.2:13). Кого Павел называет великим, ты не называй малым; ведь в Боге все – совершенно. И опять: "от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки" (Рим.9:5). Никогда не называй Бога сотворенным, потому что нечестив, кто поклоняется творению. Что же? Не называешь ли тела Господня сотворенным? Следовательно, смотри: и ты, неразумный, поклоняешься твари. Никто не говорит царю: сними свою багряницу, или: встань с твоего престола, чтобы я поклонился только тебе одному, но покланяется царю, сндящему на престоле и облеченному в багряницу. Бог – Слово благоволил соединнть с Собою нашу созданную плоть без порока; посему, она покланяема вместе с Богом – Словом, так как Он и обожествил ее. И, показывая это, божественный Давид восклицает: "превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!"  (Пс.98:5). В другом месте говорит (Бог): "небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих" (Ис.66:1). О, блаженный Давид, ты приказываешь нам поклоняться земле? А как же Моисей предписывает законы: не поклоняться ни небу, ни земле, ни тому, что на них? Видите таинство. Так как Он намеревался соединить с Собой без греха нашу плоть для единого поклонения, а плоть наша – от Адама, из земли, – то поэтому говорит: и покланяйтеся подножию ногу Его. Мы земле не поклоняемся, а Богу – Слову, без греха соединившему с Собой образованную из земли Адамову плоть. Итак, впредь не говори, что Сын – сотворенный Бог; в самом деле, укажи – где сказал Отец: Я сотворил Себе Сына; или Сын: Меня создал Отец? И человеческих слов Христа не бери для умаления Его! В самом деле, если после того, как было это сказано, и после того, как в Нем было явлено человеческое, некоторые дерзнули говорить, что Он воплотился притворно и призрачно, то, если бы этого не произошло, в какое только не впали бы они нечестие? Итак, всякий, кто верит святым Писаниям, да поклоняется Троице – несозданной, непреложной, неизменной, всемогущей, собезначальной, совечной и единосущной, Отцу и Сыну, прежде бесплотному, а наконец, по Своему хотению совершенно вочеловечившемуся, без греха, непреложно и неизменно; – так как, сделавшись человеком, Он остался быть и Богом, потому что не лишился Своей славы и достоинства, – и Духу Святому, Духу, глаголавшему чрез пророков. Говорящим же, что Сын или Дух преложились или изменились, или произошли из другой сущности, или из не сущего, или – что было время, когда не были, – таких кафолическая церковь да анафематствует! Этого достаточно для желающего, хотя сказано и немного, все же вполне изложить – невозможно, потому что у меня, повествующего, не достанет времени. Да "и самому миру, думаю, не вместить бы написанных книг" (Ин.21:25). Мы же недостойные. сподобившиеся получить пользу от божественных Писаний, поклоняемся Отцу и Сыну, и Святому Духу, Которому слава и держава, во веки веков. Аминь.



[1] В синод.пер., как и в септуаг., "святой дух молодого юноши", но такое чтение не соответствует смыслу, вкладываемому автором – и.И.

[2] Т. е. еретик.

[3] В септуаг.: "сыны Божии" (в синод.перев. эти слова пропущены) – и.И.

[4] Т. е. еретик.

[5]Гр. "ποιησαντι" – в рус.пер. "Поставившему" – и.И.

[6] В рус.пер.: "проницает" – и.И.

[7] В рус.пер.: "блюстителями". Гр. επισκοπος озн. "надзиратель, блюститель", здесь, по-видимому, речь не идет о формальной иерархии – и.И.

В начало Назад На главную

Hosted by uCoz