СЛОВО 8

 

Об облачном дне и собрании епископов; о данной Адаму заповеди, и о том, что получение закона было знаком великого попечения.

 

Радость Златоуста вследствие присутствия епископов при поучении. Для чего дана была первому человеку заповедь? Закон дан был в помощь человеку и есть величайшее благо и честь для тех, кому был дан. Человек пал от собственной безпечности.

 

1. Скопление облаков сделало день темным, а присутствие учителя [разумеется антиохийский епископ Флавиан] делает его очень светлым. В самом деле, не так солнце освещает тела, испуская лучи с высоты небесной, как взор отеческой любви озаряет наши души, посылая лучи от епископского седалища. Зная это, он не один прибыл к нам, но пришел в сонме светил [т.е. других епископов], чтобы больше было света. Поэтому и Церковь у нас красуется и стадо ликует, и мы с большим усердием приступаем к беседе. Где бывает собрание пастырей, там и овцы наслаждаются безопасностью. Так и мореплаватели радуются, когда у них много кормчих, потому что они, во время тишины и безветрия, посредством рулей, облегчают им труд плавания на веслах, а когда волнуется море, то своим искусством и усилиями многих рук уменьшают напор волн. Подобно этому и мы, вверив все молитвам их, смело приступим к поучению. А чтобы наставление было для вас понятнее и яснее, напомним вкратце о том, что сказано вам вчера. Я говорил о том, что человек до вкушения от дерева знал добро и зло, а не по вкушении получил это знание; объяснял то, почему (так) называется дерево познания добра и зла, и как Писание имеет обычай называть время и место по тому событию, которое совершилось в этом месте и в это время. Сегодня следует уяснить самую заповедь, которой (Бог) воспретил вкушение от дерева. В чем она состоит? "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть" (Быт.2:16). Это – божественный закон; будем же внимательны. Если, читая царские грамоты, люди заставляют всех собравшихся вставать, то тем более мы, готовясь читать не человеческие законы, а божественные, должны подняться умом и внимательно слушать, что говорится.

Знаю, что некоторые винят законодателя и говорят, что закон был причиной падения. Поэтому наперед нужно обратиться к этому и самым делом показать, что (Бог) дал закон не по ненависти к человеку и не по желанию нанести оскорбление нашей природе, а по любви и попечительности. Что Он дал его нам в пособие, послушай, что говорит Исаия: "Обращайтесь к закону и откровению" (Ис.8:20). А кто ненавидит, тот не помогает. Опять, пророк взывает: "Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей" (Пс.118:105). А ненавидящий не прогоняет мрака светильником и не направляет блуждающего на путь посредством света. Еще Соломон говорит: "светильник заповедь закона, и свет, и" жизнь, "и назидательные поучения" (Притч.6:23). Вот (закон) не только помощь, не только светильник, но и свет, и жизнь. А (делать) это свойственно не тому, кто ненавидит и желает погубить, а тому, кто подает руку и помогает. Поэтому и Павел, обличая Иудея и показывая, сколько пользы принес закон, и что он для нашей природы служит успокоением, а не отягощением, сказал: "вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом" (Римл.2:17). Видишь ли, что Бог дал закон не для отягощения, но для успокоения нашей природы? Хочешь ли узнать, что – и ради чести? Вполне достаточно и это (сказанное) может свидетельствовать о чести и попечении, однако я сделаю это ясным и посредством других свидетельств. "Хвали", говорит Давид, "Иерусалим, Господа; хвали, Сион, Бога твоего, ибо Он укрепляет вереи ворот твоих, благословляет сынов твоих среди тебя; утверждает в пределах твоих мир; туком пшеницы насыщает тебя" (Пс.147:1-3). Потом сказав и о благодеянии, которое оказывает Бог через прочее творение, указал на особенное и важнейшее (благодеяние), говоря так: "возвестил слово Свое Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю. Не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают" (Пс.147:8-9). Смотри, сколько перечислил благ: безопасность города: "укрепляет", говорит, "вереи ворот твоих", – удаление войны: "утверждает в пределах твоих мир",изобилие необходимого для жизни: "туком пшеницы насыщает тебя". Однако на дарование закона он указал, как на драгоценнейшее из всего. Желая показать, что получение закона и познание судеб Божьих есть дар, гораздо важнейший, нежели безопасность, мир, отсутствие войн, доброчадие и многочадие, и изобилие необходимого для жизни, он, поставив этот дар после всего, как венец и совокупность благ, присовокупил: "не сделал Он того никакому другому народу". "Так", т.е. как? Изобилием и другими выше исчисленными благами часто наслаждались и многие, но не о вышесказанном, говорит, а о законе я сказал, что "не сделал Он того никакому другому народу". Поэтому и прибавил: "и судов Его они не знают". Ты видишь, что закон важнее всех исчисленных благ.

 

2. Это показал и Иеремия. Оплакивая бывших в плену, он говорил: "что это значит, Израиль, что ты находишься в земле врагов? оставил источник премудрости" (Вар.3:10,12), – разумея закон. Как источник изливает много ручьев во все стороны, так и закон дает всюду много заповедей, напояя нашу душу. Потом, указывая на особенную честь, оказанную дарованием закона (пророк) говорил: сия премудрость, "не была слышна в Ханаане, и не была видна в Фемане. Сыновья Агари искали земного знания, равно и купцы Мерры и Фемана, и баснословы и исследователи знания; но пути премудрости не познали и не заметили стезей ее" (Вар.3:22-23). И показывая то, что она духовна и божественна, говорит: "кто взошел", говорит, "на небо, и снес с облаков" (Вар.3:29)? Потом прибавил: "Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю" (Вар.3:36-37). Поэтому и Давид сказал: "не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают" (Пс.147:9). На это же указывая, и Павел писал: "какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божье" (Римл.3:1-2). Видишь ли, как и он объяснил сказанное: "не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают"? Если преимущество иудейского народа состоит в том, что он один из всех людей почтен дарованием писанного закона, то, следовательно, Бог дал закон, не отягощая нашу природу, но оказывая ей честь. И не тем только почтил, что дал закон, но и тем, что дал его Сам. И точно, это самый высокий вид чести, что Он не только даровал (но и даровал Сам). Что это – великий дар, послушай Павла, который это показывает. Видя, как иудеи гордились тем, что к ним пришли пророки и, смиряя их гордость, показывая то, что мы удостоились большей чести, приняв учение не через раба, но через Господа, так говорит в послании к евреям: "многократно и многообразно говоривший издревле" отцам нашим, "в последние дни говорил нам в Сыне" (Евр.1:1). И опять в другом месте: "не довольно сего, но и хвалимся Богом через Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение" (Римл.5:11). Видишь ли, он хвалится не только примирением, но и тем, что примирение получил от Христа? И опять, прославляя воскресение, говорит: "сам Господь сойдет с неба" (1Фессалон.4:16). Смотри: и там все совершается через Господа, как и здесь дал заповедь Адаму не через какого-либо раба, не через ангела и архангела, но Сам лично, и, таким образом, оказал человеку двойную честь, – и тем, что дал закон, и тем, что дал Сам. Как же он пал? От собственной беспечности; это показывают те, которые получили закон и не пали, а сделали еще более повеленного. Но, видя недостаток у нас времени, отложу слово до другой беседы. А вы пока храните и помните сказанное, – передавайте это и тем, которые не слышали, и пусть каждый размышляет об этом и в церкви, и на рынке, и дома. Нет ничего приятнее божественного учения. Послушай, что о нем говорит пророк: "как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим" (Пс.118:103). Этот сот полагай на вечерней трапезе, чтобы всю ее исполнить духовной сладости. Не видите ли, как богатые после обеда приглашают к себе певцов и флейтистов? Они свой дом делают театром, – ты сделай твой дом небом; а сделаешь это не тогда, когда переменишь стены, или передвинешь основание, но когда призовешь к своей трапезе самого Владыку небесного. Бог не презирает такие вечери. Где духовное учение, там и смиренномудрие, и честность, и скромность; где муж, и жена, и дети в согласии и любви соединены узами добродетели, там посреди Христос. Он ищет не золотой крыши, не блестящих колонн, и не красивых мраморов, а красоты души, духовного благолепия, трапезы обильной праведностью и имеющей плоды милостыни. Когда Он увидит такую трапезу, тотчас приходит и принимает участие в собрании. Он сам сказал: вы видели Меня алчущим, и напитали (Мф.25:35). Итак, когда услышишь, что внизу громко кричит нищий, и затем дашь просящему что-нибудь из того, что находится на столе, то в лице раба ты пригласил Господа к своей трапезе, всецело исполнил ее благословений, и этим начатком положил весьма важное основание к тому, чтобы твои житницы наполнились множеством благ. Бог же мира и любви, дающий хлеб в пищу и семя сеющему, да возрастит посеянное вами и умножит плоды правды во всех вас, подавая Свою благодать, и да удостоит царствия небесного, которое да получим все мы по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, честь, держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

В начало Назад На главную
Hosted by uCoz