БЕСЕДА

НА ПСАЛОМ 126

 

1 Пeснь степеней. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бдe стрегий.

2 Всуе вам есть утреневати: востанете по сeдeнии ядущии хлeб болeзни, егда даст возлюбленным своим сон.

3 Се, достояние Господне сынове, мзда плода чревняго.

4 Яко стрeлы в руцe сильнаго, тако сынове оттрясенных.

5 Блажен, иже исполнит желание свое от них: не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратeх.

 1 Песнь степеней. Если Господь не построит дом, напрасно трудятся строители, если Господь не сохранит город, напрасно бодрствует страж.

 2 Напрасно вы встаете рано: вставайте, вкушающие хлеб (в) скорби, отдохнувши, после того как Он даст возлюбленным Своим сон.

 3 Вот наследие от Господа - сыновья! Награда - плод чрева!

 4 Что стрелы в руке сильного, то сыновья изгнанных.

 5 Блажен, кто исполнит желание свое чрез них: не устыдятся они, когда будут говорить в воротах с врагами своими.

 

 

Божественная помощь была необхо­дима иудеям не только для построения храма и города, но и для сохранения построенного; в равной мере она необходима и всем; без этой помощи напрасны самые напряженные усилия трудящихся; при ней же – и покой и многочадие. – "Что стрелы в руке сильного, то сыновья изгнанных". – Блаженство тех, делам которых спо­спешествует вышняя помощь.

 

"Песнь степеней. Если Господь не построит дом, напрасно трудятся строители, если Господь не сохранит город, напрасно бодрствует страж. Напрасно вы встаете рано: вставайте, вкушающие хлеб (в) скорби, отдохнувши, после того как Он даст возлюбленным Своим сон" (ст. 1, 2).

 

1. В этом псалме говорится о состоянии дел по возвра­щении иудеев из плена. Когда они, по освобождении из плена и по возвращении из страны иноплеменников, нашли город разрушенным, стены и башни обращенными в развалины, и начали восстанавливать их, а между тем многие, завидуя благо­получию иудеев и опасаясь их благоденствия, нападали на них с разных сторон и препятствовали делу, то среди таких со­бытий тратилось время, и было потрачено времени столько, что более сорока лет употреблено на построение храма. Это выра­зили иудеи, когда говорили: "сей храм строился сорок шесть лет" (Ин.2:20), разумея не первое построение храма при Соломоне, но последующее, бывшее после освобождения из Персии. Так как много тратилось времени на построение храма, города и стен (построение города потребовало еще больше вре­мени), то пророк, научая их опять прибегает к Богу, объ­ясняет это и показывает, что все будет напрасно и тщетно, если они не приобретут помощи от Бога. Без помощи Божией невозможно не только освободиться из плена, но и восстано­вить стену по освобождении. Что я говорю: восстановить стены и построить город? Даже построенного и оконченного никто не мог бы сохранить, если бы не имел такого содействия. Это говорит пророк для того, чтобы всеми мерами убедить их опять обращаться к помощи Божией, чтобы от спокойствия они не сделались более беспечными. Потому и Бог подавал им блага не вдруг, а постепенно и мало-помалу, чтобы после ско­рого избавления от бедствий они не обратились опять к преж­нему нечестию; и при самом даровании благ часто напоминал им о нападении врагов, непрестанно пробуждая их от бес­печности. Слова пророка сказаны вообще, но получили начало от этого события. Действительно, их нужно прилагать ко всем, чтобы и мы сами не были беспечными, не оставались в бездей­ствии, но чтобы, делая зависящее от нас, возлагали все на Бога, постоянно и во всем держась надежды на Него. Как без содействия Божия невозможно довести дела до конца, так и при помощи Божией, если мы сами будем беспечны и не дея­тельны, невозможно достигнуть конца. "Напрасно вы встаете рано: вставайте, вкушающие хлеб (в) скорби" (ст. 2). Другой переводчик (Акила) говорит: медлющим садиться (βραδύνουσι καθη̃σθαι). Третий (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): отсрочивающим сидение (χρονίζουσι του̃ καθη̃σθαι). Смысл этих слов следующий: хотя бы вы не спали, хотя бы вставали до утра, хотя бы медлили ложиться спать, употребляя все время на труды и работу, но если вы не получите помощи свыше, то все дела человеческие разрушатся и от таких усилий не бу­дет никакой пользы. "Вставайте, вкушающие хлеб (в) скорби". Этими словами он выражает, что они вели труженическую жизнь, будучи вместе и воинами и строителями. Одною рукою, говорит, они держали корзину или камень, а другою – меч, разделяя себя для строе­ния и войны, и вместе с щитами носили мусор. Так как город был не огражден стенами и беззащитен, то действи­тельно иудеи, ежечасно опасаясь внезапных и нечаянных на­падений, строили стены в вооружении; при них были мечи, щиты и копья, а вдали от них находились соглядатаи, которые извещали их о скрытных движениях врагов, и давали знак звуком труб, как скоро издали замечали их приближение. Но хотя бы вы делали это, говорит пророк, и ели хлеб в изнурении, все будет тщетно и напрасно, если не приобретете помощи свыше. Если же они так нуждались в вышней помощи для восстановления города и стен, то гораздо более нуждаемся мы, идущие путем. который ведет на небо. "Вот наследие от Господа – сыновья! Награда – плод чрева!" (ст. 3). Какая здесь связь речи? Великая и неразрывная с предыдущим. Смысл этих слов следующий: если Бог не подаст Своей помощи, то все напрасно; а когда Он подаст Свою помощь, тогда и сон приятен, тогда будет и покой, и жизнь свободная от опасностей и исполненная мира.

2. Итак, когда Бог даст им сон, когда Он успокоит их, когда Он отразит нападающих, тогда они не только по­строят город, не только сохранят его, но и получат гораздо большие блага; они будут отцами многих детей, Бог даст им еще многочадие. "Награда - плод чрева".

Что это значит? В награду, говорит, они получат многочадие. Хотя оно есть дело природы, но когда Бог подаст Свою помощь, то и оно будет успешнее, потому что и оно нуждается в помощи свыше, при ней наполнится Иерусалим множеством жителей. Впрочем, благоденствие их не ограничится только этим, т.е. построением, сохранением и многочадием, но к этому присоединится и нечто другое; а что именно, пророк объ­ясняет в дальнейших словах: "что стрелы в руке сильного, то сыновья изгнанных" (ст. 4). Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): связанных (πεδητω̃ν). Смысл слов его следующий: они не только будут находиться за без­опасными стенами, в укрепленном городе, среди многочис­ленных детей, но и будут страшны для врагов, так страшны, как стрелы. Не сказал просто: "стрелы", но "в руке сильного". Стрелы сами по себе не страшны, но: когда они в руках че­ловека сильного, тогда грозят смертью нападающим. Так они будут страшны. Кто они? "Сыновья изгнанных", т.е. тех, ко­торые некогда были слабы, были связаны. Он постоянно напо­минает им и о прежних бедствиях во время благоденствия, чтобы всеми средствами исправить сердце их, – и тем, что они потерпели, и тем, от чего избавились, и тем, чем бу­дут наслаждаться. "Блажен, кто исполнит желание свое чрез них: не устыдятся они, когда будут говорить в воротах с врагами своими" (ст. 5). Другой (Феодотион) говорит: блажен, кто наполнит колчан свой ими (φαρετραν). Т.е. и это будет дано им: сила телесная, страх для других невыносимый, многочадие, безопасность, красота го­рода, победа и трофеи на войнах. Потому он и ублажает их, как имеющих наслаждаться таким благоденствием. Они бу­дут, говорит, вооружены. Но не в этом поставляет их бла­женство, а в том, что они не постыдятся. "Не устыдятся они, когда будут говорить в воротах с врагами своими" Что это? Величайший тро­фей, величайшая слава, торжество, блаженство. Их не будут порицать, как будто не удостоившихся промышления Божия, или как будто имеющих бессильного Бога, или хотя и силь­ного, но отвергших от себя Его промышление своими грехами. Напротив, отличаясь всем этим, – городом, стенами, стра­жей, детьми, оружием, силою, – они не будут скрываться при виде врагов, но будут встречать их с великим мужеством, украшаясь, превозносясь, величаясь всем этим, как знаком Божия покровительства над ними. Верх всех благ и венец блаженства – быть в состоянии величаться помощью Божиею. По­этому пророк этим и оканчивает речь, научая всех, прежде всего, искать этого украшения и хвалиться им. Будем же и мы приобретать это украшение, чтобы сподобиться вечных благ, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава во веки веков. Аминь.

В начало Назад На главную

Hosted by uCoz