СОБЕСЕДОВАНИЕ

НА ПСАЛОМ 95

 

Хвалебная песнь Давида.

Когда строился дом, после пленения. Не надписан у Евреев

 

1. И этот псалом у евреев не имеет надписания, а имеет его лишь у семидесяти, иудей естественно отвергает их надписание, так как последнее обличает его, явно показывая, что оно направ­лено против народа иудейского. В самом деле, Давид, которому принадлежит этот псалом, жил на много поколений раньше плена, после которого, как говорится в надписании, построен был храм; следовательно здесь говорится о том плене, о котором говорит и Павел: "восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам" (Еф.4:8), а под построением храма разумеется божественное воплощение, потому что и Сам Господь говорил о Своей плоти: "разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его" (Ин.2:19). Таким образом, построение этого храма совершено было после нашего плене­ния, учиненного диаволом, потому что, желая освободить нас от него, Христос и воплотился. Об этом пленении сам Давид сказал в другом пророчестве: "Ты взошел на высоту, пленил плен" (Пс.67:19). "Воспойте Господу песнь новую, воспойте Господу, вся земля! Воспойте Господу, благословите имя Его, благовествуйте ежедневно о спасении Его" (ст. 1, 2), Почему пророк велит петь новую песнь всей земле, а не одним только иудеям, как не по причине, несомненно, новых чудес? Давид как бы предваряет своим благовествованием Павла, говорящего: "кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2Кор.5:17). Что же это за новая песнь, и от кого мы ей научимся? Пророк дал нам много песнопений, но, указывая теперь на "песнь новую", он разумеет какую-то иную новую песнь, отличную от тех. Песнь воспевал и Исаия: "воспою", говорит он, "Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его" и т. д. (Ис.5:1). Но это следует петь не всей земле, а одному только народу иудейскому, в честь которого, как говорит пророк, это и поется. Очевидно, поэтому, что пророк разумел песнь ангельскую, записанную Лукою. Это действительно была новая песнь. И пророк приглашает к пению всю землю по­тому, что так пели, как повествует названный Евангелист, ангелы: "слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!" (Лк.2:14). Когда же эти слова были сказаны? Когда создан был храм, т.е. воплотился Христос. При Его рождении эти слова и вос­пели в Вифлееме ликовавшие ангелы. Приглашая трижды к песно­пению, пророк называет трижды Господа, желая этим показать, что во Христе прославляется Троица, так как чрез Него мы познали и Духа и Отца. Сообразно этому пророк и присовокупил: "благословите имя Его", – будешь ли разуметь Отца, или Сына, иди Святого Духа, потому что имя Троице – Бог. Это имя и благословили возве­стившие нам новую песнь ангелы, которые прежде всего вознесли славу Богу в вышних. "Воспойте Господу, благословите имя Его, благовествуйте ежедневно о спасении Его" (ст. 2). Чем дальше идет время, тем дальше и Евангелие, и чем дальше простирается время, тем дальше распространяется познание о Христе. Это подтверждается дальнейшими словами: "возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его" (ст. 3). Может ли отно­сить это к себе народ иудейский? Как может возвестить славу Бо­жию среди язычников тот, кто не имеет даже права читать закон вне своих пределов? За это именно и порицал иудеев пророк Амос: "приносите в жертву благодарения квасное, провозглашайте о добровольных приношениях ваших и разглашайте о них, ибо это вы любите, сыны Израилевы, говорит Господь Бог" (Ам.4:5). И какое следует за это наказание? "За то и дал Я вам голые зубы во всех городах ваших" (ст. 6). Ясно, следовательно, что Давид указал на завет евангельский, сказав сначала: "возвещайте", а затем: "в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его". Ка­кие же именно? Что мы, рожденные от крови и плоти для смерти, возрождаемся чрез воду крещения для жизни. Эти именно чудеса Бог повелел ученикам возвестить язычникам: "идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам" (Мф.28:19,20). Смотри, что сказал дальше пророк об этом имени, т.е. об имени Отца и Сына и Святого Духа. "Ибо велик Господь и весьма славен, страшен для всех богов" (ст. 4). Как велик Бог, излишне и говорить, потому что это признается всеми. "Весьма славным" называет Его пророк за то, что Он, будучи чрезмерно великим, снисходит к смеренным, и, будучи праведным, терпеливо ждет спасения грешников. Но если Бог для нас благ, то для демонов Он страшен. Этих послед­них пророк и назвал здесь богами, не потому, что они действительно боги, а потому, что так называются некоторыми, как о том свиде­тельствует Павел: "мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле" (1Кор.8:4,5). А кем они так называются, узнай из дальнейших слов: "ибо все боги язычников – бесы, а Господь небеса сотворил" (ст. 5). В Священном Писании обычно демонами называются злые духи, как это видно из Евангелий, которые постоянно употребляют это выра­жение. Греки же, находя название почетным, называют их демонами, т.е. огненными и обладающими знанием, и этим, не ведая, вместо похвалы, себе наносят позор, поскольку это имя для демонов, как знающих нечестие, служит названием позорным. Симмах, вместо: бесов, перевел: несуществующие, так как демоны преданы нечестию, не имеющему для себя основания, а Акила: воображаемые, так как они владеют ложным и вымышленным именем.

2. Итак, все языческие боги – демоны: признают ли язычники одних из них меньшими, других – большими, все они одинаково принадлежат к враждебным и злым силам. Откуда это видно? "А Господь небеса сотворил" (ст. 5), т.е. демоны не были бы низвер­жены с неба, если бы не отпали чрез свое нечестие от создавшего небеса. Но смотри, кого вместо них и для чего приняло небо. "Исповедание и красота пред Ним, святость и великолепие во святилище Его" (ст. 6). Под исповеданием пророк разумеет исповедников, а под святыней – святых. Их-то Бог принял на небеса вместо низверженных демонов. С исповеданием Бог соединил и кра­соту, потому что исповедующий свой грех пред Богом, превра­щается из покрытого срамом в облеченного в благолепие и является пред лицом Божиим, тогда как прежде не был пред Ним. Бог отвращает лицо Свое от грешников, пока они не раскаются и не исповедуются Ему, почему тот же псалмопевец и взывает к Богу: "не отвергни лица помазанника Твоего" (Пс.131:10), когда восчувствовал свой грех. Со святостью Бог соединил великолепие, потому что нет ничего великолепнее святого, – ни пророк, ни священник, ни царь не может сравниться с ним, потому что во святых почивает Бог, как Святой. Потому-то Он ставит их не пред ли­цом Своим, как исповедников, а принимает в собственное свя­тилище, и делает Своими сожителями и общниками Своей славы и царства. К этим-то святым относи дальнейшие слова: "принесите Господу, отчизны народов, воздайте Господу славу и честь! Воздайте Господу славу имени Его, возьмите жертвы и входите во дворы Его" (ст. 7, 8). Не без причины про­рок велел в начале псалма воспевать новую песнь, а потому, что в нем содержится некоторое новое призвание, новая проповедь. Как видишь, здесь призываются язычники, от которых требуется приношение словесное, не тельцы или овцы, или какие другие подоб­ного рода жертвы, а слава и честь, – слава как Богу, потому что слава Его принадлежность, – почему и херувимы приносят Ему песнословие, говоря: "благословенна слава Господа от места своего!" (Иез. 3:12), – а честь как Отцу, потому что говорится в законе: "почитай отца твоего и мать твою" (Исх.20:12). Язычники познали Бога как Отца чрез восприятие Духа. Потому Спаситель и научил нас говорить Богу: "Отче наш, сущий на небесах" (Мф.6:9). Сказав о славе и чести, пророк вспомнил еще и о другой славе. "Воздайте Господу", говорит он, "славу имени Его", и этою второю славою указывает на крест, желая, чтобы мы приносили его Христу, насколько он составляет Его славу. Вот почему другие переводчики сказали: славу имени Его. Как же мы приносим Христу крест? Если мы распинаем себя в своей жизни. "Кто любит отца или мать более, нежели Меня", говорит Христос, "не достоин Меня" (Мф.10:37). Заметь, как пророк желает, чтобы прославлялся Бог в Троице. Потому он и повелевает трижды воссылать Ему славу и трижды называет Господом. "Воздайте Господу славу имени Его, возьмите жертвы и входите во дворы Его". Какие дворы? Очевидно, церкви, рассеянные по всей все­ленной. Чтобы кто-либо не подумал, что последние, по причине их множества, разделены друг от друга, пророк назвал их одним двором, присовокупив далее: "поклонитесь Господу во дворе святом Его. Да подвижется от лица Его вся земля!" (ст. 9). Итак, хотя церквей по числу и много, но по существу они составляют одну церковь, которая и называется святою, как тело Святого во святых. Жертвы пророк повелевает приносить не кровавые, а жертвы славословия, как это ясно показал он словами: "поклонитесь Господу во дворе святом Его. Да подвижется от лица Его вся земля" (ст. 9). Для чего? Для того, чтобы она переменила прежнее свое состояние и получила более прочное и твердое основание чрез Христа.

3. Земля потряслась во время распятия и воскресения, каждое из которых представляет лицо Единородного, поскольку в кресте и воскресении мы и доныне видим силу Его лица. "Скажите народам, что Господь воцарился и утвердил вселенную, которая не подвижется, будет Он судить народы по правде" (ст. 10). Почему "народам"? Потому что иудеи не выносят слуха проповеди, почему Павел и Варнава и говорили им: "вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам" (Деян.13:46). В чем же признак царства Господня? "Господь воцарился и утвердил вселенную, которая не подвижется". Под царством Божиим пророк разумеет наше подчинение Богу; этим последним Бог и исправил вселенную, покорив богопознанию непослушного и непокор­ного человека. Почему же иному земля уже не поколеблется, как не потому во всяком случае, что пришедший Христос уничтожил коле­бавших ее, т.е. демонов? "Будет Он судить народы по правде", т.е. по спра­ведливости. Мы не можем оправдываться незнанием и роптать на суд Божий в виду того, что будто бы не знали Его закона, потому что Евангелие Христово пронеслось по всей земле. Впрочем, эти слова гораздо более могут относиться к иудеям; Бог будет судить их "по правде" за то, что "пришел к своим, и свои Его не приняли" (Ин.1:11), как говорит Иоанн. "Да возвеселятся небеса и да радуется земля, да придет в движение море и что наполняет его!" (ст. 11). Какая причина этой радости? Пришествие Спасителя, как это ясно видно из дальнейшего. Итак, было обще и небу и земле таинство, совершившееся на последней, так как о преклонив­шем небо и сошедшем с него говорится, что Он произойдет и от земли по плоти. "Да придет в движение море и что наполняет его" – не бур­ным волнением, а волнением радости и ликования. Под исполне­нием его разумей реки и озера, поскольку все собрания вод при творении названы Богом именем моря: "назвал", говорится, Бог "собрание вод морями" (Быт.1:10). Что же приносят воды таинству Единородного? Очевидно, крещение. "Возрадуются поля и все, что на них, тогда возрадуются все деревья дубравные" (ст. 12). Сказав о море и упомянув о том, что его наполняет, пророк естественно далее указывает на поля, или пашни, и что на них находится, желая обозначить этим совокупность всего, находя­щегося на земле. Почему же он велит им радоваться? "Тогда возрадуются все деревья дубравные". Когда и почему? "От лица Господа, ибо Он грядет, ибо Он грядет судить землю, судить вселенную по

правде и народы по истине Своей" (ст. 13). Пророк возвещает величайшую ра­дость деревьям, какую они получат с пришествием Христа чрез Его Крест, – и не просто деревьям, а дубравным, т.е. бесплод­ным, так как известно, что для изготовления креста взято было не плодоносное дерево, а бесплодное. Тем не менее, участниками радости стали все деревья земли, как свидетельствует настоящий стих. Разумей под деревьями дубравными в виду их бесплодия и грешников, о которых Исаия говорил: "да не говорит евнух: вот я сухое дерево" (Ис.56:3), т.е. не рождающее пло­дов. Но пришествие Христово заставило и их радоваться. "Ибо Он грядет, ибо Он грядет судить землю, судить вселенную по правде и народы по истине Своей". Не без причины пророк говорит два раза "грядет", а, желая указать на оба пришествия Христа. Выше он ясно возвестил первое Его пришествие, почему и сказал о нем, не упоминая о суде, так как Христос пришел тогда не судить мир, а спасти мир (Ин.2:47); теперь указывает на второе при­шествие, в которое Он будет судить землю и вселенную, т.е. человека, который, как происшедший от земли, называется ее име­нем, и вселенную, как место обитания Божия: "и Слово стало плотию, и обитало с нами" (Ин.1:14). Не только землею и вселенною на­звал пророк человечество, но и народами – не народом, – в виду различия по языку, по образу жизни, по богопочтению, и многому другому, что отделяет людей друг от друга. Если говорится, что будет судить "вселенную по правде" и "народы по истине", то под вселен­ною разумеется не что-либо отличное от людей, потому что если бы не было людей, то кем заселялась бы земля? Равным образом и правда не что-либо отдельное от истины, а одна восполняет другую, так что нет ни правды без истины, ни истины без правды, почему и Христос называется обоими именами.

Hosted by uCoz