СОБЕСЕДОВАНИЕ

НА ПСАЛОМ 99

 

Псалом Давида во исповедание

 

Хотя этот псалом лишен надписания, тем не менее, это не дает права считать его не принадлежащим пророку Давиду. Может быть пророк не пел его в храме и не передал другим псалмо­певцам, почему и оставил его без имени. Под исповеданием здесь надо разуметь благодарение, потому что в этом последнем и заклю­чается цель данного пророчества. Вот почему Акила переводит: в благодарение, Симмах: в благословение, а пятое издание: в похвалу. "Воскликните Богу, вся земля! Работайте Господу с веселием, входите пред Ним с радостью" (ст. 1, 2). И в этом пророчестве замечается великая точность и по­следовательность, если кто исследует его внимательно. Восклицать пророк приглашает всю землю, как будто мы победили общего всем врага; затем, когда мы узнали, что виновник победы Бог, пророк повелевает нам работать Ему в веселии, подобно тому, как говорит и Павел: будем все радоваться, непрестанно молиться, о всем благодарить (1Фес.5:16,17,18), зная, кому и за что мы рабо­таем, от какого рабства освобождены и к какому призваны, сколь легкое иго получили взамен тяжкого. "Входите пред Ним с радостью", т.е. с радостью. Пророк разумеет не здешнюю радость. Подобно тому как для зрелых мужей кажется смешною радость детей, потому что они радуются и восхищаются ничего нестоящими вещами, так и радость грешников представляется достойной порицания для праведников, потому что они радуются нахищенному и награбленному богатству и другим подобного рода вещам, которым нельзя будет радоваться, когда мы должны будем предстать пред страшным Су­диею; напротив, мы должны радоваться, когда подвергаемся ограбле­нию, подвергаемся клеветам, потому что с такою радостью можем явиться пред лицо Божие, как об этом свидетельствуют слова Господа: "блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах" (Мф.5:11,12). "Знайте, что Господь – Он есть Бог Наш, Он сотворил нас, а не мы, мы же народ Его и овцы пажити Его" (ст. 3). Видишь, как Дух Снятый заграждает всякие еретические уста? Так как некото­рые еретики, желая разделить Троицу и унизить достоинство Едино-родного, ссылаются на то, что в Священном Писании Он называется Господом, а Богом называется Отец, измышляют несуществующее различие между Господом и Богом, и на свою погибель обращают в богохульство апостольское изречение: "у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос,

Которым все, и мы Им" (1Кор.8:6), и говорят, что Сын, как Господь, меньше Отца, так как не называется Богом, и что это имя не должно и прилагаться к Нему согласно с дальнейшим апостольским изречением: "но не у всех такое знание" (ст. 7), – то пророк, желая прекратить их пустословие, говорит: "знайте, что Господь – Он есть Бог Наш", дабы они больше не дерзали отделять ни Господа от Бога, ни Сына от Отца. "Он сотворил нас, а не мы". Не сами собою мы существуем, как думают некоторые, а "мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела", как говорит Павел (Еф.2:10); должны, следовательно, признавать некоего Творца. "Мы же народ Его и овцы пажити Его". "Входите во врата Его с исповеданием, во дворы Его с песнопениями, исповедайтесь Ему, хвалите имя Его" (ст. 4). Чьи мы овцы, узнай из слов Единородного: "овцы Мои слушаются голоса Моего" (Ин.10:27). Его мы и "народ", как Он говорил нам о том устами пророка: "и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом" (Иез.36:28). Итак Он есть Господь и Бог; тем и другим называется Сын, как и Отец. В Его врата пророк приглашает войти "с исповеданием", а во дворы "с песнопениями". Сначала, следовательно, должно принести исповедание, и после этого уже петь. Подобно тому как двери закрывают дворы, и никто не может очутиться внутри двора, если не войдет чрез дверь, так точно и мы, прежде чем не исповедуемся, не можем воспевать, потому что нужны чистое сердце и уста, свободные от гре­ховной скверны, если мы хотим угодить Богу жертвою наших песно­пений. "Исповедайтесь Ему, хвалите имя Его". Опять пророк ставит исповедание раньше хвалы, желая яснее пред нами запеча­тлеть сказанное в предшествующем стихе. Исповедаться пророк повелевает Ему как Богу, а хвалить велит имя Его, каковым является Спаситель, поскольку это последнее служит причиной на­шего спасения, как о том свидетельствуют Петр и Иоанн, гово­рившие иудеям: "ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян.4:12). Вполне справедливо псалмопевец в виду этого и присовокупил: "ибо благ Господь, во век милость Его, и в род и род истина Его" (ст. 5). Истина Его, явившись в настоящем роде, явится и в бу­дущем, когда Он воздаст каждому по делам его. А эта неоспори­мая и неложная истина заключается в том, что Христос "Господь, во век милость Его", потому что как Христос, т.е. как милосердый и человеколюбивый, Он в настоящей жизни дарует Свою милость, чтобы мы, если по беспечности и впадем в заблуждение, обратились к Нему по Его человеколюбию.

Hosted by uCoz