СОБЕСЕДОВАНИЕ

НА ПСАЛОМ 102

 

Считают, что этот псалом и по самому содержанию своему служит продолжением предыдущего. Там плененные в Вавилоне, оплакивая свои несчастья, умоляли Бога о возвращении. А здесь, полу­чив то, о чем просили, они будто бы восхваляют Благодетеля. Но я думаю, что эта хвалебная песнь назначается для всех вообще лю­дей, избавившихся от более тяжкого рабства и удостоенных боль­шей свободы. И разбор содержания псалма покажет, что это значе­ние больше соответствует истине, чем первое.

 

1. "Благослови, душа моя, Господа и вся внутренность моя – имя святое Его!" (ст. 1). Душа занимает средину: с одной стороны, тело склоняет ее к удовольствиям, с другой – дух влечет к Богу, побуждая благословлять Его, т.е. проповедовать Его и прославлять всегда. Об этих трех вспоминал и Павел: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится" (1Фес.5:23). Здесь разумеется дух че­ловека, который в нем, и о котором в другом месте говорит (апостол): "стану молиться духом, стану молиться и умом" (1Кор.14:15). Пом­нит и Моисей, во-первых, о теле: "и создал Господь Бог человека из праха земного" (Быт.2:7), во-вторых, о душе: "сотворим человека по образу Нашему" (Быт.1:26), и, в-третьих, о духе: "и вдунул в лице его дыхание жизни" (Быт.2:7). Все душевные силы пригла­шает дух благословлять Бога, – каковы: сила мысли, разума, гнева, желания, представления, воображения, чувства, о которых о всех во­обще сказал: "внутренность". Подобно этому и Павел говорил о про­славлении Бога: "едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию" (1Кор.10:31). Итак, все, что внутри человека, возносит песнь Богу; но побуждаются действующие силы души выражать хвалу Богу и чрез органы тела. Некоторые относят душу, к духу, однако не в том смысле, что она одушевляет его, но что, наоборот, находится под его управлением. Силу разума он помещает "внутри" чело­века, подобно тому, как и Спаситель сказал, что царствие Божие внутри нас (Лк.17:21). И вообще душевные силы – в обычных и добрых своих отправлениях – относятся к внутреннему миру че­ловека, а о дурных проявлениях говорится, что они выходят из сфер внутреннего. Итак, эти-то душевные силы псалмопевец (под именем "внутренность") побуждает воспевать Бога. Конечно, и всем людям следует говорить: "благослови, душа моя, Господа". По чувству благодарности за божественные благодеяния они должны возбуждать себя к песнопению, чтобы воздать Благодетелю, чем могут. А петь всегда есть возможность, равно как и сохранять живую память о благодеяниях. (Поступающие так) и весь внутренний мир свой освящают, и всякое помышление обращают к прославлению Бога. Выражением "внутренность моя" псалмопевец указывает, конечно, и на мысли, и на чувства, и на все душевные движения. "Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его" (ст. 2). Опять душа наставляется не ослабевать, отогнать тень забвения и возобновить в памяти благодея­ния, потому что кто только помнит божественные благодеяния, тот не перестанет воспевать Его. "Воздаяния" – Симмах так и перевел: "благодеяния". Далее, перечисляет эти благодеяния в отдельности. "Очищающего все беззакония твои, исцеляющего все недуги твои" (ст. 3). Господь даровал тебе оставление грехов, Он послал тебе исцеле­ние в страданиях. То и другое ты получил, ничего не имея. Ко­нечно, слышал (пророк Его слова): "прощаются тебе грехи" (Мф.9:5; Лк.5:20), и: "встань, возьми постель твою и иди в дом твой" (Мк. 2:11). Так грешница получила исцеление и прощение грехов, так разбойник, так мытари, так все уверовавшие. "Избавляющего от истления жизнь твою" (ст. 4). Отведенных в Вавилон пленни- ков Он освободил от рабства, но не избавил от тленной жизни; нам же Он даровал надежду воскресения, дал залог Духа и обла­чил нас в одежду нетления. "Ибо благодатью вы спасены через веру", говорит божественный апостол, "и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф.2:8,9); и опять: "Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной" (1Тим.1:15,16). Вот венец благо­дати и человеколюбия. Так и божественный Исаия от лица невесты взывает: "радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством" (Ис.61:10). И немного спустя: "и будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего" (Ис.62:3). Все это дары жениха, потому что невеста принесла одну только веру. "Исполняющего благие желания твои, обновится, как у орла, юность твоя" (ст. 5). Так как есть худые желания, которые и закон запрещает, то хорошо прибавил он: "благие", потому что испол­няет Господь благие наши желания. "Просите", говорит Он, "и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят" (Мф.7:7,8). "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф.6:33). "Обновится, как у орла, юность твоя". Опять и это обновление нам даровал Господь – во святом крещении, когда, очистив старость греха, сделал нас, уже соста­рившихся (грехом), юными. Согласно с этим говорит Бог чрез пророка Исаию: "надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы" (Ис.40:31). Так как при создании мы получили божественный и царственный образ, а потом испортили и омрачили его всякого рода грехами, то пророческое слово и обещает нам вос­становление в царском достоинстве. Орел – царственная птица и считается царем птиц. Этим указывает нам и образ божественной славы, что она обновляется в нас отложением ветхого человека и облечением в нового, обновляемого в познании Творца. Так, гово­рит, будет обновлена твоя юность, что она всегда и впредь будет обновляться в нетленной жизни. Так как орел из всех птиц самая царственная и достигает в своем полете наибольшей высоты, а с другой стороны – из всех животных единственное способное смотреть на сияние солнечного света и выдерживать его, не закрывая глаз, то вполне справедливо обновление души, полет ее от земли на небо, и будущую жизнь ее в высочайшем свете, пророк срав­нил с природой орла. "Господь – творящий милостыни и судьбу всем обижаемым" (ст. 6). 2. "Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом" (Тит.3:5). Увидев нас угнетенными неправдой диавола, врага истины, Он открыл нам источники истины, а над ним произнес праведный суд. Как Отец милосердия, и единый благой, искупив от неправды души захваченных диаволом в свою власть, приняв рукописание наших грехов и пригвоздив его на кресте, Он сде­лал нас свободными. Это рукописание мы наполняли нашими делами, и пока оно было в руках диавола, мы были его должниками. И вот Бог даровал нам суд, кровью Сына Своего очистив нас и от того, в чем мы сами были неправедны, и от того, что терпели мы от неправды диавола. Потому и Павел научил нас лучше терпеть не­правду, чем причинять ее, так как для терпящих неправду суд Божий является благодеянием, а для виновных в ней наказанием, лишая их обетования. "Неправедные Царства Божия не наследуют" (1Кор.6:9).

"Он явил пути Свои Моисею, сынам Израиля – желания Свои" (ст. 7). Не нашей заботливостью устроилось дело нашего спасения, но свыше предвозвестил его Бог чрез пророков, а рукою дивного Моисея изобразил его для нас как бы на картине. При этом море послужило образом всесвятого крещения, скала явилась тенью бессмертного источника, манна – образом небесной пищи, и вообще все, чтобы не перечислять в отдельности, можно найти там преднапи­санным. Пути же и хотения Его означают добродетели, как видно из слов: "пути Твои, Господи, скажи мне" (Пс.24: 4), и из ска­занного Павлом волхву Елиме: "перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?" (Деян.13:10) Тот же смысл имеют слова: "поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева" (ст. 22). Итак, говорит, что, дав Моисею закон, Го­сподь открыл ему значение образов закона и тени по отношению к будущим благам, духовным и первообразным, научил его, что та­кое суббота, что означают жертвы и кто такой Сын Израилев, о котором сказано: "избранный Мой" (Ис.42:1). Все это от­крывает Бог тем, кто умеет смотреть: и что такое иудеи в таинственном смысле, и что такое обрезание сердца, и жертвы хвалы и оправдания. "Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив" (ст. 8). Вот причина стольких благодеяний, и прежних, и настоящих, как сказал и Моисей: "Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов" (Исх.34:6,7). Эти-то Свои свойства открыл Господь Моисею под именем путей Своих, а Его совершенства во всех отношениях обнаруживаются как бездна божественной благости, безмерная милость, море человеко­любия. "Не до конца будет гневаться и не во век негодовать" (ст. 9), Он не сохраняет гнева навсегда (это и значит – "не до конца"), но и милость Свою не расточает недостойным без меры. Но если Бог есть Судия праведный, крепкий и долготерпеливый, то как Он воз­дает каждому по делам Его? Конечно, Он растворяет гнев Свой милостью, и когда время милости – облекается ею, когда же время гнева – проявляет его в день гнева и праведного суда, когда именно, говорит Павел, "воздаст каждому по делам его" (Римл.2:6). Потому и говорит псалмопевец: "и не во век негодовать", разумея настоящий век, так как суд и гнев Господь оставил для будущего века. "Не по беззакониям нашим Он сотворил с нами и не по грехам нашим Он воздал нам" (ст. 10). Он удерживается соразмерять наказание с нашими грехами и не простирает Своего негодования против нас слишком далеко. Как истинный Бог, Он имеет снисхождение и терпение не случайно, но по существу является их источником, поэтому не нака­зывает тотчас по совершении греха, а ожидает смягчения гнева, как Сам говорит: "когда гнев ярости Моей придет, тогда исцелю", и наказа­ние уменьшает, не налагая заслуженного. "Ибо сколь высоко небо над землею, (столь же великую) милость Свою утвердил Господь на боящихся Его. Насколько отстоит восток от запада, (настолько) Он удалил от нас беззакония наши" (ст. 11,12). И если бы нашел псалмопевец еще большие расстоя­ния, конечно, указал бы их, желая показать необъятность божествен­ной благости. Но ни выше неба, ни шире пространства между восто­ком и западом – мысль человеческая не нашла измерения. Во тьме за­пада оказываются люди, пребывающие во грехах, а получившие избавление от грехов, очевидно, полагаются во свете. Вполне справедливо назвал псалмопевец избавление от грехов переходом от запада на восток, вместе с тем и нас научая, какое расстояние между грехом и правдой. "Как отец ущедряет сынов, так Господь ущедрил боящихся Его" (ст. 13). 3. Отеческую доброту обнаруживает Творец и Создатель, или лучше сказать, из сожаления к боящимся Его Он принял их как своих детей. И не с отвращением сделал это Господь, но, зная сердца человеческие, которые Он же все и создал; Он знает, что каждому полезно, и к чему мы имеем силу и способность, то и дает нам, чтобы чрез исполнение Его воли нам сделаться Его сынами. Можно сказать, что Господь по собственному опыту узнал нашу природу, сделавшись плотью, и что Он имел природное расположение считать нас своими детьми. "Ибо Он знает образование наше: помнит, что мы – прах" (ст. 14). Знает Создатель немощь нашей при­роды; знает и из чего мы созданы, и во что обращаемся. Как обыкновенно бывает при просьбах, выставляют на вид то, что есть в нас худшего. Конечно, не всецело мы прах, есть в нас и образ Божий и подобие. Но прах означает здесь нашу немощь, вызывающую на сожаление. "Человек – как трава, дни его, как полевой цветок, так и он отцветет" (ст. 15). "Как только дух прошел в нем, (его уже) не будет, и не узнает он более места своего" (ст. 16). Мы нисколько не лучше травы и цветов, которые весной цветут, но скоро засыхают и погибают. Опять речь о наружном покрове человека: по веществен­ному составу, как прах, мы после краткого срока жизни уподобляемся засыхающей траве. Это согласуется и с словами пророка Исаии: "всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой" (Ис.40:6). "Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее" (Иак.1:11). С этим сравнивает и кажущееся благоденствие людей – богатство, славу, достоинство: все это подобно сену увядает. Симмах передал это место так: "потому что дух проходит через него, и потом – нет его". Духом называет душу, в присутствии которой тело живет и действует, а когда она отлетает, тело умирает и разлагается, так что совершенно утрачивает свои прежние отличи­тельные черты и тогда уже нет возможности отличить, что принад­лежало одному человеку и что другому. Несомненнейшим образом можно убедиться в этом, заглянув в могилу. Там все одинаково становится добычей тления и не сохраняет своих прежних свойств. "Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их" (ст. 17,18). Итак, природа наша столь преходяща, но бо­жественное человеколюбие дарует ей долговечную жизнь и для от­даленных потомков сохраняет воздаяние правды, заслуженное пред­ками. Конечно по заслугам патриархов удостоил Господь Своего из­брания и особенного попечения происшедший от них потом народ, что и показал чрез Моисея, говоря: "не говори в сердце твоем, что за праведность мою привел меня Господь, не за праведность твою и не за правоту сердца твоего, но исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим" (Втор.9:4,5). В другом смысле – сынами праведных мужей будут ревнители их дел. Навсегда распространяет Господь свою милость; Он всегда милостив, будучи благ по природе, но с этой милостью Его сопряжена правда к хранящим завет Его, по которой Он делает их за их добродетель наследниками грядущих обетований. Они не просто помнят заповеди, но исполняют то, для чего они даны; так и Спаситель сказал: "кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня" (Ин.14:21). Наследует обетования не тот, кто помнит заповеди, но кто исполняет их. Так, за Ииу­ем до четвертого поколения сохранил Господь царство, хотя он только в начале царствования оказал ревность, а совершенного благо­честия не соблюл. Так, и великому Давиду сохранил Господь искру семени его неугасимой, несмотря на то, что много нечестивых следо­вало за ним в его роде. Эту, говорит, милость простирает Господь "хранящих завет Его" и не просто "помнящих заповеди Его", но сопро­вождающим слова делами и по ним располагающим свою жизнь. "Господь на небе уготовал престол Свой, и царство Его всеми обладает" (ст. 19). Сказано, что Он "обладает всеми", а не "царствует", потому что не все достойны Его царства. Поэтому, проводящим еван­гельскую жизнь Спаситель обещал небесное царство, но как Господь Он обладает и недостойными. Напоминают эти слова и сказанное в другом псалме: "Господь Бог наш, на высоте живущий и на смиренных взирающий" (Пс.112:56). И здесь пророческое слово научает нас, что на небе имеет престол Господь всех, но наблюдает за созданием и управ­ляет им, как Творец, Царь и Владыка. "Благословите Господа, все Ангелы Его, сильные крепостью, творящие слово Его, слушающие глас слов Его" (ст. 20).

4. Вполне справедливо призвал псалмопевец небесные силы к участию в песнопении. Конечно, человеческая природа не в силах достойно прославить Благодетеля: (это могут сделать только) бестелес­ные и святые существа, проводящие жизнь бесстрастную и способные выполнить божественные повеления. Мог и иное иметь в виду про­рок: что, говорит, касается тебя; о, душа, – ты бессильна по достоин­ству воспеть Бога, однако, насколько можешь, делай это. Но знай, что по достоинству благословляют Его только ангелы Его, сильные кре­постью, неуклонно исполняющие слово Его и достойные слышать го­лос Его и слова Его. И вот, если между людьми найдутся прово­дящие жизнь, равную ангельской, подобно сказавшему: "все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе" (Флп.4:13), пусть они благословляют Его. Но никто из преступающих слово Его и ослушников гласа Его пусть не осмеливается безрассудно делать это. "Благословите Господа, все силы Его, слуги Его, творящие волю Его" (ст. 21). Упомянув об ангелах, пророк затем назвал силы, в одном наименовании соединив всех, чтобы не перечислять отдельно небесные чины, о которых и Павел вспомнил отчасти, сказав: "превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого" (Еф.1:21), и в другом месте: "видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли" (Кол.1:16). Назвав слуг Его творя­щими волю Его, псалмопевец противопоставил их соименных им противным силам. Тех он, конечно, не призывает к восхвале­нию Бога, тех, т.е., начальств, властей и миродержителей тьмы (века) сего и духов злобы. Все же небесные чины назвал ангелами и си­лами: ангелами, как служащих повелениям Божиим и возвещаю­щих слова Божии; силами же, как способных исполнять Его прика­зания и как получивших от Творца власть над природой.

"Благословите Господа, все дела Его, на всяком месте владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!" (ст. 22). Этими словами убеж­дает душу не уклоняться от восхваления Творца под предлогом слабости сравнительно с небесными силами, потому что не им только, но всем вообще творениям Божиим заповедано благословлять Господа, каждому по своей силе. Для этого пригодно всякое место, не только небесное. (Не место) дает цену благословению, а добрые дела. И вся­кое неодушевленное и бессловесное существо, хотя бы оно казалось вредным, по неизреченной мудрости полезно в общей (гармонии создания) и участвует в славословии Бога, так как каждое благо­словляет Бога по достоинству места, какое занимает (в мире). Де­лай это, говорит пророк, и ты, душа, в каком бы месте ты ни оказалась – на земле ли, или в лучшем мире. И там вместе с ликами ангелов благословляй Его за небесные и совершенные блага. К иудеям это не относится. Они, принуждаемые пленив­шими их воспеть от песней Сионских, говорили, опираясь на за­кон: "как запоем песнь Господню на земле чужой?" (Пс.136:4) А нас божественный апостол научает на всяком месте воздевать с молитвой преподобные руки (Тим.2:8). Это Владыка Христос сказал самарянке: "поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин.4:21,23,24). "Благослови, душа моя, Господа" – конец созвучен с началом. Призвав к участию в прославлении Бога умные существа, пророк научает и нас, как только можем, воздавать честь Творцу, и соразмерно со своими силами приносить Ему благодарственную песнь, потому что Ему слава во веки. Аминь.

 

Hosted by uCoz