СОБЕСЕДОВАНИЕ

НА ПСАЛОМ 106

 

Аллилуиа

 

1. Много раз мы указывали, что ветхий завет есть тень нового. Не менее легко убедиться в этом и из настоящего псалма. И он с одной стороны предрекает освобождение иудеев, а с другой – пред­сказывает спасение всех людей. В сто четвертом псалме были изображены обетования, данные Богом патриархам, и дары, получен­ные потомками их; в следующем за ним псалме помимо благодея­ний описана и неблагодарность иудеев, и постигшие из-за нее бед­ствия. А настоящий псалом предсказывает освобождение от плена по неизреченному человеколюбию Божию. Но так как и те псалмы в образах сени говорили о том, что принадлежит нам, то и в этом псалме поищем предсказаний о нашем спасении, потому что суще­ственное в пророчестве относится больше к нам, чем к тем.

"Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его" (ст. 1). Опять пророческое слово повелевает прославлять благодетеля Бога; повод же к прославлению находит в Его человеколюбии. Ко­нечно, говорит, так могли бы только люди, избежавшие бедствий благо­даря исключительно милости Божией, без всякого содействия со своей стороны. И такая милость для достигших чего-нибудь временного не продолжительна, для удостоившихся же вечных благ она вечна. А между тем сказано: "вечною милостью помилую тебя" (Ис.54:8); (сказано это) о Том, Который творит милость в тысячах любящих Его и уготовляет им, "не видел того глаз, не слышало ухо" (1Кор.2:9); "благ" и "милость" здесь, конечно, синонимы. "(Так) пусть скажут избавленные Господом, которых Он избавил от руки врага" (ст. 2). По­казав в предшествующем псалме, где было сказано: "разгневался в ярости Господь на народ Свой, и возгнушался наследием Своим" (ст. 40), отвержение народа иудейского, здесь пророк го­ворит о призвании язычников со всей вселенной, собираемых и исторгаемых Спасителем из рук диавола для святой Своей Церкви. Напрасно, конечно, ожидают иудеи, что они, собравшись из рассеяния между язычниками, будут сами по себе обитать в Иудее. За истек­шую тысячу лет со времени пленения их в Вавилоне этого не слу­чилось, призвание же язычников совершилось на деле. "И собрал их от стран: от востока и запада, и севера и моря" (ст. 3). Мы не ви­дим, чтобы это исполнилось на иудеях: они по всей вселенной жи­вут рассеянно; Церковь же из язычников Господь призвал и со­брал во всех пределах вселенной, восточных и западных, север­ных и южных, и такие собрания можно видеть повсюду на суше и на море. Только в слабой степени подобное можно было бы сказать об иудеях, когда одни из них возвратились из Вавилона, другие же в небольшом числе были собраны из Египта и окрестных стран. "Блуждали они в пустыне безводной, пути в обитаемый город не находили" (ст. 4). Жизнь призванных из языч­ников прежде была безводной и бесплодной. Как язычники, лишен­ные разума, они заблудились и предавались служению безгласным идо-лам; в то же время, чуждые жизни Израиля, они томились голодом и жаждой души, потому что лишены были разумной пищи и духовного питья, согласно с словами: "не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних" (Ам.8:11). Конечно, и для иудеев Вави­лон был пустынным и безводным. Пустыней был он в отно­шении Бога, и народ иудейский, находясь там в рабстве, был лишен духовного орошения. Точно также и уверовавшие из язычников жили в безводной пустыне, не имея упования и будучи безбожными, как говорит апостол: "вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире" (Ефес.2:12). Ни иудеи не были в силах убежать от своих поработителей и возвратиться в свое отечество, ни уверовавшие из язычников до вочеловечения Спасителя не нашли пути, ведущего к божествен­ному городу. Под городом же здесь нужно разуметь общество благо­честивых. "Они алкали и жаждали, (так что) жизнь их пропадала в них" (ст. б). Го­лод божественного учения томил тех и других. Как иудеи, раб­ствуя в Вавилоне, и священников были лишены, и подзаконного служения не могли исполнять, так и язычники, с другой стороны, ни закона божественного не получили, ни учения духовного не удостоились, а между тем то и другое составляет свойственную душам пищу. Этим-то голодом угрожал Бог иудеям: "пошлю", говорит Он, "на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды" (Ам.8:11). "Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он избавил их от нужды их" (ст. 6). Из иудеев более благочестивые возносили молитвы Богу; об этом свидетельствует пророчество Даниила: и сам он, и Анания, Азария и Мисаил, молясь о всем, испросили себе божественную милость. Язычники же, подавляе­мые различными несчастьями, стонали и предавались воплям и безутеш­ному плачу, не имея надежды воскресения; конечно, они не просили у Бога всяческих избавлений от одолевавших их зол, тем не менее, Человеколюбец видел их воздыхания и простер им свою ми­лость. Ведь, конечно, когда язычники, как я сказал, бедствовали вслед­ствие лишения сказанных благ, предстоявшие за них ангелы Божии, по­добно пастырям человеческого стада, взывали к Богу о том, чтобы им был послан общий Спаситель. И человеколюбивый Бог наставил их на путь правый, который есть спасительное слово евангельское. Оно при­вело нас в небесный город, почему и повелевается нам проповедовать всем людям чудеса Божии, чтобы все, узнав о бывшей нам благо­дати, поспешили к тому же самому спасению. А может быть кто-ни­будь прибавит, что в древности иудеи, притесняемые в Египте, взывали к Богу; если и теперь они сделают это, то чрез то достиг­нут совершенной свободы во Христе. "И повел их прямым путем, чтобы вошли в город обитаемый" (ст. 7). Иудеям Господь даровал воз-вращение чрез Кира Персидского; чрез святых же апостолов Он наставил язычников и показал им вышний град, имеющий "основание, которого художник и строитель Бог" (Евр.11:10). "Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим" (ст. 8). Симмах перевел так: и "чудеса Его над сынами человеческими". Конечно, приносят Богу благодарственную песнь не милость, не чу­деса, но те, которые получили такие блага. Дивно и достойно удивле­ния освобождение иудеев, но еще удивительнее и замечательнее спасе­ние вселенной, перемена к лучшему, конец заблуждения и познание истины. Всего этого виновница божественная милость, потому что "Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили", говорит божественный апостол, "а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего" (Тит.3:5,6).

"Ибо Он напитал душу истощенную и душу алчущую насытил благами: сидящих во тьме и тени смертной, окованных нищетою и железом" (ст. 9, 10).

2. И иудеев, томившихся в рабстве и озлоблении и истаевав­ших от (духовного) голода, освободил Господь от тяготевших над ними бедствий, и всякую человеческую душу Он напитал бо­жественным учением, освободил от мрака неведения и просветил светом богопознания, а покрывавшую нас тень смерти рассеял, по­дав надежду воскресения и разорвав крепкие узы греха. "Беззаконного уловляют собственные беззакония его", говорит Премудрый, "и в узах греха своего он содержится" (Притч. 5:22). И: "горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех – как бы ремнями колесничными" (Ис.5:18). А душой пустой в собственном смысле можно назвать ту душу, языческую или иудейскую, которая ли­шена духовной пищи. "Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его" (Ин.4:34). Ведь и это пища, и притом самая лучшая пища, почему и говорил Христос: "блаженны алчущие и жаждущие правды" (Мф.5:6). Все это сделал Христос, насытив вселенную такою пищею. Тенью смерти ты, не погрешая, можешь назвать идолослуже­ние и дела безбожия, потому что они закрывают для нас истинную жизнь. Ими мы издавна огорчали Бога и раздражали совет Вышняго. В самом деле, должно было в величии и красоте тварей созерцать Родоначальника всего и в создании мира уразумевать невидимую силу Его и божество, а мы, как слепые, пребывая во тьме и сени смерт­ной, связанные и ослепленные в отношении разумных сил души, "и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся" (Римл.1:23). "Так как они противились словам Божиим и совету Вышнего не покорялись, то усмирено было трудами сердце их, и они изнемогли, и не было у них помощника" (ст. 11, 12). Причиной всех этих бедствий и для иудеев и для всех людей служит грех. И те в отмщение за грехи преданы были в рабство вавилонянам, и все люди подпали тяжести труда после преступления заповеди, по­тому что тогда услышал Адам эти слова: "проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;  в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" (Быт.3:17-19). Среди таких несчастий, они не нашли никакого разрешения от окружавших их зол, но Пре­давший их в эти бедствия Сам даровал им и освобождение. "Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он избавил их от нужд их.

И извел их из тьмы и тени смертной, и узы их растерзал" (ст. 13, 14). Пожалев как тех, так и других, одних Он избавил от по­стигших их несчастий, а других освободил из тьмы неведения и расторг узы их рабства. Тенью смерти ты можешь назвать идолослужение и безбожие, которые прежде удаляли нас от истинной жизни, огорчая Бога и раздражая совет Вышняго. Тогда сердце наше смири­лось под тяжестью греха, так как нас оставила врожденная ра­зумная сила, которой никто не мог возвратить, потому что все изне­могли и не было помощника. Совершение этого великого дела сохраня­лось для одного только Слова Божия. Что же касается слов: "узы их растерзал", то они означают совершенное отпущение грехов, какое нам даровала благодать Спасителя. "Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим! Ибо Он сокрушил врата медные и запоры железные сломил" (ст. 15, 16). Вратами медными и железными запорами пророк назвал неумолимость зла. Как заключенному внутри таких ворот и дверей невозможно убежать, так немыслимо было и иудеям избежать порабощения вавилонянам, а всем людям – власти смерти. Только одна божественная милость была в состоянии разрушить дер­жаву и тех, и этой последней, и принести облегчение горестей. То же самое во второй раз сказал псалмопевец при повторении Его благо­деяний. Он показывает падение человеческих душ до смерти, по­чему и просил Его о снисхождении до смерти; и исполнивши это, Господь сокрушил врата, ни для одного смертного неодолимые, и по­тому называемый медными и железными. И в книге Иова Господь говорит: "отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это" (Иов.38:17,18) Он один только покрыл наши беззакония, которые увлекли нас до врат адовых. "Взял их с пути беззакония их, ибо за беззакония свои они смирены были" (ст. 17). Ни для иудеев, ни для людей вообще бедствия не были несправедливыми, но и те, и другие несли наказание за то, в чем согрешили. Однако и тех, и других, утопавших в столь великом зле, Господь удостоил спасения. "Всякой пищи возгнушалась душа их, и приблизились ко вратам смерти" (ст. 18).

3. Иудеи, объятые множеством зол, не могли принимать даже пищи. Это и в другом псалме, как бы от лица их, пророк сказал: "забыл есть хлеб мой" (Пс.101:5). А язычники не хотели слушать наставлений собственных философов, почему одни осудили на смерть Сократа, другие подвергли Анаксарха неслыханному наказа­нию, третьи, тяжко оскорбив последователей Пифагора, причинили им преждевременную смерть. Однако и их Бог всяческих привлек к участию в бессмертной пище, побудил приступить к ней с полным расположением и освободил из врат смерти. С другой стороны, можно разуметь здесь и ту духовную пищу, о которой Господь гово­рил апостолам: "старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную" (Ин.6:27). Все роды этой пищи сделались гнус­ными для людей; ни естественного, ни писанного закона они не сохранили, и поэтому "приблизились ко вратам смерти". Вратами смерти были для них грехи, к которым они приблизились, тогда как им следовало от них удаляться, потому что насколько они приближались к ним, настолько неизбежно удалялись от врат жизни. Но хотя они и далеко были, Христос приблизил их к Себе Своею кровью. "Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он избавил их от нужд их" (ст. 19). Для Бога имеет значение не вопль, устами испускаемый, но душевное расположение; так и Моисею, сохранявшему молчание, он говорил: "что ты вопиешь ко Мне?" (Исх.14:15) "Послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от растления их" (ст. 20). Бог Слово, вочело­вечившийся и посланный как человек (как Бог Он, конечно, не­описуем, везде присутствует и все содержит в Себе), исцелил всякие душевные раны и укрепил развращенные умы. Так Он исце­лил ту грешную женщину и внушил ей быть бодрой (Лк.7: 47); так расслабленного укрепил, сказав: "прощаются тебе грехи твои" (Мф.9:2); так разбойника Он ввел в рай; так мытарей сделал учителями вселенной; так приступающих к всесвятому крещению возрождает и очищает, и исцеляет от всяких греховных ран. "Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим!

Да принесут Ему жертву хвалы и да возвестят о делах Его с радостью" (ст. 21, 22). За все это, говорит, по справедли­вости следует прославлять человеколюбивого Бога, явившего столько милости и даровавшего нам необычайное спасение. Нужно не только знать чудеса Божии, но и неведущих их научать, и всех побуждать к воспеванию Ему торжественных песней. При этом должно заме­тить, что и здесь пророк убеждал принести Богу жертву хвалы, а не жертвы бессловесных. Следовательно, и здесь он отбрасывает подзаконное служение. "Жертву хвалы" Акила назвал жертвой благодарения. "Отправляющиеся на кораблях в море, имеющие дела на больших водах" (ст. 23). С явлением людям Слова Божия настоящее проро­чество весьма последовательно соединило воспоминание об апостолах и тех, которые разделяли их труды, потому что они были сходящие на море в судах, в точном и буквальном смысле, как свиде­тельствует о них Священное Писание в евангелиях. Притом здесь же пророк внушает совершать новые таинства нового завета, говоря: и "принесут Ему жертву хвалы". А было именно так: "проходя же", го­ворится, "близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их" подобным же образом (Мф.4:18,19,21). Таким образом, эти слова псалма отно­сятся к апостолам. Как будто отвечая на чей-то вопрос: кто это такие? пророк прибавил: "отправляющиеся на кораблях в море", и дальней­шее. И на них все это исполнилось во всей силе. В самом деле, когда ученики Спасителя нашего плыли вместе с Ним, "сделалось великое волнение на море", говорит евангелист, "так что лодка покрывалась волнами"; тогда они, припавши к Нему, говорили: "Господи! спаси нас, погибаем. Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина" (Мф.8:24-26): вот именно, что значит увидеть "дела Господни и чудеса Его во глубине". "Они видели дела Господни и чудеса Его во глубине" (ст. 24). Пророк обра­щается здесь к сравнению. Он имеет в виду, что как морепла­ватели, пересекая великие моря, бывают свидетелями разнообразных проявлений божественного могущества, причем нередко буря ввергает их в большие затруднения, и они достигают спасения вопреки челове­ческим расчетам, так и иудеи, после таких несчастий получившие освобождение, познали на себе силу Божию. Равным образом и все люди, видя необыкновенную перемену в обстоятельствах, рассеяние прежнего заблуждения, тишину, повеявшую на души, и пристань воскресения, удивляются Виновнику всего этого. Здесь под морем нужно разуметь жизнь нашу, под кораблями – церкви, в которых апостолы потрудились над делом спасения, очевидно, среди множества людей. Ви­дели они и дела Божии, т.е., создания Его, и чудеса, т.е., знамения, какие Он, устраивая наше спасение, положил в глубине, т.е., в мудро­сти, с которой Он устраивает наши дела. Конечно, глубина – это мудрость Божия, с ее непостижимостью и неизмеримостью. "Он рек, – и поднялся бурный ветер, и вознеслись волны его: восходят до небес и нисходят до бездн, душа их истаевала в бедствиях" (ст. 25, 26). Этим пророк научил, что по Его мановению приходят и печали, и радости. Разумеет здесь искушения, которые возбуждают дух бурный, то есть – противный, когда Бог позволяет ему для упражнения и явления праведных. Бог Сам показывает, как именно Он позволил диаволу искусить, говоря Иову: "ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?" (Иов.40:3)? Именно, чем для золота огонь, тем для душ служат искушения, расплавляя их, не для того, чтобы погубить, но для того, чтобы обна­ружилось, какой блеск они имеют. "Они трепетали и качались, как пьяный, и вся мудрость их пропала" (ст. 27).

4. Продолжается тоже сравнение: он говорит как будто о море­ходцах, а в действительности имеет в виду разнообразные несча­стья душевные, которых никто при помощи человеческой мудрости не в состоянии разрешить. В самом деле, и кормчие, подобно пья­ным бросаемые туда и сюда, когда разыграется волнение, бывают даже, напрягая все свое искусство, не в состоянии справиться с ужа­сами бури. "Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он извел их от нужд их. И повелел буре, и настала тишина, и умолкли волны, поднятые ею. И возвеселились они, что утихли они, и Он привел их в пристань, желаемую Им" (ст. 28-30). Когда плавающие в море призывают Его, Он простирает им Свою помощь, и по Его мано­вению тотчас буря сменяется легким веянием ветра, волнение моря утихает, и угрожаемые бедой в Его благодатной помощи находят избавление от беды. Так и иудеи освободились из своего горького рабства. "И Он привел их в пристань, желаемую Им". Он только по­желал – и положил конец бедствиям, и вместо бури явилась при­стань. Это относится больше к нам, чем к иудеям. Нас Он действительно направил в пристань Своего желания, даровав нам божественное познание. Эта пристань, очевидно, Его царство: оно по справедливости называется пристанью, так как в него не дости­гают волны искушений; и притом, конечно, оно есть пристанью желания Христова, так как таково было желание Христа: "Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня" (Ин.17:24). "Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим! Да превозносят Его в собрании народа, и в сонме старцев да восхвалят Его!" (ст. 31-32). Вслед за апостолами вспоминается Церковь и ее священство. К благовестию о благах должно было прибавиться и это. Нужно, говорит, в церкви язычни­ков прославлять Бога, творящего необычайные дела. Язычники и иудеи переменились взаимно своим положением. Иудеи отвергнуты за свое нечестие, лишены явления ангелов и служения пророков, сама страна их и город, прежде приносивший благие плоды, со времени восстания на Христа остается бесплодным, не будучи столицей, не имея ни святилища, ни святого святых, ни священства, ни царства; лишившись свободы, они подчиняются языческим законам. Церковь же язычников, безводная прежде, пустынная и блуждающая, ныне испол­нена благ, сама насыщает голодающих и составляет божественное общество; она и есть – населенный город, в котором и духовная пища, и небесный хлеб. "Он превращал реки в пустыню и источники вод – в землю жаждущую. Землю плодоносную – в солончаковую, за злобу живущих на ней" (ст. 33-34). Как можно видеть, это постоянно бывает у уверовавших народов. В самом деле, во всех церквах по все­ленной всенародно, под предводительством священного собора, во­спевают Благодетеля, превознося чудеса божественного человеколюбия. Прославляют же Его достигшие спасения под впечатлением виденного ими необычайного переворота. Действительно, напаяемые прежде обиль­ными пророческими реками и приносившие зрелый плод Богу, теперь не получают даже ничтожной влаги, но за свою развращенность со­вершенно лишены прежнего орошения. "Он превращал пустыню в озера (много)водные и землю безводную – в источники вод" (ст. 35). Языч­ники же, бесплодные в древности и не имевшие даже скудного источ­ника, теперь наводняются водами учения, получая духовные струи выше меры. Но заметь, до какой степени сказанное здесь о церкви согласуется с тем, что проповедал Исаия. Ведь и он говорил: "открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю – источниками воды" (Ис.41:18). "И населил там алчущих, и они построили город для обитания" (ст. 36). Тех, которые прежде истаевали от голода и терпели лише­ние в духовной пище, Господь поселил на тех реках и совоку­пил их в благочестивое общество. "И засевали поля, и насадили виноградники, и получили плод от растений" (ст. 37). Небесное семя, от апостолов всегда передаваемое по преемству, посевается в душах, приготовленных покаянною жизнью, о чем говорит Спаситель: "вышел сеятель сеять семя свое: иное упало при дороге, иное упало на камень, а иное упало между тернием, а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный" (Лк. 8:5-8). Насаждаются и виноградники, т.е., существующие повсюду на земле церкви, – согласно с словами: "Я насадил тебя как благородную лозу, – самое чистое семя" (Иер.2:21); и: "у Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы. Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его" (Ис.5:1,7). Конечно, насколько относилось это к иудейской синагоге, настолько теперь относится к церкви из язычников. А что язычники принесли плод правды, об этом говорит Спаситель: "отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его" (Мф.21:43). "И Он благословил их, и они весьма умножились, и скота их не умалял" (ст. 38).

5. Пророк употребил здесь образное выражение. И Господь часто прибегал к подобным сравнениям, и то апостолов называл жнецами, то Самого Себя сеятелем и земледельцем, а тех, которые с готовностью принимают семена учения – тучной землей. И апостол говорит: "я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог", а в дру­гом месте: "вы Божия нива, Божие строение" (1Кор.3:6,9). Итак, апостолы посеяли семена спасительной проповеди, и насадили для Бога духовные сады, и принесли Ему зрелый плод правды. И все после них уверовавшие учению (Христову) продолжают делать то же самое. А, конечно, "кто сеет щедро, тот щедро и пожнет", по словам божественного апостола (2Кор.9:6). Скотами же называет тех, кого они пасут, и которых Господь умножил, даровав силу чудотворения. Это подтверждает блаженный Лука в Деяниях: "Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви" (Деян.2:47). И сам Господь верующих называет овцами. "Овцы Мои", говорит Он, "слушаются голоса Моего" (Ин.10:27). "Но они умалились и стали бедствовать, вследствие страдания от зла и болезни" (ст. 39). Итак, эти, говорит пророк, никогда обитав­шие в безводной пустыни, уверовавши, удостоились столь великого процветания и благословения; те же, которые прежде наслаждались струями пророков, будучи затем лишены их за свою злобу и оставшись совершенно пустынными и бесплодными, подверглись различным несчастьям и были рассеяны по всей вселенной, так что их отече­ственный город, некогда многолюдный, теперь населяется немногими. "Излилось уничижение на князей их, и Он оставил их блуждать в непроходимом (месте, где) нет пути" (ст. 40). Это пророчество подтвер­ждается делами. В самом деле, те, которые выдают себя за князей их и учителей, не имеют никакого значения: некогда славные и зна­менитые, они теперь совершенно ничтожны и у своего собственного народа пользуются презрением. Затем, хотя телесно иудеи и умно­жаются, согласно пророчеству: "будет число сынов Израилевых как песок морской" (Ос.1:10), но не всех их Дух Святой признает достойными; чрез пророка Исаию он говорит: "хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится" (Ис.10:22), что именно говорит и теперь, т.е., что погибли среди бедствий и несчастий. Но это большинство – народ; выдававшиеся же по своим достоинствам и знанию были преданы уничижению, их именно "и Он оставил их блуждать в непроходимом (месте, где) нет пути". Симмах перевел так: "и заставить блуждать их в суете помышлений". Бог не вводить в заблуждение, но не повинующихся Ему оставляет без Своего водительства, и, конечно, без руковод­ства, кидаемые туда и сюда, они заблуждаются. Это и потерпели иудеи: оставивши правый путь, они следуют собственным измышлениям. "И помог убогому (избавиться) от нищеты, и сделал колена (многочисленными), как овец" (ст. 41). Симмах же: "и ты оградишь бедного от озлобления"; а бедным на­зывает народ. "И сделал колена (многочисленными), как овец". У Акилы: "и поло­жить семейства как стадо овец", а у Симмаха: "и поставить семей­ства как стада овец". Это говорится о Церквах, основанных в городах и странах. И Спаситель говорит о своем народе: "Овцы Мои слушаются голоса Моего". Но пророк говорит об этом еще как о будущем, а не как о настоящем. "Увидят праведные и возвеселятся, и всякое беззаконие заградит уста свои" (ст. 42). Видя это, верные путям правды исполняются радости, а предпочитающие жить в не­честии и беззаконии принуждены поникнуть в землю и молчать, обуз­дываемые судом правды. Что узрят иное, как не переворота от худшего к лучшему? Поэтому созерцавшим исполнение пророчеств Спаситель говорил: "ваши же блаженны очи, что видят: многие пророки и праведники желали видеть, и не видели" (Мф.13:16,17). Под беззаконием нужно разуметь диавола и всякого склоняющегося к беззаконию. "Кто премудр и сохранит это? И уразумеют милости Господни" (ст. 43). Величие их является задачей для ума и духа, и для своего понимания требует мудрости. Но уразуметь домостроитель­ство Спасителя, исполненное человеколюбия, и соблюсти божественные законы, дано не всякому, а только взывающему ко Владыке: "открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего" (Пс.118:18). А говорит: "уразумеют" – потому, что предполагает это познание имеющим быть у верующих из язычников. Слава Христу во веки веков. Аминь.

Hosted by uCoz