1-9. Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой. Итак, теперь постараемся не только освободиться от зла, но будем особенно и всегда стараться быть близкими к Богу. Хотя бы иной и освободился от всех бедствий и притеснений, тем не менее, если он находится вдали от помощи Божией, то это хуже всяких бедствий. Священное Писание представляет нам многочисленные примеры этого. Отроки в пещи радовались более, чем те, которые находились вне пещи, в то время, как царь вместе со своими воинами испытывали душевные муки. Кроме того, и сами иудеи, когда ввергли апостолов в узы, подверглись большему смущению, чем апостолы. Такова природа добродетели, что даже и во время мучений она сохраняет своих почитателей без смущения. А зло имеет такую природу, что даже во время самого мира оно подвергает преступных смущению. Подобно тому, как приятные и животворные весенние ветры не оказывают никакой пользы для тела, подверженного лихорадочному состоянию, так нет никакой пользы нашим душам, хотя бы они были лишены бедствий, если люди находятся под бременем великих грехов. Я Господь, Бог твой, Святый Израилев. Смотри, каким образом Он показывает свою силу и волю. Что означают эти слова: Я Господь, Бог твой, Святый Израилев? – Не что иное, как Его славу, ради которой Он избрал тот народ, который был всегда Его народом. В выкуп за тебя отдал Египет; а другие переводчики говорят: "искупление за тебя". Ефиопию и Савею за тебя; т.е.: Я поражу их и разрушу ради наказаний, которым они тебя подвергли. Не бойся, ибо Я с тобою. Нет иного утешения, равного этому утешению. Это же обещал Иисус Христос ученикам Своим, говоря: Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:20).
От востока приведу племя твое и от запада соберу тебя. Северу скажу: "отдай"; и югу: "не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли, каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил, т.е.: собрание их будет Моею славою, Я, говорит, прославлюсь, – как и апостол говорил: для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа (2Фес. 2:14). Как по иным причинам, так особенно ради Моей славы Я не оставлю вас в чужой стране. Выведи народ слепой, хотя у него есть глаза, и глухой, хотя у него есть уши: здесь говорится о начальниках, которые были слепыми.
Пусть все народы соберутся вместе, и совокупятся племена. Кто между ними предсказал это? пусть возвестят, что было от начала. Совершенно никто не мог когда-либо возвестить этого, т.е. того, что произойдет с ними. Вам принадлежит возвещение о том, что касается вас и иных, а тем не принадлежит возвещения даже о том, что касается их. Итак, кто сможет все это возвестить? Пусть представят свидетелей от себя, – как бывает на суде; и оправдаются. Если они смогут показать свое право и будут говорить правду, то Я не боюсь исследования и не оставлю без внимания. Пусть представят свидетелей от себя, если они таковых имеют, людей ли, каковы суть пророки и вы, потерпевшие наказания, или книги, в которых Я говорил прежде о многом и исполнил. Смотри, Он скромно и без всякого насилия показывает право! Итак, после того как Он обличил теперь врагов, Он обращается с речью к евреям.
10-13. А Мои свидетели, говорит Господь, вы. Разве Я не исполнил потом истинно того, что предвозвестил? Хотя Я, говорит Бог, Сам по Себе достойный и верный свидетель, однако, и вы также будьте Мне свидетелями. Смотри, как Бог премудро показывает Свое право: сколько раз Он говорит в Евангелии: Я Сам свидетельствую о Себе (Ин.8:18); свидетельство Мое истинно (Ин.8:14); и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня (8:18); так и здесь говорит: раб Мой, которого Я избрал, – называя свидетелем и пророка. Это, говорит, Я говорю ради вашего спасения, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели. Видишь ли, Он всегда предпочитает веру мудрости?
Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Итак, что же должно сказать о Сыне? Не думай, что Рожденный не есть также Бог, но что сотворенный не может быть Богом. Видишь ли, Он всегда и везде полагает пред нашими глазами Свою вечность и творческую силу; как Он представил нам в доказательство Божества то, что не имеет начала, так теперь – вместе с творческою силою, показал предвидение. Такими-то знамениями и примерами Он показывает нам Бога.
Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Вы, говорит, не молили Меня и не убеждали, чтобы Я был вашим Спасителем, но Я пожелал вашей свободы по Своей воле. Не думай, что такая свобода совершилась случайно; Сам Я, говорит, предвозвестил и потом исполнил. Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, т.е. явно предрек. Где те боги, которым вы закалали и приносили жертвоприношения? Чтобы вы не говорили: идолы ничего не предвозвестили по своей воле и намеренно, предрек, говорит Бог, и, тем не менее они не могли возвестить вам ничего. Я же, говорит, хотя и укорял Меня ассириянин, внезапно проявил Свое могущество.
12-21. И вы – свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог; от начала дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это? Видишь ли силу над всеми силами? Видишь ли власть, господствующую над всеми господствами? Ради вас Я послал в Вавилон, т.е.: вас ради Я предам их мучению. Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш. По-видимому, он указывает на Зоровавеля, а в действительности на Христа. Так говорит Господь, открывший в море дорогу. Он приводит им на память прежние чудеса, чтобы возбудить веру в последующее. В сильных водах стезю, т.е.: на бурном море, которое постоянно пенится от постоянных ветров. Двойное чудо – проложить путь и на водах, и на том море, которое постоянно угрожает шумящими волнами. Но все легли вместе, не встали: хотя они пред глазами имели столько картин, т.е., египтян и море, однако они сомневались относительно награды.
Но вы не вспоминаете прежнего и о древнем не помышляете. Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится; неужели вы и этого не хотите знать? Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне. Тогда я рассек море и поставил волны, как стену; теперь Я повелеваю протекать в безводной рекам. Но пути в пустыне и реки в безводной сперва обозначают метафорически освобождение народа из вавилонского плена, а потом в действительности учение Христово, по написанному: из чрева потекут реки воды живой (Ин.7:38). Смотри, в том и другом, скорее во всех трех – могущество Божие.
22-25. А ты, Иаков, не взывал ко Мне; ты, Израиль, не трудился для Меня, ты не приносил Мне агнцев твоих во всесожжение и жертвами твоими не чтил Меня т.е.: издревле, с отдаленного времени, когда не было жертв. Для того, чтобы они, возвратившись из плена, не пренебрегали прочими добродетелями, полагая свое спасение только в жертвах, смотри, Он исторгает из их душ такое мнение не только для восхищения грешников, но и для промышления о добрых, чтобы они никогда не впадали в ту же вину. И Ливана недостаточно, говорится, для жертвенного огня (Ис.40:16); а также: ужели Я ем мясо волов и пью кровь козлов (Пс.49:13)? Видишь ли, как посредством вышесказанного, Он их более располагает к вере. Разве Я не воз- любил тебя вначале, когда еще не существовали жертвоприношения?
Ты, Израиль, не трудился для Меня. Ты не приносил Мне агнцев твоих во всесожжение и жертвами твоими не чтил Меня. Я не заставлял тебя служить Мне хлебным приношением и не отягощал тебя фимиамом. Он говорит это потому, что они присвояли все это себе для славы: читая прежнее, ты узнаешь, что Я призвал тебя без жертв, а из позднейшего ты узнаешь, что Я освободил тебя также без жертвоприношений. Не отягощал тебя фимиамом: чтобы они приносили Мне ладан от крайних пределов. Ты не покупал Мне благовонной трости за серебро и туком жертв твоих не насыщал Меня, но ты грехами твоими затруднял Меня, беззакониями твоими отягощал Меня; т.е.: хотя ты в продолжение своих дней пребывал во грехах и неправдах, однако Я не лишал тебя Своей защиты. Мне кажется, что этими словами Он указал на то время, когда они вращались в Египте.
Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну. Не только говорит: Я смягчаю твое наказание, но и: грехов твоих не помяну. Если ты не желаешь иметь против кого-либо ненависти, то ты не только не говори о том на словах, но не вспоминай о вине его и в уме. Не только должно щадить неправды грешников, но должно совершенно отгонять от твоей души и сам гнев.
26-28. Ты припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться. Видишь ли, Он воздвигает судилище и объявляет победу по суду. Как выше Он сказал: делайте то и это, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову, тогда придите – и рассудим (Ис.1:17-18), сначала научая, как можно победить, а потом призывает на суд, – подобным образом поступает и здесь. Припомни Мне, говорит, станем судиться. Почему говорится: Припомни Мне? Чтобы они уразумели величину благодеяний. Тот, кто любит кого-либо, желает обнаруживать, что он близок его сердцу, так чтобы любимый им помнил о благодеяниях, не забывал об них, по крайней мере понимал, от каких грехов он освобожден. Ты, говорит, никогда не думай в своей душе, что Я вступаю с тобою в суд для того, чтобы осудить тебя, но для того, чтобы открыть тебе, насколько Я люблю тебя. Не Я объявляю твои грехи, но ты сам расскажи о них, и тогда ты узнаешь, какие язвы уврачевал Я. Потому Я и говорю: припомни Мне, – чтобы ты сам себя оправдывал; для этого же достаточно, чтобы ты сам исповедал, а Я не говорил ни слова.
Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня. Ужели теперь нет грехов? Ужели теперь вы не отступили от Меня? За то Я предстоятелей святилища лишил священства и Иакова предал на заклятие и Израиля на поругание. Некоторые говорят: в проклятие; а еврейский текст говорит: в проклятие Иакова и в осуждение Исраиля. Другие же говорят: в злохуление. Видишь ли, что все дела твои лживы? Что значит: праотец твой согрешил? Я молчал, а вы положили начало. Говори ты, чтоб оправдаться: не медли, не выжидай Моей речи, как и другой говорит: первый в тяжбе своей прав (Притч.18:17). Вот Он всегда побуждает нас к тому, чтобы мы искали той пользы, которая годна как для праведника, так и для грешника. Почему ты скрываешь свои грехи? Их должно показать или здесь, или там. Если дело обстоит таким образом, то их полезно показать здесь, чтобы ты мог избавиться от них. Почему ты боишься смерти за Бога, если, как признано, умереть необходимо? Если это так, то лучше умереть за Бога. Почему ты прилепляешься к богатствам, которые, против нашей воли, нужно будет оставить? Если же это верно, то оставим их добровольно. Почему ты желаешь славы и прочего подобного? Разве все это не отойдет от тебя? Разве Бог никогда не отнимет от тебя этого? Почему же ты не упражняешься в благочестии, когда знаешь, что всегда должен воздерживаться от зла? Мы между собою говорим так: какая польза мне? Разве я не благодарю тебя, если ты делаешь это ради меня? Разве не нужно было этого делать? Но Бог поступает не так: если тебе приключается какое-либо естественное зло, и ты Его ради терпеливо это переносишь, то Он не оставляет тебя благодарностью даже за эти заслуги.