ГЛАВА 52

 

1-5. Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый. Отряси с себя прах; встань, пленный Иерусалим! сними цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона! Многие тогда радо­вались вследствие такого обетования. Почему же они желали обитать в земле неприятельской, когда они прежде вышли из своей страны? Чтобы они не были неверующими, пророк гово­рит: отряси с себя прах от тебя, встань, пленный Иерусалим. Восстань от земли и от печалей, и сядь на трон славы. Сними цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона, как вдова, посыпаю­щаяся пеплом. Ибо так говорит Господь: за ничто были вы проданы, и без серебра будете выкуплены. Что значит это выражение – за ничто? Не на­прасно и не тщетно, но как мы сказали выше: которому из Моих заимодавцев Я продал вас (Ис.50:1). Получил ли Я блага, прину­жден ли Я вознаграждать, как должник? Если Я вас пре­дал без сребра, то тем более Я возвращу вас без сребра. Ибо так говорит Господь Бог: народ Мой ходил прежде в Египет, чтобы там пожить, и Ассур теснил его ни за что. И теперь что у Меня здесь? Он вспоминает прошедшее, именно, то, каким образом Он их освободил. Он часто указывает на плен, как бы на обвинение. Почему же? Чтобы показать, что они сами были причиною плена. Так как ни первый, ни второй плен не мог исправить их, то поэтому пророк гово­рит: народ Мой взят даром, властители их неистовствуют, не потому, что они были бессильными, но потому, что пошли даром, т.е., в то время, когда их Господь был всемогущ. Так как они обви­няли Его в том, что Он не пришел к ним на помощь, то пророк прибавляет:  и постоянно, всякий день имя Мое бесславится. Они сами были виновниками переселения в Египет и пле­нения между ассириянами и вавилонянами; по своей вине они были взяты неприятелями которые овладели ими легко. Он им при- писывает вину: вас ради (этих слов в русском переводе нет), говорит, хулят Бога те, которые говорят, что Я слаб, и бессилен, и жесток, и немилосерд. И постоянно, всякий день имя Мое бесславится, когда Я вас охраняю и когда даже вас наказываю. Когда Я являюсь охранителем, то говорят: что это за народ такой, ради которого мы все уми­раем? Когда же Я вас подвергаю наказаниям, то говорят: разве Он не мог спасти их? Поэтому, прибавляет, народ Мой узнает имя Мое, – потому что, говорит, поэтому узнает в тот день, что Я тот же, Который сказал: "вот Я!". Почему же говорится: поэтому? Потому что имя Мое бесславится. То же говорил и Павел, показывая их ежедневные беззакония, от которых они никогда не отступали.

 

6-14. Поэтому узнает в тот день, что Я тот же, Который сказал: "вот Я!". Христос, говоривший чрез пророков, потом показал Себя во плоти и говорил с нами. Потому также прибавляется: как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость. Акила говорит: как прекрасны на горах ноги благовествующего мир, благовествующего благое; Симмах: как приятны, а Феодотион: как прекрасны. По справедливости здесь усматриваются ноги, попирающие змей и скорпионов. Прекрасны эти ноги: они превосходят по красоте лучи солнечные, они приносят нам весьма многие блага. Что может сравниться с миром? Что может быть приятнее при­мирения с Богом, с самим собою и с своим ближним? Смотри, как велась троякая и различная борьба: мы боролись с Богом, с самими собою, а также с другими. Бог же пре­кращает эту борьбу, нисходя свыше и говоря: мир вам. Не мы ли сами просили обетования мира? Он Сам пришел, чтобы мы примирились с Ним, убеждал нас и дал такие блага, каких никто не мог знать или измыслить. Проповедующего спасение: Я, говорит, покажу всем. Говорящего Сиону: "воцарился Бог твой!". А другие говорят: воцарился. Голос сторожей твоих – они возвысили голос. Прочие говорят: зрителей, т.е., про­славляющих Бога. И все вместе ликуют, ибо своими глазами видят, что Господь возвращается в Сион. Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим. Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего. Все это совершилось среди народа после возвращения из плена.

Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого. Павел, говоря о своих временах, как на сви­детельство, указывает на этого пророка. Какое основание для жизни люди того времени считали более превосходным, чем жизнь вавилонян? Справедливо же пророк убеждает их, так как многие были в нерешимости относительно того, оста­ваться им (в Вавилоне) или нет, и побуждает их (к исходу), указывая вместе с тем и причину: идите, идите, выходите оттуда и нечи­стых не касайтесь. Акила и Симмах говорят: мерзостей. Смотри на извращенность! Когда они вышли из Египта, то же­лали вернуться туда. Когда их призывали (выходить) из Ва­вилона, то они были нерешительны и скорбны. Такое возвра­щение они переносили с болезненным настроением, так что не желали уходить даже и после обещаний стольких благ. Пророк помышляет о чем-то новом, когда говорит: выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни. Если вам не достаточно только выйти, то по крайней мере подумайте о сле­дующем: вам, которые были служителями священных сосу­дов, совершенно неприлично обитать между нечистыми.

Ибо вы выйдете неторопливо, и не побежите. Вам будет такое знамение: впереди вас пойдет Господь, и Бог Израилев будет стражем позади вас,– так что вы не выдумывайте при­чины, что вы будете подвергаться бедствиям, подобно тому вре­мени, когда вы вышли из Египта. Не так, но напротив, – с великим почетом, без замешательства и в спокойствии вы выйдете, потому что с вами пребывает Сам Господь.

Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих. К чудесам присоединяются чудеса, как и во время Авраама. Не будем спрашивать о порядке, потому что таков обычай пророков, которые, когда говорят о чем-либо, то обра­щаются и к другим предметам. Таким образом и здесь, сказавши о плене и о возвращении, пророк обращает речь к иному предмету: раб Мой будет благоуспешен. О ком, думают иудеи, сказано это: о Зоровавеле, о Данииле, или о народе? Мы, напротив, говорим, что это утверждается о Христе. Пусть не указывают нам на порядок. Из многих мест пророков мы можем показать, что порядок не сохраняется, и разные предметы связываются вместе. Теперь же мы сопоставим со Христом одного из тех, к которому думают относить ска­занное, и посмотрим: к кому из них все это более приме­нимо, того мы и возьмем; вы же будьте судьями по данному вопросу. Что значит: уразуметь, т.е., постичь? Уразуметь писа­ние: таково, мне кажется, значение данного слова; это говорит и Акила: се уразумеет отрок Мой; еврейский же текст пола­гает то же, что и Акила. Я утверждаю, что пророк сказал это во всяком случае о Христе, чтобы пока­зать, что все совершалось по Его желанию, так как Христос говорит: очень желал Я есть с вами сию пасху (Лк. 22:15). Хотя это было и тяжело, однако было желаемым ради того, что должно было совершиться. Чтобы показать, что Он до­бровольно и по любви, а не по необходимости или против воли взошел на него (крест), и что этот был для Него желатель­ным, и весьма приятным, Христос говорит: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). Видишь ли, как Он открывает Свое желание, по ко­торому Он желал креста, который Он называет даже сла­вою (Ин.12:28,32). И вознесется, и возвеличится. Прочие же го­ворят: и подымется. Не со всеми поднятыми, т.е., распятыми, пребывает слава, но напротив им принадлежит презрение. Свое возношение Он отделяет от прочих, говоря: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я (Ин. 8:28); потом: когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин.12:32). То, что для остальных было причиною про­клятия, разрешало все проклятия.

Возвысится и вознесется, и возвеличится: это указывает великое возношение; по­том говорит: возвеличится. Итак, кто вознесся и кто просла­вился, когда был вознесен? К кому желают иудеи приме­нить все эти слова: к Зоровавелю, или к Даниилу, или к народу, или к Богу, Которого почитает весь мир? Как многие изумлялись, смотря на Тебя. Акила говорит: удивились. Симмах: изу­мились. Столько был обезображен паче всякого человека лик Его. А другие го­ворят: так поврежден. И вид Его – паче сынов человеческих. Акила называет вид его лицом. Кто удивлялся Зоровавелю иди народу? Хотя многие удивлялись Даниилу, но вид его, ко­торый всегда считали прекрасным, не был бесславным. Во Христе же совершились оба эти чуда, потому что одни удивля­лись Ему, а другие имели к Нему презрение. Справедливо также говорится: вид Его, потому что ради него, т.е., вида, они пре­небрегали Его, говоря: не сей ли есть тектонов сын? Не назы­вается ли мати Его Мария (ср. Мк.6:3)? То, что они удивля­лись Ему, ясно из следующих слов: никогда не бывало такого явления в Израиле (Мф.9:33), а потом:  воистину Он был Сын Божий (Мф.27:54). Для того, чтобы все это не считалось за невероятное нами, имеющими впоследствии говорить об этом, про­рок наперед сказал об этом: обезображен, говорит. Его считали имеющим демонов, неистовым, считали соблазните­лем народа, однако, Он никогда не показывал им лица Сво­его страшным. Справедливо также сказано: был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его, – так как Богом Он не был презрен, но был прославлен. Свидетельствует об этом голос с неба: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте (Мк.9:7). Не был презрен Богом тот, Кто все знает ясно. Не был презрен и людьми, почитателями благочестия, но презрен теми, которые были только людьми, людьми, живущими не религиозною жизнью. Таковые в Его бесславном лице встре­тили преткновение, – бесславном, говорю, по человечеству, но не по божеству. Вид Христа не был безобразным более, чем вид всех людей. Но слава Его божества не настолько являлась в Его виде, насколько он (вид Его) был прекра­сен по человечеству. Какое большее бесславие, как Богу пока­зывать Себя человеком, Владыке облекаться в образ раба? То и другое не исполнилось на Данииле, потому что все ему удивлялись, никто его не пренебрегал. Смотри теперь сперва на чудеса, потом на бесславие. Справедливо говорит пророк: вид Его, потому что вид креста был бесславен и позорен. Когда видишь Его подверженным оплеванию и заушению, связанным в узах, терпящим бесславие креста и презренным, то и тогда обращай внимание сперва на чудеса, а потом на бесславие. Са­ми творения познали распятого Господа, так как они подвиг­лись и пришли в смущение. Теперь же уразумей Его могуще­ство: если Он, бывший в таком бесславии, привел в такое замешательство твари, то тем более это совершится тогда, когда Он придет в величии Своем, со славою Отца и с ангелами.

 

15. Так многие народы приведет Он в изумление. Хотя иные перевод­чики сказали иначе, однако, следующие слова по переводу 70 обозна­чают, что народы удивятся настолько, что не произнесут слова, потому что здесь читаем: цари закроют пред Ним уста свои. Все чи­тают здесь те же слова. Пророк говорит не только о бесславии, но также и о том, что будет после бесславия. Многие народы приведет Он в изумление. Эти слова нуждаются в истол­ковании. Цари закроют пред Ним уста свои, т.е., они уди­вятся, придут в изумление, будут держать уста вытянутыми. Кто из неверных не будет объят удивлением? Прославле­ние не препятствует. Потому после бесславия и презрения являются чудеса, чтобы обнаружилась сила креста.

Ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали. Когда это совершилось в народе иудейском? Но ко Христу все это применимо как тогда, так и теперь. Где те пророки, которые возвещают о нем (народе иудейском), так чтобы все впоследствии уверовали? Слова: они увидят то, о чем не было говорено им – означают то же, что говорит Павел: у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый (Гал.3:1). Велика сила Распятого, но велико и обвинение иудеев. Если уразумеют те, которые никогда не слушали пророков, говоривших о Христе, то что должно отвечать тем, пред которыми совершилось столько чудес, каковые даже и без пророчеств могли привлечь созерцавших? Они слышали слова пророков, глазами своими видели Его (т.е. Христа) и Его чу­деса, и однако не уверовали. Напротив те, хотя не видели Христа, и не слышали слов пророков, уверовали. Это удиви­тельно, это – великое дело. Ужели все это ложно? Никак, но из самого происшествия мы научаемся тому, что не ложно то, что предсказано было прежде многого времени. Увидят то, о чем не было говорено им, говорится, и узнают. Узнать – то же самое, что и веровать. Почему же они не уверовали? Потому, что они впали в гор­дость: гордость есть начало всех зол.

В начало Назад На главную

Hosted by uCoz