1-2. Господи! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Мышца Господня, т.е., знамение божественной силы. Кто, говорит, веровал нам? Пророк сказал это справедливо, потому что иудеи не веровали даже евангелистам. Господи, кто поверил слышанному от нас? То, что мы говорили, мы говорили не от себя, но возвещали слышанное. Справедливо сказано: кто поверил: необходима была вера, а не исследование. Кто будет спрашивать у нас об основании? Ничего не должно говорить и возвещать, потому что сказанное удивительно, оно превышает ум. Пророк не говорит: никто не согласился, но: никто не веровал. И кому открылась мышца Господня? Не думай, что это были только слова, так как тотчас последовал свидетель происшествия. Однако они не видели и не слушали. Чудеса были недостаточны для того, чтобы они уверовали, поэтому необходимо было откровение, так как некоторые могли, а иные не могли видеть предложенное зрелище. Блаженны очи, видящие то, что вы видите (Лк.10:23); а также: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы (Ин.9:39). Ясно, что всегда необходимо разумение, иначе, когда нет силы слов, то ни прочное свидетельство событий и ничто иное не может убедить неверующего человека. Смотри, как давно пророк предсказал то чудо, что иудеи не веровали! Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли. Акила говорит: он восстанет, как молодой питомец пред лицом его; Симмах: он восстал, как красота пред ним; Феодотион: восстанет пред лицом его, как младенец. Пророк у них отнимает всякую оборону и того, что он сказал, было достаточно для того, чтобы их не щадить. Мышца Господня: чтобы уразумели, что все творения суть дела Его крепкой мышцы. Кроме того, пророк говорит: мышца, чтобы показать, что Он есть сосуществен с Отцом и творит добродетель от Себя Самого: Он творит, что ни пожелает, не потому, что имеет повеление, подобно рабу, но потому, что обладает равною силою, как Отец. Как отпрыск и как росток из сухой земли. Акила говорить: как корень из невозделанной земли. Он был младенцем, но не так, как прочие младенцы; ростком, – но в земле сухой. Сухой землей пророк называет неискусобрачную Деву, чуждую всякого супружеского смешения и росы семени. Этого одного было достаточно, чтобы привлечь их к Себе. В божестве ли только Своем Он пришел, или явился вместе и как совершенный человек? Не ел ли Он с ними, и не возрастал ли среди них? Не жил ли Он с ними тридцать лет? Он никогда не отделялся от общества людей, чтобы не приводить их в недоумение, и в то же время не был ниже прочих, чтобы не подумали, что Он одинаков и подобен большинству. Как отрок, Он был равен прочим, но как как отпрыск и как росток из сухой земли, Он превосходил прочих. Нет в Нем ни вида, ни величия. Акила говорит: нет Ему вида, ни великолепия. Симмах: у Него нет ничего достойного почести. И мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Что ты говоришь? Ужели Он был так безобразен? Не должно говорить этого, говорит пророк. И я покажу это тебе ясно из последующего. Нет в Нем ни вида, ни величия: лишение славы я назвал безобразным видом, потому что Он не отказался явиться в низменном образе. Он родился от бедной Девы, потом предал Себя мучениям, тер-пел, что Его называли имеющим демона и соблазнителем, и не желал мстить Своим врагам. Иногда, удаляясь, Он обходил многие места, сопровождал на пути спутников, для того, чтобы показать Свое смирение, а не хвастовство. Не только должно искать славы, но также должно принимать и бесчестие, из которого происходит слава. Какой вред принесло Ему бесчестие или, лучше, как полезно было смирение для Его превосходства? Если ты желаешь видеть Его, как Бога, то исследуй. Но ко всему этому прибавь многое другое, и таким образом ты найдешь Его силу равною Отцу. Когда пророк сказал: нет в Нем ни вида, ни величия, то, чтобы кто не подумал, что Он лишен всякой славы, он прибавил: и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему, – показывая, что Ему был присущ вид не по нашему разуму, и что мы не можем созерцать Его так, как достоин созерцаемый. Но что Он был славен, это подтвердил Сам Христос, говоря: ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Ин.17:5). Иначе, пророк назвал безобразною славою вид креста.
3-6. Он был презрен и умален пред людьми. Видишь ли, какому бесчестию Он подвергся? Презрен и умален пред людьми: не только вследствие воплощения, но также и потому, что Он потерпел смерть, бесчестие и проклятие. Он был объявлен виновным в нарушении закона, был осужден, как злодей, потому был презрен и умален пред людьми. И Он был умаленным не только по причине способа осуждения, но также и по причине обычных наказаний.
И к злодеям причтен был (ст. 20). Видишь ли, пророку часто предносится пред глазами не славное, но исполненное бесчестия? Каким образом Он не поколебался? Пророк говорил о бесчестии, как будто бы оно было исполнено славы. (При этом пророк является) не ниже апостолов, потому что все они единодушно возвещали крест, ничего не уменьшали. Если они говорили о чем более пространно, то это о бесчестии, узах, о бичеваниях, о посмеяниях и поношениях; об этом они возвещали преимущественнейшим образом. Кроме того, апостолы веровали, что сила Распятого божественна, так что не пренебрегали возвещать ни о каком бесчестии. Исполненное славы и чести не могло совершить добродетели столь всеобщей. Если бы дело совершилось не таким образом, то было бы нисколько не удивительно совершить славное посредством славного. Но удивительно то, что в то время, как одна противоположность противополагается другой противоположности, в данном случае (одна) противоположность имеет большую силу, чем другая (соответствующая) противоположность.
Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Так как пророк несколько раз сказал, что у Него нет вида, ни доброты, то чтобы не подумали, что это сказано по причине Его безобразия, он прибавляет: Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши, т.е., преследования, притеснения, коварство. Поистине, велика премудрость переносить болезни и велика сила. Болезнями здесь пророк называет слабости, грехи, лукавство. Изъязвлен, говорит, за грехи наши, – слабости и грехи учеников, так как один называл Его имеющим демона, другой соблазнителем, а остальные – врагом Божиим; Он же переносил терпеливо такую слабость умов. Язвами, мне кажется, пророк называет или печаль, или скорби от наказаний. Если кто-либо здоровый переносит пороки других, то это весьма удивительно; тем более удивительно, когда такой человек, обремененный какою-либо болезнью, переносит бесчинства других, в то время, как они огорчают его, нападая на него. Иов не мог переносить насмешек друзей. Об Нем же (о Христе) пророк говорит: Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Иудеи, когда находились в притеснениях, то не призывали даже имени Божия, а Он (Христос) показывает двоякое действие силы: Сам будучи пригвожден ко кресту, Он переносил Свои скорби и вместе с тем искуплял наказания других. Для того, чтобы кто-либо переносил скорби других, необходимо, чтобы он сам не имел скорби. Но не так, говорит пророк, Он (Христос): изъязвлен, переносил слабость других. Его ударяли кулаками, огорчали, мучили, но Он понес грехи других; Он умирал, и разрешал смерть других. Нисколько не удивительно было бы, если бы такие чудеса совершил чистый бестелесный Бог; а потому пророк говорит: изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Он не только человек, и не только Бог, и это мы познаем из этих самых слов; пророк не сказал: "терпит", но: ведый терпети (в русском переводе этих слов нет): Он ведает это по Своей природе и от начала. И мы отвращали от Него лице свое, говорит, и не вменися (этого слова в русском переводе нет). Другие говорят: Он был обезображен, мы не вменили Его, т.е.: Он был презрен, ненавидим, презираем и ни во что вменяем всеми. Говоря: изъязвлен, пророк говорит о Его бесчестии. Однако, Он Сам думал, что бесчестие не есть бесчестие, и презрение не есть презрение. Или, как говорят другие переводчики: по причине бесчестия мы не вменили Его.
Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни. Подверженный многим мучениям, Он, однако, все их претерпел ради нас. Смотри, Он оплакал Иерусалим и, возмутившись духом, глубоко вздохнул и потом вызвал из гроба Лазаря, а также пришел в возбуждение по причине Иуды: один из вас предаст Меня (Мф.26:21). Он возмутился духом не потому, что Иуда намерен был предать Его, – иначе, как же Он мог сказать Отцу: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего (Ин.17:1)? – но потому, что видел предателя имеющим оставить собрание двенадцати апостолов, и видел иудеев имеющими быть рассеянными по вселенной. Он скорбел не о Своих скорбях, но об их обстоятельствах; и вместе с тем нас научает горевать о несчастьях других. Не потому Он мучается, что был предан наказаниям, но затем, чтобы показать, что те, ради которых Он претерпевал такие наказания, не будут иметь в Него веры, что ясно показывает, говоря: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф.23:37,38). И мы вменихом Его быти в скорбях, в язве и во озлоблении, как бы от Бога (этих слов в русском переводе нет). Справедливо сказано, что мы вменили Его "как бы от Бога", потому что Бог не принуждал Его к тому ни необходимостью, ни силою, но Он Сам предал Себя добровольно за наши грехи. Если Ты Сын Божий, сойди с креста (Мф.27:40), говорили иудеи. Но все это ради вас, чтобы исполнилось сказанное: и мы не вменихом Его. Речь шла не о страдании и скорбях, но напротив, об исцелении и спасении, потому что говорит пророк: Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Он, говорит, мучим за беззакония наши. Справедливо во многих местах Он показывает язвы рук и тела, причиненные крестом. Было ли это язвами и скорбями для Него? Никак, говорит, – Он пришел для этого добровольно, Он желанием возжелал этого. Наказание мира нашего
было на Нем, и ранами Его мы исцелились, т.е.: Его учение и страдание дали нам мир. Ранами Его мы исцелились. О каком исцелении говоришь ты? Об исцелении тела? Никак, но об исцелении душ.
Все мы блуждали, как овцы. Он говорит о том исцелении, которое отвращает от заблуждения. Мы блуждали не один или два, но все. Если ты скажешь, что иудеи не были в заблуждении, то Сам Христос говорит: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф.15:24). Видишь ли: исцеление креста совершилось как за них, так и за языков. О каком исцелении говорит пророк? О возвращении ли из вавилонского плена? Никак, но об обращении душ от заблуждения к истине. Совратились каждый на свою дорогу. Велико и несказанно было заблуждение: каждый без принуждения заблудился от своего пути; не только блуждали в чужой земле, но и в своей стране, и в своем городе заблудились от истины. И Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих. Чтобы ты не думал, что все это пришло на Него ради Его грехов, пророк говорит: Господь возложил на Него грехи всех нас. Ради нас, говорит, а не ради своих грехов Он оказался как злодей. Но страдал добровольно и не открывал уст Своих. Почему же Он молчал и не давал ответа? Если свидетельство Его дел не могло склонить их, то тем менее могли сделать это слова. Даже суд не мог убедить их (иудеев), но они, как господа, против закона приготовили Его смерть, будучи настолько яростными, что, хотя бы Он и отвечал, они, однако не послушали бы. Молчание могло освободить Его от креста. Но Он молчал также и потому, что они сделались совершенно недостойными Его ответа: ни сон жены Пилата, ни удавление предателя, ни краска стыда лжесвидетелей, ничто иное не могло преклонить их ума. Вы распинаете Его, – почему же вы взываете к кесарю?
7-8. Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих, показывая Свою кротость не только всем прочим, но и самою смертью. Мне кажется, что пророк назвал Его овцой не только потому, что Он молчал, но и потому, что Он был жертвою; и Симмах говорит: и жертва пришла для жертвоприношения. Молчание тех, которых ведут на смерть, должно иметь малое действие, так как они молчат вследствие страха. Но молчание Того, от одних слов Которого державшие Его пали на землю, было велико. Сказал им: кого ищете, и все они отступили назад и пали на землю (Ин.18:4-7). Какой ответ был больше этого? Какие слова – более сильными? Ты видел силу, смотри также и на кротость. Как Он силен, как кроток! Не только от силы, но и от самой кротости нам можно познать Его божество. Как агнец пред стригущим его связанный, говорит, так Он не отверзал уст Своих. Однако, Он отверзал Свои уста и говорил. Но чтобы показать Свое смирение, Он никогда не употреблял жестоких и суровых выражений. Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? (Ин.18:23). Такой ответ был кротче самого молчания. И мы или ничего не будем отвечать, или же будем отвечать смиренно.
От уз и суда Он был взят, – так как Он предался такому смирению, что не позволяли Ему говорить, чтобы совершенно отдалить от Него суд. Вы знаете, что даже у незначительных и у людей самых преступных не отнимается право защиты и право говорить по законам, так чтобы они были совершенно лишены помощи права. Он же, по причине Своего великого смирения, ничего не говорил на суде. Смотри: пророк, кроме того, прибавляет и нечто приятное, относительно слова крестного, именно, возвещение о чудесах: но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых. Что ты говоришь? Не о человеке ли ты говоришь? Если Он только человек, то почему никто не мог поведать о Его рождении? Невозможно, говорит. Но чтобы не было преткновения, вследствие того, что такое величайшее смирение совершалось на кресте, смотри, каким образом пророк снова поднимает нас и показывает нам Его силу, именно: хотя Он подвержен был этим мучениям, однако Он отторгнут от земли живых; Он Сам живет в Боге, по сказанному: вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге (Колос.3:3).
Он отторгнут от земли живых. Кто был человеком без того, чтобы не родиться? Пусть постыдятся еретики, хулящие слова пророка. Пусть никто не говорит о вечном рождении, потому что оно сокровенно; я же говорю о том рождении которое совершается в мире. Каким образом человек рождается от Девы? Каким образом без плотского соития возможно зачатие? Каким образом без мужа – отрок, и без супружеского сношения – потомство? Кто изъяснит? Прежде нежели сочетались они, оказалось, говорится, что Она имеет во чреве от Духа Святаго (Мф.1:18). Не показан образ зачатия, но сказано: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк.1:35). Но разве, скажут, это тебе не кажется известным, и разве не знают все этого? Итак, когда обратятся к такому возражению, мы исследуем следующее: Дух Святый найдет (Лк.1:35). Дух Святый, говорят, совершил это. Но скажи: каким образом Он это совершил? Так ли, как Бог сотворил Адама? Но это является несообразным. Из семени чело-века? Да не будет, и говорить это есть великое нечестие. Так ли, как Еву – из ребра? Конечно не так. Извлек ли Он что-либо из утробы и образовал ли? Я не допускаю и этого. Но ужели без Девы? И это не прилично; тогда невозможно говорить, что Он принял от Нее плоть. Итак, каким же образом? Я прежде других исповедую свое незнание: я говорю, что я не знаю. Не исследуй неиспытуемого, что сокрыто. Я говорю, что Он принял плоть от, Девы, и исповедую, что это была истинная плоть. А каким образом Он принял от Нее, я этого знать не могу. Я не мудрее пророков и не разумнее Святого Духа, Который говорил устами пророка. Дух, знающий, яже суть Божия, как дух человека, знающий, яже в человеце (ср. 1Кор.2:11), не сказал ничего более, как только: род Его кто изъяснит? Я и ты – кто такие, чтобы исследовать неизследуемое и спрашивать о несказанном? Если человек не может изъяснить Его временного рождения, которому свидетелями бесчисленные ангелы, пророки и все творения, которое было почти подобным нашему, так как Он был по человечеству во всем подобен нам, за исключением греха, то кто настолько безумен и безрассуден, чтобы осмелиться исследовать непосредственное, несказанное и вечное рождение? Он не от этой жизни: отторгнут от земли живых. Каким же образом отторгнут от земли живых? Конечно, говорит, смерть Его была не по подобию нашей природы, так как Его тело не было подвержено греховному закону, чтобы понести смертное наказание ради греха, но Он был мучен ради грехов других: посему и Бог превознес Его (Флп.2:9). Видишь ли, какое благо быть мучимым за других? Но мы, скажут, каким образом удостоверимся, если рождение Его неизреченно, Он отторгнут от земли живых, мы Его не видим и не понимаем Его рождения? Пророк говорит это, чтобы жестоковыйные и неразумные научились, что Он умер по плоти, но не по божеству. Он не оставался между мертвыми, но жил у Бога, по сказанному: не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления (Деян.2:31), – так что ясно, что это относится к божеству. Он умер не за свои грехи, но за грехи других, – смертною природою, но не живою. За преступления народа Моего претерпел казнь. Симмах говорит: ради беззаконий людей Моих.
9-12. И дам злейших вместо погребения Его, и богатыя вместо смерти Его (русский перевод: Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого). Этими словами пророк обозначает опустошение города, который справедливо был разрушен римлянами. Бог предал его вместо погребения Его. Вместо погребения кого, иудеи? За чью смерть? Ездра, Зоровавель, Иисус, Иоседек и другие равные им умерли и были погребены; и ты не можешь говорить, что город разрушен ради погребения и смерти их. Справедливо сказал пророк: дам злейших; нет ничего злее народа иудейского. Вместо погребения Его, – так как они по причине погребения достойны были великих наказаний, не потому, что Он был погребен, но потому, что они не желали и не позволяли Его погребения. Если бы не случилось ничего иного, то только ради погребения Его они не были достойны прощения. Их осудил не только крест, но и погребение, хотя сам крест был достаточен для их осуждения. Если бы не случилось никакого иного чуда, то только исповедание разбойника могло побудить их к раскаянию. Впрочем, может быть, они скажут, что они не слышали такого исповедания и не видели последних чудес? Но умирающий возопив громким голосом, испустил дух (Мф.27:50). Не так ведут себя прочие, которые близки к смерти: их сила оставляет их мало-помалу, потом исходит дух, так что они не знают наперед конца жизни. Может быть (иудеи) скажут: мы не слышали даже голоса. Почему же они опускают разодранную завесу, распавшиеся скалы, землетрясение и помраченные лучи солнца? Но тогда, скажут, Он был еще жив. Если бы ты видел кого-либо по смерти творящим таковое, то не поразился ли бы ты удивлением и вместе страхом? Но разве ты, иудей, сам не просил судью, чтобы поставил воинов для бдительной охраны? Ведь, ты сам оградил стражами умершего, – скажи же теперь свое мнение. Не было никого из учеников, никакого евангелиста; ты сам, иудей, своею рукою запечатал гроб, сам поставил стражей, которые не благоволили к Нему, но были противниками и неверующими, которые не видели чудес и не знали пророков. Если же Он убедил разбойника, то тем более мог убедить вас, у которых были в руках пророчества. Если Он привлек к Себе воинов, то тем более мог привлечь к Себе вас, всегда слушающих Моисеевы законы. Но скажи: разве вы не видели никакого чуда во время распятия? Разве мало того, что уверовал разбойник? Воины били себя в грудь, сотник был удивлен. Но однако они, иудей, отвергли все таковое. Дам злейших вместо погребения Его, – не только потому, что они убили, но и потому, что, хотя они могли уразуметь все эти чудеса, они не захотели. Он погребен у богатого. Пророк называет их (иудеев) богатыми, потому что в то время они были богаче прочих людей, по причине великого обилия плодов; кроме того, они были богаты духовно, прежде чем совершили зло, потому что Бог имел о них большее попечение, чем о прочих.
Потому что не сделал греха. Следует ли думать, что это сказано относительно народа, как и те слова: дам злейших вместо погребения Его? Здесь им также должно уступить. Не было лжи в устах Его. Но вот говорится: нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы (Екклез.7:20); а потом: и кто не погрешал языком своим? (Иис. сын. Сир.19:17). Что должно сказать об этих словах: все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу? Чтобы ты не думал, что пророк, говоря "все", сказал это слово о большинстве, а не о всех, он говорит: мы блуждали – все вместе и каждый в отдельности, чтобы понимали, что все это совершилось относительно Его. Он Сам предсказал, что это будет относительно Его: так это было и исполнилось. Если же не так, то скажи, иудей, ты, который с таким прилежанием убил беззаконного человека: почему же ты подвергся таким наказаниям? Во время Моисея виновные в идолослужении подвергались смерти по причине ревности Божией, и таким образом был умилостивляем гнев Божий. Теперь же, если ты не был виновен, если ты, почитая добродетель, по закону справедливости, убил человека, противного Богу, пренебрегающего законы, то почему ты подвергся наказанию? Финеес убил и был оправдан. Надлежало и тебе быть оправданным. Ты также заботился о славе Божией. Разве не следовало получить тебе награду за твое старание и за твою заботу? Но, говорит он, мы наказаны теперь за грехи. За какие же грехи? Разве за грех золотого тельца? За золотых телиц? Разве за убитых мальчиков и за принесенных в жертву дочерей? Не преследовали ли вы обольстителей и обманщиков Иуду и Февду? Почему же вы не получили великих наград, как заботившиеся о законах? Никто не может сказать, что вы обнаружили попечение только относительно Его; но (вы обнаружили его) также и относительно учеников, которые последовали за Ним: вы побили камнями Стефана, убили Иакова, подвергли многим мучениям Павла. Между тем, в то время, когда вы это делали, среди вас не было ни одного идолослужителя.
И Господь хощет очистити Его от язвы Его (в русск. перевод: но Господу угодно было поразить Его). Чтобы ты, услышав о смерти Его и о погребении во гробе, не прилеплялся своим умом только к этому, пророк прибавляете прикровенное слово о "воскресении", касаясь которого выше, он сказал: ибо Он отторгнут от земли живых; здесь же говорит: Господь хощет очистити Его от язвы Его, так что показывает тело Его свободным от истления, по сказанному: и плоть Его не видела тления (Деян.2:31), так как Он не был виновен. Если же Он удержал знаки язв, то ты не думай, что Он от этого был ниже, так как это было для утверждения твоей веры: посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет (Лк.24:39). Таким образом Он показал, что Он воззвал Свое тело к жизни прежде, чем оно подверглось тлению и разложению. Кроме рубцов ран, которые оно удержало, для утверждения учеников в вере в воскресение, на святом Его теле не обреталось никакого порока.
Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное. Подтвердив то, что Он, Христос, умер за их, а не за Свои грехи, и что они понесут наказание, пророк также указал и на их признание: что если они только пожелают, то может совершиться их освобождение от наказания. Что означают эти слова: жертву умилостивления? Он не спрашивает ни золота, ни серебра, а ищет только одного: веруйте, да очиститеся от грех ваших (ср. Деян.3:19). И воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его, чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих. Все это свойственно мудрости и разумению, но познание Его означает воскресение. Оправдает многих – явит правду Его. Так как сказано: чрез познание Его Он, Праведник не его, но оправдает многих, то ясно, что Он показал праведным для всех неизвестного многим. Воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его, т.е.: Он последовал закону обрезания. Дал знамение Своего обрезания Сам Господь всяческих, Который принял служение раба, умыл ноги учеников и отер лентием. Он был Господом и Творцом тех, которым Он хорошо служил. Не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить (Мф.20:28); а также: кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий (Лк.22:27). Почему Он и принял вид раба, в котором Он хорошо служил многим. Что означают эти слова: рукою Его? Некоторые говорят: в руке Христа пребывает сила, чтобы о Нем не думали, что Он си лен от кого-либо иного; что Он ни желал, все делал Своею силою. Отъяти скорби от души Его (в русском переводе этих слов нет): вера многих несколько отнимает от скорби Его. Хотя Он страдал по человечеству, однако Он многих привлек к Себе. И грехи их на Себе понесет: праведник никогда не наказывается за грехи. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными, говорится, ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего (2Кор.5:14-15); потом: никто из нас не живет для себя жить (ср. Рим.14:7); а также: вы куплены дорогою ценою (1Кор.6:20); живем ли или умираем, – всегда Господни (Рим.14:8); Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего (2Кор.5:15). Для того, чтобы ты не думал, что пророк сказал только о будущем, а не о прошедшем, он прибавляет: и грехи их на Себе понесет. Акила говорит: подымет. Симмах говорит: поведет.
Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, т.е., корысти сатаны. Он победил и принял доспехи сильного. Хорошо сказано: будет делить. Он разделил, потому что некоторым из Своих апостолов дал языков, а иным обрезанных. За то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был. Один из переводчиков говорит: Он вменен был между вредными. (Он был предан) на смерть, не без пользы, но для того, чтобы поднять их. Видишь ли пользу смерти, видишь ли плоды креста? Смерть, говорят, не была сообразною. Она была совершенно сообразною для Него, потому что Своею смертью Он становится Владыкою всех живых. Эта смерть была исполнена бесчестия. Мы вспомнили, говорят иудеи, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну (Мф.27:63). Хорошо сказано: к злодеям причтен был, так как Он Сам не был беззаконником.
Тогда как Он понес на Себе грех многих. А прочие говорят: принял. И за преступников сделался ходатаем. Акила говорит: пошел навстречу осмеивающим Его; Симмах: противоречащим. Феодотион: и Он будет мучить нечестивых. Смотри, как часто пророк предостерегает, чтобы не было у кого-либо преткновения. Каким образом какой-либо беззаконник может понести и изгладить грехи других? Не по той ли причине Он предан был смерти, что ненавидел грехи? Для того, чтобы изгладить их, Он добровольно умер. Почему, однако, сказано: поднял, или вознесет? Для того, чтобы обозначить крест, потому что на нем был пригвожден ко кресту грех; крестом были разрешены грехи.