1-5. Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте. Пророк показывает будущее изобилие. Говорится: купите. Каким же образом купить, – на деньги? Но вы получите даром и свободно, подобно тем, которые покупают за свои деньги. И как вода, которая покупается за малую плату, так будут для вас все блага. Везде земля произведет вам свой тук. Какая важность говорит об остальных благах, когда без денег покупается и мясо и вино. И трудовое свое за то, что не насыщает. Пророк говорит о первых трудах, которыми вы занимались, когда вы подвергались большим скорбям, собирая сокровища, и однако ваша бедность увеличивалась все более и боле. Так как сокровища, собранные несправедливо, хотя бы были весьма многочисленны, тем не менее становятся малыми, то и вы, трудившиеся прежде, не сделали ничего полезного. Теперь же вы будете богатыми и будете более радоваться.
Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Видишь ли, какою ценою Бог покупает послушание? Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша. Не так, как говорим мы: тебе должно повиноваться всем моим словам; Бог же обещает, что за повиновение Он воздаст благодарность: жива будет душа ваша. Какова жизнь души, это ни от кого не скрывается, так как пророк говорит не о телесной, но о душевной жизни. И дам вам завет
вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. Как верно было это Давиду обещание Его, так будет твердо и то, что Он обещал. Милости, обещанные Давиду: что же это такое? Правильный порядок, добрая жизнь, благопоспешество. Другие же говорят: милость Его. Кроме того, это – завет вечный, неизменные милости, потому что власть его пребыла твердою до конца. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам. Свидетельство иудеев во языцех, по написанному: когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон (Рим.2:14). Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святаго Израилева, ибо Он прославил тебя: обличается упорство иудеев теми, которые почитали Господа, не зная Его. Поспешат к тебе. Видишь ли благодеяния Божии? Хотя они (языки) были очень неблагодарны, однако Бог почтил их и благоволил к ним, так что они прибегли к Нему, как к Спасителю и Благодетелю, по написанному: и пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева (Ис.2:3). Именно, Бог был искупителем и дарователем благ для всех языков чрез Свой народ, не в явных и видимых войнах, но в невидимых, потому что Он многим открыл Себя истинным Бо-гом. Для того, чтобы они не полагались на свою добродетель и не приписывали себе добродетели, пророк говорит: ради Господа Бога твоего и ради Святаго Израилева, ибо Он прославил тебя.
6-13. Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Не призывайте Его как бы мимоходом, но всем умом и всем сердцем взыщите Господа. Разве мы не знаем Его? Конечно, говорит, вы знаете. Но когда вы покажете правильный порядок и душевную простоту, тогда вы будете познавать Его более и более. Когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои. Когда Он дарует блага, тогда, по крайней мере, отступите от беззаконий; но для многих – о, ужас – дары Божии служат причиною зол. И беззаконник – помыслы свои, – не только дела, но также и помышления, которые служат корнями и источниками дел. Вы, говорит, очистите не только тело, но и душу, которая есть царица и госпожа. Когда госпожа, находящаяся в вас, здрава, тогда и помышления, зависимые от нее, пользуются даром благочестия, по написанному: каков начальствующий над городом, таковы и все живущие в нем (Иис. Сын. Сир.10:2). Это можно сказать не только о городах, но даже о помышлениях наших.
И да обратится к Господу, и Он помилует его. Обращение может совершиться не прежде, чем обращающийся отступит от беззаконий, и помилование – не прежде, чем он изгладит порочные мысли. И да обратится к Господу, и Он помилует его, когда, обратившись и живя по Его воле, вы будете очищены? Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь: разве Я буду помнить об обидах, на подобие людей, или Я мало милосерд, наподобие человека. Но как небо выше земли. Что ты говоришь? Ужели они отстоят таким образом? Так как вы знаете, что это самая большая мера, то поэтому Я сравниваю Свое милосердие с этой мерой, хотя оно гораздо больше; как отстоит небо от земли, так, и гораздо больше, благость Божия отстоит от человеческой злобы.
Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не
возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. Пророк показывает, что повеления Его неизменны. Как дождь или снег не возвращаются на небо, но совершают дело, ради которого они посланы, так и Мои повеления совершать то, что Я желаю. Но чтобы они не подверглись небрежности, пророк в виду того, что раньше сказал, что Он не тотчас совершит, говорить: не возвращается. А чтобы мы не считали Его угроз и обещаний ложными, и таким образом не вредили себе самим, пророк прибавляет: пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.
И благопоспешу путие Мои и повеления Мои (в русском переводе этих слов нет). Другие же говорят: вы будете сохранять повеления Мои. Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт. Симмах говорит: вместо крапивы. Здесь пророк показывает или будущее счастье, после возвращения из плена, или же строгость законов и легкость благодати. И это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое, – т.е.: совершится и исполнится то, что Я обещал. Если же каким образом это не исполнится, то будет ясно, что они сами были недостойны таковых даров.