ГЛАВА 57

 

1-9. Теперь смотри: праведник, говорит, умирает. Один здо­ровый скоро погибает между многими больными. Это и есть признак болезни, что сильные, которые могут исправить их жизнь и нравы, исторгаются из их среды. Праведник восхищается от зла: такова была польза от его праведности. Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих, т.е., от беззакония злых. И это не малое, а даже весьма большое зло, когда пола­гают светильник в скрытом месте и уносят свет "от среды". Ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих. Что означает это? Жизнь их была в замешательстве, а самая смерть его приятна, по­тому что Бог освободил его от зла, прежде чем пришло такое зло. То же, что казалось противным ему, стало совершенно благоприятным, потому что он не увидел ни войны, ни битвы. Некоторые же думают, что это сказано об Иосии, которого по­миловал Бог, дабы не видеть ему плена народа.

Но приблизьтесь сюда вы, сыновья чародейки, семя прелюбодея и блудницы. Для вас не было никакой пользы исторгать вашего обвинителя из среды, потому что Я Сам буду судить вас. Но приблизьтесь сюда. Законно и праведно он назы­вает вероломных и мятежных семенем прелюбодея и блудницы. Но почему они подвергаются порицанию, когда таковы были их отцы? А они сами мало делали беззаконий отцов? Они не почитали родов праведных, почему же неприлично было назы­вать их таким образом? Если кто называется сыном прелю­бодея, и это название ему приносит пользу, потому что приписывает способность воздерживаться от зла и считать его бесславным, то таковое бесчестие приносит малый, скорее даже никакого вреда. Но если ты предаешься позору, то что пользы гневаться? Ты гневаешься, когда тебя называют сыном пре­любодея, почему же ты не гневаешься, когда совершаешь тако­вое преступление?

Над кем вы глумитесь? против кого расширяете рот, высовываете язык? Мне кажется, здесь пророк порицает злохуления их, которыми они упрекали Бога. Высовываете язык. Здесь, мне кажется, они обвиняли Бога в том, что пути Его были неправедны.

Не дети ли вы преступления, семя лжи, разжигаемые похотью к идолам? Чтобы показать, вследствие чего они были сынами па­губы, пророк говорит: под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал. Он вновь обвиняет их как бы так: вы не познали даже природы. Разве вы не знали, что закалать сынов противно природе? Между расселинами скал. Вы не счи­тали их достойными гробницы, говорит, и вам недостаточно было закалать их пред идолами, но вы закалали их в отда­ленных местах: под каждым ветвистым деревом. Если не достоин про­щения тот, кто почитает идолов, то тем более тот, кто при­носит жертву деревьям. Идолы могли прельщать их, как имеющие некоторую форму, но каким образом они прельща­лись деревьями, не имеющими такой формы? В гладких камнях ручьев доля твоя; они, они жребий твой; им ты делаешь возлияние и приносишь жертвы: могу ли Я быть доволен этим? Я делаю тебя судьей. Разве не должно гне­ваться Мне, вследствие оскорбления твоей природы и вследствие повреждения законов твоих, говорит Господь? На высокой и выдающейся горе ты ставишь ложе твое и туда восходишь приносить жертву. За дверью также и за косяками ставишь памяти твои: не только в горах и пустынях ты совершал беззакония, но и за дверью также, и за косяками ты полагал беззаконные знаки. Ибо, отвратившись от Меня, ты обнажаешься и восходишь, т.е., бу­дешь более сильным. Отсюда ясно, что и плен был необхо­дим, и ты сам доставил причину бедствий.

Распространяешь ложе твое. Пророк говорит об умножения зол. И договариваешься с теми из них, с которыми любишь лежать. Это еще хуже: без принуждения, а по своей воли и распутству ты совершал прелю­бодеяния.

Ты ходила также к царю с благовонною мастью и умножила масти твои, и далеко посылала послов твоих, и унижалась до преисподней. Этими словами пророк обличает многообразие их извращенных же­ланий. За это же порицает народ иудейский и Иезекииль.

 

10-19. Унижалась до преисподней. От долгого пути твоего утомлялась, – подобно блуднице, которая обходит вселенную, чтобы искать спящих с нею, хотя и таким образом она не насыщается. Но не говорила: "надежда потеряна!"; все еще находила живость в руке твоей, и потому не чувствовала ослабления. Акила говорит: не искал. Симмах: не заботился. Сказал: сего ради (этих слов в русском переводе нет). Видишь ли, все совершалось ради того, чтобы мы просили Бога? Смотри опять, почему Он отрицает прощение. Кого же ты испугалась и устрашилась, что сделалась неверною и Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце? Здесь не было места страху, потому что ты не знал величия Моей силы и их слабости. Ясно, что это послужило тебе только бесчестием. Не оттого ли, что Я молчал, и притом долго, ты перестала бояться Меня? Я покажу правду твою и дела твои, – и они будут не в пользу тебе. Здесь пророк называет наказание правдою, потому что Бог нака­зал их по праведному суду.

Когда ты будешь вопить, спасет ли тебя сборище твое? т.е., тебя не защитят идолы, на которых ты надеялся. Всех их унесет ветер, развеет дуновение; а надеющийся на Меня наследует землю и будет владеть святою горою Моею. И сказал: поднимайте, поднимайте, ровняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего. Акила говорит: соблазн; Симмах сказал: претыкание от пути народа Моего. Смотри опять на силу Его, – Он многое обличал в них. Здесь Он опять напоминает им некоторые противные явления от мест, где совершались откровения, и старается привести их к вере, говоря: ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище. Этими словами пророк показывает силу и вечность. Хотя эти слова нам кажутся вели­кими, однако пророк говорит с нами по человеческому образу, потому что Бог не содержится в каком-либо опреде­ленном месте. Но так как он выше сказал о лесах, то здесь говорит: Я живу на высоте небес. А так как они думали, что Бог пребывает только в храме, то пророк говорить: и во святилище. Видишь ли, каким обра­зом Он предсказал будущее? И также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных. Если это может про­исходить, то ясно, что может произойти и нечто иное, более легкое: если Бог может изменять душевные нравы, то тем более – остальное. Оживлять сердца сокрушенных сердцем: Бог скоро оживотворяет тех, у кого отнята надежда на жизнь.

Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться. Другие же говорят: не во век буду судить вас. Видишь ли, Бог никогда не гневается до смерти? Некоторые, может быть, по поводу этих слов уте­шаются, понимая их об адских наказаниях. Но говоря здесь: вам (в русском переводе этого слова нет), пророк обозначает некоторых, но не утверждает, что Бог не будет гневаться во век на всех. Он прибав­ляет также и соответственную причину: иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное. Разве чужие для Меня те, кото­рых Я подверг наказанию? Они – творения рук Моих.

За грех корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лице и негодовал; но он, отвратившись, пошел по пути своего сердца. Я видел пути его, и исцелю его, и буду водить его и утешать его и сетующих его. Видишь ли, Он утешает печального и пораженного скорбью. За какие же грехи Он мстил? Почему ты говоришь: мало что опечалих его (в русском переводе этих слов нет), когда они подверглись наказаниям в течение семидесяти лет? Не считай семьдесят лет, а думай о том, что было тяжким только начало плена, а после того они пользовались таким удобством, что, когда им объявлено было о возвращении, то не хотели возвратиться домой, – до того они пользовались благами и всеми удобствами. Сам Иезекииль учит нас, какую легкую жизнь они проводили в плену (вавилонском). Итак, не ду­май, что все время плена было временем наказания. Бог неза­метно утешает и среди притеснения. И исцелю его, и буду водить его и утешать его, и сетующих его, т.е., даст утешение, радость и похвалу. Я исполню слово: мир, мир дальнему и ближнему, говорит Господь, и исцелю его.

А нечестивые – как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь. Нет мира нечестивым, говорит Бог мой.

В начало Назад На главную

Hosted by uCoz