ГЛАВА 61

 

1. Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня: такова, может быть, причина помазания Его. В ином месте показывается иная причина, когда говорится: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым (Ин.1:33). Видишь ли: здесь пророк сказал без члена: Дух Господа Бога на Мне; так же мы читаем в другом месте: если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим.13:9). Ясно, что Иисус принял Святого Духа не потому, что Он в Нем нуждался, но только во свидетельство, – никто ведь не получает того, что есть его. Как Своим божеством Он по­казывает силу, так и Своим Духом, являя, что Дух есть той же природы, какой Он Сам. Он сказал: совершилось (Ин.19:30). Где – иудеи, где – еретики? Когда Бог говорит: совершилось, то никто не может противоречить. Здесь говорится: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня, а в другом месте: Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса (Деян.10:38). Сказано: Бог, – не человек; не елеем, но Духом Святым и силою. Если бы Он помазан был людьми елеем, то Он не был бы выше остальных помазанников. Подобно тому, как Он был крещен, не нуждаясь в крещении, так как Дух в Нем пребывал до крещения, по сказанному: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя (Лк.1:35), таким же образом во время крещения на Него сошел Святый Дух не ради освя­щения, потому что Он был свят и есть Освятитель всех, и не для того, чтобы совершить дивное, что Он мог совершить Своим божеством, но только для того, чтобы представить сви­детельство, почему Иоанн и говорил: Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым (Ин.1:33). Для того, чтобы показать, что явление Святого Духа было только для свидетельства, а не потому, что Он не имел Его, Иоанн сказал: и я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (Ин.1:34). Ясно, что Сын Божий есть Бог, так как Отец Сам представил свидетельство, говоря: Сей есть Сын Мой возлюб­ленный, Того послушайте (Мк.9:7); потом Сам Христос говорил: Я Духом Божиим изгоняю бесов (Мф.12:28), а также в ином месте: тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола (Мф.4:1). Этими словами Он выражает одну и ту же волю и свое равенство с Духом Свя­тым, даже во плоти. Мы исследуем: говорил ли Он о благо­дати, или о Святом Духе? Сказано: Дух Господа Бога на Мне,а не благодать Господня. Но удивительно то, что Дух Госпо­день явился над Богом. Было необходимо, чтобы Святый Дух явился над воплощением Бога, чтобы благодать Духа чрез плоть Его, Христа, утвердилась в нас. Как над Ним Дух явился во свидетельство, не потому, что Он в Нем нуждался, так над нами Он является не во свидетельство, но для отня­тия нашей скудости, по написанному: сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии (Рим.8:16). Он показывает нам, что Сын по божеству есть одной и той же природы с Отцом; а нас, хотя мы и не сыны по природе, Он освящает и делает сынами по благодати. Благовествовать нищим послал. Здесь послание есть то же, что и откровение. От­куда и куда посылается Тот, Который по божеству Своею природою пребывает во всех? Нищим, говорит. Разве не нищими были князья, начальники и богачи, которым Ему нужно было возвещать? Конечно, говорит, были поистине нищие: они были великими в этой жизни, но нищими для будущей жизни. Потом, иным образом, пророк называет нищими людей, которые первые получили благовестие.

Послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, – тех, сердца которых часто оскудевали по причине грехов. Иудеи и прочие, которые приняли благовестие, были недостойными. Сам Господь наш в нагорной проповеди в начале говорил: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф.5:3). Нищим открыта дверь небесная; сми­рение – причина всех благ, а гордость – причина всех зол.

Помазал Меня Духом, т.е., дал свидетельство. Для того, чтобы того Помазанника не считали подобным прочим пророкам, не считали посланным только для благовествования, пророк при­бавляет: исцелять сокрушенных сердцем, или по причине гре­хов, или по причине печали. А для того чтобы показать, что исцеление принадлежит собственно Ему, и что Он не есть сла­бый пророк, который дарует иным то, что прежде получил сам, Он в евангелии говорит: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф.11:28). Говоря: "Я", Он объявляет о Своей безусловной и высшей свободе. Ви­дишь ли: прежние благодеяния были видимы, а настоящие не­видимы, те – телесны, а эти обновляют души. В данном слу­чае говорится не о настоящем и земном, но о будущем и небесном. Справедливо Он называет их нищими, потому что они лишились таких благ. Он также показывает, что недо­статочно только нам принять благовестие, но что следует нам и согласиться с принятым благовестием.

Послал Меня исцелять сокрушенных сердцем. Некоторые были сокрушен­ными по причине скорбей, иные по причине грехов, иные по при­чине того и другого, – подобно тому, как Господь наш сказал расслабленному: вот, ты выздоровел; не греши больше (Ин.5:14). Иные сокрушаются по причине праведности или грехов; по причине праведности, как написано: сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит (Пс.50:19); по причине грехов, как написано: исправь повреждение ее, ибо она поколебалась (Пс.59:4). Некоторые сокрушаются по причине диавола, как согбенная женщина, по причине гре­хов, как написано: ибо беззакония мои превысили голову мою, подобно тяжелому бремени отяготели на мне. Воссмердели и согнили раны мои от безумия моего (Пс.37:5-6), потому что, когда мы не обращаем внимания на то, что гниет, то происходит смрад. Потом говорится: опустошение и гибель на стезях их (Ис.59:7). Не так телесные скорби уменьшают силу тела, как грехи разрушают силу духа. Потом пророк показывает иное благодеяние для души: проповедовать пленным освобождение, т.е., тем, души которых были в плену. Откуда это ясно? Из того, что Он сказал не: "даровать", но: проповедать отпущение, показывая этим, что благодеяние зависит от воли принимающих. Он пришел для благовестия, для того, чтобы желание добра было им приятно. И слепым прозрение (в русском переводе: и узникам открытие темницы). Какие слепцы вышли из Вавилона? Хотя они были слепыми, прежде чем пришли, однако они не были таковыми после возвращения.

 

2-9. Проповедовать лето Господне благоприятное. Акила и Симмах говорят: год приятный. И день воздаяния Богу нашему (в русском переводе: и день мщения Бога нашего). Справед­ливо говорит: день воздаяния, чтобы они не надеялись только на возвещенные блага, и не были беспечными. Вот приходит суд, так что Он каждому воздаст по его делам. Он не затем только пришел, чтобы отпустить грехи, и даровать дары. А ты получаешь таковые дары для умножения грехов!

Утешить всех сетующих,– как тех, которые скорбели по причине телесных, так и тех, которые скорбели по причине духовных немощей. Симмах говорит: утешить. Возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда. Другие говорят: вместо духа притупления. Видишь ли Бога радости, пришедшего для отъятия печали? Не человек является между людьми и не ангел между ангелами; здесь нет ничего телесного, но все духовное. И назовут их, говорит, сильными правдою, насаждением Господа во славу Его. Итак, смотри, это было насаждение Господа, а не человека. На ком же это совершится: на нас ли, или на других? Ясно, что насаждение Господне в славу есть Церковь.

И застроят пустыни вековые. Поистине, пустынны были го­рода, не потому, что были разрушены стены, и не потому, что были пустыми дома, но потому, что они были лишены людей, ко­торые должны были знать Господа и однако не знали Его. Те­перь же восстановлены города, в которых действительно обре­таются люди, ведящие Господа. Итак, хорошо сказано: пустыни вековые.

Восстановят древние развалины и возобновят города разоренные, остававшиеся в запустении с давних родов. И придут иноземцы и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями. Удивляться должно тому, что пророк открыто гово­рит о правителях Церкви, в словах: а вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас. Называя их царством свя­щенников и Своим народом святым, Бог говорит это о всех христианах. Видишь ли: все это совершается в источнике спасительной купели и все там помазуются. Будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их. За посрамление вам будет вдвое. Посмотрим, где исполняются эти слова и в какое время вам будет вдвое. Они тогда (по возвращении из плена) владели вторично, но это не исполнилось. Пророк, од­нако, здесь говорит: за посрамление вам будет вдвое. Ясно, что будет дру­гой народ, который наследит землю вторицею. Это открывается из последующих слов: потому что в земле своей вдвое получат; веселие вечное будет у них. Когда веселие вечное было у евреев в их земле? Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием, и воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними; и будет известно между народами семя их,

и потомство их – среди племен; все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом. Это соверши­лось на апостолах, с которыми он вступил в вечный союз; сыны их известны даже и среди языков. Все видящие их познают. Какой народ не знает их? Все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом. Радостью буду радоваться о Господе, – вследствие множества учеников и будущих даров.

 

10-11. Возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня. Не видишь ли ты, что здесь про­рок сказал только о радости духовной? Здесь нет ничего вещественного, но все духовное, потому что он говорит: возвеселится душа моя о Боге моем. Когда мы получаем какую-либо духовную благость, то мы радуемся о Господе. Всякий, кто радуется о своих благах и детях, хотя бы потом подвергался печали, однако, видя приятную жену или любимых сынов, за­тем не считает бедствий более бедствиями. Равным образом это случается и с тем, кто радуется о Господе, – особенно, когда он наверное знает, что Бог не прогневался на него; тогда он более не скорбит и не печалится, подобно тому, как апо­столы всегда радовались о Боге и других увещевали к тому же, говоря: радуйтесь всегда в Господе (Флп.4:4). Эта радость непреходяща и бессмертна. Если кто радуется о бла­гах, то радость его бывает временна: когда богатство его истощится, то вместе с ним исчезнет и радость. Подобно тому, как свежие весенние цветы бывают приятны для глаз, а поблекшие неприятны, таким же образом и богатство отни­мает радость от ума и, может быть, само первое отойдет от нас, или мы от него. Иной, может быть, будет радо­ваться из-за прекрасной жены, но и она – владение непрочное, ра­дость временная, веселие преходящее, соединенное со многими огорчениями и подозрениями: потому-то эта радость временна. Но если ты полюбишь Господа, то милосердие Его будет вечным; любовь постоянно обновляется, желание возжигается, никогда не дряхлеет и не стареет. Тот, кто любим тобою, всегда нов, желателен и достоин любви. Если же ты скажешь, что ты не ви­дишь Его, то посмотри на небеса: как они прекрасны, как ве­личественны! Как небо приятно, усладительно для зрения и по­лезно для всего! А это небо есть дело Того, Которого ты любишь, тонкое и нежное дело перст Его. Отсюда ты уразумеешь кра­соту Его Самого, насколько это возможно. Разве ты не видишь Его? Если желаешь, то ты Его узришь, – очисти только ум, очисти сердце, потому что говорится: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф.5:8) [Следующая затем строка, вследствие поврежденности текста в ар­мянском кодексе, оставлена без перевода].

Облек меня в ризы спасения. О какой ризе говорит про­рок? Та риза, в которую мы облекаемся, не есть риза спасе­ния. Но я знаю, что вам, ведящим таинство, это известно. Од­нако, пусть говорит Павел: во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал.3:27). Христос есть одежда спасения. Ты облекся в ризу не затем, чтобы покрыть наготу телесную, но затем, чтобы быть неприкосновенным для насилия смерти. Справедливо пророк говорит: ризу, – потому что мы были на­гими, бесславными, непослушными, глупыми, блуждающими, слу­жащими многим страстям; грехи сделали нас нагими, и сатана, которому мы дали у себя место, сделал нас бесслав­ными. Потому пришел Христос, облачил нас, и показал нам разум, которым мы можем легко совлечь с себя вет­хого человека с деяньми его и облечься в нового, созданного по Богу. И так как в нашей власти – совлечь его, то потому Он и повелевает, говоря: облек, так чтобы одежда всегда пребывала с нами. Одеждою правды одел меня. Есть здоровье, ко­торого мы можем достигнуть после болезней, благодаря вра­чам и наставлениям советников; это же здоровье приобре­тается вместе с радостью и величайшими благами и никогда не подвергает нас бесчестию. Как на жениха возложил венец. Акила говорит: как жениху, украшенному венцом. И, как невесту, украсил убранством. Митра – это венец, украшенный ожерельями и драгоценными камнями, который женихи надевают себе на голову во время бракосочетания. И, как невесту, говорит, украсил убранством. Поистине, было брачное торжество, но только духовное, в котором души сделались причастницами Бога. Смотри на бед­ность невесты, которая получает от жениха одежду и украшение; никто другой не мог украсить ее этими одеждами. Подобно тому, как какой-либо муж – царь, когда желает взять себе в жены понравившуюся служанку, не имеющую одежды, до­стойной брачного торжества, и не имеющую средств самой от себя приготовить таковые одежды, дарит ей все это и укра­шает, – таким же образом и Христос даровал все укра­шения Церкви и украсил ее. Ибо, как земля производит растения свои. Этими словами показывается многочисленный плод добро­детели. Так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами. Справедливо сказано: пред всеми народами, чтобы видели, свидетельствовали и подражали ей.

В начало Назад На главную

Hosted by uCoz