Четвертая книга Царств

 

Охозия, заболев, послал спросить у Ваала, выздоровеет ли он. Пророк Илия, встретив посланных, велел им возвра­титься и сказать, что не выздоровеет. Охозия, узнав, что это Илия, посылал к нему два раза пятидесятиначальников, и каждый из них с пятьюдесятью воинами был истреблен огнем; Илия получает повеление идти с третьим. Пришедши, он сказал, что царь умрет. После него царствовал брат его Иорам, потому что у него не было сына. Здесь говорится о взятии Илии на небо. Сыны пророческие, увидев Елисея, иду­щего чрез Иордан посуху, сказали: опочил дух Илии на Елисее (4Цар.2:15), и просили позволения искать Илию. Он не позволял, а потом позволил, но искавшие не нашли. Делается здоровою вода в Иерихоне. Проходя в Вефиль, Елисей прокли­нает детей, смеявшихся над ним, и их пожирают медведи. Царь моавитский отказался платить обычную дань. Против него начинает войну Иорам, царь израильский, взяв с собою Иосафата, царя иудейского, и царя идумейского. Когда они не на­ходили воды в пустыне и им грозила опасность погибнуть, то по совету Охозии приходят к Елисею. Он гневается на царя израильского и говорит, что не хотел бы и видеть его, разве только ради царя иудейского; предсказывает им не только изо­билие воды, но и победу над моавитянами; что и случилось. Моавитский царь доведен был до такого бедствия, что заколол своего сына на верху стены. Далее говорится о женщине, у ко­торой прибавилось много масла, и о суманитянке, которой, по молитве пророка, дарован сын; а когда он умер, пророк воскресил его. Во время голода он уничтожил ядовитую го­речь в котле и во имя Божие напитал сто мужей двадцатью ячменными хлебами. Нееман, военачальник царя сирийского, поражен был проказою и, пришедши к царю израильскому, требовал врачевания; царь недоумевал и разодрал свои одежды. Елисей призывает Неемана к себе и повелевает ему погру­зиться в Иордане семь раз. Он сначала не хотел и не ве­рил, что исцелеет, а потом, по совету своих слуг, погру­жается и исцеляется. Он давал дары Елисею, но этот не хо­тел принять. Когда же Нееман удалился, то Гиезий, слуга Елисея, догнав его, как бы посланный от Елисея, берет от Неемана два таланта серебра и две одежды. Пришедши к Ели­сею, он старался скрыть это; но пророк обличил его и в наказание поразил его проказою. Сыны пророческие идут ру­бить дрова для строения. Когда топор одного из них упал с топорища, Елисей, отрубив дерево, бросает его в воду, и железо всплыло на поверхность воды. Сирийский царь вел войну с израильским, а Елисей предсказывал действия неприятеля. Узнав об этом, неприятель посылает отряд воинов на Ели­сея; но по молитве пророка пришедшие поражаются слепотою, и он вводит их в средину врагов их. Когда царь хотел умертвить их, Елисей не дозволил, но велел угостить их и отпустить. Настал сильный голод, так что голова осла стоила пятьдесят сиклей, и четверть каба голубиного помета пять сиклей; тогда пришла к царю одна женщина, и обви­няла другую женщину в том, что последняя съела вме­сте с нею сына ее и обещала отдать своего, но не исполнила обещания. Тогда царь разодрал свои одежды и приказал от­рубить голову Елисею. Пророк говорит посланному к нему, что завтра голод прекратится; а так как этот не верил, то предсказывает ему смерть. Четверо прокаженных, изнурен­ные голодом, решаются предать себя врагам, но, пришедши в их лагерь, не находят там ни одного человека, а только палатки, полные великого богатства. Взяв, сколько могли сне­сти, они возвратились и донесли царю. Царь сначала подозре­вал в этом обман, но послав всадников и узнав досто­верно, пустил народ расхищать лагерь; и голод прекратился, а не веривший Елисею был раздавлен толпою и умер. Ели­сей предсказывает женщине, у которой воскресил сына, семи­летний голод, и советует ей переселиться из этой страны. Она переселилась; но когда голод прекратился, возвратилась, и, пришедши к царю, просила, чтобы ей возвратили ее иму­щество. Сирийский царь посылает к Елисею узнать, исцелится ли он от болезни, которою страдает. Пророк сказал при­шедшему, что не исцелится, и вместе предсказал бедствия израильтян. Когда этот царь умер, на его место воцарился Азаил. Когда же скончался Иорам, царь иудейский, преемни­ком ему сделался сын его Охозия. Елисей, послав одного из сынов пророческих, велел помазать Ииуя; воцарившийся Ииуй убивает Иорама и бросает его в виноградник Навуфея, который отнят отцом Иорама. Убив также и Охозию, он вхо­дит в город израильский. Между тем Иезавель, украсив­шись, смотрела сверху. Царь приказал царедворцам сбросить ее и, сброшенная, она умерла. Ииуй умертвил и семьдесят сынов Ахаава, убил и братьев Охозии, истребил и жрецов Ваала и сокрушил самого Ваала. Потом Азаил поражал израильтян. По смерти Ииуя воцаряется Иоахаз, сын его. Го­ворится об Иоасе, царе иудейском, о священнике Иодае и о Гофолии. Израильтяне были преданы врагам и опять Бог уми­лосердился над ними. Когда умер Иоахаз, над израильтя­нами воцаряется Иоас, сын его; пришедши к Елисею, он плакал. Пророк велел ему взять пять стрел и бросать их в землю. Когда он, бросив только три, остановился, то про­рок сказал ему: надобно было бы бить пять или шесть раз, тогда ты побил бы Сириян совершенно, а теперь только три раза поразишь Сириян (4Цар.13:19). Елисей умер и был погребен, и один мертвец, бро­шенный в гробницу его, воскрес. Когда умер Азаил, воца­рился сын его Адер. Иоас трижды поразил сириян и умер; после него воцарился сын его Иеровоам. По смерти Иоаса, царя иудейского, воцарился Амасия, сын его. Поразив идумеев, он сразился и с Иоасом, царем израильским; но Иоас побе­дил его и вошел в Иерусалим. По смерти Иеровоама, над израильтянами воцарился Захария, сын его. По смерти Амасии, царя иудейского, воцарился Азария, который называется и Озиею. При нем начал пророчествовать Осия. Селлум, умертвив Захарию, воцарился над израильтянами. Он пользовался по­мощью Фула, царя ассирийского, давши ему тысячу талантов. Когда он умер, вместо него воцарился Манаим. После Озии над иудеями воцарился сын его Иоафам; а по смерти Иоафама воцарился сын его Ахаз. При нем напали Раассон сирийский и Факей, сын Ромелиев. Ахаз послал к Фелгаффелласару ассирийскому, приглашая его на помощь, и он, пришедши, взял Дамаск и убил Раассона. Салманассар ассирийский напал на Осию, сына Илы, и сделал его своим рабом. Когда же царь ассирийский узнал, что он хочет отложиться и отпра­вить послов к царю ефиопскому, то осадил его, заключил его в оковы, взял Самарию и другие города, а жителей пере­селил в Ассирию. Здесь следует обличение израильтян и иудеев. Выведенные из Вавилона и поселенные в Самарии не боялись Бога, и потому были истребляемы львами. Тогда по­сылается туда священник и научает их закону Божию; но они и Господа боялись, и идолам служили. Говорится о Езекии и ассириянах, о которых говорится и у Исаии; о Манассии и его нечестии, и об убийствах. По смерти его воцарился сын его Амон. По смерти Амона воцарился Иосия, сын его, о котором было предсказано Иеровоаму, рабу Соломонову, когда ис­сохла рука царя. Он очистил Иерусалим и другие места, рас­копал гробницы жрецов идольских и разрушил идолов. О нем сказано, что прежде не было царя подобного ему, который бы обращался к Господу всем сердцем своим и всею душою своею. При нем начал пророчествовать Иеремия; при нем была пророчица Олдана. Когда умертвил его фараон Нехао, воца­рился Иоахаз, сын его. Но фараон, свергнув его, отвел в Египет, где он и умер, а царем поставил сына Иосии Елиа­кима, называвшегося и Иоакимом, и обложил землю данью. Иоаким был первым данником Навуходоносора. Он был выброшен за стены. О нем говорит Иеремия: труп его будет брошен на зной дневной и на холод ночной и ослиным погребением будет он погребен (Иер.36:30; 22:19), потому что он был погребен тогда, когда уже истлел. По смерти Елиакима, или Иоакима, сына Иосии, воцарился Иоаким, сын его, внук Иосии. Этот Иоаким назывался и Иехониею. Царь египет­ский еще не вышел из страны своей, как Навуходоносор, пришедши, осадил город; Иоаким или Иехония вышел к нему с своею матерью. Навуходоносор переселил его в Ва­вилон и поставил царем в Иерусалиме брата отца его, сына Иосии; это был Матфания, иначе Седекия. Когда же он отло­жился от царя вавилонского, то Навуходоносор, пришедши, осадил Иерусалим, взял его и сжег, а Седекию, ослепив, заключил в оковы и отвел в Вавилон. Над оставшимися в Иерусалиме он поставил Годолию. Когда же его убил Измаил, то оставшиеся удалились в Египет. Но после того Евилад Мародах, царь вавилонский, удостоил Иоакима великой чести в Вавилоне.

Таким образом царство самарийское, как уже сказано, прекратилось при Осии, сыне Илы, который убил Факея, сына Ромелиева. А царство иерусалимское прекратилось при Седекии. Последний, будучи отведен в Вавилон и лишен зрения, бро­шен был в ров на 27 лет. Но после того царь вавилон­ский возвысил Иоакима, дал ему престол выше других ца­рей, и ел и пил вместе с ним до конца своей жизни. Этим и оканчивается книга, т.е. взятием города и отведением народа в плен.

Теперь остается кратко перечислить по этим четырем книгам имена царей иудейских и израильских и показать, каков был конец деятельности каждого из них и сколько лет каждый из них царствовал.

По смерти Саула, царствовавшего сорок лет, царство­вал Давид над всеми израильтянами и иудеями сорок лет, а именно, в Хевроне семь лет, и над всеми израильтянами и иудеями тридцать три года. Он творил правду сердцем совершенным. При нем были пророки Нафан и Гад. Соло­мон, сын Давида, царствовал над всем народом также сорок лет, и совершил зло. И при нем были пророки На­фан и Гад. Ровоам, сын его царствовал семнадцать лет и делал зло. При нем царство разделилось и остались с ним в Иерусалиме два колена, Иудино и Вениаминово; в Са­марии же десять колен. При нем были пророки Ахия Силони­тянин и Адда. Авия, сын его, царствовал три года; сердце его не было подобно Давидову, но он ходил во грехах отца своего; и при нем был пророк Адда. Аса, сын его, царство­вал сорок один год и творил правду; впрочем при нем еще оставались высоты (идольские). При нем были пророки Азария, сын Ададов, и Ананий. Иосафат, сын его, царство­вал двадцать пять лет и творил правду; но высоты еще оставались. Впоследствии и он подвергся упреку в нечестии за то, что был в дружбе с Охозиею, царем израильским, и большею частью принимал участие в его делах. При нем были пророки Илия, Елисей, Михей, Ииуй, сын Анания, Ио­зоил, сын Захарии, и Елиезер, сын Додия из Марисиса. Иорам, сын его, царствовал восемь лет и делал зло, по­тому что имел женою дочь Ахаава. И при нем были Илия и Елисей. Охозия, сын его, царствовал один год и делал зло; после него Гофолия, мать его, семь лет. Иоас, сын Охозии, царствовал сорок лет. Он умертвил Захарию и творил правду всею душою своею, пока мудрый Иодай был жив и на­ставлял его. Его убили рабы его, в доме Маллоновом. При нем пророчествовал Захария, сын Иодая. Амасия, сын его, царствовал девятнадцать лет, и сначала творил правду, но не так, как Давид, потому что народ еще приносил жертвы на высотах и не истреблял дубрав. И при нем были пророки, но имена их не записаны. Впоследствии Амасия, пора­зив жителей Сиира, возгордился, стал служить сирийским идолам и был убит, преданный врагам. Азария, он же и Озия, царствовал пятьдесят два года и сначала творил правду, подобно отцу своему; впрочем не истребил высот; но от успехов в делах возгордился и захотел сам воскурить фимиам в храме, что надлежало делать одним священни­кам; за это он был поражен проказою и услышал: не тебе, Озия, кадить Господу; это дело священников (2Пар.26:18). При нем был пророк Исаия. Иоафам, сын его, царствовал шестнадцать лет и творил правду, подобно отцу своему; впрочем не истребил высот. И при нем был Исаия. Ахаз, сын его, царствовал шестнадцать лет и делал зло. При нем были Исаия и Одид пророки. Езекия, сын его, царствовал двадцать девять лет и творил правду совершенно подобно Давиду. Он уничтожил медного змия, которого пове­сил Моисей. При нем Сеннахирим и Рапсак, ассирияне, произносившие хулу, были поражены, а потом явившийся ангел истребил у них сто восемьдесят пять тысяч человек в одну ночь. Когда Езекия был близок к смерти, ему была про­должена жизнь на пятнадцать лет. Манассия, сын его царство­вал пятьдесят лет и делал зло. Он восстановил то, что разрушил Езекия и был вторым Иеровоамом для иудеев, так что за него пострадал Иерусалим, подобно Самарии, и о нем сказано: он завлек Иуду в грех (4Цар.21:16). Потому он и был отведен пленником в Вавилон; но в плену, как написано в книге Паралипоменон, раскаялся, и Бог воз­вратил его в Иерусалим и опять даровал ему царство. Он умер, покаявшись и поучая народ служить Богу, но не был погребен в городе Давидовом, а в саду своем, в саду Озы. Амон, сын его, царствовал два года и делал зло, по­добно Манассии, отцу своему, и убили его слуги его; он погре­бен в саду Озы, где и отец его. Иосия, сын его, царство­вал тридцать один год. Народ поставил его царем, когда он был восьми лет, и творил он правду во всем подобно Давиду, не уклоняясь ни направо, ни налево; он истребил ду­бравы и уничтожил всех идолов. Будучи шестнадцати лет, он обратился к закону и, нашедши его в пренебрежении, при­казал читать, объявил и совершил пасху, как написано. Его умертвил фараон Нехао при Евфрате во время сражения. При нем были пророки Иеремия и Софония и пророчица Олдана, жена Селлима. Иоахаз, сын его, царствовал три месяца и де­лал зло; его переселил фараон Нехао. При нем был Иере­мия. Елиаким, другой сын Иосии, который был переименован в Иоакима, царствовал одиннадцать лет, и делал зло. Иоа­ким, он же Иехония, сын его, царствовал три месяца, делал зло, и отведен был в Вавилон. Матфанию, сына его, Навуходоносор сделал царем, переименовав в Седекию; он цар­ствовал двенадцать лет и делал зло. И при нем был Иере­мия. До этого времени существовало царство иудейское, теперь оно было разрушено, подобно Самарии; город был взять и все отведены пленниками в Вавилон, с сосудами. Всего — двад­цать один царь, кроме Гофолии.

Имена царей, бывших в Самарии, конец деятельности каждого из них и продолжительность их царствования таковы. Иеровоам, сын Навата, царствовал двадцать четыре года. По разделении царства, он, возвратившись из Египта, первый царствовал в Самарии и делал зло, как никто другой. Опа­саясь лишиться царства, он сделал двух золотых тельцов и соблазнил народ, сказав: вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской (3Цар.12:28); учредил и праздники и жрецов; он ввел в грех Израиля (3Цар.14:16), потому что ему подра­жали все последующие цари. При нем был пророк Ахия Си­лонитянин, и пророк, обличивший его у жертвенника. Нават, сын его, царствовал два года и делал зло. Из его рода бо­лее уже никто не царствовал. Замврий, из другого рода, — две­надцать лет. Вааса — двадцать четыре года, и делал зло. При нем были пророки: Илия, Елисей, Михей, пророк, предсказав­ший Ахааву о Сирии и о сыне Адера, пророк, поразивший его ранами и обличивший Ахаава, кроме того, и многие сыны проро­ческие. Охозия, сын его, царствовал два года и делал зло. И при нем были Илия и Елисей. Его пятидесятиначальников Илия поразил огнем, по слову Господню. Иорам, сын Ахаава, цар­ствовал двенадцать лет и делал зло, и из его рода более уже никто не царствовал. При нем вознесся Илия, а Елисей оставался до Иеровоама, сына Иоасафа, царя израильского. И при нем были сыны пророческие. Ииуй, из другого рода, сын Намессиев, царствовал двадцать два года. Он истребил род Ахаава, коварно погубил пророков Ваала и сокрушил ку­мир его. Этим он сотворил правду и получил обещание, что потомки его будут сидеть на престоле его до четвертого рода. Иоахаз, сын его, царствовал семнадцать лет, делал зло, воевал против Иерусалима и взял оттуда золото и со­суды. Иеровоам, сын его, — сорок один год, и делал зло. Захария, сын его, — шесть месяцев, и делал зло. Доселе были царями потомки Ииуя до четвертого рода. Селлум, из другого рода, сын Иависа, царствовал тридцать дней, и делал зло. Манаим, из иного рода, сын Гаддия, царствовал двадцать лет, и делал зло. При нем пророчествовал Исаия и Осия. Факей, из другого рода, сын Ромелиев, царствовал двадцать лет. Он убил Факию и делал зло. При нем были пророки Исаия и Осия. Осия, из другого рода, сын Илы, царствовал десять лет. Он убил Факея и делал зло, впрочем не так, как его предшественники. Осия был последним царем Са­марии. При нем это царство прекратилось, и Самария погибла, и затем поселились в ней ассирияне. От них произошли ере­тики самаряне, называемые саддукеями. Этим и оканчивается все содержание книг царств.

В начало Назад На главную

Hosted by uCoz