О воскресении Господа нашего Иисуса Христа и о женах мироносицах

 

И ныне, как всегда, моя мысль сильно занята чудесами, сопровождавшими воскресение Владыки, и созерцание страшных тайн поражает мое воображение. В самом деле, бесчестие породило славу, и страдание источило людям бесстрастие; дерево наказания сменило дерево рабства, и гвозди расторгли широко раскинувшиеся корни греха; терновый венец прикрыл собой всемирное проклятие, и позорный крест избавил весь мир от стыда; ребро, прободенное копьем, явилось для мира дверью таинств, и тридневный гроб оказался домом жизни; мытарь возвестил учение богословия, и ангел озарил души женщин радостной вестью. Я не могу молчать об этих необычайных и удивительных делах Владыки, хотя и чувствую, что мое слово бессильно для изображения такого множества Божественных знамений. Я ликую с разбойником, радуюсь с Марией, приникаю слухом к возгласам евангелиста: "По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые" (Mф.28:1-4). "По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели". Ты только что слышал эти слова. Это значит: в ту страшную ночь, а вернее – уже при полном свете (воскресения) – "пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб". Прекрасно усердие жен; женщины предприняли истинно евангельский бег, показывающий в них мужественное сердце. Конечно, стопы слабых жен славнее апостольских. Те, разбежавшись, со страхом прятались по домам; а эти, мужественно устремившись ко гробу, оплакивали свободного среди мертвых, с благоговейной верой доказывая на деле свою преданность Христу. Они не убоялись иудеев, не подумали о страже, не считались ни с неостывшей еще яростью распинателей, ни со скорым на обиды бесстыдством властей, нисколько не принимая в соображение опасностей, сопряженных с их предприятием. С плачем приступили они к гробу, как бы к жертвеннику, проливая слезы там, откуда восстал разрешивший печали Евы и где весь мир должен был торжествовать. "И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем". Если при сошествии ангела было великое потрясение, то, как при распятии самого Владыки ангелов не поколебаться было – и по праву – земле? Почему же и при страданиях Спасителя было землетрясение и при воскресении Его опять землетрясение? Ужас присоединяется к ужасу, чтобы совершенно разрушить основания смерти. Сильное было землетрясение, камни содрогались, – а иудеи ликовали. Но то, в чем они усматривали свое торжество, обратилось для них в источник вечного позора. Они заклали агнца, но разрушили жертвенник; погубили наследника, но разорвали свой союз с Богом; разделили между собой одежды, но лишились чудес; запечатали гроб, но обрекли на опустошение свой храм. "И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба". Что значит это, о, ангел? Ты сошел с неба как копьеносец воскресшего Царя? Ты пришел утешить плачущих женщин? Ты пришел разделить радость рода человеческого? Оставь же камень, пусть он лежит на гробе. Что беспокоишься о Том, Кого не удержал закрывавший могилу камень? Как родился Он из утробы, так точно восстал из гроба. Рождаясь, Он не повредил девства Своей Матери, – и здесь не сдвинул камня, который Его охранял: запечатанным оставил Он гроб с камнем. Знаю, говорит он, знаю, – но сделано это мной не без цели: я исполняю волю моего Владыки. Я отвалил камень с той именно целью, чтобы Петр, приникнув, рассмотрел одежды, чтобы женщины увидали место, где лежал Господь. "Отвалил",сказано, – "камень от двери гроба и сидел на нем". Таким образом, сидя на камне, он стерег обвинителя иудеев, охранял свидетеля воскресения; оберегал камень на обличение окаменевших сердцем. И сам Господь, обличая злонравие христоубийц, говорил им об этом самом, как передается в евангелии: "если они умолкнут, то камни возопиют" (Лк.19:40). "Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег". И справедливо: тут нет места загрязнению от греха, здесь все полно света, не уступает блеску снегa. "Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые". Перед рабом они – как мертвые, а на Создателя восстали с дерзостью! Но что дальше? "Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь" (Mф.28:5). О, чудные дела! О, необычайная вещь! Когда воины помертвели от страха, женщинам говорят: "не бойтесь". Конечно, так и следовало: неверную стражу поразить страхом, а верным женам благовествовать радость спасения. "Не бойтесь!" Адам Создателем вашей природы воссоздан на кресте, как бы заново. "Не бойтесь!" Осуждение матери вашей Евы разрешено. "Не бойтесь!" Я отвалил этот камень, когда Тот, Кого вы ищете, уже восстал с властью. Ему слава с Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.

В начало Назад На главную

Hosted by uCoz