Вернуться на главную страницу сайта "Во свете Библии"

О исповеди

 

«Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «Исповедую Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» – Пс. 31:5. «Как чело­век, крещаемый человеком, то есть свя­щенником, просвещается благодатью Ду­ха Святого, так и исповедующий в Покая­нии грехи свои приемлет оставление их че­рез священника благодатью Иисуса Хри­ста» Афанасий Великий. «Без сердечного со­крушения невозможно освободиться от пороков. А сердце приводится в сокруше­ние трояким воздержанием: от сна, от пи­щи и от телесного покоя» Нил Синайский.

Часто сейчас в храмах идет общая ис­поведь; кто и хотел бы в частном поряд­ке исповедаться, то священник не дает это­го, ибо не отгоняет хотя бы на несколько шагов других исповедников, слушающих повесть чужой жизни, ибо привыкли смот­реть телесериалы.

«На общей исповеди власть ключей передана ему, кающемуся, а за священником оставляется лишь обря­довая форма. На общей исповеди кающий­ся не исповедует своих грехов, ибо испове­довать – значит открыто признавать их. На общей исповеди, когда сотни людей в один голос произносят “грешен”, нет никакого скры­того свидетельства о грехах, а потому нет и никакой «исповеди» их. На общей исповеди нет двух самых главных условий содержа­ния благодатного Таинства – права священ­ника отпускать грех, ибо он не имеет права отпускать грехи по “безотчётному произ­волу”, и права у исповедующегося пол­учать отпущение, ибо, по учению Церкви, это право дает лишь устное исповедание грехов. Что касается третьего условия Таинства, права духовника налагать епитимий, то оно вовсе отпадает при общей исповеди, ибо не зная греха, невозможно врачевать душу согрешившего наложением наказания. Всячески стоит позаботиться о полном открытии грехов своих. Господь дал власть разрешать не безусловно, но под услови­ем раскаяния и исповеди. Если это не вы­полнено, то может случиться, что тогда, когда духовный отец будет произносить “прощаю и разрешаю”, Господь скажет: “а Я осуждаю!”» Феофан 3атворник.

Общая исповедь стихийно приобрела широкое распростра­нение. Трудно и стыдно признаться в своих грехах в личной исповеди. Но приятно, ду­шевно легко и успокоительно всплакнуть вместе со всеми на общей исповеди. Более или менее талантливый проповедник рас­трогает сердце, плачущий сосед ещё уси­лит умиление – и вот без всякого труда и подвига достигается «покаянное настрое­ние», иногда очень сильное, но в большин­стве случаев бесплодное, ибо оно проис­ходит не в результате внутренней работы, а лишь как эмоциональная разрядка отя­гощённой грехами души.

Покаянные слёзы на личной исповеди омывают исповеданные грехи, слёзы же на общей исповеди чаще всего свидетельст­вуют о самоумилении, самолюбовании и в конечном итоге служат не для разрушения горделивого самомнения, а для утвержде­ния фарисейского чувства собственной праведности и самопревозношения под видом смирения. В миру нет потребности выставлять на позор свой грех, там стара­ются скрыть его, там нет надобности так раскрывать душу, чтобы обнажить самые темные её закоулки, нет надобности в ду­ховном руководстве, ибо каждый стремит­ся жить «своим умом»; там смешны и не нужны епитимии, ибо они требуют смире­ния и послушания, а в миру более всего дорожат независимостью и своеволием.

 Мирская жизнь заставляет и страдать, му­читься, впадать в отчаяние, потому хочется иногда человеку пожаловаться, поплакать слезами, которые ни к чему не обязывают, и успокоенным уйти домой. Вот почему об­щая исповедь так желанна многим, – она соответствует духу мира сего. Подделка тонкая, имеющая множество оправданий, в том числе и объективных, но тем не менее подменяющая Таинство и церковное уст­роение души, чем-то внешне очень привле­кательная, но исполненная мирской сти­хией. Общая исповедь внедряется в цер­ковную жизнь, ломая устав и опыт благо­честия, отрекаясь от церковного Преда­ния, повреждая самое существо Таинства.

Часто можно слышать от церковных людей ссылку на опыт протоиерея Иоанна Сергиева Кронштадтского, проводившего общую исповедь. Неужели и он мог слу­жить делу обмирщения и сознательно про­тивопоставлял себя Преданию Церкви! — Это было его личным дерзновением, за которое он ответствует пред Господом. Но нам он не только не заповедал следовать его примеру, а, напротив, оставил в качест­ве руководства явное указание следовать Уставу и совершать личную тайную испо­ведь. «Исповедовать в грехах надо чаще для того, чтобы поражать, бичевать грехи открытием и признанием их и чтобы боль­ше чувствовать к ним омерзения. Надо на исповеди без утайки все свои срамные де­ла открыть духовнику, хотя и больно, и стыдно, позорно и унизительно.. Священ­ник – врач духовный, покажи ему раны не стыдясь, искренно, откровенно, с сынов­нею доверчивостью».

«Умершие люди, если видят, что дела, совершенные на земле, вызывают хотя бы невольный соблазн, скорбят, и душа про­тоиерея Иоанна не может не скорбеть, ви­дя соблазн общей исповеди» Серафим Чичагов.

Надо помнить эти слова всем, ссылающимся на протоиерея Иоанна Сер­гиева в оправдание общей исповеди. Ставя своё церковное беззаконие в связь с ве­ликим пастырем, они увеличивают его скорбь (Настольная книга священнослужителя, т.8 стр. 473-477).

 

Вернуться на главную страницу сайта "Во свете Библии"

 

Hosted by uCoz