Вернуться на главную страницу сайта "Во свете Библии"

Спаси, Господи, от лжи

 

По Евангельскому закону человеку дано го­ворить только правду, единственно правду и ничего кроме правды. Потому что «всякая не­правда есть грех» – 1 Иоан. 5:17, а «возмездие за грех – смерть» – Рим. 6:23, вечная погибель от лица Божия, в геенском огне вместе с Диаволом, где не будет конца мучению во веки веков (Откр. 20:10). Всякая ложь исходит от диавола. Христос дает эталон ответа на вопрос, почему люди не верят Библии, то есть Самому Христу, а верят басням мирским и церковным, предрассудкам, слухам: «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне» – Иоан. 8:43-45. Диавол – по-гречески клеветник Откр. 12 гл. Диавол есть лжец и отец лжи. Христианину можно или не отвечать, молчать, подражая своему Учителю Иисусу Христу («И опять вошёл в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа» – Иоан 19:9.) или отвечать правдиво, и даже в виде аллегории (см. житие св. Пантелеимона).

Никогда не желай говорить какую бы то ни было ложь, Сир. 7:13 «потому что злой порок в человеке ложь; в устах невежд она всег­да. Лучше вор, нежели постоянно говорящий ложь, но оба они наследуют погибель» – Сирах. 20:24-25, «стыдись пред начальником лжи» – Сир. 41:21. Ложь вошла в мир через женщину и потом через неё, как через передаточное звено, и в мужа. Вот почему жене и не дозволяется быть священником и учить мужа, но быть в безмолвии.

«Неправда причиняет смерть» – Прем 1:15; «остерегайся всякой неправды» – Сир 17:12. Библия предупреждает о последнем времени, когда «умножится на земле неправда и невоздержание» – 3 Езд. 5:10. Это особенно будет видно тем, кто живёт во Христе. Ложь охватит все сферы жизни; и чем выше должность, тем неслыхан­нее ложь. Совершенно нетерпимо это проявилось у судей – оплетчиков лжи (Иов. 13:4). «Что пожелание евнуха (кастрата) растлить девицу, то производящий суд с натяжкою» – Сир 20:4. Грех лжи у следователей и судей, и прокуроров безмерно вырастает оттого, что он имеет власть не только оклеветать, но и имеет власть избе­жать самому наказания за ложный суд. По закону Божию, «если выступит против кого сви­детель несправедливый, обвиняя кого в пре­ступлении, то пусть предстанут оба сии чело­века, у которых тяжба пред Господа пред свя­щенников и пред судей, которые будут в те дни. Судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот ложный ложно донёс на брата своего, то сделай ему то, что он умышлял сде­лать брату своему, и так истреби зло из среды тебя» – Втор. 19:16-19.

Случилось, что два гене­ральных прокурора оболгали невинную душу, приговорив её на смерть, и это было обнаруже­но. В этот же день оба заслуженных судьи ли­шились жизни, были казнены. «Даниил сказал ему: точно, солгал ты на твою голову; ибо Ангел Божий с мечом ждет, чтобы рассечь тебя пополам, чтобы истребить вас. Тогда все собрание закричало громким голосом, и благословили Бога, спасающего надеющихся на Него, и восстали на обоих старейшин, потому что Даниил их устами обличил их, что они ложно свидетельствовали; и поступили с ними так, как они злоумыслили против ближнего, по закону Моисееву, и умертвили их; и спасена была в тот день кровь невинная» – Дан. 13:62. «Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь – не спасётся» – Пр. 19:5. «Лица судей Он закрывает» – Иов. 9:24. «Он судей де­лает глупыми» – Иов 12:17 (поистине, кого Бог решил наказать, у того прежде всего отнимает разум и совесть). Сколько появилось «судей с худыми мыслями» – Иак. 2:4, когда «судьи перестали Бога бояться и людей стыдиться» – Лук. 18 гл. «Судьи его – вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости» – Соф. 3:3, «судьи судят за взят­ки» – Мих. 7:3.

 Так в житии Пимена Великого (27 августа) слышим его: «не твори суд по слуху... но исследуй, узнай, и если виновен, осуди как преступника, а если не виновен – отпусти». Так говорит святой о родном племяннике. Совет­ские судьи, знаменитые «тройки» – это дьяволь­ская «троица» (Иоанн Златоуст, том 6:700) подвела итог от обвинения словами к «товарищу маузе­ру», по словам Афанасия Великого (18 января) «ис­чезла правда». Из жития святой Ирины 5 мая доносится вопль диавола: я отец всех пьяниц и всякой лжи. Св. Амфилохий (23 ноябрь) убежда­ет: всякая ложь от диавола. «Ложь велика, мала ли – от диавола она» – говорит Иоанн прозор­ливый (27 марта).

Чтобы никогда не говорить ложь, нужно помнить, что за всякое слово на Суде Божьем после смерти придется держать ответ; и душа начнёт спотыкаться на мытарстве лжи. Анувий (5 июня), когда братия просила его сказать о себе что-то великое, сказал: «С уст моих не сошло ложное слово...». Знать не малая это заслуга – жить не по лжи, как заклинает нас Солженицын.

Судя но написанному в Биб­лии, судьи более всего подвержены этому смер­тному греху – лжи. Это чисто профессиональ­ный грех, видимый всем. «Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие? Беззакония составляете в сердце, кладете на весы злодеяния рук ваших» – Пс. 57:2-3. Это было уже 3 тысячи лет. Но вина падает не только на следователя, но и на того, кто даёт ложные показания на себя, думая потом испра­вить всё на суде. Библия запрещает это.

 «Ложь говорит каждый своему ближнему» – Пс. 11:3. Когда обвиняли святого Дулу страстотерпца в краже (15 июня), он твердил одно: «лгать на себя не могу». Так и не сознался, пострадав от кле­веты. К святому Паисию (19 июнь) обратились прояснить дело о украденной вещи. Вор был уже найден, так думали все, ибо подозреваемо­го схватили по указанию почитаемого монаха. Св. Паисий немедленно восстановил справед­ливость, оправдав невинного и указав, что в ус­тах уважаемого «следователя-криминалиста» сидит дух лживый – демон, диавол. Проконт­ролируй, Паисий Великий, сегодня всех следо­вателей! Но в рассуждении дел семейных, жи­тейских, все люди – «судьи неправедные» – Пс. 4:3. «От утробы заблуждают все, говоря ложь», «сде­лали ложь для себя убежищем» – Ис. 18:15. Лгут все и всюду: правители народу, народ прави­тельству, муж жене, дети родителям. Совет­ский Союз не только империя зла, но и импе­рия лжи. «И ещё дальше удалится истина и приблизится ложь» – 3 Езд. 14:17. Сколько ветреников проповедуют нынче ложь (Мих. 2:11). Экстрасенсы, лекари, учителя «детки», рерихи, кашпировские, ванги, «целители» душ, «белые», «чёрные» братья и Кришны – сколько их, куда их гонит?

Господи, удали от нас путь лжи. «Я ненавижу ложь и гнушаюсь ею, ненавижу вся­кий путь лжи; спаси нас от человека говорящего ложь; суетy и ложь удали от меня» – Пс. 118:29; 30:8. Чем выше должность, тем гнуснее ложь. Человеку дан язык, чтобы иметь средство общения, уметь до другого донести свою мысль. Поучая же своих коллег, министр иностранных дел Наполеона Талейран изрёк: язык дан для сокрытия мысли (говорить не то что думаешь). Министр пропаганды Гитлера Геббельс из глу­бины ада поучает всех президентов и Верхов­ные советы: чем чудовищнее ложь, тем скорее поверят, и «обнадёживают народы ложью» – Иер. 28:15. Поистине, прав Феодор Студит (14 ноября) горько воздохнувший: «истина принесена в жертву лжи».

«Строг суд будет над начальствующими, и предстоит им строгое испытание» – Прем. 6:5,8. Если часы на руке человека пока­зывают неверное время, то заблуждается один, от силы, несколько человек; но обман вокзаль­ных часов менее велик, чем сигналы точного времени из Москвы, если они будут лживы. И если это так зримо в делах мирских, то какова вина тех часов духовных, на самом высоком уровне, как патриарх Феофил Александрий­ский (см. житие св. Иоанна Златоустого – 13 нояб.) оказавшийся лжецом, клеветником, на­ставленным самим сатаной. Православный пат­риарх, не еретик. Но грех Феофила с его смер­тью и сгинул. Какова же вина митрополита Сергия (Страгородского), будущего сталинскою патриарха, оболгавшего всех мучеников, отрёкшегося от них, предавшего Церковь в руки сатанистов и антихристов, открывшего дорогу врагам Божиим к алтарю.

 С 1927 года пошло невиданное обмирщение Церкви, когда на все архиерей­ские должности, на должности благочинных храмов и монастырей коммунисты стали ста­вить своих проверенных людей, волков в овечьей одежде, изнутри разваливающих цер­ковь. Правда и ложь, свет и тьма. Божье и дья­вольское, всё перемешалось; грань между ми­ром и святостью исчезла, Таинства потеряли подлинное значение, всё превратилось в ложь.

 Для Крещения, чтобы стать христианином нужно готовить человека до 3-х лет, и чтобы за готовящегося было два поручителя из членов Церкви, чтобы доподлинное было свидетельст­во, что оглашенный воистину жаждет стать христианином. И только потом крестить в три полных погружения в воде, когда скрываясь в воде (не стоя на кафельном полу), умирает для прежней греховной жизни во лжи. Появляясь из воды, воскресает для новой жизни в Истине. И если этого ничего не делается ныне в церкви, тогда всё, делаемое там есть гнусная, страшная ложь, обман простодушных. И если неприготовленные приступают к Причащению, пьют и едят себе осуждение, в смерть, а не во здравие, ибо не рассуждают о смерти Господ­ней, т.е. не решаются умереть со Христом для этой жизни лживой. Это же касается и венча­ний: все это лишь обрядоверческий камуфляж, имитация под истину, «бесплодная вера, со­блазн для сердец, она разрушает надежду вко­нец». Напрасны ученья, напрасны слова, Вера без дел перед Богом мертва. Лишь вера, несу­щая плод для Христа, велика, могуча, пред Бо­гом свята.

Почему же лгут люди, священники, учите­ля, торгаши? Христос ответил так: «славу друг от друга принимаете, а славы, которая от Еди­ного Бога, не ищете» – Иоан. 5:44; 12:43, – «ибо воз­любили больше славу человеческую, нежели Божию».

На каждой литургии диакон резко отделяет третью часть богослужения обращаясь к наро­ду: оглашенные, изыдите! И этот возглас он произносит трижды. По правилам, по смыслу, здесь, как говорят святые отцы и составитель литургии Иоанн Златоуст, диакон должен вы­вести из храма всех, кто готовится ко креще­нию, кто отлучён от Церкви за грех; вывести посторон­них, и тогда, только тогда, те, кто ВЕРНЫЕ, продолжают третью часть, литургию верных. Сегодня даже под страхом расстрела, во всех храмах Московской патриархии не смогут вы­полнить свой возглас и призыв, ибо смешали святое семя с необрезанными халдеями. А зна­чит и возглас, и призыв – есть ежедневная ложь, и церковь превращается не в лечебницу, где тщательно дезинфицируются приборы, чтобы заразная кровь СПИДа или чумы не попала в тех, кто пришёл на лечение. Сегодня же в хра­мах Патриархии положение, как в больницах Волгограда и Элисты, где невинные дети по­гибли из-за легкомысленных врачей.

«Священ­ники его оскверняют святыню, попирают за­кон» – Соф. 3:3, все они бесполезные врачи (Иов. 13:4), «врачуют раны народа моего легко­мысленно» – Иер. 6:14, обольщают слепотствующий народ словом «благодать», не разъясняя, что для неприготовленных всё это – смертельно опасно. Но так уж привыкли принимать славу друг от друга, «заменили истину Божью ложью» – Рим. 1:25. продолжая доказывать, буд­то кого-то спасла декларация Сергия, и кого-то спасает такое расширение врат входа в Небо. Бог же призывает: «не говорите лжи друг дру­гу» – Кол.3:9, «отвергнитесь лжи» – Еф. 4:25. И на­род в основной массе верит лжи (2 Фес. 2:11), потому что не заботились иметь Бога в разуме (1 Иоан. 2:21). Но «участь лжецов в озере огнен­ном» – Откр. 21:27

«От любви к славе человеческой рождается ложь; храни себя от лжи, ибо она изгоняет страх Господень» Авва Исаия.

«Надобно ли лгать, имея в виду что-нибудь полезное? Этого не позволяет сказанное Госпо­дом, Который решительно говорит: что ложь от диавола (Иоан. 8:44), не указывая никаких раз­личий во лжи» Василий Великий.

У лживого дерзкое сердце... он охотно вы­слушивает тайны и легко открывает их; он уме­ет низлагать языком своим и тех, которые твёрдо стоят в добре. Злополучен и жалок тот, кто коснеет во лжи, потому что диавол лжец и отец лжи. «Кто коснеет во лжи, тот не имеет дерзновения, потому что ненавистен и Богу, и людям. Лживый человек ни в каком деле не заслуживает одобрения, и во всяком ответе по­дозрителен. Нет язвы глубже этой, нет позора выше этого. Лжец для всех гнусен и всем сме­шон. Поэтому будьте внимательны и не коснейте во лжи. Диавол вовлекает нас в хитроспле­тение, чтобы человек оправдывал себя, когда виновен, извинял себя в грехе и беззаконии, и извинением и виновностью усугублял свое бед­ствие. Диавол учит нас изворотливости в слове, чтобы, когда спрашивают, не высказать нам ви­ны своей, и чтобы, сделав гpеx, извернуться и оправдать себя» Ефрем Сирин.

«Ложь – гнусное бесчестие человека. Избежим обвинения, называемого ложью. Не делай себя в глазах друга не заслуживающим доверия, чтобы не встретить к себе недоверия даже и тогда, когда говоришь истину. Тот, кто оказался лжецом в одном, уже не стоит того, чтобы ему верили даже и в том случае, если он гово­рит правду. Как горючее вещество от дома, удаляй ложь от уст твоих. Нет ничего бессильнее лжи, хотя бы она прикрывалась бесчислен­ными покровами. Ложь всегда изобличает сама себя тем, чем думает повредить истине, а меж­ду тем, истину обнаруживает яснее» Иоанн Златоуст.

 «Сплетающий ложь извиняется бла­гами намерениями, и то, что на самом деле является гибелью души, он считает правым делом. Кто стяжал cтpax Божий, тот устранился от лжи, имея в себе неподкупного судию, свою совесть» Иоанн Лествичник.

«Нужно большое внимание, чтобы нам не быть окраденными ложью, ибо лжец не имеет общения с Богом. Ложь отчуждает от Бога. Мысленно лжёт тот, кто принимает за истину свои предположения, то есть пустые подозре­ния на ближнего. Как всякий грех происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия, так и ложь бывает от этих трех причин. Человек лжёт или для того чтобы не укорить себя и не смириться, или для того, что­бы исполнить своё желание, или ради приобретения; и не перестанет изворачиваться и ухищряться в словах до тех пор, пока не ис­полнит своего желания. Такому человеку ни­когда не верят, хотя бы он и сказал правду, ни кто не доверяет ему; и самая правда его кажет­ся невероятной. Будем избегать лжи, чтобы из­бавиться от участи лукавого; и постараемся ус­воить себе истину, чтобы иметь единение с Богом, сказавшим: “Я есмь путь и истина” – Иоан. 14:6» Авва Дорофей.

«Видим, что разная ложь бывает в мире. Лжёт купец, когда говорит, что товар его та­кой-то цены стоит – а это не так. Лжёт свиде­тель на суде, когда говорит то, чего не видел и не слышал, или не говорит того, что видел и слышал, и чёрное называет белым, а горькое сладким... Лжёт работник, который, взяв до­стойную цену, обещал работать усердно наняв­шему его, но работает лениво, или совсем не ра­ботает. Лжёт должник, который занимает день­ги и обещает отдать, но не отдаёт... Лжёт пастырь, который обещает и присягает пасти ста­до овец Христовых, но не пасёт или нерадиво пасёт их. Так, лжет христианин, который в Крещении святом обещает работать Христу Господу, но не работает. Таков всякий, кто по святом Крещении беззаконует и прилепляется к суете мира сего» Тихон Задонский.

 «Наши праотцы прельстились, то есть признали исти­ной ложь, и приняв ложь под личиной истины, неисцелимо повредили себя смертельным гре­хом. Ложь есть источник и причина вечной смерти» Игнатий Брянчанинов.

«Есть два случая, в которых позволительно говорить о ком-ни­будь дурное (но правду): когда необходимо по­советоваться с другими, опытными в этом, как исправить согрешившего, и когда нужно пре­достеречь других (не многословье), которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с плохим человеком, считая его добрым. Кто без такой надобности говорит что-нибудь о другом, с намерением очернить его, тот – клеветник, хотя бы и говорил правду» Василий Великий.

«Если жалоба несправедлива, то делается кле­ветой» Григорий Богослов.

«Если же подвергнешься клевете и после от­кроется чистота совести твоей, не гордись, но со смирением служи Господу, избавившему те­бя от клеветы человеческой» Ефрем Сирии.

«Для многих невыносимее всех смертей кажет­ся то, когда враги распространяют о них худые слухи и навлекают на них подозрение... Если это правда – исправься: если ложь – посмейся над этим. Если сознаёшь за собою то, о чём сказано – вразумись, веселись и радуйся, по слову Господа. Помни, что тот, кто слышит о себе клевету не только не терпит вреда, но ещё получит величайшую награду. Никогда не при­нимай клеветы на ближнего своего, но останав­ливай клеветника такими словами: «оставь, брат, я каждый день грешу ещё более тяжкими грехами, как же нам осуждать других?» Иоанн Златоуст.

«По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать соблаз­нившемуся истину о тебе» Максим Исповед­ник.

«Душа клеветника имеет язык с тремя жа­лами, ибо уязвляет и себя, и слышащего, и ок­леветанного» Авва Фалассий.

«Оклеветали вас... хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть, и это пойдет вместо епитимий за то, в чём сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для вас – милость Божия. Надо непре­менно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно» Феофан Затворник.

 «Многие не убивают руками человека, и не уязвляют, но уязвляют и убивают языком, как орудием, по написанному о «сынах человеческих», ”у кото­рых зубы – копья и стрелы, и у которых язык – острый меч“ – Пс. 56:5. Многие не едят рыбы, мяса, молока – чего Бог не запретил, а даже благо­словил верным и познавшим истину принимать с благодарением (1 Тим. 4:4-5), но пожирают жи­вых людей. Многие не подают делами своими соблазна, – это хорошо и похвально; но языком разносят соблазны, и от места на место перено­сят зло, как больной заразу и как ветер – пожар, от чего бывает много бед и напастей» Тихон За­донский.

Святой Иоанн Златоуст изображает правое дело в виде огня на который набросаны кучи сырой соломы и хвороста, и на время заглу­шают огонь. Но потом, когда всё подсохнет, огонь взметнется до неба. Ложь всегда изобли­чает сама себя (том 5 стр. 42; 11: 811; 122), и нет ничего бессильное лжи (8:184, 380) хотя ложь всегда основывается, по видимому, на истине (6:750).

 

Вернуться на главную страницу сайта "Во свете Библии"

Hosted by uCoz