Вернуться на главную страницу сайта "Во свете Библии"

О посте

 

Пост в собственном значении означает воздержание в пище, в питье и в удовольствиях. Иногда воздержание выражается в совершенном неядении (в продолжение одного или нескольких дней), чаще же всего в неядении мясной и молочной, так называемой скоромной, пищи. С этой точки зрения на языке медицины, пост может быть назван периодом диеты. Необходимость воздержания в пище, в обуздании чрева вытекает из самого устройст­ва человека, имеющего кроме тела бессмерт­ную душу. Из-за греховной испорченности че­ловеческой природы нарушена гармония меж­ду человеческим телом и душой, в результате чего греховные желания тела большею частью берут верх, а иногда и совсем подавляют в человеке все добрые порывы его души. Чело­век превращается в раба своих гнусных стра­стей и, таким образом, становится хуже живо­тного. Обуздать насилие своей физической природы, дать раскрыться и окрепнуть возвы­шенным стремлениям души возможно только с помощью поста. Вот почему Церковь придает посту такое большое значение и утверждает, что без поста невозможна христианская жизнь.

Воздержание в пище, своего рода пост, был заповедан уже в раю Адаму и Еве, когда они ещё находились в безгрешном состоянии (Быт. 2:17) через запрещение вкушать плоды дерева познания добра и зла. Тем более пост стал необходимостью после их грехопадения, и поэтому на протяжении всей исто­рии мы видим, как праведные люди строго по­стились в разные периоды своей жизни. Мои­сей и Илия в течение 40 дней Исх. 34:28; 3 Цар. 109; Давид, «Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое» Пс. 34:13; 108:24; Даниил 10 гл.; Иоанн Креститель, Анна, Лук. 2:37. Сам Иисус Христос – в течение 40 дней, чтобы приготовить Себя к делу спасения мира.

 По­стились и все его ученики («Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их»Деян. 13:3, «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали»Деян. 14:23, «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе»2 Кор. 11:27. Христос предсказал о том, что Его ученики будут поститься («Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни»Лук. 5:33-35. Поэтому с апостольских времен вошло в обы­чай поститься по средам, когда Иуда предал Христа, и по пятницам, когда Господь Иисус Христос был распят и умер на кресте. По этой же причине Великий пост приурочен Цер­ковью к дням, предваряющим Страстную не­делю.

 Бесы, демоны изгоняются «только мо­литвой и постом»Мф. 17:21. Бесы большей частью действуют через нашу плотскую при­роду, возбуждая в ней беспорядочные страсти, чем толкают нас на всевозможные грехи и, таким образом, берут контроль над нашей во­лей. Чтобы освободиться от их влияния, необ­ходимо воздержанием ослаблять плоть и ук­реплять дух. Конечно, надо поститься ради ис­правления себя, а не ради людской похвалы, как сказано: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»Мф. 6:17-18.

Преемники апостолов, св. отцы и учители церковные внушали христианам поститься в Великий пост. «Четыредесятницей не пренебрегайте», – пишет св. Игнатий Богоносец, – она составляет подражание жительству Христа». «Мы постимся Четыредесятницу по преданию апостольскому,» – говорит блаж. Иероним. «Чем более дней поста, тем лучше лечение; чем продолжительнее поприще воздержания, тем обильнее приобретение спасения», – блаж. Августин. «Пользу поста не ограничивай од­ним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Разрешай всяк союз неправды, прости ближнему оскорб­ление, прости ему долги. Ты не ешь мяса, но обижаешь брата... Будем поститься постом, благоугодным Богу. Истинный пост есть уда­ление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи и клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост», – Василий Великий, – Как через невоздержание наших прародителей мы пали и лишились райского блаженства, так через добровольно принимаемый на себя по­двиг поста мы можем возвратить себе потерян­ное райское блаженство. Испорченная, слабая, сластолюбивая воля влечет к ложному выбору пути. В пост особенно необходимо стараться истребить свою волю».

«Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастёт, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают»Ис. 58:2-11.

 Пост по­могает приблизиться к Богу в молитве. «И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле»Дан. 9:3, отвращает гнев Божий. («Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, ещё Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем». И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел»Иона 3:6-10.

 Во время поста и законные супруги воздержива­ются соития, «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим»1 Кор. 7:5. Кто постится, не оста­вив грех, того Бог не слышит. «Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их»Иер. 14:12. Пост нужен не Богу, а человеку. («Скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли?»Зах. 7:5.

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» – Мф. 6:16-18.) Пост есть Божие установление: «но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» – Лук. 5:35. «Так человек, который постится за грехи свои и опять идёт делает то же самое: кто услышит молитву его? И какую пользу пол­учит он от того, что смирялся» – Сирах. 34:26, и чем более очищается душа, тем сильнее видит свою греховность и будет непрестанно плакать и поститься. «И думаю уже не возвращаться в город, но оставаться здесь, ни есть, ни пить, но непрестанно плакать и поститься, доколе не умру» – 3 Езд. 10:4.

«Пост – самое лучшее убранство женщин, узда во цвете лет, охранение супружества. Примите пост, здоровые, – это охрана вашей телесной крепости. Примите пост, больные, – это матерь здоровья. Пост полезен во всякое время, потому что на постящегося не смеют нападать демоны» Василий Великий. Пост заповедан самим Богом, ибо в пророчестве св. Иоилем сказано: «Но и ныне ещё говорит Гос­подь: обратитесь ко Мне Иоиль 2:12,всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании ...назначьте пост». «Доброе дело – молитва с постом и милостыней и справедливостью» – Товит 12:8. «Лучше творить милостыню, не­жели собирать золото». «Невозможно, совер­шенно невозможно пребывать с Богом тем, ко­торые прежде не позаботились исцелить себя постом. Как врач, излечив больного, запреща­ет ему делать то, от чего произошла болезнь, так и Христос после крещения установил пост. Ошибается тот, кто считает, что пост лишь воздержание от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления» Иоанн Златоуст. «Ни по каким причинам не разрешается вкушать рыбу в Великий Пост» «Новая скрижаль» стр. 248 пост. 56.

«Причина действия поста на духов злобы заключается в его сильном действии на наш собственный дух. Укрощённое постом тело доставляет человеческому духу свободу, си­лу, трезвенность, чистоту, тонкость» Иг­натий Брянчанинов. «Воздержание от пищи нужно для того, чтобы ослабить силу плоти, и сде­лать покорным этого коня» Златоуст.

«Если брату своему, на которого за что-нибудь прогневан, не оставляешь долги его, то совершенно напрасно постишься и мо­лишься: Бог не примет тебя» Ефрем Си­рин.

«Какая польза воздерживаться от пищи и оскверняться блудом? Ты не ешь мяса, но за то клеветой терзаешь плоть брата своего. Какая прибыль в том, чтобы не увеселяться вином и упиваться богатством? Какая польза не есть хлеб и опьяняться гневом? Какая прибыль изнурять себя постом и в то же время злословить ближнего? Какая польза воздерживаться от пищи и похищать чужое? Какая необходимость иссушать тело и не питать алчущих? Если ты постишься ради Бога, то избегай, всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние с благосклонностью. Какая нам будет польза от поста, если язык наш предается невоздержанию, питается пи­щею сквернее мяса псов, делается крово­жадным, извергает грязь? Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненави­сти. Ты постишься? Не предавайся тщесла­вию» Иоанн Златоуст.

«Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопа­мятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния» (он же).

«Пост тогда сделается жертвой, приятной Богу, когда он будет украшен плодами любви» Иоанн Кассиан.

«Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов; кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Что за польза нам воздерживаться от пищи, если не изгоним из души порочных привычек? Если ты постишься для Бога – избегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние, как мило­стивый и человеколюбивый. Какая польза в посте, когда обвиняем других, когда осужда­ем их, сами имея брёвна в глазах своих и всё делаем для того, чтобы показать себя?» –Златоуст.

«Полезен пост телесный, ибо умерщвляет страсти. Но пост душевный не­пременно нужен, так что и телесный пост без него – ничто. Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и в питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая польза им от этого? Многие постятся через день и два и более, но от гнева, злопамятства и мести поститься не хотят. Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим уязв­ляют людей, подобных себе, – какая им от этого польза?» Тихон Задонский.

«Ничто, входящее в человека извне, не может оск­вернить его; но что исходит из него, то оск­верняет человека»Мрк. 7:15. Это место и подобные ему, например о том, что пища не поставляет нас перед Богом, вспоминают обычно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое нежелание поститься, вопреки уставу и порядку Церк­ви. Насколько удовлетворительно это изви­нение, всякому верному Церкви понятно. При посте установлено воздержание от неко­торых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее до­стигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспеяния. Такой смысл за­кона поста, и он столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Несклонным к посту на этом надо бы настаивать, а не на том, что пост необя­зателен, хотя он действительно есть средст­во к одолению греховных желаний и стрем­лений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспеяние внутреннее обязательно, то обязательны и средства к нему, считающиеся необходимы­ми, и именно пост. Совесть и говорит это всякому.

Для успокоения её твердят: «Я другим способом возмещу опущение поста», или: «Мне пост вреден», или: «Я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты». Но первое извинение неуместно, потому что ещё никто не ухитрился без поста совладать со своей плотью и сохранить как следует внутреннее состояние. Последнее так же неуместно, потому что Церковь – одно тело, и желание обособиться в ней от других противно её устроению. Удалить себя от об­щих установлений Церкви можно только вы­ходом из неё, а член её не может так гово­рить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, пост необязателен для тех, на которых постное действует разру­шительно, потому что пост установлен не для того, чтобы убивать тело, а для умерщвления страстей. Но если перечислить таковых до­бросовестно, то их окажется так мало, что и в счет нечего ставить. Останется один резон – нежелание. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли. Вот только когда осудят в ад – хочешь не хочешь, а ступай: схватят и бросят туда» Феофан Затворник. «Пост есть лекарство, но лекарство хотя бы тысячу раз было полезно, часто бывает бесполезным для тех, кто не знает как им пользоваться» Златоуст. «Пост приносит пользу тем, кто разумно к нему приступает, и вредит начинающему его неразумно. Поэтому заботящиеся о пользе поста должны беречься вреда, т. е. тщеславия, чтобы, вкушая ежедневно понемногу, мы могли покорить плоть и укрепить сердце для молитвы. Таким образом, сохранённые силой Божией от возношения, мы постараемся всю жизнь пребывать в смиренномудрии, без которого никто не может благоугождать Богу» прп. Марк. «Пост – это сильное орудие, когда он предоставлен самому себе; когда из орудия он претворяется как бы в цель жизни, в цель тщеславия – делается для подвижника орудием самоубийства. Сколь вредно невоздержание, столь вреден (или ещё более) неумеренный пост. Слабость тела, происходящая от недоедания, не позволяет совершать молитвы в должном количестве и с должной силой» Игнатий Брянчанинов. 

Богданович спросил преподобного Серафима Саровского: «Можно есть скоромное по постам, если кому постная пища вредна, и врачи приказывают есть скоромное?» Старец отвечал: «Хлеб и вода никому не вредили. Как же люди сто лет жили? Не хлебом единым будетт жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. А что святая Церковь положила на семи Вселенских Соборах – то исполняй. Горе тому, кто слово одно прибавит к сему или убавит».

Иоанн Златоуст говорит, что Бог отделил для себя десятину из всего, чем владеем, и десятину нашей жизни требует – время Великого Поста – 365 дней в году. Десятая часть года 36,5 дней, так как в субботу и воскресенье запрещается поститься, т. е. разрешается вкушать растительное масло и вино, потому в неделе насчитываетсяя пять дней постных. В семи неделях 35 дней. Поститься положено только в одну субботу в году – в Великую, на Страстной неделе, перед Пасхой (Апост. 64, Ганг, 18). И т. к. пост начинаетсяя с вечера «прощёного воскресенья», то до Пасхального утра ещё 0,5 суток, итого в Великом посту 36,5 дней. «“Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их: обратитесь ко Мне и Я обращусь к вам”, – говорит Господь Саваоф. – “Вы скажете: как нам обратиться? Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: чем обкрадываем мы Тебя? ДЕСЯТИНОЮ и приношением. Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ, обкрадываете Меня”» – Малах. 3:7-8.

Часто ленивые и неверующие прихожане выпрашивают у батюшки разрешение на нарушение поста, ссылаясь на гастриты, язвы, рецепты врача. И неверующие священники часто без страха Божия позволяют во время поста есть рыбу, молочное, совершенно не имея права на такое разрешение, ибо каноны Церкви под страхом сурового наказания запретили нарушать пост. «Если не постится епископ, священник, диакон (клир), чтец, певец, кроме препятствия от немощи телесной, да будет извержен. Если мирянин – да будет отлучён» Апост. правило 69, Пётр Алекс. 15. Больным, старым, очень и очень малым детям разрешается нарушение поста, т. е. послабление его в виде разрешения вкушать только елей (растительное масло)  (Тим. 9-10). Пахомий Великий (15 мая): «Пост против воли не поможет, в болезни нет поста». Симеон Столпник (1 сентября): «Не подобает постом убивать – это грех». «Уведали мы также, что в Армянской стране, и в иных местах, в субботы и воскресные дни святой Четыредесятницы, едят некоторые сыр и яйца. Того ради за благо признано и сие, чтобы Церковь Божия по всей вселенной, следуя единому чину, совершала пост и воздерживалась, как от всего закалаемого, также и от яиц и сыра, которые суть плод и произведения того, от чего воздерживаемся. Если же сего не будут соблюдать: то клирики да будут извержены, а миряне да будут отлучены» VI Всел. 56, Типикон, гл. 32, Лаод. 50, мал. треб. Номок. пр. 85.

В православной Церкви установлено четы­ре поста продолжительных:

1. Великий Пост – 7 недель до Пасхи. Необходимо знать, когда будет Пасха. По новому стилю Пасха будет: 2002 – 7 апреля, 2003 – 11 апреля. Перед самым Великим Постом – сырная неделя – масленница, сплош­ная, т. е. в среду и в пятницу разрешено есть всё, кроме мясного, как и во все дни этой недели. Перед масленницей – неделя блудно­го сына. На этой неделе в субботу – родитель­ская суббота мясопустная. Перед этой неде­лей сплошная неделя мытаря и фарисея – разрешено вкушать и мясо.

 Долго ожидали люди пришествия в мир Спасителя. Их вздо­хи и стенания нигде так сильно не высказаны, а падшее состояние духа человеческого не оплакано такими горькими слезами, как в Триоди постной, проникновенно побуждаю­щей к покаянию и сокрушённой молитве, что­бы с чистым сердцем встретить светлый Праздник праздников – Христово Воскресение. Великий пост установлен в честь соро­кадневного поста Иисуса Христа, вскоре по­сле Своего Крещения удалившегося в пусты­ню и постившегося там (Мф. 4:2). Упоминание о Четыредесятнице часто встречается в древ­них письменных памятниках: «Правила св. Апостолов», составленные по источникам, от­носящимся к 2-3 векам, 69 правило. Игнатий Богоносец – 1 век, Виктор, еп. Римский – 2 век, Дионисий Ареопагит, Ориген – 3 век, Иероним и Кирилл Александрийский, Василий Великий и Григо­рий Нисский – 4 век, Ипполит Римский – 3 век.

Древние христиане соблюдали пост четыредесятницы с особой строгостью, воздержи­ваясь даже от вкушения воды до девятого часа (по-нашему – до третьего часа дня) – хлеб и овощи. Устав большой, гл. 32, лист 74 говорит об особой строгости поста в первую неделю и в последнюю: понедельник и вторник – не есть и не пить, среда – однажды сухоядение (без варёного), четверг – не есть и не пить, пятница – единожды. Если же кто слаб или не может поститься двух дней, то во вторник и в четверг есть хлеб с водой. Нарушающий пост отлучается от причастия на два года («Настольная книга священнослужителя» стр. 535, том 1). В Великом посту растительное масло и вино разрешается только в субботу и воскресенье, рыба же – только в Вербное вос­кресенье (за неделю до Пасхи) и на Благовещенье – 7 апреля, если оно не на Страстной неделе. Если же Благовещение до пят­ницы – разрешено только растительное масло. Если же случится в пятницу и в субботу, тогда в пище нет послабления ради Христовых страданий. Строгость поста различна: 1) не есть и не пить; 2) разрешено однажды в день сухоядение; 3) разрешено елей и вино; 4) разрешение на рыбу (и зна­чит на всё, что впереди сказано). В великую пятницу и в субботу перед Пасхой, если мо­жешь, не вкушай весь день.

2. Второй пост по продолжительности – Рож­дественский или Филиппов. Начало с 28 но­ября (здесь и далее все даты по новому сти­лю) и по 6 января включительно. Уже в 4-5 веках церковная практика знает все 4 поста. С 12 века постной пищей стала считаться рыба, хотя древние христиане постились намного строже. Всякая радость считалась на­рушением поста, и даже церковное «лобза­ние мира», по словам Тертуллиана (2-3 век) считалось с постом несовместимым. Во все среды и пятницы в течение года пост строгий, как и в Великий пост, но в отдельные среды и пятницы разрешено есть рыбу или только елей, что ниже будет подробно указано. Сплошные седмицы: пасхальная, следующая за Пятидесятницей, т.е. за днем Троицыным, Святки – от Рождества Христова до Крещения кроме Богоявленского сочельника, седмицы мытаря и фарисея и сырная масленица (сплошные).

 В Рождественский пост (Устав Большой гл. 32) от дня св. Филиппа (28 но­ября) до дня св. Николы Чудотворца (19 де­кабря), в понедельник, среду и пятницу сухоядение; во вторник и в четверг, в субботу и в воскресенье – разрешается рыба. От дня же Николы до Рождества Христова в субботу и в воскресенье – рыба, во вторник и четверг – вареное с маслом и вино пием (Номоканон, лист 83). Упоминание о Рождественском посте встречается в четвёр­том векеАмвросий Медиоланский, Августин, папа Лев, Иоанн Златоуст. Продолжительность его определена на Константинопольском Со­боре 1166 года при патриархе Хрисоверге. Особая строгость – 6 января – Рождественский сочельник – не вкушать и не пить до появле­ния звезды – и потом еда с елеем. Во все посты воздержание и в супружеском общении. Так же и 18 января – Крещенский сочельник.

3. Петров пост начинается всегда через неделю после Троицы, с понедельника до 12 июля. Этот пост установлен Церковью для подражания примеру св. Апостолов, которые, по принятии даров Святого Духа, постом и молитвой приготовлялись ко всемирной про­поведи Евангелия и таким же образом приго­товляли своих преемников на это служение (Деян. 13 гл). Продолжительность его от шести недель до восьми дней. В пост Апостолов раз­решена рыба во вторник, четверг, субботу, в воскресенье – дважды в день (никогда и ни в одном уставе не было разрешения на три еды в день – но и не запрещено) (Большой устав, гл. 32-34, Номоканон, пр. 223. Кормчая лист. 19, Номок. пр. 214). Если же кто по немощи телесной не может со всею похваль­ной строгостию соблюдать пост, то разреша­ется только вино, и то с сокрушением сердца, удаляясь всячески рыбы и масла. Хранящийся от вина как заповеди исполнитель – мзду об­рящет. Елей может разрешить немощному вкушать только священник и ничего больше, все остальные разрешения нарушать пост лишь на погибель и от гордыни ума.

4. Успенский Пост (Госпожинки) с 14 по 28 августа, – по строгости как и Великий Пост, рыба раз­решена только 19 августа, – в Преображение Господне. По уставу Номоканона (лист. 83) раз­решено во вторник и четверг масло. Успен­ский пост был уже в 5 веке. Если сам празд­ник Успения придется в среду или пятницу, разрешение бывает только на рыбу, если в понедельник и другие дни, то мирянам разре­шается мясо, монахам – рыба.

Готовящиеся ко крещению как и христиане строго исполняли все посты, а срок приготовления ко крещению оглашенных был до 3-х лет. Перед крещением постились. Иулиан (13 июля). Подвиг святых поражает воображение и является примером удивления, а не подражания по силе его. По 40 дней постились в Новозаветное время Мамант (2 сентября), Марина и Кира  (28 февраля), Ипатий (31 марта) – 50 дней не пил и не ел, Паисий Великий (19 июль) – 70 дней.

Как у Христа есть подвижники и мучени­ки, так есть и у сатаны. Иустина (2 октября). Волхв постился 40 дней, учась волшебству. На боль­шее же число дней никто не посягал. Анти­христ же на русской земле, Иванов Паршек, в безумии своём провозгласивший себя богом земли, среди прочих «чудес» своих, как на­хождение под водой длительное время, как волхв Киннопс в житии Иоанна Богослова, якобы постился 108 дней. Знаменательно, что диавол в этой цифре обнаружил себя полно­стью: Пс.108 – псалом проклятия на нече­стивцев, 108 бусинок на буддистских чётках-лестовках. Сектанты и еретики крепко подви­заются в нарушении постов церкви, говоря, что нельзя постами разрушать плоть свою, которая есть храм Божий (1 Кор. 3:17), но любой врач скажет, что люди страдают не от постов и воздержания, а от объядения. Пост – духовная страда, весна души. Было чудо с Исаакием Печерским (14 февраля) после его по­ражения от сатаны, когда он ни хлеба, ни ово­щей не ел два года, но затем одержал победу над диаволом постом и молитвой.

Однодневные посты, кроме среды и пятни­цы, также и в сочельники (6 января и 18 января), на Усек­новение главы Иоанна Предтечи (11 сентября), на Воздвижение Креста Господня (27 сентября); в сочельники разрешается вкусить с маслом после появления звезды. В период от Пасхи до Троицы во все седмицы в среду и пятницу разре­шается рыба. По другим правилам и после Крещения Господня до недели блудного сына разрешается рыба в среду и в пятницу. В те­чение же всего года рыба в среду и пятницу не разрешена ни по одному уставу.

Теперь почти все считают, что раститель­ное масло (елей) можно есть в любой день, что это так и разрешено. Такое представление – от незнания устава. Ниже даётся устав на полный год, с разрешением на масло и вино на отдель­ные среды и пятницы, в связи с памятью от­дельных святых в этот день.

Январь (даты по новому стилю): 2 января – масло (в указанные числа разрешено, а в не­указанные не разрешено) 6 января, 20 – рыба, 24, 31 – масло.

Февраль: 2, 7, 9, 13 – масло, 15 – Сретение, среда, пятница – рыба, в остальные дни – мясо; если масленица, то по уставу сырной недели. 16-если на неделе мытаря и фарисея – рыба, 17, 22, 24, 25 – масло.

Март: 9, 18, 22 – масло.

Апрель: 12 – масло, 14, 30 – масло, если после Пасхи, то с рыбой.

Май: 6, 8, 13, 14, 15, 16, 20, 21, 22, 27, 28 – ры­ба.

Июнь: 2 – рыба, 3 – если в пятидесятницу – рыба, если в пост., четверг, вторник – рыба, среда-пятница – масло. Если праздник храмовый, то в любой день – рыба. 5, б, 8, 10, 15, 22 – рыба.

Июль: 6, 7, 9, 12 – рыба (если разрешена рыба, значит разрешено и масло), 13 – масло (в неуказанные здесь числа, попадающие на среды и пятницы, не разрешается даже мас­ло) . 18, 21, 22, 23 – масло.

Август: 2, 6, 10, 16 – масло, 19 – рыба, 28 – мясо. Если же в среду и пятницу, то рыба и вино, 29 – масло.

Сентябрь: 3, 5, 8, 11, 12, 14, 20 – масло. 21 – Рождество Богородицы. Если в среду или в пятницу – рыба, 25, 27 – масло.

Октябрь: 8 – масло, 14 – Покров Богороди­цы – рыба, 17, 18 – масло.

Ноябрь: 4, 8, 10, 11, 18, 19, 21, 26, 29, 30 – масло.

Декабрь: 4 – рыба, 5, 6, 8, 10, 13, 17, 19, 20, 22, 26, 28, 30 – с маслом едим, хваля Бога.

Церковь помогает христианину в подвиге по­ста, создавая условия, располагающие его к посту и покаянию. В великопостное время в храме все иное, необычное, и состав церковных служб, и молитвы, и песнопения, и напевы, и поклоны, и вся обстановка храма. Праздничная пышность и торжественность уступают место сосредоточенному сокрушению о грехах, очищению совести. Священнос­лужители облачаются в тёмные ризы; цар­ские врата открываются реже, освещение ос­лабляется. Во время поста часто повторяется молитва св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» (с поклонами земными – голова, руки, колени касаются земли). В Ве­ликом Посту такие поклоны начинаются вече­ром в воскресенье (по церковному уже начи­нается следующий день), и до утра в пятницу. Полная литургия, как самая торжественная из всех церковных служб, совершается только по субботам и воскресеньям; по средам же и пятницам в течение всего поста совершается литургия Преждеосвященных Даров, имею­щая покаянный характер.

Первая неделя Великого поста отличается особой строгостью и духовной углубленно­стью богослужений. В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Поста на великом повечерии читает­ся канон Андрея Критского, способный и са­мую ожесточенную душу смягчить и располо­жить к покаянным чувствам. На пятой неделе Великого Поста вечером в среду читается раз в году полностью канон Андрея Критского с земными поклонами. Принято, что на следующий день тем, кто молился с земными поклонами весь канон, разрешается вкушать растительное масло ради их труда. В субботу вспо­минается чудо св. великомученика Феодора Тирона, спасшего своим явлением христиан от осквернения идоложертвенной кровью и повелевшего вместо осквернённой пищи упот­ребить вареную пшеницу с мёдом. В первый воскресный день Великого поста отмечается Торжество Православия – праздник и моление об обращении заблудших.

Издревле принято завершать великопост­ный подвиг исповедью перед духовником и причащением святых Христовых Таин. Че­ловек должен подготовиться к исповеди и исповедываться неспешно, с глубоким чувством покаяния и намерением изменить свой образ жизни. Причастие вливает в христианина большую духовную силу. Поэтому желатель­но и исповедь и причастие повторить несколько раз в течение Великого поста, и в каждый пост и в дни Ангела. Апполос Великий гово­рит: «Иуде подобен непостящийся в среду и пятницу».

Несколько молитв на русском языке к Ве­ликому посту:

1. «Покаяния отверзи...» – «Податель жиз­ни, открой мне двери к покаянию, ибо дух мой с раннего утра стремится к Твоему святому храму, имея свой телесный храм весь осквер­нённый. Но Ты, как милосердный, очисти Твоей благоутробной милостью».

2. «На спасения стези...» – «Богородица, наставь меня на путь спасения, ибо постыд­ными делами я осквернил мою душу, и в лено­сти провёл всю мою жизнь. Но Твоими молит­вами избавь меня от всякой скверны. Раз­мышляя о множестве содеянных грехов, я, окаянный, страшусь судного дня. Но, надеясь на Твое милосердие, как Давид, взываю к Те­бе: помилуй меня. Боже, по великой Твоей милости».

3. «Господи и Владыко живота...» – «Госпо­ди и Владыка моей жизни! Не дай мне духа праздности, уныния, начальствования и праз­днословия. Дух же целомудрия, смиренно­мудрия, терпения и любви дай мне, рабу Тво­ему. Так, Господи, Царь мой, дай мне узреть мои прегрешения и не осуждать брата моего, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.»

Праведники делали по несколько тысяч земных поклонов в день. По силе определи себя, и хотя бы сто поклонов сотвори на благо плоти и души. Святые отцы, заповедавшие поклоны, думали о душе, но современные ис­следователи подсчитали, что в поклоне гармо­нично участвуют все до единого сочленения тела. Святые многими скорбями и потом ут­руждали плоть свою, чтобы дать свободу духу в служении Богу любви.

 «Вот мы ревём, как медведи, и стонем, как голуби; ожидаем суда, и нет его, спасения, но оно далеко от нас» – Ис. 59:11; и вся глава сия помогает осознать вели­чие сокрушенного духа, когда его услышит Бог, и простит, и приблизит к Себе.

Пост и милостыня – вот крылья молитвы.

 

Вернуться на главную страницу сайта "Во свете Библии"

Hosted by uCoz