Вернуться на главную страницу сайта "Во свете Библии"

От пьянства

 

Трудно найти предмет, столь часто и столь различно трактуемый даже одной и той же властью, у которой всегда находится до преизлиха апологетов и противников. Говорю о вине, и о последствиях от него. Вводили сухой закон (значит при продаже вин «мокрый» закон?) – грех делался ещё более желанней, как в Туни­се, в Саудовской Аравии, где алкогольные напитки называют шайтаньей (бесовской) кровью. Советские послы вспоминают, как сы­новья шейхов выпивали у них за зашторенны­ми окнами, с героической дрожью во всем теле, зная, что им за эту радость с черного хода гро­зит обезглавливание. Газеты писали о голлан­дском капитане, при входе в порт Джигда не опечатавшем судовой буфет с вином, и за то поплатившимся высадкой на берег, тюрьмой. И как английский инженер, работавший по найму, на дому там изготовил что-то с градусами, и суд определил ему 2,5 года тюрьмы, несколько ты­сяч фунтов стерлингов штрафа и через каждые полгода на площади по 40 ударов палкой.

Думаю, что не всем сегодня известно отно­шение Книги книг – Библии, автор которой сам Бог, к вину, к пьянству.

 «Работник, склонный к пьянст­ву... придёт в упадок. Вино и женщины раз­вратят разумных... гниль и черви наследуют его» – Сирах. 19:1-2. Все вместе взятые школы и обуче­ние профессии не успевают делать того, что делает вино, дисквалифицируя, делая нищим. «Вино испытывает сердца гордых – пьянством. Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино. Вино по­лезно для жизни, если будешь пить его умерен­но... горесть для души – вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре. Излишнее употребление вина увеличивает ярость нера­зумного до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны» – Сир. 31:29-35. Как правило, у проповедующих винопитие вино и женщины идут в одной упряжке. «Большая досада – жена, преданная пьянству, и она не скроет своею сра­ма» – Сир.26:10. «Отнюдь не сиди за вином с же­ною замужней, и не оставайся с нею на пиру за вином, чтобы не склонилась к ней душа твоя, и чтобы ты не поползнулся духом в поги­бель» – Сир. 9:10-11. «Вино и женщины развратят разумных, а связывающийся с блудницами сде­лается ещё наглее» – Сир. 19:2. «Дети голубого воскресенья», как говорят немцы, наполняют до­ма для умалишенных. В Римской империи го­сударственный закон, под страхом смерти, за­прещал молодоженам до 30-летнего возраста употребление вина.

В житиях святых (5 мая, Ирина) читаем, как диавол кричал: «Я друг пьяниц».

Евтихий (6 апреля) исцелил прокажённого и дал наказ: не пить ви­на и будешь здоров. Когда заговоришь о вреде пьянства, то «знатоки» Писания, не прочитав­шие даже строчки из Библии, непременно ска­жут: но ведь и Сам Христос воду превратил в вино на свадьбе... Но мало кто знает, что святой Епифаний имел дар превращать и вино в воду.

И если по церковным традициям сами пья­ницы и родные их, измучившиеся с ними, про­сят в своих молитвах обычно к святому Вонифатию, имеющему дар от Бога после своей смерти помогать запойцам освободиться от их беды, то к св. Епифанию нужно бы молиться о превращении винных рек в алкогольных бере­гах в обыкновенную воду.

Любую покупку человек таит, неся домой, но если даже самый бедный в России купит любую «червивку», «сучёк», он его несёт, как дитя из роддома, на показ: знай, какой Кондрат бо­гатый, всё-то у меня есть, мне и помирать не надо. Мечта же номенклатуры не только иметь свой гарем, но и «преисполниться дорогим ви­ном» – Прем. 2:7, «пиршествовать каждый день блистательно» – Лук.16 гл. Некогда молодой и безмерно богатый премудрый царь Соломон ре­шил познать истинные радости жизни на практике: «вздумал я в сердце моём услаждать вином тело моё... и вот это суета и томление духа» – Еккл. 2 гл. Апостол Павел предупрежда­ет всех любителей Бахуса: «и не упивайтесь ви­ном, от которого бывает распутство (в нем же есть блуд)» – Еф. 5:18.

Зная губительное действие пьянства, Церковь на уровне соборов запретила священнослужи­телям даже входить в корчму.

«Если кто из клира будет замечен в том,что ест в корчме, да отлучится, кроме случая, когда на пути по нужде в гостинице отдыхает» (Апост.54), и только по великой нужде в пути для но­чёвки дозволялось войти туда. «А преданных вину священнослужителей должно извергать из сана, и мирян; и низшие клирики да будут отлучены от цер­кви, ежели не престанут от сего» Апост. 42,43. В Ветхом Израиле был закон, по ко­торому непокорных детей следовало наказать, приведя в судилище, сказав: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница. Тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти, и так истреби зло из среды себя, и все израильтяне услышат и убоятся» – Втор. 21:20-21

Скажут: жестокий век, жестокие нравы, просто-де не умели пить культурно. Но вот что говорят святые отцы об этом: «Если выпито много вина, оно становится подобным мучите­лю, ворвавшемуся в крепость, который с высо­ты её производит в душе неумолкающие мяте­жи, не отказывая себе ни в каком беззаконном требовании, но прежде всего, поработив рассу­док, смешивает и приводит в расстройство весь сознательный строй жизни: голос делает гром­ким, возбуждает непристойный смех, опромет­чивый гнев, необузданное вожделение, неисто­вую и бешеную страсть ко всякому беззаконно­му удовольствию. Пьянство – начало безбожия, ибо оно омрачает разум которым обыкновенно наиболее познаётся Бог. Пьянство не дает места Господу, пьянство отгоняет Святого Духа. В ду­шу, осквернённую пьянством, не войдут пост и молитва. Пьянство – мать порока, противление добродетели; оно делает мужественного роб­ким, целомудренного – похотливым, не знает правды, отнимает благоразумие. Пьянство – это добровольно накликаемый бес, через сластолю­бие вторгающийся в душу» Василий Великий.

«Кто проводит время в пьянстве, разгуле и объядении, тот подпал жестокой власти диавола».

Пьянство – корень всех зол. Пьяница – жи­вой мертвец. Пьянство – это падение, лишение оправдания, общий позор нашего рода.

Главное зло пьянства в том, что оно делает для пьяницы недоступным небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле, страждущих этим недугом и на небе ожидает тягчайшее наказание. Пьянство про­исходит не от вина – и вино создано Богом... но порочная воля производит пьянство» Иоанн Златоуст.

«Ежели кто не пьёт из освященного чина (из духовенства), или миряне не ради воздержа­ния, а гнушаясь, тот да извержется из своего чина, и из Церкви» Апост. 51, 53. Вино надвое растворено, умному на веселье, дураку на по­гибель. Хотя вино, как лекарство, положено по церковному и монашескому уставу в воскрес­ные и субботние дни, иногда и в Великий пост, но Христовы подвижники не только не злоупотребляли такой возможностью, но и воды не досыта пи­ли. Вино питие первое праведным Ноем при­вело к тому, что весь Африканский континент доныне пребывает в рабстве. Быт. 9 гл. «Пробу­дитесь, пьяницы, и плачьте, и рыдайте, все пьющие вино» – Иоиль. 1:5. «Пьяницы Царствия Божия не наследуют» – 1 Кор. 5:11, вот что одно должно бы выбить из рук пьющих чашу с ви­ном.

«Пьяный бывает хуже бесноватого: все мы жалеем бесноватого, а на пьяницу негодуем и гневаемся. Почему? Потому что, у того – бо­лезнь от диавольской напасти, а у этого – от беспечности; у того – от козней врагов, у этого – от козней собственных помыслов. Пьянство – несчастье, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются; произвольное беснова­ние, которое хуже умопомешательства; пьяница неприятен для друзей, смешон для врагов, пре­зираем подчинёнными, отвратителен для же­ны, несносен для всех... Особенно же тяжело то, что пьянство, полное стольких зол и порож­дающее столько несчастий, даже и не считает­ся у многих виной. Пьяный более жалок, чем мёртвый. Мёртвый бесчувственен и не может делать ни добра, ни зла, а пьяный способен де­лать зло и, зарыв душу, как в могиле, в плоти зла, умерщвляет своё тело. Даже и удовольст­вием не может воспользоваться пьяница, пото­му что удовольствие в умеренности, а в неуме­ренности – бесчувственность. Пьянство – всегда зло, но особенно в Святые праздники.

 Здесь вместе с грехом есть и величайшее оскорбление и унижение Божественных вещей; за это мо­жет быть и двойное наказание. Пьянство и са­мо по себе может служить вместо всякого на­казания, наполняя душу смятением, исполняя ум мраком, делая пьяного пленником, подвер­гая бесчисленным болезням, внутренним и внешним. Пьянство – это многообразный и мно­гоглавый зверь... здесь вырастает у него блуд, там – гнев, здесь – тупость ума и сердца, а там постыдная любовь. Пьяница не может видеть Царствия Небесного, и что я говорю Царствия! Пьяница не видит и настоящих предметов. Пьянство превращает дни в ночи, свет во тьму, пьяный, глядя во все глаза, не видит и того, что у него под ногами. Храм Божий – это те, в ком обитает Дух Божий. Храмом идолов и диавола являются те, которые оскверняют себя пьянст­вом и невоздержанием. Христос хочет обитать у тебя, а ты попираешь Его объедением и пьянством» Иоанн Златоуст.

«Пьянство приво­дит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, делает человека скотом. Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны. Тот же, кто так его угостил, становится участником и всех его беззаконий. Поэтому, кто открывает дорогу к гибели, тот и этой гибели бывает виновен» Тихон Задонский.

«Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его воли, как пьяница» Златоуст.

По толкова­нию Священного Писания святыми отцами на­ходим, что вино означает строгость (обличение, наказание). Вино употреблялось как лекарство. «Впредь пей не одну воду, но употребляй и не­много вина, ради немощи твоего желудка, и ча­стых твоих недугов» – 1 Тим. 5:23. «У пьяного всё идет верхом (ртом) и низом» Иоанн Златоуст.

Вот описание состояния пьяницы, как будто не три тысячи лет позади, а современный вы­трезвитель видим: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры (водки) и до позднего вечера разгорячают себя вином» – Ис. 5:11 «У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? – У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного (настойки, коньяка). Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как ухаживается ровно: впоследствии, как змея оно укусит и ужалит, как аспид: глаза твои будут смотреть на чужих жён, и сердце твое загово­рит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря, и как спящий наверху мачты, и ска­жешь: «Били меня – мне не было больно, тол­кали меня – я не чувствовал. Когда проснусь – опять буду искать того же» – Прит. 23:29-35, алкозависимость – в таком положении свыше 70% населения бывшего Со­юза.

Привыкший пить вино, отвыкает думать, те­ряет смысл жизни, прячется за винные пары, смотрит на мир одним глазом через горлышко бутылки. Отравить разум, отключиться, не ду­мать, не знать, что готовит тебе опостылевшая жизнь – здесь вино выступает как палач, завя­зывающий глаза, выносящий приговор, отсека­ющий голову – разум.

Вино, – говорит мудрец, делает безногого ходячим, слепого – зрячим, нищего – богатым. В доказательство своих слов посадили за стол слепого, хромого и нищего и напоили их. Слепой: «Какое прекрасное это красное вино!» Безногий: «Замолчи, а то так ударю ногой, все рёбра переломаю!» Нищий: «Убей его, я за него заплачу».

 

Вернуться на главную страницу сайта "Во свете Библии"

Hosted by uCoz