Богослужение

том 3. стр. 484tc "Богослужение»"

Когда у нас нет батюшки (он служит через неделю в Барнауле), мы без него стали служить не по чину, а сокращенно по времени, богослужение, «так называемое Апостольское служение».Не Апостольское, а «так называемое». Как было при апостолах – мы этого точно не знаем. Мне кажется, что так примерно, как сегодня у баптистов. Это касается внешней стороны, порядка, понятности происходящего. Батюшка узнал про это и почему-то в самом храме запретил нам, – правда, не мне он это сказал, а кому-то. Мне показалось, что батюшка был прав, потому как его надо сохранять, а нам ничего не доспеется. Мы тут же переместились в трапезную и там столы опрокинули друг на друга, и стали вести это служение. Согласны были все, кроме двоих. Чтобы все до единого были всегда и во всем согласны, так не бывает и даже, может быть, это признано ненормальным. Такого единодушия не было ни на небе, ни у апостолов. Больше батюшка никогда нас не касался. Так как только он приезжает, то мы все стоим в храме, законопослушные граждане-христиане. Приезжал наш епископ, правящий архиерей Евтихий, я ему дал порядок вечернего и утреннего богослужения, он просмотрел и абсолютно ни одного замечания не сделал, сказав только, что когда священника нет, то люди молятся так, как умеют, или акафисты читают. А у вас все так же и изменений никаких не вижу. Я напомнил, что у нас есть люди, и особенно диакон потеряевский, который упрекает нас, что не в храме мы собираемся, то епископ ответил, что когда храмов не было, может, на всю страну четыре храма и было открыто, так где же людям и молиться было можно? У нас служба не продолжительнее одного часа. А остальное время идет проповедь на русском языке. Человека три-четыре за одно богослужение говорят слово поучения к народу. Кроме того, всё псалтирное чтение и Апостольское, и Евангелие, и паримии, то есть ветхозаветные чтения мы все читаем только по-русски по синодальному переводу 1876 года. Но когда был тут архиерей, то еще лучше получилось; или это после ходатайства батюшки? Бог весть, но архиерей сказал, что и в храме можно по-русски читать. Аллилуия! (Это хваление Богу «Аллилуия» в Библии встречается 21 раз). Хвала нашему Иисусу Христу. Мы так молились об этом и так рады все были этому слову архиерейскому. Теперь же вообще Апостольское служение у нас идет в храме, так как епископ рукоположил сразу еще троих в чтецы, чтобы они могли в храме проповедь к народу говорить. Славно так получилось. Мы нигде не выставляли себя, вели тихо и молились. И Господь внял нашим воздыханиям, и теперь так называемое Апостольское служение идет у нас постоянно, когда батюшки нет. Удивляет трафаретное мышление людей. Только мы начали думать, как сделать богослужение более понятным, как некоторые противники начали обзывать нас и самочинниками, и чуть ли не раскольниками. Знают они, что мы «на этом не остановимся». А мы остановились и не идем дальше никак. И они поворчали и теперь стоят и дуются сами на себя. Духовное состояние людей заметно различается у тех, кто ходит, и кто зазирает приближение к Богу. Кому-то и надо, чтобы только отстоять, кивнуть головой и уйти опять на «во блаженных успение». Смотришь на лица не приходящих, у них на лицах виновность и у нас о них жалость.

Батюшка у нас умный и осторожный и тоже не пошел дальше в преследовании нас. Так всё и затихло, и идут Апостольские богослужения в его отсутствия. А он приедет, попросит записанные проповеди и сами богослужения – и ни слова. Я отошел вообще сейчас в угол, чтоб дать молодым расти. Но иногда они ленятся или малодушничают говорить, и я не стерплю и выдвинусь на свою исходную позицию и скажу слово. Батюшка кому-то вначале даже сказал с угрозой об отлучении. Я тут же возник: на каком основании. Покажи канон. Батюшка тут же дал попятную: «Да так я, погорячился. Простите меня». Он в этом выше нас оказался. Аллилуия! А что так он возник, так это всё от поповской гордыни: да как же без него? – Да так же и без тебя, да мы и не против тебя. Но чтобы Христос милостивый был с нами всегда. Батюшки о.Иоакима хорошо знакомый священник Иван Суворов из Тулы пишет мне, что от него прихожане на автобусах едут к о.Амвросию в Иваново, и он бы хотел мое мнение об этом архимандрите знать. И что он уже и расспросил и узнал, что ничего особенного у этого начальника женского монастыря и нет. «А мои прихожане туда едут». Я отвечаю ему: «Даю тебе, отец, совет, а ты его постарайся выполнить. Съезди-ка к о.Амвросию и побудь там. А что твои прихожане туда едут, значит всё же что-то есть там, это тебе уже есть о чем задуматься». Вот я с вами провожу здесь занятия. Учу вас, напрягаюсь, а вы бы собрались и в следующее воскресение поехали все, или двое в Корчино или в Кадниково к тамошнему православному Августину, или к Павлу в Камень. Заденет это меня или нет?  Репертуарчик надо маленько менять, а то только душат стояньем у чудотворных икон и у мощей. Жизни надо дать побольше. Люди будут избирать что-то лучшее. И нужно, чтобы была такая возможность выбора. Пишет, что не нашел у него той прозорливости, что люди говорят. Я говорю: а я многое нашел. Но не говорю что нашел. У него есть дар слова, но есть много побасенок, прибауток – мякины православной. По Слову Божию он прямо почти не ведет. Внимание людей он умеет захватить даже глупыми, но, как ему кажется, оригинальными вопросами типа, что он задавал моим ребятишкам: чем твоя мама отличатся от коровы? Вот монах, все знает наизусть, голых нарисует зажмурившись. Издают его книги. А там столько завихрений, что ему придется за них на мытарствах спотыкаться. А сам по себе человек он хороший? Покажи это мне во свете Камня Христа, отблеск Его света есть или потускнело? Вот так и относительно богослужения. В Библии это слово – «богослужение» – встречается всего 7 раз. Иер.52:18 – «И тазы, и лопатки, и ножи, и чаши, и ложки, и все медные сосуды, которые употребляемы были при Богослужении, взяли». Рим.9:4 – «То есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования». Евр.9:1 – «И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное». Евр.9:6 – «При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать богослужение». Евр.9:21 – «Также окропил кровью и скинию и все сосуды богослужебные». 1Макк.2:19 – «И отвечал Маттафия, и сказал громким голосом: если и все народы в области царства царя послушают его и отступят каждый от богослужения отцов своих, и согласятся на повеления его». 1Макк.2:22 – «Не послушаем мы слов царя, чтобы отступить нам от нашего богослужения вправо или влево». Нигде ни одного слова о новозаветном богослужении нет. Сразу от ветхозаветного переходят к небесному. Завесы нет никакой. Всё. Что есть у нас сейчас, это всё из Ветхого Завета, переделанное не в новозаветное, а в небесное.

Про богослужения написано сколько типиконов, октоихов, миней праздничных и прочая и разная. Каково точное число книг, чтобы они вмещали и архиерейские, и патриаршие служения, и на венчание царя, и на его коронацию, и круг на 532 года полный с постными триодями? Все звонки, алтари, всё подражательно ветхозаветному. И также всё зашифровывают, тогда как Спаситель Своей жизнью и крестною смертью две тысячи лет назад раскрыл, сделал ясным, как Божий день. К Римлянам 16 глава вся почти посвящена приветам от знакомых; что, это важнее, чем порядок богослужения? Как и что на них читать? Конечно же, нет. Или о платках на головах женщин Павел пишет, о языках разных столько говорено, а о богослужении во всем Новом Завете ни единого словечка. Почему? Или во всем этом полностью доверялись Духу Божию, или уж ясно было написано в «Деяниях Апостолов», что никому и в голову не придет менять, столь ясно там всё, что были беседы, проповеди и молитвы, и никаких миней и в помине не было. Трудно ли дать этот ответ?

В послании к Коринфянам Павел говорит о порядке, который был уже не в храме, а в собрании. Везде слово «собрание» звучит смело и не в укор. Это слово в Ветхом Завете произносится на страницах Слова Божия 260 раз, в неканонических книгах – 34 раза и в Новом Завете – 19 раз. Слово «Собрание» переводится как «Церковь». В Ветхом Завете встречается только один раз в канонической книге и 2 раза в неканонических книгах, и 109 раз в Новом Завете. Простая математика, всё теперь наглядно видно, что означало там собрание, то у нас ныне перешло на слово «Церковь». Нас должно же хотя бы раз в жизни заинтересовать, как же было у наших братьев в первоапостольское время при богослужениях, когда они собирались во Имя Господне, и были там песнопения, и были молитвы, и была радость спасенных. Но как, и похоже ли на наше?

Не бойтесь задавать вопросы по Писанию. Я не говорю еще: доброе или худое. Но явно, что это человеческое пришло в церковь из собраний ветхозаветных. Не из Писания. А как там было, это мы увидим сейчас абсолютно точно и скажем себе: хотели бы побыть там хотя бы раз или нам это запрещено, как бы нас в связи с еретиками не упрекнули бы наши владыки? Или всё же посмотри хотя был на видео, как, допустим, Тимофей заснял и Лука нам это сохранил за образом Божией Матери в Константинополе, и за нерукотворным образом это лежало до наших дней. Увидим даже, как окна у них отрыты в собрании. Деян.20:9 – «Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым». Или вас слово «собрание» корежит; нам ближе слово «обедница», вечерня, Литургия? Деян.15:12 – «Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников». Иак.2:2 – «Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде».

1Кор.5:4 – «В собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа». Евр.10:25 – «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного».

Прочтем, как они склонялись там на колени. Лк.22:41 – «И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился». Деян.9:40 – «Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села».

Деян.20:36 – «Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился». Деян.21:5 – «Проведя эти дни, мы вышли и пошли, и нас провожали все с женами и детьми даже за город; а на берегу, преклонив колени, помолились». Ну, совсем на нас не похожее. И как бы с ними сейчас, окажись там, не были бы согласны. Пусть вас не смущает временная преграда. У Бога все это как «ныне». Не как вчера. Тем более, у Бога все живы. Историки интересуются, как воевали когда-то, какое было оружие. И когда ставят фильмы, сколько консультантов разных и много их и по одной детальке восстанавливают прошедшую эпоху. А нам это неинтересно? Мы вцепились в то, чему научены, и нам эти костыльки уже в плоть вросли? Молились, правда, не по-нашему, но место колебалось. Деян.4:29-31 – «И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса. И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением». Таланты прихожан были все востребованы, кто что от Бога получил, тем даром и мог служить не где-то в академии, а в собрании, то есть в Церкви им прямо на богослужении. Иак.2:2«Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде». 1Кор.14:24 – «Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится». 1Кор.14:30 – «Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи». 1Кор.16:2 – «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду». 1Кор.14:26 – «Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию». 1Кор.14:34 – «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит». Деян.2:46 – «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца».

Деян.5:42 – «И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе». Деян.20:20 – «Как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам». А мы связаны храмами, они мешают нам? История показала, что для Бога ровным счетом ничего не стоит в один день всё это смести в угол, и пойдут опять по миру, заблаговествуют тайно священники; правда, их будет поменьше, чем сейчас, и претензии их к несогласным с ними поубавятся. Сейчас идут смертельные схватки между Московской патриархией и зарубежной Церковью за храмы. А это как раз и не надо ничего. Им надо – пусть они их забирают. Им нужно храмы отстоять, так чтобы и все язычники это ухватили к себе. Чтобы и им там место нашлось. Нам это совсем не нужно, ибо: Деян.5:13 – «Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их». Тогда, если человек приходил в собрание, он слышал проповедь и всеми обличался, что худо оставаться в безбожестве. Сегодня, если человек войдет в храм, его сразу же научат: вон к кассе подойди, свечку купи Казанской, Владимирской. И земельки матери на могилку. Вон ценники висят, как и за сколько сорокоуст, сколько авто освятить, сколько за крещение. Сегодня в церкви огромное корыто с золочеными краями, и в него уткнулись священники с архиереями, и никого не видят. А читают молитвы о корыстолюбии и мшелоимстве. Лицемерно это чтение. И там эти люди денно и нощно чавкают. С ними их дети, они неплохо устроились. Продаются и мощи, и частицы от животворящего креста, и платки, которые у Иоанна Тобольского ночевали на мощах, и маслице в бутыльках за ночь цену набирает у мощей Митрофания, и у Серафима котелок на голову болящим, и просфорки из его чугунка. Вода из Ганга святая индусам, и из Иордани святая. Вначале я думал, что главная вина за гибель русского народа лежит на церковнославянском языке. Но теперь вижу, что главная вина – на богослужении. Про то, что к богослужению нельзя прибавить или убавить, про это нет ни слова. Да и как могло быть там это написано, если этого слова вообще и нет там. А о проповеди Слова Божия говорено и переговорено. Вот небольшой подсчет слов, указывающих на проповедь. Слово «проповедь» в Новом Завете встречается 110 раз. Слово «благовестие» и производные слова – 84 раза. «Слово Господне» и «слово Божие» – 64 раза. «Евангелие» – 29 раз. «Возвестить» – 26 раз. Итого 313 раз толкнул нас Господь, чтобы мы услышали Его приказание. Мрк.16:15 – «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари».

Знаю, какая будет реакция на эти слова. А я ведь и не отрицаю богослужение. Только прошу посмотреть, то ли оно место занимает, что ему предназначено, или заняло оно место Слова Божия по воле человеческой? Уполномоченные по религиозным культам выколачивали из церкви миллионы рублей. Когда хлеб стоил 16 копеек – кирпич. И для чего это нужно было драть с народа батюшкам? Чтобы отдать беззаконным на строительство памятников вождю безумцев? Спросил адвентистов-субботников, сколько они платят? Они ответили, что на тарелку кладут у них рубля по два за служение. И каой там налог будет? Но они платят десятину и всем хватает. С десятины никто не может снять налог, потому что никто этих денег нигде не оприходывает и их нет нигде. Бог будет судить нас по слову Иисуса Христа: Иоан.12:48 – «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день». Богослужение нужно для верующих, а его сделали для всех с улицы, и потому никто и не обращается, и никто не верует, и не родится от слова Божия. И у нас пустыня Сахара в храмах. Кто когда слышал, чтобы президент посылал своему народу или своим подчиненным министрам зашифрованное письмо, чтобы никто его и не понял? А у нас в богослужении всё зашифровано: свеча – это Иоанн Креститель. И прочее. Самое главное в жизни человека – научиться разговаривать с Тем Богом, к Которому мы идем, чтобы с Ним быть в вечности. Наш разговор, если мы его потеряем, ничего не значит. Разбойник Давид, когда Ангел лишил его речи, сказал: «Когда я сквернословил, Ты, Господи, не наказывал меня, а когда мне нужно Тебя славить, ты закрыл мои уста». И Господь разрешил его язык только на славословие. Так это важно! Бог смягчает уже вынесенный приговор, наказание, чтобы с Богом связь не прервалась. А у нас наоборот, болтай сколько хочешь, а в Церковь приди хоть раз в год и тогда научись только стоять, как столб подгнивший. Только бы не упасть от сновидений. Почему мы не можем ничуть поменять свое отношение к разговору с Богом? Даже два варианта молитвы Господней читают всегда только по Матфею, но не по Луке. Что, Апостол Лука не так свят? Или Духу Святому не угоден тот вариант, который он записал? Ответа нет и не будет. Мы законсервированы на застой. Для чего мусульманам всё зашифровали под арабский язык? У них вообще никто ничего не знает из Корана, я много с ними жил, встречался с муллами. Обладание тайной, как у нас. Как у шаманов. И поневоле будут идти к тебе, чтобы ты помахал кадилом, чтобы ты побрызгал водой. Живем среди русских людей, и вот тебе рецепт врач пишет и так зашифрует, что сам не прочитает, да еще так на бок накрутит буковки. Мне делали операцию, и я не хотел, чтобы кто-то знал, и врач пообещал так написать, что даже не каждый врач мог бы догадаться.

 Никон и Аввакум сошлись между собой в смертельном клинче. Когда Никону сказали, что «Аллилуия» нужно три раза произносить, а у нас два раза, и доказали ему это по книгам, что «трегубить» это слово нужно, а не «сугубить», то Никон страшно испугался. Как же так, вчера еще думал, что Бог его слышит, и вдруг, …теперь Бог Никона не может слышать, Он не примет его молитвы, потому что припеву не хватает еще одной «Аллилуйи». Таков уровень всей реформы и всей православной веры с ее богослужением. И это патриарх, а что спрашивать с народа! И греки нашли сотни расхождений со своими книгами богослужебными. По слову Божию народ еще не разъединялся. А на богослужебных книгах раскол произошел, да еще какой. Идет богослужение, по телевизору всё это показывают. Звонит мне знакомый офицер и спрашивает: «А что патриарх сам не умеет раздеваться и одеваться?» Спрашивает на полном серьезе и так озабоченно. «Да нет, может он, он у нас всё умеет». – «А почему же ему расческу подают, пуговки застегивают полчаса?» А народ стоит и безмолвствует. Заблаговестили пуговки? «Евангельские» поручи, нарукавники привлекли людей к истине? Стоят тысячи людей, иностранные атташе, дипломаты, смотрят все, как он волосы расчесывает, руки моет. Разве для этого у него нет будуара и алькова патриаршего? А если бы он был лысый, то тоже скоблили бы согласно ритуала, без которого нас ни Ангелы к Богу не пропустят, ни Бог нас не узнает, кто же такой тут пришел с молитвами, с чашами фимиама? Что думают о нас при этом представлении те, кто знает содержание Библии? Мы же для них худосочные артисты мелкого пошиба, ломающиеся пред публикой, совершенно неверующие сумасброды, пытающиеся выдать себя за полномочных представителей Самого Господа Бога, что будто бы без этих ритуальных переодеваний небеса подернутся железобетоном для молитв осиротелых землян. Они по другому и думать не могут о нашем детском игрище. Архиереи местные всё это видят и у них эти амбиции гуляют по головам. Они тоже приготовили блюдечки, на которые будут расческу класть, и будут шлейфы у них по три метра сзади носить пажи. Особое искусство нужно этим алтарным пажам, когда его преосвященство или высокопреосвященство кадит иконы и поворачивается быстро, и он должен быстренько забежать сзади, что бы он не наступил на этот «хвост». Как нам не просто это дается, но всё же отрихтовали эти церемонии, и нравится это «апостолам» преосвященнейшим. Это всё папы местного масштаба, а гордыня-то та же самая, только ей выплеснуться в семибальный шторм не дает масштаб. Это что, Богу нужно? Или нам необходимо для разогрева? Когда поговоришь со священниками, как же они-то бедные себя чувствуют при архиерейских богослужениях или лучше сказать, представлениях, то они говорят: «Какое там благоговение или сосредоточение на молитве! Только об одном думаешь, как бы не ошибиться». Такие службы нужно каждый день бы для запоминания проигрывать, а они так редки и потому путаются. И вот уже в газетах восхищенно читателям преподают, как его Святейшее Святейшество патриарх Дроздов-Ридигер в Томске не злился и не кричал (как Гедеон), и не дрался, когда местный батюшка при освящении часовни тушевался и ошибался. Так снисходительно смотрел уставший от поездок по стране Алексий Второй, а батюшка трясся и спотыкался. Кому бы это еще на конкурс лицедеев представить? Смогли дойти до такого кощунства? И мы не понимаем ничего, а нам бы только власть дать, мы бы этим сектантишкам головы поотворачивали, мы бы этих Аввакумов в сруб и на костер Гуса? А чтобы проповедывать живое слово Живого Бога, на это нет ни подвижки, ни желания от мертвецов, засургученых в славянь.

Очевидцы рассказывают, что когда Мефодия, архиепископа Омского, убили, то временно эту епархию присоединили к Новосибирской, где царствовал тогда Гедеон (Докукин). Прислужники нажрались одеколону и прочих жидкостей и начали в алтаре прислуживать архиерею. Он одному врезал так, что он выехал на пузе из алтаря, и другому вмазал. Они от него: «О, у-у-у, архиерей-то хулиган». Может, давно бы пора навести порядок и в этих ритуалах, и взять наконец-то в руки Деяния Апостолов и проверить, что есть у нас похожее на то, что делали наши дорогие братья в первом веке после вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Кажется, что ушел Хозяин и нет Ему дела до нас, что тут выкомуривают с нами наши благодетели с широкими рукавами и воскрилиями аэродромными. Написано столько книг богослужебных. Вот Типикон. Да еще буква «И» написана по-славянски и читается как «У». Вот и читай: «Тупикон». Мы в тупике. Есть это, ты и молись, но другим не навязывай этого, что будто бы без этих, заранее составленных, тысячекратно повторяемых «радуйся» и «ширше небес», «яко по суху», нам и не добраться до Отца Небесного.

 «Календарь» – тут указано, что читать именно на этот день. «Молитвослов» – мы без него никуда, у нас ум набекрень, если мы слово свое скажем Богу от сердца. Мы вот вечером молиться становимся, и если молитвослов не найдем, мы мечемся по квартире: кто, где по нему до этого молился? В какой он комнате? Без него мы слепые и калеки безногие и безгласные. «Часослов» – это особая книга. Смотрите, я их вам все сегодня принес, два рюкзака полных, ребят попросил помочь, всё это собирал на скорую руку, и это далеко не все книги, которые вам показываю, без которых нам до Бога не добраться. «Типикон, сиречь, церковный устав». «Правила Божественной литургии о причащении и последование после причастия». «Акафисты и каноны» – 802 страницы. Это только малая часть акафистов, а их всего – более 500 разных. «Минея общая» – 500 стр. Спрашиваю и нашего батюшку: «Знаешь ли эти все богослужения?» – «Да откуда я их буду знать? Когда нужно, открою книгу, там всё сказано». Отбери книжки и всё кончилось. Спрашиваю: «А есть ли такие, кто это всё знает?» – «Нет, таких и не может быть, потому что за 532 года богослужение не повторяется полностью ни разу». «Минея» за 12 месяцев. За один март только три книги большого формата, зеленые, красочно сделанные, киноварные заглавки. Одна – 487 стр. – часть первая. Вторая – 438 стр., и третья часть – 518 стр., итого 1443 стр. только за один месяц. Это не рассказы, а богослужение, когда и что прочитать, стоя перед иконами. Ты, чтец, учти это, твой университет педагогический, – это только порошинка по сравнению с этой старообрядческой премудростью. Не могу сказать, равны ли по месяцам, – уже не было времени всё это переписывать, и нужно было бы на тракторе везти сюда на занятия все эти книги – утащить просто невозможно для показа вам, слепые прихожане. Умножай это на 12 месяцев. Так же есть книги певческие. Я переплетчик и переплетал их, красота и лепота церковная тут в них сокрыта. «Октоих, осмогласник» – 707 стр., второй – 668 стр., не могу сказать, или это сокращенное, или есть еще. Не могу сказать и того, сколько их всего. Сведения эти далеко неполные. «Минея праздничная» – ровно 800 стр. «Псалтирь следованная» – 1032 стр. Вот так, одна псалтирь больше всей Библии стала. «Триодь постная» (триодион, трипеснцы) – 750 стр. «Служба на страстной неделе» –500 стр. Был я в Синоде в Нью-Йорке. Там служит архимандрит Арсений. А сослужить очередь приезжему батюшке, и его о.Арсений постоянно дергал, поправлял и говорит потом: «Никто службу не знает, они только по субботам и по воскресеньям дома правят службу». Это – служака настоящий. Но согласился, что и он знает не всё. Когда я был в Джорданвильском монастыре, и мне там понравилось, и о том я ему сказал, он сморщился и на меня посмотрел и говорит: «Какие это монахи сегодня… так, шпана церковная». Чтобы это всё хотя бы немного понять, существует церковно-славянский словарь о. Григория Дьяченко – 1120 стр. большого формата. Это вам не пасторальные романы читать. Книга разъяснения всего, что на богослужении делается; Симеона Солунского и «Новая скрижаль», и «Настольная книга священнослужителя», и четвертый том разъясняет все эти предметы, их назначение. И каждый том – по 750 стр. «Литургия Иоанна Златоуста». «Литургия Василия Великого, преждеосвященных Даров Григория Двоеслова». «Ектении, возгласы, молитвы, тайно читаемые священниками».

Пение и чтение клирошан составляет только часть того, что священник обязан прочитывать в течение литургии. «Служебник» у батюшки. По карману формат, он так необходим, что при самом рукоположении священнику вручается эта книга от самого архиерея. Так напечатано, и это для того, чтобы знали, значимость этой книги велика и без нее священник, как без рук. Не Евангелие вручается, не знание Библии требуется от новорукоположенного, а вот эта книжица, это всё и во всем для батюшки.

 Что такое православие сегодня? Это уставное богослужение и требы. Это всё. Что такое служба? Это служение, услуга, богослужение и богопочитание (по Дьяченко). Числ. 8:11 – «Аарон же пусть совершит над левитами посвящение их пред Господом от сынов Израилевых, чтобы отправляли они служение Господу». Служение – дело, поступок, занятие, работа. А у нас само слово, понятие службы осталось за смыслом. Ни в один из этих смыслов оно не подходит. Мы пришли, работаем ногами, отстояли. Пс.146:9 – «Дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему». Афанасий Александрийский пишет, что службой человеков псалмопевец называет волов и прочий скот. 1Кор.9:9 – «Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?» В храме Соломоновом было медное море, стоявшее на 12 волах медных. 3Цар.7:44 – «Одно море и двенадцать волов под морем» означает, что на 12 Апостолах, на их море проповеди находится весь мир, всё море людей. Сегодня спрашивается: на волах, то есть на священниках какое море? Только богослужение, только требы, и этой работы им море непроплываемое николиже (никогда) Ос.10:12 – «Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду». Язык проповедника – это и есть плуг евангельский, живая проповедь о Жертве Христа, о Его победе над смертью, о том, что за грехи наши умер Христос и кровью Своею омыл нас, оправдал и дал Духа Святого всем повинующимся Ему. Иоан.7:38 – «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». В нас же ничего этого нет и мы этого не ищем; а только судят тех, кто откликнулся на призыв Божий, и стараются заглушить любой звук благовестия. Это же то самое пророчество Павла о пресвитерах: Деян.20:29-30 – «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою». Зайди в любой храм: еще долго стоять? Так, уже «Отче наш», значит, скоро домой. Отвел, вроде бы на душе полегче стало. Разберите одно: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас!» Объясни это одно и ты увидишь, сколько тут возвышенного, глубокого, страшно важного. Но это превратилось в ритуал, в бормотанье, в заклинание, в оберег языческий. 1 Езд.6:18 – «И поставили священников по отделениям их, и левитов по чередам их на службу Божию в Иерусалиме, как предписано в книге Моисея». Прочтите третий том, 601 стр. «Настольной книги священнослужителя». С кем бы ни говорил, и все удивляются, как это пропустили, напечатали. Везде в патриархии жиды, и это надо же, пропустили. И это говорят вплоть до архиереев. А сказано там о том, что Серафим Саровский три дня молился о русских нечестивых архиереях и священниках, и что Бог ответил ему, что не пощадит их и не помилует за то, что вымыслами своими заменили истину Божию. Получается, что как только рукоположение получил, так ему в руки и квиток: «готов пойти в ад»! Златоуст говорит: большая часть священников погибает. Разве про это попы не знают? Почему же не пытаются даже головы поднять повыше, чем смотрит мир?

Служение означает идол. 4 Цар.10:20 – «И сказал Ииуй: назначьте праздничное собрание ради Ваала. И провозгласили собрание». 1 Мак.1:43 – «И многие из Израиля приняли идолослужение его и принесли жертвы идолам, и осквернили субботу». Григорий Дьяченко объясняет: служение – это религиозный обман, ложное представление чудес. О происхождении молитвы «Святый Боже..» читаем жития за 20 октября.  В виду всех при перенесении мощей было восхищено дитя в воздух и один час находился там и рассказал, что он там видел; и тотчас умер. 484

Hosted by uCoz