День Петра и Павла

Том 6, стр. 668.

tc "День Петра и Павла."

Сегодняшнее богослужение необычно для нас, потому что среди недели и как бы и нет никакого праздника. И это действительно так. Событие, которое отмечает Церковь, будет завтра, называется день Петра и Павла. Это день кончины важных людей, и это настолько необычно для сравнения с историей мира. Для мировых религий характерно, что если есть у них герой или заступник, то отмечают его день рождения. Но чтобы праздновать день его смерти – про это никто и не слыхал. День смерти – это день печали, скорби и утраты – печальная дата, что столько-то лет нет нашего товарища среди нас, защитника прав человека. Отмечают гибель поэта, депутата, военачальника. Когда умирали Иосиф, Иаков, то плакали многие дни о них. Быт.50:10И дошли они до Горен-гаатада при Иордане и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал Иосиф плач по отце своем семь дней». Скорбь в народе была великой при гибели военачальников Маккавеев. 1Макк.1:25 – «Посему был великий плач в Израиле, во всех местах его». 1Макк.2:38-39 – «Нападали на них по субботам, и умерло их, и жен их, и детей их со скотом их, до тысячи душ. Когда узнал о том Маттафия и друзья его, горько плакали о них».

2Ездр.1:32 – «И плакали об Иосии во всей Иудее, плакал об Иосии и пророк Иеремия, и начальствующие с женами оплакивали его до сего дня. И это передано навсегда всему роду Израилеву». Случалось, что они еще при жизни назначали себе преемников, рисовали планы, как царь Давид Соломону, что ему надлежит делать после него. Хотел Давид построить храм Иегове и собрал довольно всего, золота и деревьев. Но из-за того, что пролил много крови врагов, ему не было позволено это сделать. И поручил он окончить начатое сыну мирному, Соломону. Так и сегодня не воинственным дается право созидать церковь, дом Божий. Мф.16:18 – «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». И эта фраза намертво связана с именем Апостола Петра. У каждого человека есть имя, но иногда человек своими делами переменяет свое имя. Так Ноеминь, возвратившись с потерей, из «приятной» стала «горькой». Пошла за хлебом, а потеряла и мужа, и обоих сыновей. В житиях говорится, что Апостолы Петр и Павел были отозваны Господом из этой жизни в вечные обители неба в один день. Но не в один год. Этот день и посвящен этому событию.

 Что такое празднование? Исполнились слова, сказанные премудрым Соломоном. Еккл.7:1 – «Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти — дня рождения». Он не об этом говорил, но церковь поставила это во главу угла. Кого ни спросишь, никто не знает, когда родился Петр Апостол. А когда был убит – все знают. Кто родился в Ветхом Завете, у них даты рождения взяты приблизительно. Известно, когда родились люди, кто уже ближе к нашим дням, когда паспорта стали выдавать. Что ты родился, в этом какая твоя заслуга? Родиться или не родиться, тебя и не спрашивал никто. Жизнь человеку дана для того, чтобы на чистом листе отобразить похожесть на Бога, насколько ты Ему убогоподобишься насколько ты сумеешь отобразить в себе волю Божию, преобразиться в Его образ. Апостол - значит посланник. Это первоверховные Апостолы. Это два вола, вспахавшие вселенную своими языками, и целина заплодоносила – на место языческих капищ произросло великое древо Церкви Христовой. Где никогда не сеялось Слово Божие, там брошено слово их проповеди. Слезами раскаяния она полита и заколосились пажити. Подул Дух Святой, раскрыл понимание, смысл Священного Писания и образовывались новые общины, церковь росла числом и до сегодняшнего дня дошла. Память святых заключается в том, чтобы мы им подражали, говорит Иоанн Златоуст. Евр.13:7 – «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Взирать не на рождение, а на кончину. Если относительно канонизированных в разных церквах может быть и несогласие, но по отношению Апостолов все их сразу признали святыми: и католики, и протестанты, и православные. Почему? Потому, что они выполнили самое высшее назначение на земле – спасти свою душу и души окружающих. И они приложили для этого все усилия, что у них было, всё положили на алтарь Христа. Слово «Апостол» встречается 82 раза в Библии и только в Новом Завете. Есть чудотворцы, пророки и другие. Но выше всех званий слово Апостол, которое вмещало в себя все дарования, ниспосланные с неба. Есть военные, врачи, строители. А в Апостоле всё это было в избытке. Он и стратег, и строил храм во вселенной, и исцелял души людей. Он знал, куда двинуть основные силы. Он был земледелец. Духовный. Надо понимать. Если же хозяйка скажет, что она хорошо печет хлеб, то Апостолы такого напекли, что и сегодня некоторые не могут проглотить; а иные этим только и живут. Накормили целую вселенную и кормят уже две тысячи лет. Первоверховные Апостолы Петр и Павел, запряженные благодатью Духа Святого, распахали целину. Ос.10:12 – «Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду». Они распахали не там, где другие уже прошлись, а там, где и слова единого о Христе не слышали люди. Рим.15:20 -«Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании».

 Он не перетаскивал рыбу из одной бочки в другую. И 14 посланий Апостола Павла сотрясают вселенную доныне. Два послания Апостола Петра. Это мы привыкли эти приставки «святой» к ним приставлять. А тогда они жили и также были смущаемы. Дядя Петя и дядя Паша для близких им также убегали и также были недовольны друг другом, обуреваемые страстями мира сего, но они вышли победителями. Гал.2:11 – «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию». Разница была в том, что они были победители,  даже когда им враг наносил смертельные раны, и они впадали в клятвенное отречение от Своего Учителя Иисуса. Но знали и путь исцеления. Они не искали отдушины в оправдании: это не я, не я. Это вот он виноват. Святые умеют произносить слова признания вины своей. 2Цар.12:13 – «И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь». И Господь вернул ему всё, что он до этого имел. Это указание нам, если мы думаем подражать Апостолам. Они были верны. И перед самой кончиной были отшлифованными камнями и засияли в руке Божией.

Павел, прежде называвшийся Савлом, был энергичным и ревностным служителем своей идеи. Гал.1:14 – «И преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». Сегодня, когда сектанты повествуют о своем обращении, они сравнивают себя с Апостолом Павлом, никак на меньшее не согласны. «Я был блудник, я был наркоман, но как Апостол Павел перешел от греха к святости, уверовал во Христа». О чем ты говоришь, еретик? Разве Апостол был наркоман? Он о себе не так говорит, но упоминает о вере своей. Фил.3:6 – «По ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный». Если бы судить по конституции, то он ни одного пункта не нарушил. Таких людей сегодня в нашем государстве не найти. Превосходство других в его ревности бросалось в глаза, так что его выдвигали именно по этому качеству почти на высшую государственную должность. Вставал рано, молился, все посты соблюдал. По-нашему сказать: милостыню подавал, ни одного худого, скверного слова не сказал. Всё, что зарабатывал, раздавал. И оказалось, что прошел мимо самого главного пророчества в законе – о пришествии Христа. Втор.18:15 – «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте». И теперь он говорит о самом главном, о воскресении Иисуса из Назарета. Деян.9: 20-21 – «И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам».

 Конечно, читая послания Петра и Павла, специалист сразу делает различие, – какие сравнения делает брат Петр и какие брат Павел. Тот - рыбак самый простой и бедный, а этот ученый раввин. Для людей не сведущих в риторике, в грамматике кажется, какая тут разница, тот и другой говорят о Боге. Послание да и послание. Петр говорит настолько просто и понятно, что не требуется ни одного толкования, а у Павла после толкования еще растолкования душа жаждет. Даже об этой непонятности Павла и перетолковани его посланий упоминает Петр. 2Пет.3:15-16 – «И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам; как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания». Любая бабушка Петра поймет. А у Апостола Павла стиль, размах мысли таков, что тысячи лет прошли, и всё еще есть непонятные места, хотя он сам кое что растолковывает нам из Ветхого Завета. Если уж толкователю Апостола Павла Иоанну Златоусту люди говорили: говори попроще, - то что говорить о самом Павловом послании к Римлянам, Галатам, к евреям? Гал.4:24 – «В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь».

 Петр все сравнения брал с натуры. Видел золото и знал, что его переплавляют. И оно многоценно. Тут у него и сравнение. 1Пет.1:7 – «Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа». Наша вера испытывается гонениями, страданиями. У нас здесь в лагере никто не хочет испытывать свою веру. Хотя как будто верующие дети собрались, но если один другого чуточку только задел, второй карапуз сразу же сдачи дает. Но Петр убеждает нас, что вера помогает нам одерживать победу за победой. Для чего? Чтобы нам войти в небо. 2Пет.1:11 – «Ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа». Как же он откроется? Помните, чьи вы дети. В школе многие балуются. Но если это сын директора, то отец ему говорит: ты помни, сынок, чей ты сын, чтобы на меня не было нарекания. Тебе же любой подоткнет: ты сын директора и что вытворяешь? Мне же за тебя будет стыдно. И он говорит: 1Пет.1:15-16 – «Но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят». 1Пет.2:9 – «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». Рим.2:24 – «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников». Мы дети Божии, мы всех счастливее на всей земле. Ропот для верующих вообще должен быть неизвестен. Обиды? Да я ее знать не хочу.

 Апостол Петр в своем послании на первое место выдвигает звание христианина и этим побеждает и ропот, и обиды всяческие. Тебя Бог избрал, теперь ты Его чадо и теперь смотри на своего Отца и делай то же. Ты отныне сын или дочь небесного Отца. И если будут трудности, ты сразу же говори себе: Бог испытывает меня. Он любит меня. Страданиями, гонениями, тюрьмами, чтобы вера наша испытанная огнем, была представлена на рассмотрение Богу. А Бог тогда и посмотрит, как мы сдали экзамен на страдания. Мы обратились к Богу. И Петр некогда обратился к Богу Тому же Самому. Он дошел до конечной цели. Дойдем же и мы. На меньшее просто не имеем права. Память нашей кончины кто отметит? С печалью отметят или скажут: да, трудно шел этот человек, но всё-таки он дошел. Прославил Бога среди редких опасностей. В тюрьме он не отрекся. А кто знает, может, завтра будут у нас гонения. Живем мирно, но всегда думаю: с чего же всё вдруг сорвётся и начнется? Перемена в государстве? Если бы несколько лет назад сказали, что Библия будет свободно продаваться в Церкви, тем более, в магазинах, на улице; и даже «Архипелаг ГУЛаг» будут продавать свободно – кто бы поверил тогда в этот бред? Не хватало веры, ибо думал: ну когда-то там, после нас будет. И вдруг сумели через так называемую перестройку так перевернуть, что всё пошло по-другому.

 Как теперь будут опять выворачивать на тропу войны против всех верующих? Или правители сменятся или эти земли захватит кто-то другой, узкоглазый? Мы этого сегодня не знаем. Но только слова, сказанные Петром, побуждают нас бодрствовать. Возьмет в один из дней Бог нас и бросит, как отроков в огненную печь испытанья. Не зря же поют эти напоминания в церкви. Может, тут китайцы будут, чеченцы? Они такие кровожадные и ненавистные против христиан. Коммунисты ли вернутся? Этих людоедов мы уже знаем. Мы ничего не знаем, но сегодня мы день за днем должны укрепляться в Боге. Господи, как хорошо с Тобой быть. Как хорошо, что есть такая свобода - молиться, собираться.

Когда я сказал, что наш детский православный лагерь сущеxe "Логинов"xe "Логинов"(«Алтайская правда» № 138 от 24 июня 1999 г. «Вопросы без ответов». Лагерь-стан). Д. т. 38-10-93.

 Апостол Павел свое кредо выразил так: Фил.1:21 – «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение». После конца этой жизни всё добро как на кораблях поплывет к тебе.

 В этот памятный день Петра и Павла, взирая на их кончину, подумаем, с чем приплыли эти корабли к воротам небесной Отчизны и с чем наши туда уткнутся? Полная самоотдача. Абсолютная доверенность Богу. Если бы мы занялись изготовлением водки, как нам предлагали, то давно бы понастроили красивых здании с избытком. Да не будет этого! После их ухода прошли по земле тысячи Петров и Павлов. Но кто сумел достичь обещанной обители небесной? Павел убеждает нас: 1Кор.4:16 – «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу». 1Кор.11:1 – «Будьте подражателями мне, как я Христу». Фил.3:17 – «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас». Фил.1:27 – «Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую».

 Пророков считали смутьянами в государстве. 3Цар.18:17 – «Когда Ахав увидел Илию, то сказал Ахав ему: ты ли это, смущающий Израиля»? Когда поймали Петра и Павла, то какое было ликование у врагов, что вот эти смутьяны попались. Деян.17:6 – «Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда».

 Каждому государству нужно спокойное время, чтобы выполнять свои планы. И вдруг опасное галилейское учение каких-то рыбаков как пожар распространяется по римской империи. Притом по провинциям с особой силой: Испания, Галатия, Британия, острова. Закон один был – казнить противящихся римским законам. Можно представить, как вначале были разные суждения в тогдашних кнессетах, в римском сенате. Что это за учение, оно лишает нас наших приверженцев. Сначала возобладала тактика выжидательная, совет Гамалиила. Деян.5:39 – «Если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками».

 Казнили христиан самыми лютыми казнями. Бросали зверям, в печи, распинали, вырывали языки. Оба верховных Апостола свободно могли избежать казни, как Игнатий Богоносец. Анфима Никомидийского пришли взять воины. Не узнали его, а он сам им сдался, чтобы быть со Христом. Сначала их накормил, а потом сознался, что он и есть тот, кого воины искали. Они рады были его отпустить, да он этого не принял. Как ликовали враги, что пойман смутьян. Кто-то получил за это награду. Кто-то докладывал, кто-то «стучал». И как скорбели простые ученики Христовы. Даже просто расставаясь, они рыдали. Деян.20:37-38 – «Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля». К кому мы теперь пойдем? Кто объяснит нам все наши вопросы, кто утешит нас? Павел же имел иную цель. Деян.21:11-14 – «Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников. Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим. Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня»! Позже он уже из тюрьмы сможет утешать их и даже напишет утешение Тимофею. 2Тим.4:7-8 – «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его».

Что это за венец? Это сладость, красота неописуемая. Веру сохранил и это главное. Верю, что Христос умер за мои грехи, верю, что это мой Спаситель пришел и пролил Свою пречистую кровь за меня. Верю, что страдания на Голгофе были у Сына Божия за меня. Верю, что Иисус есть Бог и истинный Сын Божий. Дух Святой не просто исходящая от Отца сила, как утверждают еретики, а есть третье Лицо Троицы. Этим путем прошли мы, не противореча пророкам. Ибо один и тот же Дух был в них и в нас. Опасностей у меня было так много, как ни у одного из вас. 1Кор.15:10 – «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною».

 Везде меня хватали, били и терзали. Это мне всё в награду теперь будет. Меня выбрасывали, как ненужного. А Бог признавал меня годным для дела и снова поднимал со свалки. Деян.14:19 – «Пришли некоторые Иудеи и, когда Апостолы смело проповедывали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим».

 Он составил реестр своих специальностей, где и как он себя в них проявил в течение своей бурной жизни. 2Кор.11:26-28 – «Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах». Они, эти лжебратия, даже на богослужения приходили, но цель у них была иная, чем у верных детей Божиих. Они подглядывали. Они записывали слышанное, чтобы не забыть, где и как он промахнется, как им казалось; и потом будут уедать его этими его «промашками», чтобы доказать, что он не правоверный иудей, что он не настоящий христианин. Но он перешагнул через эти ярлыки «раскольник» «возмутитель», «сторонник назорейской ереси». Деян.24:5 – «Найдя сего человека язвою общества, возбудителем мятежа между иудеями, живущими по вселенной, и представителем Назорейской ереси!» Гал.2:4-16 – «А вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас. И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более. Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных [ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников], и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности. Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона».

 Они ненавидели его. Мало того, что авторитет Павла по тем временам, как сказали бы ныне, был бешенным, что враги это и понимали, и свои «ксивы» – лжепослания подписывали Павловым именем. Это настоящее уголовное преступление было среди лжеверующих. Авторитетные источники, как послания Павла, донесли до нас эту гармонию ненависти. Трудно найти в истории мира более слаженную ненависть к самому великому человеку своей эпохи и всех тысячелетий. 2Фесс.2:2 – «Не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов». Но эта их писанина не дошла до нас. Кто-то покушался или по небрежности так уж случилось, что послания Павловы так и не дошли до нас. Кол.4:16 – «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы». Нигде нет этого послания к лаодикийцам. Враги рукоплескали, что поймали бывшего раввина из города Тарса. Ангелы рукоплескали, что Апостол язычников сохранил веру до конца. Фанатик и экстремист, каких свет не видел, он шел по планете, как главный пацифист и мизантроп. Повторим ли мы его слова в наш смертный час? 2Тим.4:7 – «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил». Течение, то есть бег на ристалище, на стадионе. 1Кор.9:24 – «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить». Поприще, расстояние, которое Сам Бог назначает каждому. Ему было расстояние в 64 года примерно. Вот и успей достичь за это время неба. Да так нужно бежать, что если Бог отзовет раньше на год или на четверть века, или в тот же день, как ты уверовал, но твой рубеж должен быть мгновенно достигнут и тогда. Вот так и нужно нам всем жить. Фил.3:17– «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас». Этот стих - как негасимый маяк для каждого из нас. Подражание горному слаломисту, который с огромной скоростью пронесся и не свалил ни одной вешки. Так и Павел – не нарушил ни одной заповеди и нигде не уступил своей свободы во Христе, не покривил совестью из-за страха перед Апостолами. А сейчас перед епископами готовы переломиться в лизоблюдстве. Архиерей стоит со своей палочкой, голову задрал, ног под собой не чувствует. Что тебе до него? Ты смотри выше и увидишь, что когда тебя бьют и убивают, то Сам Господь встает с места, чтобы приветствовать свое чадо героическое. Господь сидит одесную Отца; а здесь стоит, радостно приветствуя верных рабов Своих. Иоан. 12:26 – «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой». Деян.7:55 – «Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога». Если нужно было поднять мне над головой вес, то этот вес взят и установлен рекорд по поднятию тягот-тяжестей. 2Кор.11:29 – «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся»?

Этот вселенский многоборец пришел к финишу и подставил голову для увенчания от Судии этого невиданного зрелища. Павел был знаменит по всем видам борьбы: с еретиками, с государственными деятелями, с иудеями и с римлянами. Даже и с тираном Нероном. Стоические и эпикурейские суесловы. Он и им выдал по полной программе Евангельской. Деян.17:18 – «Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?», а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение». Тогда тоже были свои коммунисты и фашисты, и демократы. Он и им должен был возвестить радость спасения во Христе. И никто не мог устоять пред Божественной Мудростью. Лк.21:15 – «Ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, потивящиеся вам». Деян.6:10 – «Но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил». Понимая всё это, взирая на торжественную кончину этих гигантов духа, корифеев мысли, мы осознаем, насколько мы счастливы, что примкнули к этой двоице полководцев. Среди нас есть люди, которые носят эти имена Петра и Павла – дай им Бог подражать своим тёзкам и не позорить их. У нас есть послания Апостола Петра, Апостола Павла. Эти посланники Божии не где-то, а рядом с нами, ибо мы с ними в одной церкви.

 Когда Иоанн Златоуст писал толкования на труды Павла, то секретарь Святителя Иоанна Прокл видел, что позади патриарха стоит Апостол Павел и, наклонившись к нему, поясняет смысл посланий его. Это только случайно узнаем мы. Так как к Златоусту был посетитель, которому угрожала смерть от наветников, и Прокл увидел какого-то странного человека, который, склонившись к Златоусту, что-то говорил к нему. Позже секретарь узнал его по иконе, стоящей на столе святого Иоанна, что это был Апостол Павел.

 Когда мы будем исповедывать нашу веру пред святой Троицей, то просить будем, чтобы наша вера ничем не отличалась от веры святых Апостолов Петра и Павла. Евр.13:7 – «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». И мы верим, что Апостолы знают, что мы здесь находимся под открытым небом, что нам нравится следовать за ними. Мы маленькие, слабые, греховные. Но будем уповать на нашего Христа Иисуса, что Бог силою Духа Святого, благодатью, данной нам во святом Крещении, доведет нас до желаемой пристани, до Царствия Своего Небесного. Притом Бог заранее предсказал им, как они умрут. Петру это явлено было после воскресения Христа уже. Иоан.21:18 – «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь». Подпояшет тебя другой. Руки раскинешь на стороны и пойдешь, куда тебе совсем не хочется идти. Интересно, что думал относительно этих слов Пётр Ионович? Или на корабле буду плыть, руки раскину, в воде утопая? Или меня сбросят с крыши, как Апостола Иакова, и руки мои будут распростерты? Почему я руки-то простру? Бог скрыл от него это, может быть, для того, чтобы ужас креста не сковывал проповедь о кресте?

 Настало время, когда его арестовали и приговорили к распятию. Этого самого великого дядю Петю. И, видимо, только тогда он понял весь сакральный смысл слов своего Учителя из Назарета, что Симон сам себе уже тогда определил, какую Спаситель дарует ему кончину –следовать во всем и бескомпромиссно до конца за Учителем. Мрк.14:29-31 – «Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я. И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили».

 И к дереву его препоясали, он попросил только об одной льготе: «Я не достоин быть так распят, как мой Господь». И его распяли «стремглав», вниз головой. Златоуст говорит, что ноги у Петра были вверху, он как бы шагал к небу, такому близкому и такому вожделенному для него. Этот человек был нетерпелив, он всегда спешил первым быть. Бросался в воду навстречу Христу, хотел быть всегда рядом с Иисусом и наконец это произошло в этот день 12 июля. Несколько дней висели распятые на кресте, изнемогая от жажды. А Апостол Павел, как римский гражданин, имел льготы. И его нельзя было распинать, умерщвлять, как рабских галилеян. Усечение мечем такое легкое и быстрое. Удар и ты уже на той стороне. Великое чудо восшествия на небо свершилось. Ликующее небо встречает самого великого Апостола, за которым шла не семья, не город, а целая вселенная; паруса корабля которого надувал Дух Святой. Павел день и ночь в посте и молитве стоял у штурвала всемирной Апостольской церкви. И мы его наследники. Какие же мы с вами счастливые! Что нам Бог дал в этой жизни – язык не в силах высказать!

 Вот умирает человек верующий или неверующий. И знатные люди мира съезжаются его хоронить, патриархов, епископов. Иногда со всего мира съезжаются плакальщицы. Кто же пришел хоронить Апостола Петра? Но написано, что когда умер Моисей, так как ему было заранее сказано, чтобы он взошел на вершину горы Фасги и умер. Втор.3:27 – «Взойди на вершину Фасги и взгляни глазами твоими к морю и к северу, и к югу и к востоку, и посмотри глазами твоими, потому что ты не перейдешь за Иордан сей». То о теле его вдруг возник спор в невидимом мире. Иуд.1:9 – «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»». Откуда этот сюжет известен был Апостолу Иуде, мы никогда уже, пожалуй, не узнаем. Но и сказал-то он не в специальном трактате, посвященном смерти Вождя Израильского, а как бы походя, чтобы заградить уста злословящих людей. Значит у Апостолов было много тайн, за знание которых сегодня многое бы отдали. Но они, хранители этих тайн , ушли уже в вечные обители, оставив нас с нашими недоумениями по многим вопросам. Кто скажет, откуда берутся души, что с убитыми в утробе младенцами, откуда произошло первоначальное зло?

 Не люди пришли на похороны его, хотя он их вел до этого места, не любимые его и желанные. Им не дано было тут быть. Стоит начальник воинства небесного, и идет спор, кому он теперь принадлежит. Случается, что когда человека толком и не знают, верующий он или неверующий, а когда хоронить время приспело, то родственники спорят, на каком кладбище его хоронить. А человек душой своей, может, ни там и ни здесь не был. Кто о нашем теле будет спорить, где его похоронить? Сделали ли о том завещание, чтобы неверующие наши родственники не утянули нас куда от наших родных, где меня могут посещать и молиться. Мать будет настаивать увезти тебя на родину. А там тебе ни панихид не будет, ни молитв. Сегодня нужно нам и это обдумать. Мощи Петра и Павла хранятся в Ватиканском соборе. И этот собор так и называется собор Петра и Павла. Все дороги ведут в Рим, это место как центр христианства считалось, и там эти вожди упокоились. У нас Петербург, город Петра. И когда открыты были новые рубежи, то назвали город Петропавловск- Камчатский. Мы же должны отметить память Апостолов не храмами и городами, но молитвой, в которой скажем, что мы любим Христа и Апостолов и да поможет нам Бог понять их послания и исполнить, что они нам передали. Прими нас туда, Владыка неба и земли, куда Ты принял этих проповедников спасения.

 668

Hosted by uCoz