Наказание

ТОМ 3, СТР. 609tc "Наказание»"

Сегодняшняя тема занятия вызвана одним событием, которое произошло на это неделе. Это было в среду, мы пошли в кино, и приехала к Данилу мама, Татьяна. В полдесятого приехал мотоциклист – теперь мы знаем, что из Корчино, Колмогоров Сергей Иванович, ростом примерно с меня, крепкий. И вот он лез зачем-то в лагерь, выманывал ребятишек «на рыбалку», а уже были сумерки. Начал сквернословить, лезть, скверными словами называть нашу веру. И Татьяна не могла от него отбиться. Она догадалась послать ребятишек за нами, я скорее на велосипед и туда, других послал за Виталием, к Андрею, Витя прибежал. Татьяна рассказывает, что она даже два раза палкой его ударила, а он всё равно лезет. Ребятишки все похватали палки и держали оборону. Совершенно невменяемый человек. Когда я позже рассказал Алексею Сизкову, его соседу, то он очень удивился, сказал, что он такой хороший работник, это, наверное, сатана в него вошел. Татьяна говорит, что он нахрапом лезет, а потом глаза его внезапно изменились резко-резко – увидел, что я бегу. А он-то их гонял, видел, что здесь только одни женщины и ребятишки. Я сразу перепрыгнул через ограду и к нему, говорю: «Что тебе, мужик, надо-то?» Мы с ним сцепились, Татьяна на помощь выскочила, а у него в руке как-то палка оказалась, бита от игры в городки – не можем отобрать. Он здоровый, крепкий, нас водит по сторонам, мы ничего сделать не можем. Витя Савченко подбежал и за ноги его, и мы его повалили; а тут Виталий Устинов подбежал; а уж Виталия ему не одолеть, он тренированный и очень сильный. Андрей прибежал, а Андрей Дробот занимался и самбо и дзю-до – «Тамильский тигр» зовем его, он глухонемой. Мы этого хулигана скрутили, головой к земле, руки за спину закрутили ему веревкой, потом ноги притянули, и он на животе лежит. А тут бич у меня свернутый, хороший, я его бичом начал пороть, у него штаны лопнули, я ему наворачиваю горячих, а он видит, что дело-то плохо: «Мужики, да отпустите». Мы сели, составили заявление в милицию, приехали Плотниковы, Игорь на машине. Мы его затащили в машину и отвезли в милицию. Он дорогой еще пытался возникать, потом уснул, пьяный. Он приехал утром за своим мотоциклом с коляской, который мы схоронили в кустах крапивы возле лагеря-стана нашего; и уже вел себя этот Сергей нормально, всё просил прощения, а когда поехали они на двух мотоциклах, то они остановились и еще кулаком нашим ребятам погрозили: «Мы вам покажем тут, попам». Алексей Сизков говорит: «Так это самосуд». – Какой самосуд? Это русская самооборона. Он еще грозился на встречный суд подать. Вот это нам и надо, подавай. Он должен будет ответить на вопросы: был в лагере? Зачем ты приехал в сумерках? Зачем выманивал детей «на рыбалку?» Для чего матерился? Зачем нападал на женщину?

О наказании я и хотел поговорить на основании Священного Писания, посмотреть по истории мира. О наказании детей у нас есть материал, называется «О семье» в книге «К истинному православию». Писание говорит четко и однозначно, что если родной отец желает, чтобы дети его выросли хорошими и порядочными, не хамьем, не бандитами, то он должен наказывать их. Написано: не редко, а часто наказывать. Апостол Павел в послании к евреям в 12 главе пишет: Евр.12:6-12 – «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени».

 Наказание всем обще, и, будучи наказанными плотскими родителями, дети боялись их – такова цель, чтобы тебя боялись и уважали, что ты не просто приживальщик в семье, то тем более покоримся Отцу светов – Богу Всевышнему Иегове. Это написано всё в Новом Завете, и не надо ссылаться, что, мол, о наказании говорится только в Ветхом Завете. Ветхий Завет и Новый Завет ничем не отличаются, это единая книга и называется Библия. Только Ветхий Завет предсказывал пришествие Мессии, а Новый показывает Его пришедшим. Как только скажешь о бороде, так сразу же вопли великие в защиту бритой духовности: «Так это в Ветхом Завете!»

 Две скрижали даны в Ветхом Завете. Ветхий Завет был нянькой, путеводителем. И няньку мы ценим с годами, когда понимаем, каким она меня вырастила человеком, что я не хулиган, научился почитать родителей. А относительно детей там и говорится, что если родилась дочь, то: «отец, потеряй сон, не спи». И не одна у тебя задача, а несколько. В первую очередь воспитать ее целомудренной. Во-вторых, найти подходящего жениха и выдать замуж. Затем, чтобы она в супружестве не опротивела, а была послушной, ни на мать, ни на прабабку не была похожа, а была кроткой и смиренной. А пока мала – поперек лавки еще ножки вытянуты, то что? И не жалеть… чего? Штаны или задницу? Не жалеть розог – розги деньги стоили, их покупать нужно было. Не жалей, написано, розги и не возмущайся его криком. То есть дери и дери, на просушку шкуру вывешивай, а потом снова дери его и впоследствии будешь утешаться. Есть материал у нас «О семье», обязательно посмотрите, еще раз прочитайте, как с детьми обращаться. Не во гневе – схватил и ребенка бить, как делают неразумные горе-родители. Иногда посмотришь на некоторых, и хочется запретить родителям вообще детей наказывать, не разрешать. Наказание должно быть не во гневе, а спокойным, чётким, с объяснениями, как наказание у нас в лагере. Вот бумага из прокуратуры, они знают, что у нас телесное наказание авоськой, крапивой; но прежде подробный разбор преступления: знал или не знал, если не знал, что это нельзя делать, то прощается. Или если недоказуемо. На днях только было такое: разбираем одно дело. «Ты знал это?» – «Нет, не знал». – «Но я же тебе говорил». – «Я не слышал». – «Если ты не слышал, то я тебя не накажу, но теперь-то ты слышал, и если то же самое повторишь, то и прежний грех на тебе висит». Воспитателю конечно, обидно. За двадцать пять лет у нас ни один ребенок не был наказан несправедливо. И у уезжающего мы всегда спрашиваем: «Скажи, тебя хоть один раз наказали несправедливо?» Ни разу. А я многих наказывал – и девочек и мальчиков. И прежде чем быть наказанным, каждый перед строем должен признать свою вину. Я могу одно наказание заменить другим, например, на выбор: три горячих или без обеда. Обычно выбирают три горячих, а если смело пошел, то по голенищу хлопну, чтобы звук издать, и скажу, чтобы молчал, никому не говорил. Мне нужно их держать в повиновении. А когда ты не боишься, то мне нет смысла тебя наказывать, и ты это понял уже.

Относительно детей другого указания в Библии нет. И таково воспитание детей абсолютно у всех народностей. Есть только в дельте Амазонки такое дикарское племя, которое детей не наказывает, у них считается преступлением наказать ребенка. Библия же однозначно говорит: учи, наказывай, воспитывай, но не будь суровым слишком с детьми. Кол.3:21 – «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали». Относительно детей нет другого толкования ни у одной нации, ни в одной религии.

Я сегодня хотел поговорить о том, как поступать с взрослыми людьми, можно ли взрослых наказывать. Говорят, что это унижение человеческого достоинства. Но почему-то вдруг с перестройкой появились дубинки у милиции. Это не унижение ли человеческого достоинства, когда они молотят ими, не только разгоняя каких-нибудь манифестантов, а часто по произволу? Что об это говорит Библия?

В первую очередь мне хочется взять выражение Иоанна Златоуста, который говорит, что Бог так тесно, плотно связал душу и тело, что они считаются как заодно, хотя некоторые сумасброды душу вообще не признают. Доходят до такого кощунства и обращаются с человеком, как только с телесным и как с животным.

Наказывая тело, мы вразумляем душу, они связаны вместе. Например, сын начал курить, что делать? У него опять табак в кармане, опять спички.

В России всегда было строгое наказание для взрослых. Вспомните «Братьев Карамазовых», когда Федор Карамазов говорит: «Да русский мужик – его драть и драть надо, по-другому никак». Или в «Муму», как отодрали? «Иуда бен-Гур» – смотрим, как наказывают плетями взрослых, в страхе держат. В «Камо грядеши» когда пленников ведут – только бичи свистят. Так было всегда, и мы увидим из Священного Писания, что никогда по-другому не было, никогда. Я не говорю о казни, а только о наказании ремнем, бичами. Притч.15:10 – «Злое наказание – уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет». Злое наказание, и наказание это лежало на исполнителях, на царях, князьях. Пр.19:9 – «Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет». То есть, если во гневе что попало сделал, сказал, значит будут тебя драть. Пр.23:13-14 – «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней». Наказывали взрослых, и очень сурово. У римлян были специальные семихвостовые плетки. И когда наказывали, то на конце привязывались железные согнутые проволочки, называемые скорпионами. 3Цар.12:11 – «Итак, если отец мой обременял вас тяжким игом, то я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами». Во времена, когда наказывали Христа, у них на концах были костяные плиточки, которые до костей раздирали тело. Ис.53:5 – «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». У евреев плетка была в два конца, и один ремень из ослиной кожи, а один из бычьей. И когда наказывали, то было так: один драл привязаннаго к столбу или на скамейке, совершенно голого, его пороли и читали: Ис.1:3 – «Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет». Один порет, а другой считает: «Один удар, два удара…», потом: «Тридцать девять – сорок без одного». Почему? Разрешалось только сорок. Сорок – это полнота, а сверх полноты – бесчестие, и чтобы не обесчестить человека, давали без одного, чтобы если считающий случайно ошибётся, не обесчестить человека. И Павел говорит, что ему давали три раза по сорок ударов без одного. Это уже в Новом завете, учение Христа распространяется по планете, а порка идет. Деян.22:25 – «Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда?»

Если некоторые не согласны, то это их дело, несогласные должны представить какие-то документы, что так не было. В 1Пет.2:14 – «Правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро». Правители не для того только, чтобы грабить народ, создавать инфляцию в стране, мафиозные структуры, деньги угонять за-границу, нет – но для наказания делающим злое и для поощрения добрых. 2Пет.2:9 – «То, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания». Рим.13:2-5 – «Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести». Ему должны повиноваться не из страха наказания, а из желания соблюсти законы.

У нас есть конституция, и безнаказанно никто не имеет права ее нарушать. Апостол Павел в Евр.12:11 говорит, что всякое наказание в настоящее время кажется не радостью. Какая радость, когда тебя отпорют? Как правило, порют по спине, иногда по животу. Ну у нас принято больше по заднице, и уколы туда ставят – это место более мясистое, до костей далеко. Быт. 4:13 – «И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня». Авелю, значит, было достаточно, Авель мог снести, когда Каин проломил череп ему, а вот сам Каин не может снести теперь. И у нас бывает, когда судят убийцу двух-трех человек, причитают: у него жена, дети; а у убитого будто нет ни жены, ни детей. И всегда мнение народа на стороне преступника. Но воздайте ему той же мерой, и судить его не надо, а просто сразу же убить и всё закончится. Если вы не соблюдаете Евангельский закон, то соблюдите хотя бы закон Моисеев, это же Божий закон, называется благодатным. Это уже теперь благодать на благодать.

Исх.20:7 – «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Господь не оставит никого без наказания, т.е. неотвратимость. Об этом говорят юристы – не в силе наказание, а в неотвратимости.

Лев.26:17-19 – «Обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами. Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши, и сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь». Господь говорит, что всемеро увеличит наказание за определенный вид преступления.

Иов.5:17-18 – «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай, ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют». Когда тебя Господь наказывает, то наказания Вседержителева не отвергай. Ты принял это по делам своим, а Господь – свят и праведен.

Особо праведным людям, если они поступают по закону, Господь дает возможность возвыситься, сделаться властелинами, хорошими правителями в стране, дает им генеральские и маршальские звания. Пс.149:7 говорит, что для того, чтобы творить суд над народами, возвышает человека Бог. Суд и наказание. Совершить наказание над народами – это особая честь – иметь власть от Бога. Сир.22:6 – «Не вовремя рассказ – то же, что музыка во время печали; наказание же и учение мудрости прилично всякому времени». Не надо ждать, как у нас бывает: «Вот уйдут гости, я тогда тебя вздую», – при них ребенок-то капризничает, выворачивает, зная, что не накажут, а Сирахов говорит, что наказание прилично всякому времени. Не жди, а если виновен, то отведи в другую комнату, взгрей его, и он не будет больше этого делать.

Я как-то ехал с Кирей, племянником, во Фрунзе, и как только кто-нибудь садится за стол, он станет напротив и стоит. Ему: «Мальчик, возьми вот это», – и дают что-нибудь. Я его раз вытащил в тамбур, вздул. Опять, только люди начинают газетками шуршать, он вскочил и стал перед ними; я опять его на руки, вытащил в суверенное пространство, вздул. Третий раз – опять; он утробистый такой с детства – всё на пирожках, своровать где-то надо; я только вставать, а он: «Нет, не хочу-у-у!», сразу сел и всё. Двух раз было вполне достаточно, чтобы он понял, что к чужому столу становиться не надо, глазами лупать не надо. Чтоб шакалом не вырос, ты должен с достоинством прожить, чтобы и виду не показать, что есть хочешь. Если не заработал, нету в тарелке, лижи кулак, нюхай фигу из кармана натощак. Родители бедно живут, но с голода не умираешь – будь доволен этим пока. Будь доволен, что тебе жизнь сохранили родители, не убили тебя в утробе, за это Бога благодари всю жизнь.

Сир.23:10 – «Ибо, как раб, постоянно подвергающийся наказанию, не избавляется от ран, так и клянущийся непрестанно именем Святаго не очистится от греха». Раб должен подвергаться наказанию, а иначе он не избавится от порока. А мы все рабы. Когда писались эти книги, был рабовладельческий строй. Сир.42:1,5 – «Не стыдись вот чего, и из лицеприятия не греши: беспристрастия в купле и продаже и строгого воспитания детей, и – окровавить ребро худому рабу». Прем.11:17 – «Чтобы они познали, что, чем кто согрешает, тем и наказывается». Этот принцип соблюдается в мусульманском законе – шариате, мне очень нравится этот закон, я его почти весь целиком принял бы здесь в России, пока нет Евангельского. Если это насильник, то сразу кастрируют его, если это вор – то сразу отрубают руку, задают только один вопрос: «Какой рукой воровал». Своровать можно три раза, как в Америке. В Америке на третий раз пожизненное заключение, а у мусульман – голова с плеч. А у нас: «Я уже десятый раз сижу». Он и не думал жить, ему лишь бы воровать. Миллиард людей покоряется этим законам шариата, там никто не будет по другому говорить, у них кровная месть, родственники дают клятву, подписываются, что они за него не заступаются, а если поймают, то голову сразу принесут. Одного насильника власть не поймала, он прибежал домой, и на следующий день родственники принесли его голову. Зараза эта не должна распространяться, от него ничего не должно остаться на земле.

Я говорю о законах, которые не в нашей стране, но они действуют и на территории Российской Федерации. Недавно была статья «Закон – вор», как в Чечне девушек захватили, насиловали, убивали, и одна сумела убежать – их было четыре человека. И как сумели задержать насильника. Его заманили (он ремонтировал машины), и будто бы надо было машину отремонтировать. Взяли его, вывезли, ей дали автомат, чтобы она сама его расстреляла. А других родственники сами дали обещание поймать. А который не участвовал, а только знал про преступление, тому приказали выехать из Чечни. В этом нам у Чечни еще поучиться надо.

Или вот казаки, нам еще у них можно поучиться, как они порядок наводят везде. На площади нагайками отодрали, и в ум вошел казак, чтобы честь казацкую не пропивал. Они отвечают: у нас своя конституция. Дачного вора поймали и привязали его к столбу, и дали ему от жителей хорошую припарку. Больше и не заявился никогда. И так у них испокон веку было, и все они считаются православными.

У нас один в поселке начал пить и никак не может избавиться. Я ему посоветовал: соглашайся, подпишешь бумагу, приедут казаки, отдерут тебя нагайками. Он согласился. Я поехал к атаману, договориться, на какое время процедуры принимать. Брат только попросил, чтобы после сенокоса, а то уборка, а ему придется лежать, шкуру новую выращивать, а то эту, дубленую, на просушку вывесить придется. К слову сказать, канонизированный царь Юстиниан написал целый кодекс наказаний за преступления, где по отдельным статьям и кастрировали, и клеймили, и навечно в рудники. За малые провинности – на конюшню, и там его драли. Посмотри «Очарованный странник» Лескова Н.С., и он сам говорил, что когда его вздули, то это даже и ничего. Но вот от лошадей его отсадили, это уже вовсе было невмоготу. Когда отвергли это лекарство – наказание, то сразу же ввели яд, смертельный ГУЛаг. Во всей стране стало свирепствовать ЧК, людей сразу брали и расстреливали. Мне пришлось сидеть в тюрьмах, отбывать в лагере, и сейчас работаю в тюрьме; и всегда спрашиваю, когда сидят парни или девушки, настоящие красавицы сидят: «Тебя родители наказывали?» – «Нет, а чё бы они меня наказывали?» – «А сколько тебе лет дадут?» – «Да мне лет восемь светит». – «А ты согласна бы была, чтобы тебя сейчас на площади, где-нибудь на Октябрьской, раздели бы догола и вздули бы так, чтобы только на руках домой отнести, но через месяц ты поднимешься уже. Согласна ли?» – «Да какой разговор, отец, с радостью согласна, хоть сейчас. Да зато бы я дома была». И не было еще ни одного, кто бы сказал, что не согласен. Вот тебе и унижение человеческого достоинства. Окаянные лицемеры и изверги коммунисты, осквернители нравов. Дайте человеку выбрать самому способ исправления, чтобы они познали, что чем кто согрешает, тем и наказывается. Сир.28:20 – «Удар бича делает рубцы, а удар языка сокрушит кости». Сир.40:9-10 – «Смерть, убийство, ссора, меч, бедствия, голод, сокрушение и удары, – все это – для беззаконных; и потоп был для них».

Ангелы порют человека и в этом нет нарушения Божьего плана спасения. 2Макк.3:26 – «Явились ему и еще другие два юноши, цветущие силою, прекрасные видом, благолепно одетые, которые, став с той и другой стороны, непрерывно бичевали его, налагая ему многие раны». Это же было и в Новом Завете, и в Житиях святых неоднократно встречается, Ангелы бичуют и порют людей грешных. Сир.23:2 – «Кто приставит бич к помышлениям моим и к сердцу моему наставника в мудрости, чтобы они не щадили проступков моих и не потворствовали заблуждениям их». Сир.23:11 – «Человек, часто клянущийся, исполнится беззакония, и не отступит от дома его бич». Прит.26:3 – «Бич для коня, узда для осла, а палка для глупых». Иоан.2:15«И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул». Деян.22:24 – «Тысяченачальник повелел ввести его в крепость, приказав бичевать его, чтобы узнать, по какой причине так кричали против него».

Сидят в тюрьме директор, начальник милиции, генерал – и тоже все согласны, чтобы их наказали и выпустили. – «Дома-то со мной ухаживать будут, я через месяц всё равно поднимусь, а так я десять-пятнадцать лет сидеть буду». Он не за убийство сидит, а за взятки или что-то подобное. И все до единого: женщины и мужчины, маленькие и взрослые – все согласны. Значит это есть в крови человека: ты меня накажи, но по мере. Телу человеческому свойственно терпеть наказание, оно так и устроено, чтобы вразумляться, для этого есть нервные окончания.

Вспоминается мне житие одного монаха. Заметили, как он из монастыря уходит в город, а потом заметили, как он в городе с девушкой прогуливается. Его предупредили, что нельзя. Смотрят, а он опять с какой-то красавицей, тогда отдали приказ и вздули его как следует. И ночью вдруг видение патриарху, что они были не правы. Патриарх вызывает его: «А кто ты такой?» – «Монах я». – «А зачем ты к этой девушке ходил?» – «Мы были знакомы раньше, она еврейка, готовится ко Крещению, и нигде ее не принимают». – «А ну, сними рясу». Снял, а у него там шкура клочьями висит. «А что ж ты раньше не сказал?»

И это время христианства? Конечно. Если не знаешь, то я тебе напомню 17 век, время протопопа Аввакума. У протопопа где-то не хватило денег, и его ставили на правеж. Правеж – это в деревне стоит столб, и каждый, кому он должен, приходил и бил должника, не больше, чем ударов по десять. Так сапоги наполнялись кровью к обеду. А после обеда он выливал кровь, мылся и шел служить службу.

Первосвященник однажды разговаривал с римским прокуратором очень близко, а закон гласил: не ближе двух метров, и слюна у прокуратора вылетела и попала на одежду первосвященника, и он получил сорок ударов без одного, переоделся и пошел службу служить. Закон неотвратимости должен быть. А в Новом Завете? То же самое, другого не было.

По житиям святых.

2 апреля, Едесий наблюдал, как язычники насилуют христианских женщин. Он избил Ираклия за поругание жен. Церковь прославляет его. Да как же так, он ни одной щеки не подставлял, а наоборот ему влепил за поругание, и сбил его с коня, а дальше его казнили.

11 ноября, Мина бил нечестивых.

После смерти Серафима Саровского было видение, как он гонялся с палкой за разбойниками.

25 февраля, Порфирий. Был избит один монах, а Порфирий взял палку и стал бить нечестивых. Церковь его осудила? Нет, не осудила, потому что там и защита была, и заступление.

21 июля, Симеон Юродивый. Вельможа соблазнился о его жизни, а Симеон как дал ему! А потом показал свою плоть: смотри, о чем ты речь ведешь?

29 мая, Феодосия. Когда пришла иконоборческая ересь при Льве Исаврянине, то главная чудотворная икона висела при входе в Константинополь. Поставили лестницу, и стражник полез туда, а люди стояли и плакали; он должен был разбить икону. Феодосия подскочила и лестницу опрокинула, а тот грохнулся об камни и отдал Богу душу. Она больше ничего не сделала, и весь ее подвиг заключается в том, что она убила стражника, за это она прославляется церковью? Она конечно, не хотела, и спасала икону, показывая, что можно остановить нечестие.

31 марта, Иона, митрополит Киевский. Стоял однажды в храме вельможа и всё жаловался на болезни. Митрополит так ударил его по щеке, что тот даже закричал. Потом смотрит, а голова и перестала болеть.

К Иоанну Кронштадтскому подводят бесноватую причастить, а она орет что попало, рот зажала. Он ее как ложечкой в лоб брякнул: «А ну раскрой рот». Она глаза раскрыла, рот открыла и всё. Это уже наше время.

2 марта, Савва Тверской бил своего настоятеля во сне. Пришел к нему ночью и бил, за то что он устав весь испортил.

23 декабря, Нифонт наказывал сам себя за грехи свои. Написано, что от бича у него мясо отпадало кусками.

11 марта, Венедикт бил монаха, но удары как бы относились к самому бесу.

22 сентября, первомученица Фекла, подруга Апостола Павла. Красота ее была неописуема, и напал на нее жрец языческий. Она его так через себя бросила, об землю ударила, что он три дня лежал с открытыми глазами, говорить ничего не мог, паралик напал. Значит, была очень сильная, смелая и умела постоять за себя.

11 июля, Потит. Привели к нему бесноватую дочь императора Антонина Агнию. Он начал с ней говорить, она начала что-то противоречить, он размахнулся и ударил ее по щеке, и бес из нее вышел. Что за лекарство такое бить? Сегодня столько бы нашлось критиков, хулителей, но это жития святых, возьмите и прочитайте.

6 декабря, святитель Николай прямо при всем соборе ударил Ария за хуление Святой Троицы. И когда его осудили святые отцы, сняли с председательского места, то Божия Матерь за него вступилась. Есть моменты, о которых Златоуст говорит: «Ударом закрой нечестивые уста». Не бойся освятить о грешную морду кулак свой.

8 мая, Арсений Великий так наказал сына императора Аркадия, что остались следы от розог на всю жизнь. Современные матери причитают: да как можно, он из дома убежит, в милицию надо заявить, а здесь рубцы на теле. И император только одобрил это. Наказание в христианское время.

Читаем «После бала» Л.Толстого, как беглого татарина привезли для наказания и дали ему 1500 ударов палками. Тащат его, привязанного к винтовкам, и бьют, там уже одно месиво, лопатки, кости смешались с мясом. Ударили только восемьсот ударов, и каждый солдат должен и бить, и бить, и бить. Какое уж тут воспитание, и это тоже христианское? Ничего подобного Библия не заповедует, а говорит только о вразумлении. Да, больно, но человек должен оставаться жив.

15 января, Иероним Стридонский, особо почитаемый на западе, переведший Библию на латинский язык. Он любил читать Цицерона, как мы бывает любим читать газеты: «Комсомолку», «Аргументы и факты» – не начитаешься, а пишут-то как хорошо. Так Иероним увлекался Цицероном, и ночью пришел ангел и начал его драть. У Иеронима утром плечи были все лиловыми, ангел говорил: «Цицерианец ты окаянный». – «Да я христианин!» – «Ничего подобного, ты больне любишь Цицерона». И он забросил Цицерона с тех пор. Значит, и ангелы прибегают к ударам, и очень крепким.

19 декабря. Досифей. Игумен бил его, и неизвестно по какой причине, но написано, что для того, чтобы проверить его терпение.

Плеть – от слова «сплетенная». Сплетенная, чтобы крепче было, больнее. Где и как она применяется? Я посмотрел и нашел, что плетями пользовались святые, пользовался Сам Христос и выгнал (есть картина изгнания) торгующих. Христос сделал бич не для того, чтобы только махать им, Он бил им, порол, Его плеть только свистела, Гладков говорит, что плеть была сделана из строительных веревок. Господь воспользовался не одними только словами, а и битьем. Торгаши ни перед чем не останавливаются, и Карл Маркс говорит, что если доход достигает 100%, то капитал начинает оживляться, при 200% он встает уже в рост, а при 400% – нет того преступления, на которое капитал не пошел даже под страхом виселицы. А у нас правители иногда, читаем, имеют 1500% выгоды, как и с церковных крестиков – это три-четыре виселицы, конечно, они будут на нас злобиться, когда мы будем об этом говорить.

Есть история о Дуле Страстотерпце, когда кто-то что-то в обители своровал, Дулу крепко пороли, а он говорил: «Я не брал», и его так наказали, что он умер. А потом вор нашелся. Гроб Дулы стоял в храме и исчез, и по сей день никто не знает, куда он делся, а жизнеописатель говорит, что он не захотел с ними знаться даже мертвый, раз они так поступили, ничего не расследовав: «Эх вы, монахи».

В России не было палок, ходили с палашом, и наказывали его обратной стороной. Казаки разгоняли плетками демонстрации – нагайками.

Иис.Нав.23:13 – «То знайте, что Господь Бог ваш не будет уже прогонять от вас народы сии, но они будут для вас петлею и сетью, бичом для ребр ваших». Значит, били по ребрам.

3Цар.12:11 – «Итак, если отец мой обременял вас тяжким игом, то я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами». Это Ровоам сказал, когда его просили уменьшить налоги. То есть Соломон наказывал бичами.

Притч.26:3 – «Бич для коня, узда для осла, а палка для глупых». Если ты двоечник, учишься как попало, это повлечет за собой палку – двойку. Я вожусь с ребятишками и прихожу в страх: Боже мой, что вы с собой сделали – не развили мозги совершенно. Математика, тригонометрия – они век тебе не нужны, но они развивают мозги. Синусы, косинусы, котангенсы – они необходимы, и теперь ты пеньком, балбесом растешь, ничего не можешь, нигде ничего не соображаешь. Какое задание ни дай, нигде ничего не может сделать. Японцы это очень хорошо поняли, и у них учение – национальный культ, и развивать детей стараются, пока дети маленькие. У кого есть дети – заботьтесь заранее, потом ничего сделать не сможете. Очень хорошо этот момент раскрывает Ян Амос Коменский: жеребенок через три года что может делать? – Садись на него и езжай. – А теленок? – Взрослая корова. – А ребенок? – Ничего. Считай пятнадцать лет ты ничего не можешь с ним сделать, а почему? – А чтобы мы по своей жадности не запрягли их раньше времени, не заставляли работать. Господь так заложил в человека, чтобы с детства только учиться, учиться и учиться, а, бывает, выходит из школы ребенок и ничего не знает. Приложи все силы, чтобы это время не прошло даром, чтобы ребенок учился, и не было так, что его только из дома выталкивали на весь день, лишь бы только не мешался и болтался бы на улице, ничем не занимаясь. Богатые люди нанимали самых дорогих воспитателей и боялись потерять один день, почему император Тит говорил: «Я сегодня ничему не научился – напрасно прожил день». Так если не сделал сегодня никому добра – напрасно прожил день. Чему ты сегодня научился, взрослый? И так день, два, три. Итак, бич – для коня, палка – для глупых.

Раньше было так, как читаем в русских уложениях, «Домострое»: хозяйку учили вести хозяйство, всё проветривать; и когда дочь выходила замуж, то отец ее давал плетку мужу и говорил: «До сегодняшнего дня я учил ее, а с сегодняшнего дня – ты учи». Поэтому в русских семьях считалось, что каждую субботу жене надо было делать профилактику, а какую – сам смотри. Это не к тому говорится, что обязательно нужно наказывать, но чтобы жена под рукой ходила, чтобы был страх. У русских людей именно так и было. «Домострой» говорит про это.

Сирах.28:20 – «Удар бича делает рубцы, а удар языка сокрушит кости». 3Ездр.16:21 – «Но при всем этом люди не обратятся от беззаконий своих и о бичах не всегда будут помнить». А что бичами учили, это мы читаем у Льва Толстого, что было это в России в христианское время, и только советская власть это отменила, и вместо этого приняла закон уничтожения. Они назвали это исправительно-трудовыми лагерями, а Солженицын уточняет, что эти лагеря были истребительно-трудовые.

Втор.25:3 – «Сорок ударов можно дать ему, а не более, чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен пред глазами твоими». Прит.17:10 – «На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов». Бывают такие послушные дети у нас в лагере, которых я по сей день никак не могу наказать, что бы я ни сказал, он пошел и сделал, – ни одного наказания; нигде не нарушит устав. А в прошлом году была одна девочка, которая, когда я кого-то наказываю, то она сразу бежит и читает устав – всё ли к нее нормально.

Прит.20:30 – «Раны от побоев – врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева». Это такие удары, которые откликались на внутренние органы. Что касается плоти, то из Ветхого Завета переходит на Новый. Иногда говорят, что это только в Ветхом Завете говорится про бороду. Но нигде не сказано в Новом Завете, что на родной сестре нельзя жениться, об этом говориться только в Ветхом Завете, однако, что касается плоти – всё оттуда к нам переходит, абсолютно всё.

Деян.16:23 – «И, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их». Не узнали, что за человек перед ними, не уговаривали, а сразу наказали.

2Кор.6:4-5 – «Но во всем являем себя, как служители Божии… под ударами, в темницах, в изгнаниях…». 2Кор.6:9 – «Нас наказывают, но мы не умираем». 2Кор.11:24-25 – «От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали».

Прит.29:19 – «Словами не научится раб, потому что, хотя он понимает их, но не слушается». Вот поэтому-то и наказание ввел Господь для взрослых, о детях это мы уже знаем.

Книга Исход, 21 глава говорит, чтобы никогда не превышали меру наказания. Бывает так, что ударят, и человек умрет. Исх.21:12 – «Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти».

Чем ударит? Когда ударят беременную женщину, и она скинет – здесь речь идет уже не о наказании, а о драке.

Исх.22:2 – «Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему».

Числ.35:16-24 – «Если кто ударит кого железным орудием так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти; и если кто ударит кого из руки камнем, от которого можно умереть, так что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти; или если деревянным орудием, от которого можно умереть, ударит из руки так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти; мститель за кровь сам может умертвить убийцу: лишь только встретит его, сам может умертвить его; если кто толкнет кого по ненависти, или с умыслом бросит на него что-нибудь так, что тот умрет, или по вражде ударит его рукою так, что тот умрет, то ударившего должно предать смерти: он убийца; мститель за кровь может умертвить убийцу, лишь только встретит его. Если же он толкнет его нечаянно, без вражды, или бросит на него что-нибудь без умысла, или какой-нибудь камень, от которого можно умереть, не видя уронит на него так, что тот умрет, но он не был врагом его и не желал ему зла, то общество должно рассудить между убийцею и мстителем за кровь по сим постановлениям». Здесь речь не о наказании, а о обороне, о драке.

То есть самый лучший, наивысший путь – это путь смирения, когда ты никого не ударишь, не будешь даже обороняться, подставив вторую щеку. Это вершина святости, если ты даже не огневаешься, как Саламан-молчальник. Лучше, конечно, молчать, не отвечать, не оправдываться, сдачи не давать, но кто способен на это?

Какой путь лучше? К одному Моисею братья пришли, и он их накормил, напоил, побеседовал, утешил, спать уложил – всем они остались довольны. Затем пошли к Арсению, тот им ни слова не сказал – в землю головой ткнулся и только молился. И стали они одного старца спрашивать, чтобы он сказал о них. Тот помолился и сказал, что они оба святые. – «А кто из них выше?» Тот опять помолился и сказал, что путь Арсения выше. – «А почему?» – «Первый поступил как свойственно человеку, а второй, как свойственно ангелу». И было показано видение, что Моисей плывет кормчим на нагруженном корабле, где стражники и т.д., а Аресений несется на корабле, паруса которого надувает Дух Святой, и всё катится как надо. Арсению было сказано: «Беги и молчи», – и он этим спасся.

Так что мы говорим не о совершенном пути, ибо любовь есть совершенство всех путей, но нам надо остановиться хотя бы на том, что есть, чтобы не переборщить. Оборону нам должно держать по силе, не топором головы рубить, а палкой просто огреть, чтоб неповадно было, и дальше этого не идти. Но смиряться нужно, когда речь идет о самом тебе, если же речь идет о других, о жене, о детях, тогда это будет безволием, и Бог с тебя спросит. Надо знать меру. А если видишь пьяного, бешеного, то, конечно, тут и разговаривать не о чем, тут разговор только один.

Итак, бичами всегда пользовались, а убивать грех. Даже если, например, к батюшке полезет в окно разбойник, выстрелит в него, промажет, а батюшка в ответ только ударит его и нечаянно убьет, то уже священником он не будет, это новозаветное правило.  609

Hosted by uCoz