Ныне отпускаешь раба Твоего

том 5,  стр. 678tc "Ныне отпускаешь раба Твоего"

 

Не следует смущаться, что не только в проповеди, но и в молитве слышатся имена людей неверующих. Когда мы читаем Деяния Апостолов, то узнаём, что после допроса они молятся сообща всей церковью, и их молитва потрясла землю. Случай не так часто встречающийся. А для нас, православных, это просто недопустимая вольность со стороны Апостолов, покажется просто неприемлемой. Более похоже на сектантскую молитву. Деян.4:23-31 – “Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины. Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой. И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса. И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением”. Молитва должна быть целенаправленной. Точно по адресу. Если у пророческих сынов сорвался топор и утонул, то они не стали читать молитву о покойниках или к пророку Моисею, а обратились к конкретному своему человеку, и они указали на место, где топор покоится на самом дне. 4Цар.6:5-7 – “И когда один валил бревно, топор его упал в воду. И закричал он и сказал: ах, господин мой! а он взят был на подержание! И сказал человек Божий: где он упал? Он указал ему место. И отрубил он кусок дерева и бросил туда, и всплыл топор. И сказал он: возьми себе. Он протянул руку свою и взял его”.

Не во всем же Иордане искать надо было. Ныне отпущаеши… Что в этой песни есть для нас? В первую очередь радость встречи со Христом. Лк.2:29 – “Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром”. Многое мы еще недопонимаем и на что-то времени еще не хватает. Как это может быть и будет ли, но то, что мы все умрем, это мы знаем абсолютно точно. Случилось, что умирает верующий человек, и он дает наставление несколько часов сыну своему: “Сын мой. Как я страдала за тебя, как трудно ты дался мне, ты отца потерял еще будучи в колыбели, а теперь тебе только 12 лет, как ты будешь без меня? Я не знаю, кем ты будешь, как школу закончишь, но я об одном только прошу тебя, сын мой, пожалей ты меня, я кровь проливала за тебя, пролей и ты кровь за Христа. Мне так хочется быть матерью мученика Христова”. Это мать Евфросиния у Климента Анкирского, в честь которого назван наш детский православный лагерь-стан. И она несколько часов, умирая, убеждала и убеждала его; и она так глубоко заложила это в сердце сыночка своего, что он стал сразу же искать, где бы пострадать за Христа. Как Феодосий Печерский днем работал, а вечером ходил к евреям в их поселение, чтобы они распяли его, как Христа, чтобы Христос принял его через такую смерть. Некоторые святые буквально искали этой смерти. Иоанн Златоуст говорит, что Иоанна Крестителя никто не принуждал покинуть пустыню или непременно идти во дворец к Ироду. Это он сам делал легко и добровольно. Как пророк он мог знать или догадываться, что Ирод никогда не покается, и ничем хорошим его затея обличать такого тирана не кончится. Может его даже и отговаривали, как Апостола Павла – не ходить к этому зверю. Обличил, и голова оказалась на блюде. Хочешь ли быть мучеником за Христа, пойди и обличи правителя.

Одна католическая монахиня из общества милосердия была посылаема к умирающему, чтобы побыть с ним, помочь, сказать слово утешения. Но она вдруг спросила: а он верующий или неверующий? Ей возразили: нам не нужно этот вопрос задавать, мы обязаны пойти. Она же сказала, что ей вчера пришлось быть у одра умирающего великого безбожника Вольтера; и она дала зарок – никогда больше не быть у одра умирающего безбожника. Таких страхов она натерпелась.

При жизни он написал много произведений, высмеивающих Библию и Бога. Это видный масон, родитель Парижской коммуны. Он при жизни написал завещание, что “если я буду вызывать священника, то не вздумайте призвать его. Это я буду говорить уже в безумии. А сейчас в здравом уме я отрекаюсь от церкви и от священников. И тогда покажите мне это завещание, что верить только этой бумаге”.

Но когда пришла смерть и демоны по его окаянную душу, то он стал звать священника. Но ему показывают его завещание. Он видит лукавых духов, их угрозы, видит огонь, что ему готовится. Демоны пришли по его душу. Они хватают его, он криком кричит, но ему нет ни исповеди, ни причастия. Он кричит: я аннулирую этот договор-завещание. Я всем говорю это в совершенном разуме. У него холодеют ноги, волос поднимается на нем и окружающих охватывает ужас. Этот ужас охватывает всех и дежурную сестру милосердия. Он просит пощады, но назначенный им же попечитель его вновь и вновь показывает на текст его отречения от Бога, а там так и написано, что если будут холодеть ноги и тогда не верьте мне. Не верьте и не допускайте священников! Он при жизни сковал себя со всех сторон. Доктор Троншен позже напишет, что смерть Вольтера – это бурное море. И смерть христианина, это – тихая гладь озера. Ис.57:20 – “А нечестивые – как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь”.

Какие мы блаженные. Мы этого даже и оценить не можем сегодня. У нас у всех впереди дивный и страшный час расставания с этой жизнью, как говорит Парфений. Мы не знаем, кто и как умрет. Но со Христом всё будет не так, как у безбожников. Как пишет Тургенев, теперь одна дума – как бы попорядочнее умереть и рот сильно не раскрыть. Ныне отпускаешь раба Твоего. Ты послал меня в этот мир. Держал столько лет, берег и теперь отзываешь. А куда я назначен был, туда я и иду ныне, мой Бог. Здесь мы проходим жизненный экзамен. Не картошку только копать пришли мы сюда, не детей нарожать тысячу. Главная задача – уподобиться Богу. И с чем мы придем, как мы будем умирать? Поэтому в этой молитве мы не просто вспоминаем Симеона Богоприимца, прожившего 360 лет, а вспоминаем свои годы, которые уже подошли к концу. Какой же я счастливый, что я увидел Спасение Твое. Я вижу, что Ты умер за меня на кресте на Голгофе, Господи. Я верю, что за меня Ты пролил Свою пречистую кровь. О ужас! Я верю, что мои грехи распяли Тебя. И я бы никогда не нашел Тебя, если бы благодать не коснулась моего сердца. Я ничем не лучше моих родных, которые не знают Тебя. И как многие нашего возраста давно уже умерли. Мать посылала нас к бабушкам беспризорным, чтобы что-то им отнесли; дедушка читал Златоуста – и эти зернышки добра проросли потом. Юность многое порастеряла, но Бог нашел, приобрел нас кровью Своею. Всё, пройдено поприще. Ныне отпускаешь меня.

Когда окружают тучи жизненных невзгод, гонений, свет исчезает, тогда у верующего есть надежная пристань – тихий свет, радость молитвы и получения помощи. Нашей любви к Господу более всего мешает любовь к тому, что временное, земное; оно застилает духовный горизонт, и мы варимся в этом котле забот и самонадеяния. Иез.24:11 – “И когда котел будет пуст, поставь его на уголья, чтобы он разгорелся, и чтобы медь его раскалилась, и расплавилась в нем нечистота его, и вся накипь его исчезла”. Более чем Господа, нельзя любить ни друзей, ни жену, ни детей, ни мужа, ни хозяйство. Всё же от этого надобно отходить, не всем сердцем прикипать к этому, но устремляться к Господу. Помоги, Господи, это так трудно, оторвать всё это нами лелеемое и любимое. 1Кор.7:29 – “Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие”. Имеющие хозяйство, как не имеющие. Пусть это будет на 25-ом месте и дальше, а на первом месте дай мне любовь к Тебе. Ради Тебя святые забывали всё. Они говорили: солнце, зачем ты всходишь и прерываешь радость общения в молитве со Христом. Тихий этот свет радости, дарованный нам, как дар Божий, пусть доведет до земного, смертного часа, чтобы мы могли сказать: ныне отпускаешь нас. 1Ин.3:2 – “Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть”. Нам давно хочется быть с Тобой, и мы стремились к Тебе всю нашу многотрудную жизнь. Я уверовал в Тебя и жил надеждой встречи с Тобой, Радость моя.  678

Hosted by uCoz