Преображение

том 1. стр.699 tc "Преображение "

Мы каждый год, можно будет проверить даже по записям, в этот день ведем занятие на эту тему. Сильно ли оно повторяется или без повторов идет? Вчера я сказал небольших четыре проповеди, но знаю есть люди, которым это не нравится, они и голоса моего не терпят, поэтому в храме сегодня я молчал, дабы их не дразнить. И только поэтому приготовил огромный материал, большое богатство, чтобы «все корзины были с хлебом», и остатка хватило бы еще на многих. Но раз они не любят и не хотят, и на занятия никогда не ходят, поэтому пускай они как хотят, бисер перед ними метать не надо, а кто жаждет, тот придет, тот услышит.

Эта тема была трудной и для святых отцов, много в этой области потрудился и Григорий Палама. Речь шла о том, что это был за свет, откуда: или непосредственно принадлежащий Богу или сам Бог этим светом являлся. Есть такое выражение – нетварный свет, т.е. ничего здесь на горе не было сотворено, а внезапно открылись наши глаза, и мы это увидели. Христос, когда воскрес и шел с учениками с Лукой и Клеопой, Он не менялся из одного образа в другой, но в конце написано: и открылись глаза их, и они узнали Его, но Он стал невидим. Это наши глаза удержаны, а когда наши глаза видят по-другому, значит всё по-другому и идет: вот архангел Рафаил идет с Товией, и он с ними вместе ложится спать, садится за стол, ест, пьет. Когда кончилось это путешествие, и открылось, кто он такой есть, их глаза открылись, и он говорит: «Для виду я все это делал и ел, и пил, а ничего этого не было. Это для того, чтобы ты поверил, что я человек, только и всего». Поэтому люди ученые, которые занимаются узкой сферой, специальным исследованием чего-либо, они говорят, что вещи имеют другой свет. Вот у меня сейчас корочка красная, но она совсем не красная, и то что рубашка синяя, она не синяя – это просто отражение этих лучей большее: инфракрасные и красные – только и всего. Нам это трудно даже и понять: а как это, я же вижу, что красная. Да мало ли чего ты видишь.

Нам кажется, что мы прямо видим, а на самом деле видим всё на земном шаре вниз головой; у нас много представляется, нам кажется, что время летит, говорим, а Библия нигде так не говорит, а говорит: мы летим. 89 Псалом. Дни проходят быстро, и мы летим. У людей этого выражения нет, и когда скажешь так, они думают, что ты ошибся. Не ошибся, а мой язык начинает шлифоваться, приноравливаться, подходить один к одному с Божественным языком, с теми откровениями, которые дал Господь. Это и относительно к преображению.

 Четвертый век, это открытие номинального христианства, когда так называемые христиане, не христиане, а называемые христианами, хлынули в церковь, когда быть христианином стало выгодно, как сейчас быть верующим выгодно, и вчерашние коммунисты все перекрестились, стоят, крестятся, как премьер Черномырдин. Вчера мне человек рассказывает: «Ну, скажи, человек из силовых структур КГБэшник Владимир Владимирович ведь умный же человек, не скажешь, что совсем он не соображает, и он знает, что честь в армии не отдают левой рукой, а правой отдают, а в церкви крестятся правой, а свечку держат в левой. Рядом стоит с патриархом и свечку держит в правой руке, время приходит креститься, он со свечой стоит и начинает… и он не понимает, и люди спрашивают: ну неужели никто рядом сидящие не могли научить? Неужели не могли?»

К слову сказать, когда Михаила Сергеевича Горбачева пригласили в Японию (я повторяю постоянно про это), то сказали: перед императором Хирохито надо сидеть на карачках, и этот прием будет продолжаться 20 минут. И всё время нужно, чтобы рот у тебя был в улыбке. И специально прислали профессора, тот приходил к нему и давал уроки в Кремле, и он брал эти уроки. Исключения ни для кого не было сделано.

Так, чтобы в этот свет фаворский войти умом, чтобы понять и понять до конца что это такое, нужно войти, нужно начать обучение, нужно понять этикет тех людей. А сегодня сделали Варвару великомученицу покровительницей ракетных войск, римлянку, которая ни каких ракет не имела, она сидела только в башне закрытая, но ее скрыла гора, когда она бежала от отца и закрылась, а наши все ракеты «земля – земля» находятся в шахтах под землей, и над ними своды сделаны; и подумали: больше такого жития нет. И, видимо, министру обороны Грачеву предлагает господин Ридигер, это фамилия патриарха Алексея 2-го, тот соглашается, и они объявляют, что ныне все ракетные войска находятся под защитой великомученицы Варвары.

Почему бы преображение на горе не сделать было днем альпинистов или днем иллюзионистов? вполне подходящее празднование. Если обратятся люди, думаю, почему бы им не разрешить? Т.е. представь, такой был Христос, и вдруг засиял фейерверк, а такие люди есть – на сцене огнем балуются, и огонь изо рта вылетает, они по керосиновой бочке пьют, вполне это может быть.

Не для этого же Христос пришел, чтобы чудесами поразить воображение грешного человека. Он был всегда Свет, но Он прикрыл этот свет, чтобы нам не ослепнуть: Христос не мог по другому поступить с нами. Когда Бог призвал Моисея, о котором мы слышали вчера, и он, находясь рядом с Богом, так просветился, что лицо у него самого сияло, как солнце, и когда он разговаривал с людьми, то он одевал покров такой, чтобы люди не ослепли, все лицо у него было такое, как электросварка сверкала. Люди не могли разговаривать с ним так запросто, как было еще вчера. Какой же тогда есть Сам Бог, если Моисей такую славу получил, находясь только рядом с Богом? Тем более это было еще и облако, это Бог еще только в образе показался. А когда Он явится Сам, написано: Ам.2:16 – «И самый отважный из храбрых убежит нагой в тот день, говорит Господь»; Откр.10:3 – «И воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими». Вот сейчас бывает гром ударит, и невольно дернешься вниз, и голову пытаешься втянуть в плечи, так что же с человеческими глазами со всеми нашими очками будет, когда Он Сам воссияет. И вот однажды Господь решил ученикам на примере показать, за Кем же вы идете. Их воображение пошатнулось полностью от слов: «Я ухожу от вас и вы ходите со Мной. Вы никогда Меня другим и не видели, но вот однажды Я все таки вам Себя покажу», – и они на этот пример будут ссылаться всю жизнь. Во 2-м послании Апостол Петр, совсем не красноречивый рыбак в 1:17 прямо скажет: «Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Скажи – не речистый, не философ, а слово какое выбрал «велелепный», притом в Библии это слово встречается один раз; ни у Павла, ни у Соломона, ни у Давида. И переводчики его не могли перевести никак, так и оставили. «Веле», означает великий, а лепный означает красота, великокрасотный; великой, не постижимой красоты. Это в одно слово надо было слепить; слово «слава» встречается в Библии примерно 553 раза, а велелепный – один раз, и он эти слова слепил вместе и вот теперь разберись, что он хотел сказать. Это передать нельзя; и когда он понял, что люди могут не поверить, Петр как будто махнул рукой: а в общем-то так уж говорю, это мои личные, чисто субъективные мнения, а впрочем, вы имеете, говорит, вернейшее пророческое слово. Следующее через запятую дальше: имеете вернейшее пророческое слово, у вас есть Библия, вы хорошо делаете что обращаетесь к нему, как к светильнику. Не к лицу Христа преобразившемуся, не к тем искоркам света, которые мы принесли с горы Фавора, но единственно к Слову Божию. Вы, когда будете дома, читайте 2-е послание Петра 1 глава, где он говорит, видеть Христа, это меньшее чудо, чем видеть Слово Божие: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» – 2Пет.1:19.

Это же самое случилось, когда богатый человек находящийся в аду говорит: «Отче Аврааме, пусть Лазарь придет к братьям моим и скажет, тогда они поверят». Им нужен пример, как неверующие люди говорят: кто-нибудь говорит воскрес бы с кладбища, пришел бы: «Вот у вас Ковалев Алешка из Корчино, убитый в Чечне, там восстал бы, пришел бы, рассказал бы, как там на том свете-то». Но ведь и тогда не поверят, он же в последнем письме матери писал: «Что ты мне все эти глупости, молитвы разные посылаешь, не пиши, ты же знаешь, мам, я их читать не буду». Это в газете «Свет октября» напечатали всё; а ему сейчас там заупокойные идут. Авраам отвечает: нет, чадо, у них есть закон и пророки, пусть слушают их. Святой Иоанн Златоуст говорит так: «Допустим, мертвый воскрес, чудо; а люди сказали бы: что-то, в самом деле, там есть за гробом. Увидят, говорит он, и не поверят, если кто из мертвых воскреснет – не поверят. Поэтому верить в слово Божие, верить, что в Библии каждое слово дано Богом – чудо есть большее, чем уметь воскрешать людей». Представьте: чудотворцы какие мы с вами великие перед Богом, что мы верим всему написанному в Священном Писании. Точно так апостол Петр может быть от кого-то слышал, я думаю так, согласно этого места, может, кто то сказал: «Это ты, Петр, был там? Видел? Знаешь, сказать всё можно». – «Да я не один там был; Иаков и Иоанн тоже были». – «Ну так что? с кем не бывает, бывает и общий гипноз». И когда Фома увидел, Господь говорит: «Вот раны – вложи в них персты твои». Он говорит: «Господь мой и Бог мой, теперь я верю». Христос говорит: «Блаженны не видевшие и поверившие». Конечно, счастливый человек, который мог взять Христа за руку и поздороваться, сказать: здорово, Иисус из Назарета. Он же нам говорит: блаженнее не видевшие. Ублажает не видевших, но верующих; и поэтому, это единственная ссылка у апостолов, на это не ссылается ни Иоанн в посланиях, ни Павел на явление Христа на горе Преображение, а Петр говорит: явился Он нам на Святой горе. Когда рассказал о велелепной славе, говорит: «впрочем, вы имеете вернейшее пророческое слово и хорошо делаете, что к нему обращаетесь как к светильнику, сияющему в темном месте». Светильником назвал не гору Преображения…

Я даю вам не обычное толкование, чтоб вы поняли это. У церкви, в церкви люди говорят, что сегодня Преображение. Яблоки, все утробы полные вздулись, как яблоко, пупок бы не оторвался. Похвала любящим Библию, а кто этого не делает, у кого Библия не занимает место светильника, тот не хорошо делает, что не обращается к ней. Вы порицание услышите сегодня в этом месте Писания: вы хорошо делаете, что обращаетесь к Библии, к Священному Писанию доколе не начнется рассвет и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших. И этой утренней звездой называется наш Спаситель Иисус Христос. Евангелие от Иоанна 5 глава 39 стих прямо говорит: «Исследуйте Писание», не просто читайте, а сравнивайте, смотрите, прилагайте, размышляйте, беседуйте, встречайтесь, проповедуйте – исследуйте. Ибо вы думаете иметь жизнь вечную, а это Писание свидетельствует обо Мне. Вся Библия коротко выражается так: Библия о Христе. Всё назначение Ветхого Завета было – привести ко Христу – раскрыть образ Христа, какой Он есть. Петр однажды прибегнул только к этому доказательству и тут же отступился, и показал: да что я говорю. Мне может любой не верить, был ли я или не был на горе Преображения, а у вас есть вернейшее пророческое слово. Он не назвал вернейшим Преображение, хотя мы верующие верим несомненно в то, что Преображение было. А тем кто не верит, я скажу: не верь. Главное, чтобы ты верил в Библию, как Петр говорит: впрочем, братия, у вас есть вернейшее пророческое слово. Это пророческое слово говорило (18 глава 15 стих Второзакония), Моисей говорит: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте». Чтобы узнать, как это «как меня», то мы должны посмотреть каким был Моисей. И мы скажем: он получил от славы Божией славу непреходящую. Я сегодня вам зачитаю только несколько мест, эти исследования не каждый сделает. Это я сегодня утром только-только закончил в 5 часов утра, уже сидел все при свете, и для себя многое нашел, в этом еще более укрепился, в истинности избранного пути.

 Господь очень часто людям что-то показывает на примере. Вот ты учишь ребенка и говоришь: сядь прямо, вот так нужно сидеть. Я ребятишкам говорю: за столом так нужно сидеть: в левую руку кусочек, в правую – ложку; вот так ели русские люди. На картине Полежаева вот так нарисовано. Смотрим «Тихий Дон»; и они обедают из одной чашки: семь человек и все сидят прямо. Я на примере показываю, в армию когда берут показывают, как шагать, честь отдавать, рука должна быть до брови, повернуть так. Господь с нами, с немощными, как с ребятишками разговаривает, показывая: вот эта суть и вершина всего, и выразилась на горе Преображения.

 Господь показал славу Свою, а мы вместили, якоже можаху, т.е. насколько мы смогли, насколько позволяет нам наш духовный уровень. Вот сегодня находящиеся в храмах по-разному видели этот праздник преображения, по-разному веруют люди, хотя находятся в одном храме, причащаются из одной чаши. Написано: и сказал Господь: Я покажу славу Мою на фараоне. Какая слава? Мы понимаем так, что если слава, то это что-то искрится, солнце начинает падать внезапно с небес. Нет, славу Мою, непобедимый всемирный император, фараон, перед которым и Нил могут перегородить; и Господь говорит: «Я сделаю то, что он поклонится и выведешь народ Мой. Я покажу славу Мою на фараоне, и эта слава выражалась в наказании дерзости всемирного правителя; Я покажу славу Мою». И здесь на Фаворе показал славу. Делай сравнение. Значит, Господь славу Свою показывает, и тогда, когда поражает нечестивого, отнимает жизнь, когда налагает оковы.

Господь иногда делает так, что человек богатый делается нищим и ходит с протянутой рукой по всему миру, как у нас дело было в перестройку, и вчерашние коммунисты получали гуманитарную помощь, делили. Работники крайкома, первый секретарь крайкома партии приходит и говорит: «Крыша течет у меня». Его выгнали, у него ничего нет, пенсии не стали давать. Стоит старик, согнулся. Я вижу, вчера над нами был главный – первый секретарь райкома, а сегодня ничего нигде нет. И Господь говорит: «Покажу срамоту вашу, Я покажу, в этом – слава Моя, что Я сражу вас всех». Мы об этом читаем в Священном Писании. Ис. 25:9,40 «И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» Ис.47:3 – «Откроется нагота твоя, и даже виден будет стыд твой. Совершу мщение и не пощажу никого». Бог на примере показывает, что есть на небе. Я делаю расшифровку: показал славу Свою ученикам. Слово «показал» означает: поставил в пример. Как Я преобразился, и вы будете преображены, и вы будете в Царствии нетления, в Царстве славы у Отца славы – проповедь славы называется, почему у нас поется: слава Отцу и Сыну и Святому Духу; и люди кричат: слава, слава! Там – ура! Это всё слава означает; другими словами только выражено. 1-я Книга царств 6:6«И для чего вам ожесточать сердце ваше, как ожесточили сердце свое Египтяне и фараон? вот, когда Господь показал силу Свою над ними, то они отпустили их, и те пошли». В наказание, – Господь говорит, когда показал Я славу Свою. Второзаконие 4:36. Дома прочитаете и 5:24 показал Господь Славу Свою в огне, а тут показал Славу Свою в тишине, в преображении, в нетлении; замерли все микробы, все бациллы. Втор. 4:36«С неба дал Он слышать тебе глас Свой, дабы научить тебя, и на земле показал тебе великий огнь Свой, и ты слышал слова Его из среды огня». Втор. 5:24«И сказали: вот, показал нам Господь, Бог наш, славу Свою и величие Свое, и глас Его слышали мы из среды огня; сегодня видели мы, что Бог говорит с человеком, и сей остается жив».

И написано так, что вся тварь в совокупности стенает и мучается. Все твои индюки, все коровы, свиньи – они на нас смотрят, как на палачей: рано или поздно мы их колоть будем. Представь, как жить им, если бы мы проникли в них, представьте: сегодня с нами рядом пьет, ест, ходит человек, которого мы знаем, и он хочет нас убить, как бы мы к нему относились? Как же звери и птицы могут на нас смотреть, на это ужасное создание – человека; он всё время ходит с окровавленным ножом: кого зарезать, то свинью ему надо, то корове ему надо голову отрезать, то курицу зарубить, то овечку. Батюшке нельзя делать этого, так он кого-нибудь позовет и всё равно зарежет, он всё равно пассивный, но убийца.

Придет время, когда скотина умирать не будет, когда войдет в свободу, в славу детей Божиих, и скотина будет нетленной, и убивать ее не будут. Рим. 8:21 – «То и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих».

И вы хотите славу увидеть, сейчас же? У женатых жена есть слава мужа. 1Кор. 7 гл. – их слава заключается в послушании, в исполнении воли мужа, потому что жена послушная, как написано, венец на голове мужа, а которая противничает, позорная, как гниль в костях, так что смотри, кто ты являешься для него, а муж, написано, слава Христа.

Иер. 16:21 – «Посему, вот Я покажу им ныне, покажу им руку Мою и могущество Мое, и узнают, что имя Мое — Господь». Руку Божию можно увидеть, посмотри как он наказывает нечестивых, это ты увидел руку Божию. Воевал с нами милиционер здесь – Дружинин Геннадий Петрович – пакостил, ничего не могли сделать, отменили третий раз воздвигнутый против него за клевету процесс, меня они не уведомили, 2-го августа это было; и ровно на сороковой день Бог показал руку Свою, вырвал его из этой жизни. Они и на суде даже говорили, и его сын Митя говорил, что мы все молились против него и потому-де он умер. Я ему говорю: «Если ты знаешь, что наша такая молитва сильная, так замкни свои уста, молчи, а то и о тебе будем молится, и тебя Бог вырвет. Судья, запиши это».

Наум 3:5 – «Вот, Я — на тебя! говорит Господь Саваоф. И подниму на лице твое края одежды твоей и покажу народам наготу твою и царствам срамоту твою». Господь говорит о нас, о русских людях: «Покажу народам наготу твою» – армия разложилась, границы открылись, республики разбежались, пищи нет, взрывается, топится. «Я покажу наготу твою», – это Господь делает. Такое мудростью человеческой не сделать, такую державу на распыл пустить. Это Господь показал за великое безумие, за гордыню: Я и нет другого бога кроме Меня. Аввакум 2:16 – «Ты пресытился стыдом вместо славы; пей же и ты и показывай срамоту, — обратится и к тебе чаша десницы Господней и посрамление на славу твою».

Смотрите сколько выпускается водки, сколько всего дурманящего в стране у нас, а самое главное страшное коммунистическое учение, отрицающее Бога, прославляющее тиранию. И Господь говорит: пей эту чашу мерзости. Я покажу срамоту твою, то есть оголю тебя, подниму подол и завяжу тебе его на голове и все народы увидят срамоту нашего государства. От нас все отшатнулись: никого с нами нет: и Чехословакия, и Польша – все отпали; весь коммунистический лагерь полностью весь распался. Даже Монголия и та отошла, не говоря о Китае. 1Цар.18:25 – «И сказал Саул: так скажите Давиду: царь не хочет вена, кроме ста краеобрезаний Филистимских, в отмщение врагам царя. Ибо Саул имел в мыслях погубить Давида руками Филистимлян».

Диавол, оказывается, тоже показывает на примере – на горе преобразил истинное, что было перед глазами. Так сегодня говорят: в виртуальном мире. Он показал во мгновение ока все царства мира; для последователей нечистой силы, для людей, которые живут одним днем, чтобы им что-то пообещать. Диавол является в том виде, в котором ты его желаешь увидеть. Если девушка желает, чтобы обязательно был парень кучерявый, и больше ни о чем не думает: верующий, неверующий, но чтобы обязательно такой. Этот кучерявый к тебе придет. Он тебе такой и будет. Ты говоришь: вот выйти бы замуж за такого богача, да чтобы каждый год на Канарах отдыхать, – такой тебе и будет. Он покажет тебе славу мира сего, это тоже слава. Мф. 24:11 – «И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих».

Апостол Павел говорит, что заповедей очень много, но у него главная заповедь – это проповедовать во время и не во время; когда бьют, когда в опасности от товарищей, от своих, от родных, от близких, когда все меня поносят. Почитайте его второе послание, когда он перечисляет гонение от лжебратий, от всех. Но когда я уходил, то братия мне дали только одну заповедь, чтобы я помнил нуждающихся нищих. И далее говорит: я показал им, как необходимо поддержать нуждающихся. Пример нужно показать. Филарет милостивый умел это сделать; умеем мы это сделать или нет? Так Варнава продал имение, положил к ногам апостолов, был назван «сын утешения» хотя имя было ему другое.

Господь показал славу Свою; мы показываем славу Господа через наши поступки, через жертвенность. Это мы привыкли: святитель Христов Никола, моли Бога о нас. Точно так же жил человек, точно так же ходил он. И о пророке Илии Иаков говорит: Илия был подобный нам человек, так же ходил, сидел, пил, ел. Звали его, быть может: дядя Илия, там помоги, где-то кому-то что-то поднес. Это сейчас для нас он какая то мифическая личность, легендарная. Пророк Илия, моли Бога о нас; и сделали его Илиею громовержцем.

Молния сверкнула, гром – это Илия кадушку с водой везет. Особенно 2 августа купаться уже нельзя, Илия в воду уже помочился. Это нам всегда говорили. Как будто Илии больше делать нечего, как по нашим прудам ходить и нужду справлять. Был у идолопоклонников Зевс громовержец, языческий бог – и христиане всё это к себе приспособили. Известно только то, что он сводил огонь с неба; ни молнии, ни грома – этого нигде нет; и по молитве его был дождь. Всё, больше ничего; а что Илия громом управляет, всё это выдумки, это тьма суеверия. Апостол Павел во 2 послании к Коринфянам 3 глава 3 стих показывает как мы, преображаясь в образ Христов, можем тоже что-то показать: «Вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца». Итак покажите; Христос показал славу, и мы вместили якоже можаху. Мы людям должны тоже что-либо показать, так как мы преобразились в Его образ. Он показал славу, а мы переходим от славы в славу. Запомните: мы переходим от славы в славу, из одной славы в другую славу. То есть выше и выше; покажите, что вы письмо Христово. Мы – письмо; покажите, что вы – живое послание. Покажите, что вы являетесь живым Евангелием, что вы являетесь живой Библией.

Ты ради чего пришел сегодня сюда, с какой целью, ты ради чего ходил в храм, ты ради чего работал? Ты все время думай о том, все время, как только случай представился: а как бы поступил Христос, апостол Павел? Немного мелькнула такая мысль, уже прежний настрой твой маленько угаснет, если он был дурным. Если мы противостанем злодействующим, людям которые творят пакости, которые нарушают устав, то этим самым мы показываем, что мы не такие. У нас сороковой пункт устава деревенской общины говорит: показать ревность в недопущении нарушений устава. Покажи себя в этом чистым. Апостол Павел говорит: вы показали себя чистыми в этом деле. Показали. А они об этом слове и не знали, а Павел говорит: вот я увидел, что у вас случился грех, и вы от этого человека нечестивого все отступили, к нему в квартиру не стали ходить, во двор к нему ни ногой, к себе не приглашайте; и я вижу что вы не такие. Но, если вы общаетесь с нечестивым, с человеком, который творит пакость, то вы говорите, что вы именно такие. Я вот смотрю, кто не ходит на занятия, и я знаю: это очень близкие между собой люди, они ходят друг к другу, они дружат, они все одинаковые. «Птицы слетаются к подобным себе». Это место заучите наизусть: вы показали себя чистыми, 2Кор. 7:11.

Они этого и не знали, что они чистые. Но так как они не участвовали со злодеями, с отлученными за грех, то и получили похвалу, что показали, что они чистые в этом деле. Тебе зачем с вором знаться, если ты не вор? Зачем тебе с нечестивым знаться? Тит. 2:7 – пример и повеление, чтобы мы показали в себе образец христианской жизни.

Когда начинали строить Потеряевку, мы только думали, как будут жить люди, не будет ни какой пьянки, не будет ругани, все мы будем вместе собираться, заниматься исследованием Священного Писания – это я мечтал. Вот сейчас уже докапываются, кто первый думал о Потеряевке: батюшка или вы, то есть не говорят: Глушков или Барабаш; ясно что они к готовому пирогу прислонились. Но в печати теперь уже официально напечатано именно обо мне было. А может батюшка и раньше имел такие мысли, но я имел все эти годы такую мысль, но мечты серьезной такой не было. Если бы батюшка не начал, то ничего бы и не было. Всё, что дальше началось, все это его – я с боку припека здесь. Но мысль моя всё время билась в одном направлении, как бы найти таких людей, которые любят Христа, любят Священное Писание, будут ходить в послушании, будет такой-то устав, но точно какой – мы еще не знали.

Вот составить в таком виде – не знали, что тут речь шла о земле, пастухи тут рядом оказались, эти рядом земли, тут копны посторонние, мы не знали этого. Но вот так всё это уже оформилось, и теперь мы видим; и когда батюшка говорит: я-то думал так, что переедут родные братья наши, сестры, родные по плоти и будут самыми близкими помощниками. А оказались, что самые близкие – враги. Господь в данном случае посрамил наши надежды и показал, что родство духовное намного выше телесного; я это теоретически знал, а теперь вижу практически, что самые непримиримые, самые злобные, еретические, просто похабные враги оказались родные наши, самые близкие люди. Вы это все прекрасно знаете, на ваших глазах всё происходит. Почему? Может мало мы о них молились, надо сильнее молиться, усилить молитву. Господь показал, что преображение пошло в обратном направлении у этих людей. Но наши планы не изменились. Ты открой устав, еще раз перечти внимательно и увидишь, что там написано: на старинных, благочестивых, русских обычаях. Ничего не изменили.

 Я детям говорю: вот детский православный лагерь, детский-детский, православный-православный, трудовой-трудовой. В объявлении написано: строгая дисциплина, и я ее держу. Держу, а остальное зависит от вас; вот устав, читайте, потому что они только приехали сюда и на другой день застонали: я домой хочу, у меня болит, у меня геморрой, у меня инфаркт. И всё; а потом уже месяц проходит и такой подходит, говорит: «Простите, что мы так говорили, мы хотим на следующий год еще приехать». Две недели вот эта востроглазая дивчина крутилась, вертелась, это каждый год почти такое, криком кричала, а уезжать подходит время – опять просятся. И мы говорим им: «Уже написал отказы». А она: «Нет, я поняла».

А эти люди – наоборот, взрослые люди, они ничего не поняли, бегут куда угодно, в московскую патриархию, т.е. в эту яму погибели. Что это? Для меня свой ответ есть: «Я понимаю это – нераскаянный грех, давнишний, здесь он обнаружился; мы ничего другого и не обещали вам». – «Обещали!» – «Ничего, никто не обещал, у нас в уставе написано, никому ничего мы не можем обещать, у нас ничего и нет; мы обещали строгую дисциплину, устав, веру православную, у нас это всё и есть, больше мы ничего не обещали. Николай, мы тебе обещали чего-нибудь?» – «Нет»! – Вера Федоровна, Вам что обещали тут?» Мы говорили, что мы православные, мы сами нуждаемся в вашей поддержке, давайте жить дружно, по любви, преображаться, как на преображении.

 Еще несколько мест. Евр. 11:14 – «Ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества». И говорит, что они показывают, когда к временному не привязываются, что ищут нового отечества, небесного; и хотя Потеряевка стала родиной и будет отечеством для ваших детей, родившихся здесь, но вы им влагайте мысль постоянно: дети наши должны быть на небесах, – Потеряевка, это только ступень, стартовая площадка для неба. Преображайтесь в образ Христов поступками своими; будите их раньше, приспосабливай их, чтоб жены на диванах не смотрели телевизор, детей поднимай пораньше, чтобы они работали у тебя, не бычки росли в доме, но святые на небо.

День преображения был не праздничным днём 400 лет, а потом постепенно до восьмого века так всё оформилось. В Откр. 21:9 Господь показывает лучезарный сияющий город, который называет невестой Агнца; невеста Агнца, разве она – слава? Да, покажу тебе славу мою, если жена является славой мужа, то как же может быть бесславной общая невеста, освобожденная от пороков, от тяготения греху, его чистая непорочная без пятна и порока невеста – церковь.

«И показал мне (10–й стих) великий город»; эта та самая слава, ради которой Христос приходил на землю. Повторяю, что слово «слава» в Библии встречается 543 раза, а слово «велелепная» – это слово в Библии только один раз. Что означает цифры эти, до конца я этого не знаю, но знаю только, что слава бывает человеческая, слава ложная; говорит: славу друг от друга принимаете. Иоан.5:44 – «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?»

Но когда речь идет о славе Христовой на земле, то нет такого слова, чтобы выразить его в нашем словаре, нет такого слова, «велелепный», или велико красивый, чтобы одним словом выразить; непостижимо дивный, слепящий, превосходный – слова вместе собери, все равно ты не выразишь. Невозможно выразить языком человеческим, потому что не видел этого глаз, не слышало ухо, что Он приготовил любящим его, а что приготовил Он на горе Фавор и показал: вот такие вы будете сияющие. И слава Христа будет в тысячи крат ярче солнца, так говорит Священное Писание и Иоанн Златоуст толкует. В Евангелии от Иоанна 1:14 – «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». Иаков 2:1 – «Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица». Он не только Господь, а Господь славы; и Апостол Петр в первом послании 5:1 говорит: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться». Петр мог говорить о том, что он соучастник преображения Христова, но это означает конечно большее; более того – и мы все становимся соучастниками славы Божией. Как на земле растет церковь Его, как Евангелие через проповедь распространяется, как каются грешники, и они входят в славу Христову. 2 Кор. 3:18 – «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа».

Запишите, заучите это место наизусть; здесь прямо говорится: преображаемся от славы в славу. О, если бы это было так. Апостол Павел это сказал коринфской церкви; пусть бы он это сказал потеряевской церкви, а то может пришел бы, постоял у нас, и сказал: «А какой веры эти люди, а во что они верят», может быть всё, что мы делаем, он и не признал бы своим. Почему у нас вот эта попытка, так называемое «апостольское служение»? («Апостольское служение» – общие молитвы в отсутствие священника; за основу берется чин обедницы, говорится несколько проповедей; библейские тексты, псалтирь читается на русском языке). Это есть желание как-то приблизиться к апостольским временам, и посмотреть на то, как верили первые христиане. Они знали одно: Христос. И Апостол Павел отлил буквально в такой фразе: для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение (Филип.1:21).

Смерть напомнит всё: что ты сделал, кому ты помог, где ты сказал доброе слово, где ты написал, кого поддержал, кого обличил по истине, это тогда всё в предсмертный час придет. В смертный час встают и грехи: убитые тобою, и исцеленные, и спасенные.

Забываю всех попросить помолиться об Викторе Андреевиче, о враче, к нему туда в больницу свозят всех туберкулезников, и он боится там заразиться; там говорит, ничего не подготовлено и он просил усилить молитву. И люди ухаживающие за больными туберкулезом, часто сами делаются туберкулезниками; и в тюрьме я знаю, сколько такого случается. Семь врачей заразились там, и начальник, который со мной работал, тоже заразился с ними, туберкулезниками, а я вот 12 лет работаю в тюрьме и Бог милует; но я иду на осмотр, никаких противовакцин не принимал.

 Понятие о славе у нас превратное, неправильное. Вот человек, какая слава у него; смотри, про него печатают, он в президиуме сидит, портреты его везде и награды, премиальные, 13-ю зарплату, путевку, на выставку ВДНХ, а он говорит: нет славы. При скорбях, которые суть слава ваша; наша слава – это скорбь, когда что-то не ладится, не по-твоему сын поступает, это всё слава, болезни наши, гонения, ущемления – это слава. Всё это, если мы с благодарностью переносим: пала у тебя скотина, а ты не возроптал, сказал: Бог дал, Бог и взял, – всё это слава твоя. Еф. 3:13 – «Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава». И в момент, когда вас что-то постигнет, из того, что я сказал, вы прочтите это место, и пусть сердце возрадуется и скажи: да, здесь я определился точно, ничего худого не сказал.

Апостол Павел, рассматривая положение человечества, изрек: Рим. 3:23 – «потому что все согрешили и лишены славы Божией». Люди, незнающие Бога, не смотря на то, где они живут, в Мамонтово, в Корчино, везде; в Потеряевке, если не идут путем Господнем, если их более привлекает привязанность к родителям, к родным и близким, поступающим нечестиво, неверующим, еще «лучше», когда верующий что попало делает, а дети или кто-то поддерживает их, ради родства, то такие лишены славы Божией. «Если кто-то любит отца и мать больше чем Меня, не достоин Меня»; ясно, что и славы никакой нет. А если ради Христа ты попираешь всякое родство, ни во что ставишь ради Христа – вот это и есть слава, твердое стояние в вере, Рим. 3:23. Потому что, когда мы рассматриваем наши страдания, гонения, победы над соблазнами – это трудно, это не просто.

Представь, что сегодня заполыхает только один огород у Барабаша, сгорит сразу и Вера Федоровна, потому что сразу загорятся сараи, загорится дом. Плотниковы не устоят, жар будет ужасный, если в эту сторону будет лететь. Сено должно находиться не менее чем на триста метров, по нормам, а у вас вплотную, как вон у Тани, сметали в плотную к стене и стена вся мокрая от сена; так нам же зимой легко брать. Тут же баня, и искры летят, сено, вот посмотри по нормам, как положено это. Но если всё-таки случится такая скорбь, не дай Бог – говорю – не дай Бог: я уж грешный человек ложусь спать, каждый день молюсь о деревне и перекрещу ее со всех сторон и уж не ведаю, есть ли какая польза, а машу руками, стою, только не допусти, Господи; и вчера услышал запах дыма с той стороны, я больше всего боюсь за Калашниковых, все годы говорил о том.

(19 августа 2001)

Hosted by uCoz