Псалом 103 – вечером

Том 6, стр. 710tc "Псалом 103 - вечером"

Прошла неделя; и работы наши наплывали одна на другую, и так всё привычно, обыденно. Кажется, что ничего особенного и не было в течение недели, и идет само собой, и по другому бы и быть не должно. Всё зависит от того, какой у тебя будет настрой. Не случайно и даны нам две заповеди: любовь к Богу и любовь к ближнему, - чтобы ты настроил свое сердце к Богу только на благодарность, когда будешь разуметь чудеса Божии. Как будешь относиться к чудесам Божиим, которые наполняют этот Божий мир. Для нас многие события, которые были в Израиле непонятны, да мы Израиль и не видели. Что река Иордан есть, нам-то что? Мы вместе с Нееманом можем сказать: 4Цар.5:12 –«Разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе». Иордан нам ценен тем, что через него прошел ковчег Господень и Сам Спаситель принимал в нем крещение. Кедры ливанские. И тут нет ничего необычного – деревьев всегда и везде хватало. Но из этого дерева строился храм Божий. Есть и не менее важные события в мире. Но это выделяется псалмопевцем Давидом, он видит такие случаи и выводит их на первое место. У каждого дерева, у каждого животного он видит характерные черты. В явлениях природы он удивляется тому, что прославляет Бога, и напоминает нам об этом, и мы, читая это, сами начинаем иногда цепляться за эти славословия. И уже наша рутинность, обычность нарушается; облако вчера и не видел, а тут взглянул. Зайцы эти нас загрызли – все яблони, как после пожара, в один год их обглодали. Но тут слушаешь Пс.103:18 – «Высокие горы — сернам; каменные утесы — убежище зайцам». Сколько зайцев скрывается в наших корявых старых садах; они такие тропы натоптали, будто бы лошадей на водопой гоняют.

Смотрим и на солнце, и на луну. Но читая Псалтирь, мы уже из своего сознания выхватываем то, что видел и Давид. Попутно же не трудно вспомнить 3 Царь.18 гл., когда при пророке Илии палило нещадно солнце и падали, изнемогая и погибая, люди и скот от жары. И в конце снова напоминает о величии Божиих дел, о гневе Божием и о страхе, который Он наводит на нечестивых. Если бы Давид жил в нашей местности и с нами, а события так и развивались бы, как у нас они протекают, он был смог Псалтирь написать и так написать, чтобы и в Африке, и в Америке, и в Австралии люди тысячи лет славили бы Бога по этой книге не царя, а тракториста или животновода, пастуха, как Амоса, или рыбака, как Петра? Что вот есть же такая Потеряевка, где такое необыкновенное солнце и так всё там благословенно, и что есть такие березы, и есть такие зайцы, и грачей достаточно у нас, и пьянь и ворьё еще не передохло в соседних деревнях. Особый псалом лагерному пруду, где столько раз были заключаемы договоры с Богом, где люди получали полное крещение. По канонам.

Это мы привыкли смотреть на давнешнее: царь, царь. Пророк. Но это всё было таким обыденным, привычным; при  них живущие тоже не видели ничего необычного, и били их, и убивали, и в тюрьму сажали.

Потом начнут осознавать, что за наш лагерь-стан здесь.  Пройдут годы и лагерь, и книги наши будут же под другому рассмотрены. А нельзя ли сегодня это увидеть, что это всё уникально, крайне необходимо для людей; и это будут искать от моря до моря. Но не так, сначала нужно вызреть, сотлеть. Иоан.12:24 – «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

 Также пели птицы, текли облака. Также он ходил и спотыкался. Всё было точно также и у них; это сегодня мы привыкли произносить: «святой (такой-то), моли Бога о нас! А тогда ему подзатыльники давали. Когда же прославили в церкви, теперь ему только: радуйся на завтрак, радуйся на обед и на ужин радуйся. У этих людей были такие страсти, от которых еще сегодня голова кругом идет. Но Бог выделяет у них не это на первое место, а великую любовь и веру, а остальное как бы не бывшее. Втор.4:32 – «Ибо спроси у времен прежних, бывших прежде тебя, с того дня, в который сотворил Бог человека на земле, и от края неба до края неба: бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подобное сему?» Иов.10:19 – «Пусть бы я, как небывший, из чрева перенесен был во гроб!» Зах.1:4 – «Не будьте такими, как отцы ваши, к которым взывали прежде бывшие пророки, говоря: «так говорит Господь Саваоф: обратитесь от злых путей ваших и от злых дел ваших»; но они не слушались и не внимали Мне, говорит Господь». Сир.44:8 – «Есть между ними такие, которые оставили по себе имя для возвещения хвалы их, — и есть такие, о которых не осталось памяти, которые исчезли, как будто не существовали, и сделались как бы небывшими, и дети их после них».

Бог подчеркивает в них великую любовь к Нему и веру в Него. Давид никогда и нигде не пошатнулся сердцем, как Соломон, чтобы через какую-то жену пошел он служить иным богам. Этого мы даже вообразить себе не можем. Но жены-то и у него не все были такими сильно благоверными. Но войдя к нему в дом, они порывали с прежними наклонностями к своим кумирам. И какое бы ни было у Давида головокружительное падение в нравственности, так что весь уголовный кодекс плакал о нем, всё трещало от его безумства, но он тут же осознавал и плакал пред Богом, и просил прощения. В семье у него был самый настоящий кавардак и ералаш: брат насилует сестру; другой брат убивает его. Сын входит к его женам и ищет убить самого главу семейства Давида. Трудно найти даже сегодня такую семейку, где бы скопилось столько страшных грехов и преступлений. Но после всего этого он снова славит Бога за великую милость Его.

 Если бы псалмопевец жил в нашей местности, он бы обязательно подчеркнул красоту нашего дерева березы. Что, у нас ёлок нет? Но кто мог заметить ее нужность в чем-то и прославить Создателя этой ёлки? Сели на нее филин или сова. Но этого ему уже достаточно, как поэту и музыканту, и композитору, чтобы песнь зазвенела в поднебесье. Пс.103:17 – «На них гнездятся птицы: ели — жилище аисту». Какая кора у березы! А сок какой пользительный! Давид бы непременно всё это подметил. Он даже у терновника колючки увидел. Псалом 103 как бы подхлестывает в конце недели нас: ну оглянитесь! Ну посмотрите же вокруг себя, где вы живете, да как же хорошо-то всё здесь!

 Вот мы видим полугнилое дерево осину. Что в ней? Но если ее правильно обработать, полы же из нее не красить, чтобы они продувались, то около ста лет эти полы пробудут без заноз и не требуют ремонта. Как по бархату будешь ходить, и не истираются. А мы этого и не знаем. Простая крапива, которая всё тут заглушает, а из нее чего только ни делают. А если еще познать силу ее лекарственную, тут можно песню сложить. И, может, как раз от тех болячек, от которых мы не спим по ночам. От наших ревматизмов.

Давид же подмечал самое малое. Почему? Для нас уже есть таблица ценностей, что это – красиво. Этот жук нам неприятен. А для Бога – это всё Его творение. Это всё дело рук Его и всё хорошо, и весьма хорошо. Мы своими узкоглазыми мерками меряем и наши определения не точны. Мы должны смотреть на всё очами Божьими. Господи, насколько же всё это премудро у Тебя? Наломали мы веток, ни одной почки на ветлине нет. Посадили, воткнули и уже пошли соки в почки, и зазеленело. Иов.14:8-10 – «Если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли, но, лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное. А человек умирает и распадается; отошел, и где он?».

Ухаживаете за коровами и пьете молоко, и надоедает всё это изо дня в день; а сколько тут красоты! Сколько чуда: километры жилочек в ней и перерабатывает как она всё, в молоко превращая. Подумай хотя был раз об этом и уже слава Богу будет. Псалом сто третий необходимо оживить в нашей местности. Евр.4:12 -«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные». Изучать нужно так Писание, чтобы оттуда на нас падало всё описываемое, и мы как бы входили в те события, и в новом свете переживали то же самое. 1Кор.10:6 – «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы». 1Кор.10:11 – «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков». Похотливы те люди, которые говорят, что Бога нет. Их безумство может быть на бытовом уровне и в нас. Когда Бога не видим и считаем, что самое собой всё течет рутинно изо дня в день. Пс.13:1 – «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро». Безбожники говорят, что от простейшего к сложному и само по себе произошло из молекулы до гуся, до карася. Но не так учит Библия. Бог всё творит разом и внезапно. Люди кичатся знаниями, что могут в тупик поставить верующих, задавая вопрос: «Кто же раньше произошел, курица или яйцо? Мы совершенно точно знаем, что курица. Земля вдруг взбугрилась, и закудахтала наседка. А потом к вечеру и яйцо снесла. Мы - верующие - и верим в акт творения, что всё происходило так, как говорит Моисей.

Как только мы пришли в церковь, так нас отрывают от наших мыслей и возносят к Богу через то, что видим ежечасно. Все наши неурядицы, что не успели сделать, что мешала нам непогода или поломанная техника - это за кадром. Теперь обновление ума; и душа начинает стряхивать эту пыль и мазутные тряпки с крыльев. Есть Бог, есть Его красота, и она спасает мир. Началась подготовка к завтрашнему воскресному дню, к Божественной литургии. Разум направлен по одной ноте, по одной струне. Какими непостижимыми милостями Бог окружил меня, –слава Тебе, Иисусе Христе! Сердца наши расположены к познанию чудес Твоих, творимых Тобою с нами. Слава Тебе!

 103 псалом наполнят сердце хвалою за прожитую неделю, за прожитую жизнь. Это возводит нас к славословию, сразу же поднимает на третью ступень. Первая– прошение. Вторая – благодарение. И третья – славословие. Мы с трудом отрываемся с первой ступеньки и уже касаемся внезапно третьей. Всё еще на первой просим о погоде, чтобы успеть зерновые убрать. Этот псалом для нас, уставших за неделю, есть лестница, ведущая нас в небо. Бог настраивает нас на волну благодарности. Через все пять органов чувств дается возможность соприкоснуться с Божьим чудом заботы о нас. Добрых 85% информации получаем глазами. Закрой их и что остается от того, что окружает? Ладно, если раньше видел, и есть что-то в воображении. Остается - на ощупь.

 Поём «свете тихий». Первая часть к глазам, а вторая к ушам; но разве можно эти эпитеты из одной области переносить на другую? Свет может быть приятным, мягкий, рассеянный, голубой, но обязательно должна быть световая гамма. А «тихий» и «громкий» относится к ушам. А вот в Господе, как в Авторе всех этих органов чувств, имеется связь, может,++ есть еще какие-то органы, но мы с ними мало соприкасаемся. Идешь, ни звука, ничего не видать, ни запаха, ни прикосновения, ни вкуса во рту. И вдруг человек тревожно начинает оглядываться и может свернуть с дороги, на которой его ждет опасность. Собирает грибы в лесу и вдруг нападет страх, человек оглядывается по сторонам. Что это? Или когда-то тут была порубка большая или убит кто-то? Наших органов чувств на это не привлечешь. Они и не нужны, всё было в прошлом и сейчас действует незримо на весь наш организм. Свете тихий – понятно, что Христос есть Свет. Иоан.1:9 – «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». 1Иоан.2:8 – «Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит». Можно сказать, что есть свет звенящий. Об Иисусе говорится, что Он сладчайший, будто бы язычком попробовали. Разве можно так говорить о человеке? Иов говорит о себе так: Иов.31:31 – «Не говорили ли люди шатра моего: о, если бы мы от мяс его не насытились?» – так любили его все бедные, что готовы были его зацеловать, как бы съесть его. Постоянно они его сладеньким называли и жались к нему, гладили его и обоняли его в воспоминаниях. У нас не хватает лексикона, чтобы выразить нашу любовь Богу сразу через все пять органов чувств. Есть свет режущий глаза, яркий, тревожный. Здесь же тихий, умиротворяющий, который привлекает; и самое малое зрение не делает слабее, потому что сильный свет может привести к потере зрения. Сын же Божий принял плоть человеческую и уже не в виде Божества явился, а как бы в приниженном состоянии. Фил.2:6-8 – «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». Он не ослепляет и не оглушает. Бог – это гроза, это землетрясение, это опрокидывание гор. Но Себя Он показал в самом тихом веянии. 3Цар.19:12 – «После землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь]». Иов.4:16 – «Он стал, — но я не распознал вида его, — только облик был пред глазами моими; тихое веяние, — и я слышу голос». Можно видеть, как Илия пророк при каждом катаклизме в природе вздрагивал и думал: «какой же великий Бог наш»! Как сейчас в громе над головой. Вот это наш Иегова. Да боятся его язычники.

 Как нежно, иногда во сне, Бог побуждает нас встать на молитву. Иногда бывает, кто-то робко подскажет что-то – не пренебреги ничем и нигде, где обличают или наставляют тебя. Иоан.3:8 – «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». В оригинале стоит: «и ты слышишь дуновение ветра и не поймешь, откуда он прилетел, жужжание ветра ты слышишь. Но исток его тебе неизвестен». Ни о каком духе тут речи нет. Ветер и есть дух. Евр.1:7 – «Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь». Исх.14:21 – «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды». Исх.15:10 – «Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море: они погрузились, как свинец, в великих водах».

              Мария Магдалина

Близ моря в розах вилла, и кипарисов рать

Ту виллу окружила. Покой и благодать.

     Уже взошли созвездья. Серп лунный в вышине.

     Два римлянина вместе  пируют при луне.

И говорит хозяин – Он гостю очень рад:

«Судьбе я благодарен,  что ты пришел, солдат».

     И пьет из белой чаши  Фалернское вино.

     «Нет молодости нашей, она ушла давно.

Не красят нас седины, И жить как – не пойму?» –

«Ты знал ли Магдалину? – солдат в ответ ему. –

     Ту рыжую красотку? Как утро молода

     И с легкою походкой. А как была горда!

Смеялась и плясала, прекрасней не видал,

Потом она пропала, я год ее искал.

     В Иерусалиме – я помню до сих пор –

     Пройти пыталась мимо, потупивши свой взор.

Окликнул – отвернулась, и от меня ушла

В одну из узких улиц, где беднота жила.

     Я бросился за нею,  она ж, как бы маня,

     Уходит всё скорее, скорее от меня.

И в захолустье дальнем я вижу круг мужчин:

Средь них с лицом печальным  Запомнился Один.

     Глаза Его, сияя,  смотрели в душу мне,

     Что говорил – не знаю – в глубокой тишине.

И села Магдалина, свои уста раскрыв,

К Нему, как к Господину, лик милый обратив.

     С тех пор ее не видел я больше никогда, –

     Быть может, чем обидел? Но я любил тогда.

Нет, не меня любила, А Нищего она.

Но в Нем большая сила была затаена».

     Так римский воин грустно рассказывал в тиши,

     И в речи безыскусной боль слышалась души.

Да, всё ушло куда-то. И в чем он виноват?

И ничего солдату не отвечал Пилат.

                                                        В.М. Василенко, 1977

710

Hosted by uCoz