Ревность

Том 6, стр. 717tc "Ревность"

Ревность, как и гнев, допускаются в определенной мере и в точном направлении. Пс.96:10 – «Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их». Если гнев есть зло, тогда как же Бог призывал бы нас к гневу. Вопрос только в том, на что гневаться.

Это слово «гнев» встречается в Библии 518 раз, а слово «ревность» – 180. Все места нам не разобрать на таком малом занятии, но постараемся хотя бы иметь представление, по отношении чего допускается ревность.

В первом случае, - как мы должны ревновать о Боге, как Бог ревнует о нас. Библия – это, образно выражаясь, есть Книга, которую нам с неба спустил Бог. Исх.20:5 – «Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня». Самый большой Ревнитель есть Сам Иегова Творец. Исх.34:14 – «Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа [Бога], потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель». Втор.4:24 – «Ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель». Если Он Сам Ревнитель, то и верным Своим Он дает ревность по назначению. Прем.Сол.5:17 – «Он возьмет всеоружие — ревность Свою, и тварь вооружит к отмщению врагам». Многие знают, что Бог есть Искупитель, что Он и Судия вселенной. Но мало кто даже и слышал, что Бог есть постоянный Ревнитель.

При сотворении человека было заложено неравенство между мужем и женою. Когда людям об этом рассказываешь, то они бывают страшно огорчены, как будто что-то у них отняли, что вроде бы как вот до этого известия они жили и неплохо, а тут надо такое бремя нести. «Да где же справедливость, да почему же так?» А нам не заповедано справедливость искать в отношении себя, а только в отношении ближнего. Справедливости люди ищут на земле тогда только, когда очень любят самих себя, любят, чтобы их жалели, чтобы их выслушивали. Они готовы пожертвовать вечностью, чтобы только им выделили уголок в сердце собеседника. Значит чрезвычайно дорожат эти люди самими собою, своими мыслями. И очень любят, чтобы их понимали. А нам открыто из Библии, что всё в мире построено на несправедливости. Какая уж тут справедливость: я грешил, а Христос взял на Себя грех. Это только милость. Справедливость здесь в том, что Бог Отец наказал за грех людей Агнца непорочного, Сына Своего, ответившего за грехи мира. Если человек ищет справедливости в отношении себя, то у него никогда не будет мира, и он непрестанно будет выявлять отношения. Бог же заповедует нам подвигнуться к несправедливости и как бы умножить ее. Лк.6:29 – «Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку». Так это же совсем несправедливо! Но это твои рассуждения, а по-Божески только так и нужно. Бог терпел и нам велел.

Неравенство заложено Богом уже в сотворении. Почему? Потому что нужно было доказать, что жена не имеет права подминать мужа, ибо она уже совратилась, и не учить его. И доказательств тут не требуется никаких. И уж поверьте, что такой корифей мыслитель, как Савл из Тарса, нашел бы доводы, удовлетворившие всех эмансипированных Ев; но он только и сказал, что 1Тим.2:14 – «И не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление». Знаю достоверно, что многие женщины умнее своих мужей, она более активная, более ревностная в деле спасения. И, однако, закон Божий и для них тот же самый, чтобы и они были послушны мужьям. Кто мыслил иначе – пришли к полному краху. Англиканская церковь или секта допустила женщин к служению пресвитерами и епископами. И их последователи сразу же разделились надвое. Но если разобраться, то почему женщина не может учить? Есть же умнейшие женщины. Но из 12 избранников у Христа – нет ни одной женщины. Это является лучшим доказательством того, что Христос придерживался закона. Мф.5:17 – «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».

Как Бог определяет ревность? Женщине отказано в юридическом праве на ревность. Это право дано только мужчине. (О ревности мужа к жене). Числ.5:11-31 – «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если изменит кому жена, и нарушит верность к нему, и переспит кто с ней и излиет семя, и это будет скрыто от глаз мужа ее, и она осквернится тайно, и не будет на нее свидетеля, и не будет уличена, и найдет на него дух ревности, и будет ревновать жену свою, когда она осквернена, или найдет на него дух ревности, и он будет ревновать жену свою, когда она не осквернена». Это страшное состояние, когда муж за каждую минуту отсутствия жены ее терзает, готов убить. Равно действует диавол и через жену, ее ревность еще страшнее, допросы неправеднее; если она с работы даже на пять минут опоздала домой, муж неистовствует и бьет ее об стенку: где была? Ревность – это идолопоклонство. Числ.5:18 – «И возьмет священник святой воды в глиняный сосуд, и возьмет священник земли с полу скинии и положит в воду; и поставит священник жену пред лице Господне, и обнажит голову жены, и даст ей в руки приношение воспоминания, — это приношение ревнования, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие. И заклянет ее священник и скажет жене: если никто не переспал с тобою, и ты не осквернилась и не изменила мужу своему, то невредима будешь от сей горькой воды, наводящей проклятие; но если ты изменила мужу твоему и осквернилась, и если кто переспал с тобою кроме мужа твоего, — тогда священник пусть заклянет жену клятвою проклятия и скажет священник жене: да предаст тебя Господь проклятию и клятве в народе твоем, и да соделает Господь лоно твое опавшим и живот твой опухшим; и да пройдет вода сия, наводящая проклятие, во внутренность твою, чтобы опух живот [твой] и опало лоно [твое]. И скажет жена: аминь, аминь».

 Тогда не было никаких обеззараживающих средств, химикалий, и тысячи людей прошли здесь, какие только микробы ни водились на земле. И надо было пить. Да вообще чудо было, если бы она не заразилась. Если бы было наоборот сказано, что если заразится, то она невиновна. Здесь нужно было случиться чуду великому, чтобы чрево не опухло. Такое описание возьмут себе на вооружение шаманы, обманщики, шарлатаны. Но это дано в законе Моисея и принято должно быть, как единственно верное средство определения ее греха. 23-28 – «И напишет священник заклинания сии на свитке, и смоет их в горькую воду; и даст жене выпить горькую воду, наводящую проклятие, и войдет в нее вода, наводящая проклятие, ко вреду ее. И возьмет священник из рук жены хлебное приношение ревнования, и вознесет сие приношение пред Господом, и отнесет его к жертвеннику; и возьмет священник горстью из хлебного приношения часть в память, и сожжет на жертвеннике, и потом даст жене выпить воды; и когда напоит ее водою, тогда, если она нечиста и сделала преступление против мужа своего, горькая вода, наводящая проклятие, войдет в нее, ко вреду ее, и опухнет чрево ее и опадет лоно ее, и будет эта жена проклятою в народе своем; если же жена не осквернилась и была чиста, то останется невредимою и будет оплодотворяема семенем».

Муж говорит: «ревную и не могу ничего с собой сделать». И повода она не дала никакого. А ему всё мерещится, и как правило это бывает у тех, кто сам как кобель бесхвостый изблудился. Он и не может даже представить, чтобы жена такая красивая, улучив послабление, не посмотрела на сторону. В житии Спиридона говорится, что муж был в командировке больше года, и жена родить начала в день его приезда. – «От кого?» – «Да от законного своего командировочного». И никак не хочет согласиться сознаться. Так и уперлась на своем. И не разродилась. Умерла. После того святитель горько о том жалел. Здесь по закону Моисея ей не дается возможности запираться.Числ.5: 29-31 – «Вот закон о ревновании, когда жена изменит мужу своему и осквернится, или когда на мужа найдет дух ревности, и он будет ревновать жену свою, тогда пусть он поставит жену пред лицем Господа, и сделает с нею священник все по сему закону, — и будет муж чист от греха, а жена понесет на себе грех свой».

Женщина вполне резонный вопрос может задать: а мужья все верные? Если же на нее найдет дух ревнования, тогда что ей делать? Мужья-то больше изменяют, чем жены, это статистика сегодня показывает. Из мужей сегодня изменяют около 85% – сознались официально. А из женщин только 68%. Тогда было многоженство, и потому к кому она могла его ревновать? У мусульман нет этого понятия у женщин и ныне. И жена лишена всякого голоса.

1Тим.2:12 – «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». Повторите это, жены, и хорошо запомните. И неравенство, и несправедливость! Когда Василий Великий писал каноны относительно измены жены и мужа и указал наказания разные, в сторону ужесточения против жены, ему и сказали, что это несправедливо. Он говорит, что да, несправедливо, но по-другому нельзя. Если жена изменит, то это катастрофа. Если такое случится в семье священника, то он слагает с себя сан или должен развестись тотчас же. А если муж изменяет? Василий Великий отвечает, что даже если муж и пьет, и бьет, и изменяет ей, то и тогда не дают совет разводиться.

 Прит.6:34 – «Потому что ревность — ярость мужа, и не пощадит он в день мщения». Если чеченка изменит мужу и будет доказано, то что он сделает с ней? В первую очередь он зарежет соперника. Сидели со мной такие. Он говорит, что его предупреждали, а тут он сам их захватил и обоих убил. Прит.27:4 – «Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?» Какие бы дары ни давал мужу ее, весь свой скот и двор, но ни мало не успеет. Муж не успокоится, пока тебя не достанет кинжалом. Так говорит Библия. Песн.8:6 – «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный». Обязательно прочесть «Крейцерову сонату» Льва Толстого. Лучшего произведения на эту тему не встречал.

Прем.Сол.1:10 – «Потому что ухо ревности слышит все, и ропот не скроется». Ревнивец слышит всё, что бы и про кого ни говорили, слышит ли песню по радио, он всё к себе применяет, читает ли где об измене, – это про него. Он не может ни спать, ни есть, он весь в огне, как в преисподней. Ревнивый человек – больной, и сжигает сам себя подозрениями в неверности супруги или супруга. Сир.30:26 – «Ревность и гнев сокращают дни, а забота — прежде времени приводит старость». Сир.40:5 – «У всякого досада и ревность, и смущение, и беспокойство, и страх смерти, и негодование, и распря, и во время успокоения на ложе ночной сон расстраивает ум его».

 Ревность – это жажда монопольного обладания кем-либо, жажда точно соблюсти что-то, угодить кому-то. Мне пришлось много ездить и среди разных народов жить, которые исповедуют разные верования. И нашел, что  старообрядцы страшно ревнивые. У них это с пеленок выращивается. Если не так палец приставлен ко лбу, то вся вселенная рушится по его понятию. И ни мало не сомневаюсь, что если бы они вдруг узнали, что Христос так не крестился двуперстно, как они, и так не крестились Апостолы, они бы и им отказали присутствовать на небе. В житиях святых читаем, как взывали они к своим братиям: «Поднимите руки!» То есть молились, поднявши руки вверх или крестообразно. Даже молились, крестообразно простершись на земле. И что бы ни сказал, даже сославшись на Библию,  на Златоуста, на «Жития святых», у них ответ один: «Это всё перепортили окаянные никонияне, они такой для себя перевод сделали». И если попросишь показать, как же тогда нужно перевести Блаженного Феофилакта, то они не знают, не могут, не умеют, нет знаний языков. «Не так всё и у всех».

А у них-то и нет никакого перевода. Живут без этих книг. Разве это Дух Христов? Идолопоклонство обскурантизму. Стоит только хотя бы предположить, что Бог не старообрядец и возносясь, не двуперстно благословлял людей, и начнется  рассвет в умах и сердцах. Подойдут к распятию, и если там изображение Духа Святого, всё, от тебя уже ничего не принимают. Дух ревнования о своем, как научены с детства. Предположи, что ты бы родился в католической семье, то с такими мозгами дошел ли бы до того, как сегодня всё это понимаешь?

Есть еще и идол ревнования. Иез.8:3 – «И простер Он как бы руку, и взял меня за волоса головы моей, и поднял меня дух между землею и небом, и принес меня в видениях Божиих в Иерусалим ко входу внутренних ворот, обращенных к северу, где поставлен был идол ревности, возбуждающий ревнование». Это слово «ревнование» встречается в Библии только в двух местах: Числа 5 глава и это место из книги пророка Иезекииля - и говорит о ситуации, когда супруг начинает ревновать к другому. Значит, изобрели специального идола, чтобы он разбирал  дела  ревнивцев?

Если будем разговаривать с ревнивцем, то пожелаем узнать, для чего он ревнует? – Ты желаешь вернуть утерянное или желаешь отомстить за потерянное и в первую очередь тому, кого утерял, и тому, через кого потерял? Многократно приходилось встречаться с такими безумствующими от духа ревнования. Дружил с девушкой, она вышла за другого. Он же убил ее, чтобы раз не ему, то и никому не досталась она. Если она отказала ему, значит выжечь кислотой ее глаза. Или сам на себя руки наложу, без нее не могу жить. Но когда мы на всё это посмотрим через год всего лишь, то увидим столько выходов, что прошлогоднее вообще не стоит и разговора. Тут нет и намека на любовь к тому, за кем ты гонялся. Сумасшествие эгоизма и капризника. Захотел – значит дай! «Вернуть или отомстить?» Или образумить? Ревнивый муж – горе, это настоящий ад. Она же ни о чем не думает, а только одно на уме – как избежать его кулаков. Если она в автобусе, то она как на кораблекрушение смотрит на любой затор на дорогах, потому что ее зверь сексуальный ждет ее с топором в дверях. И полная катастрофа, когда ревнивая жена.

Что можно сказать, когда в доме куча ребятишек и муж никому предпочтения не отдает, кроме своей любимой жены, никогда ей не изменял, и вдруг она ему оставляет такую записку: «Прости, что испортила тебе жизнь. Я ухожу, меня не ищи, не найдешь. Ты убил меня. О детях ты позаботишься, ты же их любишь». Всё как скопировано с «Крейцеровой сонаты». А откуда же в ней это? С чего вдруг такие претензии к мужу и к своей жизни? Ответ у верующего только один: это у нее от диавола; он стал нашептывать о неверности мужа через таких же одержимых, как и она, духом ревности. Еккл.9:6 – «И любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем». Премудрый Соломон путем опыта нашел, что от ненависти и ревности лекарства нет, это может, как горбатого, на себя взять только могила.

Охрана дочери. Здесь охрана должна быть выше, чем охрана президента. Сир.7:26-27 – «Есть у тебя дочери? имей попечение о теле их и не показывай им веселого лица твоего. Выдай дочь в замужество, и сделаешь великое дело, и подари ее мужу разумному». Что ты заложишь в дочь с пеленок, то она и выдаст «на гора», как шахтер, когда войдет в возраст. Сир.42:9-11 – «Дочь для отца — тайная постоянная забота, и попечение о ней отгоняет сон: в юности ее — как бы не отцвела, а в замужестве — как бы не опротивела; в девстве — как бы не осквернилась и не сделалась беременною в отцовском доме, в замужестве — чтобы не нарушила супружеской верности и в сожительстве с мужем не осталась бесплодною. Над бесстыдною дочерью усиль надзор, чтобы она не сделала тебя посмешищем для врагов, притчею в городе и упреком в народе и не осрамила тебя пред обществом».

Втор.22:13-29 – «Если кто возьмет жену, и войдет к ней, и возненавидит ее, и будет возводить на нее порочные дела, и пустит о ней худую молву, и скажет: «я взял сию жену, и вошел к ней, и не нашел у нее девства», то отец отроковицы и мать ее пусть возьмут и вынесут признаки девства отроковицы к старейшинам города, к воротам; и отец отроковицы скажет старейшинам: дочь мою я отдал в жену сему человеку, и [ныне] он возненавидел ее, и вот, он взводит [на нее] порочные дела, говоря: «я не нашел у дочери твоей девства»; но вот признаки девства дочери моей. И расстелют одежду пред старейшинами города. Тогда старейшины того города пусть возьмут мужа и накажут его, и наложат на него сто сиклей серебра пени и отдадут отцу отроковицы за то, что он пустил худую молву о девице Израильской; она же пусть останется его женою, и он не может развестись с нею во всю жизнь свою. Если же сказанное будет истинно, и не найдется девства у отроковицы, то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и так истреби зло из среды себя. Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и так истреби зло от Израиля. Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя. Если же кто в поле встретится с отроковицею обрученною и, схватив ее, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею, а отроковице ничего не делай; на отроковице нет преступления смертного: ибо это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его; ибо он встретился с нею в поле, и хотя отроковица обрученная кричала, но некому было спасти ее. Если кто-нибудь встретится с девицею необрученною, и схватит ее и ляжет с нею, и застанут их, то лежавший с нею должен дать отцу отроковицы пятьдесят [сиклей] серебра, а она пусть будет его женою, потому что он опорочил ее; во всю жизнь свою он не может развестись с нею».

Ревность заставляет завидовать, она крайне избирательна к кому-либо, желанием походить на своего кумира. (Жуков к Тухачевскому, в повестях Солженицына). Это особая ревность. Мы рассматриваем все грани ревности.

Ревность стать похожим даже на злодея, только бы иметь такой же успех и богатство. Теперь это выражается в фанатах, когда они в лепешку разбиваются, чтобы хотя автограф иметь от него или зачать ребенка от него. Это – преступление, и с этим нужно бороться. Пс.36:1 – «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут». Вот, он сумел сделать оборот деньгам, теперь он миллионер, а я тут с одним поросенком сижу. Не ревнуй ему, он скоро пройдет, и даже пепла не будет от этого дуба. Читай книгу Иова, и у тебя всё встанет на место. Пс.36:7-11 – «Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю. Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира». Взял он деньги в долг, как Горшенин Корчинский у нашего батюшки о.Иоакима и не думает вообще отдавать десять лет уже, а ему все завидуют, что тот так ловко обманул, скоро всё вложил в дом. А дом не конфискуют, а хотя у него за долги и уведут машину, ну подумаешь, главное, что он имеет много жира на животе – на ладонь нажил. Иов.20:15 – «Имение, которое он глотал, изблюет: Бог исторгнет его из чрева его».

 Купил досок брат мой, погрузили Павлу пачку на машину, и только здесь стал скидывать с машины и оказалось, что внутри березовые охвостья – совершенно не строительный материал, а дровяник. Да, те выгадали и выгоду, барыш этот пропили, и все думают: какие ловкие ребята в Ребрихинском леспромхозе. Но уже через год ты их не найдешь. Одного задавило, а эти запились, уже сошли с арены. Пожалей их. Павел опять же поехал, заплатил в конторе за брусья шестиметровые. Сказали, что через две недели будут такие. Он же дома начал выводить колонны железобетонные, сварил все, поехал за этими ригелями. Ба, да там же они опять его обманули. Подают пятиметровые. Как же ему теперь? Доплати еще; вот так, дорогой. Пришлось колонны переваривать. И эти продавцы уже через год все позагибались, как эти спиленные колонны. Не завидуй этим лукавнующим, они пройдут и нет их. Прит.24:1 – «Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними». Сегодня указывают на тех, кто взял подъемные деньги у государства, чтобы организовать фермерское хозяйство, а они и не думали ничего организовывать. Как подселившийся в нашей деревне коммунист-милиционер подполковник Дружинин Геннадий Петрович с сыном своим Дмитрием. Прожрали, пропили и теперь утробы их пылают огнем ненависти и страха.

Идет борьба за человека, сатана пленяет душу и разум, чтобы сделать его рабом себе. Гал.4:17 – «Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них». Ревновать, то есть готовы были заступаться, подражать им. За таких, как Гитлер, Ленин, Никон. Ревность следит только за тем иногда, чтобы никто ничему не научил его. Самое маленькое замечание и он уже в бешенство приходит: что ты меня учишь?

Ревность, ревнительность о достижении знания, святости, в восстановлении правды – похвальны (журналисты, кинооператоры очень часто гибнут, доставая материал. Они почитаются своими сотоварищами.)

 1 сентября. Симеон Столпник услышал голос с неба: «Копай глубже!» Был такой пророк Илия, он как испепеляющий вихрь пронесся по земле и в вихре исчез в небе. После себя он оставил на земле ученика Елисея, очень ревностного, под стать своему учителю Илии. Когда пришло ему время умирать, то он призвал царя, который почитал Елисея, и они говорят о врагах. Он дает ему стрелы и просит бить ими о землю. Тот ничего еще не понимая, бьет. Вот как это выглядело.

 4Цар.13:14-19 – «Елисей заболел болезнью, от которой потом и умер. И пришел к нему Иоас, царь Израильский, и плакал над ним, и говорил: отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его! И сказал ему Елисей: возьми лук и стрелы. И взял он лук и стрелы. И сказал царю Израильскому: положи руку твою на лук. И положил он руку свою. И наложил Елисей руки свои на руки царя, и сказал: отвори окно на восток. И он отворил. И сказал Елисей: выстрели. И он выстрелил. И сказал: эта стрела избавления от Господа и стрела избавления против Сирии, и ты поразишь Сириян в Афеке вконец. И сказал [Елисей]: возьми стрелы. И он взял. И сказал царю Израильскому: бей по земле. И ударил он три раза, и остановился. И разгневался на него человек Божий, и сказал: надобно было бы бить пять или шесть раз, тогда ты побил бы Сириян совершенно, а теперь только три раза поразишь Сириян». У Сириян еще юноши не пошли в военные училища, еще военные заводы не выпустили те ракеты, которые будут задействованы в войнах, но уже в тайной комнате у постели умирающего пророка решаются будущие сражения. Отсюда и сделай для себя вывод: так ли много значит, что ты будешь делать, на сверяясь с Божьими замыслами о тебе? Иоас царь должен был бить стрелами в землю не три, а пять или шесть раз, показать ревность. Или грудь в крестах или голова в кустах. Речь идет о людях, которые не как сквознячок пролетели по этой жизни, но которым до всего есть дело, они хотят, чтобы во всем было по Слову Божию, по разуму, по чистоте.

Часто у человека, не рожденного свыше, столько амбиций: он пристал к обществу верующих, принял крещение, ибо не было препятствий, чтобы ему отказать в крещении; а теперь он просто балласт, нет и не будет ревности о деле Божием. Он будет всё время тормозом. У него всегда на всё: я соблазнясь! Я соблазняюсь! Он вытаращит бессовестно глаза и даже шагу не сделает, чтобы духовно расти, а только дубовые слова выкидывает из себя на погибель себе. Откр.3:15-18 – «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть».

Духовная теплота – помолиться он еще придет, на месте у него всё внешнее: и борода, и платье у жены. Теплохладность называется блевотиной. «Извергну тебя из уст Моих». Зайди в университет, изучают марксизм-ленинизм, конспектики пишут. А пророк видит другие тут калории. Ис.28:8 – «Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною, нет чистого места». Что они едят? В Германии также изучали «Мein Kampf» Гитлера и получали зачетки. Цитатники Мао были как молитвенники «Розарии» для миллиарда тружеников социализма. Что это за пища? Они изрыгнули и дали тебе изучать, и ты поглощаешь эту заразу. А если бы пьяный изверг из себя, то ты стал бы это ставить себе на стол? Но пророк так и видел, что на столах, и притом всё в этой нечистоте, нет нигде чистого места. И к таким некоторые принадлежали только? Или вся страна погрязла в этом безумстве? А вот Агату Кристи будешь читать. А от телевизора дети не отходят, и сами  пропадаете у телевизора. Это вроде бы святость повеяла. Рок-музыку слушать может ли не бесноватый? Трясет их сатана, и они даже слушать просто так не могут, начинает их дергать, как подопытную нагальванизированную лягушку. 1Кор.12:31 – «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы». 1Кор.14:1,12,39 – «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви. Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками... Ревнуйте о дарах Божиих». Это прямое повеление. Многие ли знают об этом? Когда священник последний раз занимался сам этим делом и других призывал к этому наследию? 2Кор.11:2 –«Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою». Гал.4:17 – «Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них».

17 января. Антоний Великий. Он был до того ревностный – где бы о ком ни услышал, туда обязательно сходит и узнает, как тот смог добиться такого. И сразу применяет в своей жизни этот опыт других. Ревность о всех добродетелях услышанных.

19 января. Макарий Александрийский. Жажда расшифровать и увидеть, и в этом у него непревзойденная ревность. Апостол Павел пишет: 2Тим.3:8 – «Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере». Об этих личностях нет больше ни слова нигде. Макарий не из тех, кто прочитал и книжицу поставил на полку. Он стал думать об этом и узнал, что это были сильнейшие волхвы, и они перед фараоном были весьма заслуженными и имели богатство, творили свои чудеса. Они сделали особый сад, верили, что после смерти будут обладать тем, что они построят в пустыне. Они построили себе сады с золотыми бадьями, колодцы в пустыне, яблоки. Макарий разузнал, что никто туда не может приблизиться; как в Гималаях к пещерам, где такая, говорят, мощная «энергетика», что людей отбрасывает от пещер, где узкоглазые иамврии лежат, надеясь, что их воскресят через сотни лет. Тот же принцип лжи. Макарий не из тех, кто глупостями занимался. Он сам пошел, и озаботился, чтобы не заблудиться. Как у нас до разъезда, шел и вешки ставил. Когда же проснулся, то все вешечки его аккуратно сложены и у его головы лежат. Это диавол уже узнал о его намерениях и начал перекраивать карту дерзаний еще на подступах. Макарий поразмыслил, сделал опять же вывод не в пользу чёрта. Он понял, что Бог допустил это, чтобы он надеялся на Бога, не на эти вешки. Дошел, нашел. До Макария многие читали это места Писания и никто и не подумал, стоит ли на практике убеждаться в истинности написанного. Верю и верю. А куда бы я пошел искать этих волхвов; да и на что они мне сдались? Но не таков этот турист. У нас корова потеряется, и не знают в какую сторону ехать, как сауловых ослиц найти: может, уже в Ермачихе? Он сразу высчитал, в какой стороне это может быть, где близ Египта и какие тогда пути туда были проложены. Он думал о том, как обратно будет выбираться из этих дебрей. Ты же имей в этом для себя намёк, когда начинаешь смотреть телевизор, то выкарабкаешься ли из этих дебрей софизмов? Не стал проклинать сатану, а поразмыслил и в этом действии врага уразумел милость Божию. Так ли на нас действуют неурядицы?

Бросил Макарий эти тычинки и пошел. Столько наделал их, нёс, а оказывается, если по-хорошему, то и они лишние, как кружка Диогена.

У столпника ветер сорвал крышу. Что бы мы сделали? Скорее шиферу достать или на худой конец рубероида, да и до дождя скорее покрыть, хотя бы и в воскресенье после службы. Но не таковский этот упрямец. Он понял, чего от него хочет демон. И стал жить так, заледенелый: не поддамся же, и подвиг будет еще выше. А наши думают так, по-пескариному прожить, чтобы только никто ничего на тебя не сказал худого, и о тебе не сказали, что ты тоталитарный волк. Да не бойтесь этих этикеток, всё это улетит, как мякина, а твоя ревность о спасении войдет в историю и у Бога оценится. Я вам не хочу сказать, чтобы вы крыши не строили. Стройте и ремонтируйте, но не на «тычиночки» надейтесь, а на Бога уповайте. А то начнете ревновать о пренебрежении всем, и так-то не очень ревностные по хозяйству.

Дошел же Макарий до того места. Навстречу ему вылетело 70 бесов. Он же им сказал: «Не орите, посмотрю и уйду. Что же я такую даль шёл зря, что ли? Я только посмотрю и уйду». Они требуют от него клятвы, что он ничего не возьмет. Он говорит им: «Я сказал, а слово христианина тверже всякой клятвы, пошли вы вон отсюда, окаянные!». Зашел за эту энергетическую ограду, всё осмотрел, везде песок, всё засохшее, трухлявое, яблоки пустые, как порховки. Повернулся и пошел обратно. И опять какие чудеса Бог явил ему, когда он умирал от жажды.

Ревностно строить и дома нужно, и храмы, и ограды. Неем.3:20 – «За ним ревностно чинил Варух». У Аарона был внук Финеес, и когда в народе случился повальный грех, никто не знал, что же делать.  Молитвы не помогают, и плачем, и постимся, а грешники и не думают подражать нам в добре, а прямо издеваются над нами. Числ.25: 5-13 – «И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору. И вот, некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания. Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку свою копье, и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых. Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи. И сказал Господь Моисею, говоря: Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей; посему скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира, и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых». Ревность о святости народа Божия, когда все другие молчали.

Ревность должна быть и о порядке в храме. 4Цар.10:16 – «И сказал: поезжай со мною, и смотри на мою ревность о Господе. И посадили его в колесницу». Христос показал пример в этом. Иоан.2:17 – «При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня». Бог допускает отступничество в людях, чтобы позже возревновали вернуться к Богу. Очень часто говорят, что ничего уж не поделаешь. Как-то мы ехали из Фрунзе, солдаты демобилизованные ехали – полное купе и не одно, гуляют, кителя за рукава таскают, горланят; нам ни уснуть, ни поговорить. Я сошел в городе, пошел, нашел военный патруль, вызвали их, приструнили, и они потом даже на гитаре поиграть, когда хотели, приходили к нам: «Отец, можно мы маленько поиграем?» – «Нельзя!». – «Да нет, мы ничего». А их предупредили и в следующем городе уже к ним патруль заходит: «Кто тут дебоширит из военных?» Другой раз ехал с зэками, так что они творили, сказать страшно. Сообщил в Омске, их начали ловить, один выскочил, а другого в туалете нашли и ссадили. Поехал «братка» в обратном направлении, добывать лес социализму.

Отвечаю всегда: «Да мы еще и не делали ничего». Главное – ввязаться в драку, а там видно будет, – говорил Наполеон. Конечно, если борешься за правду, а не за прихоти свои.

Иак.4:5 – «Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»Рим.10:19 – «Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным». Человек, слыша о ком-то преуспевающем, может воскликнуть: да я-то хуже всех, что ли? Рим.11:14 – «Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?» Нужно ревностно стремиться быть первым в оказании помощи другим. 1Кор.9:24 – «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить». 2Кор.7:7 – «И не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался». Нужно ли кому-то помочь – торопись первым быть. Расчитываетесь ли за коров, ты первый отдай, чтобы за тобой нигде ничего не было в ожидании, потому что твоя ревность, старание побуждают к тому же и других. Другие увидят, как ты стремишься к новопоселенцам, и они охотнее будут им помогать встать на ноги. 2Кор.9:2 – «Ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих».

 Кого стараешься обратить к Богу, спасти, то подражай Епафрасу. 2Кор.11:2 – «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою». Кол.4:13 – «Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе». И быть таким ревностным до конца свой жизни. Евр.6:11 – «Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца». Полезно учить страху Божию ревностью. Откр.3:19 – «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся». Максим Исповедник даже в тюрьме не покорялся, хотя уже и православные пошли вслед еретиков.

Феодор Студит, 11 ноября. Примеры для подражания.

Никита исповедник, 30 апреля. Не покорился еретикам даже тогда, когда к этому его призывали и православные архиереи.

В Ветхом Завете удивительную ревность о спасении народа Божия показал Гедеон. Ночью встал и срубил древо идольское.

Ревности нет.  Брешет собака; прихожу: «Марина, что же твой Бим так заливается, разве ты не слышишь?» – «Нет, не слышу». Она романы читает захватывающие и не слышит, что кобель три часа кроликов облаивает. Нет ревности по сохранению устава деревенского, значит и с поясами поплывете, и в другом полезет.

Книга Есфирь. Ветилую город спасти невозможно. Но вот ревность спасает от капитуляции. Ревность женщины Есфирь – героини спасет малодушных от позора.

Книга Руфь. Ревновала она о своей свекрови Ноемини и стала прабабкой Давида.

Ездра ревнует о чистоте брака и переполнил загсы бракоразводными делами. 1 книга Ездры.

Неемия ревнует о восстановлении храма и столицы Иерусалима. Исаия ревнует о свидетельстве людям. Ис.6:8 – «И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня». Сейчас бы Господь явился сюда и сказал: кого Мне послать в Кадниково, соседнее с нами село? Кто что в ответ будет говорить: у меня 14 коров, мне некогда. Другой: у меня 96 поросят, я не могу без жены, сна нет. Иной: у меня дом недостроенный, меня братья все бросили, один надрываюсь. Все попятились. Это и есть ревность по тому, чтобы ничего не делать. Но ведь и в те времена также люди жили, также облака кучерявились над ними, и также спать хотели, и свою выгоду неплохо бы иметь, как нашему Мише. А вот Исаия первый выскочил: «Меня, Господи, пошли». Кто-то его и осудить мог: в каждой бочке затычка, вылез, кто-то тебя не видел, плешивый патриот. Ис.6: 5 – «И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Читайте, подражайте этому живому пророку-Евангелисту.

Иисус Сирахов ревнует о мудрости, много путешествует и изучает, и достигает ее. Сир.51:18 – «Будучи еще юношею, прежде нежели пошел я странствовать, открыто искал я мудрости в молитве моей: пред храмом я молился о ней, и до конца буду искать ее; как бы от цвета зреющего винограда, сердце мое радуется о ней; нога моя шла прямым путем, я следил за нею от юности моей. Понемногу наклонял я ухо мое и принимал ее, и находил в ней много наставлений для себя: мне был успех в ней. Воздам славу Дающему мне мудрость. Я решился следовать ей, ревновал о добром, и не постыжусь».

Пророк Илия ревнует против двоедушия и умерщвляет 850 живых руководителей тогдашней КПСС. 3Цар.18:21,40 – «И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова… И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там». Маттафия с сыновьями ревнует о законе Божием. 1 Мак.2:19-27 – «И отвечал Маттафия, и сказал громким голосом: если и все народы в области царства царя послушают его и отступят каждый от богослужения отцов своих, и согласятся на повеления его, то я и сыновья мои и братья мои будем поступать по завету отцов наших. Помилуй нас Бог, чтобы оставить закон и постановления! Не послушаем мы слов царя, чтобы отступить нам от нашего богослужения вправо или влево. Когда перестал он говорить эти слова, подошел муж Иудеянин пред глазами всех, чтобы принести по повелению царя идольскую жертву на жертвеннике, который был в Модине. Увидев это, Маттафия возревновал, и затрепетала внутренность его, и воспламенилась ярость его по законе, и он, подбежав, убил его при жертвеннике. И в то же время убил мужа царского, принуждавшего приносить жертву, и разрушил жертвенник. И возревновал он по законе, как это сделал Финеес с Замврием, сыном Салома. И воскликнул Маттафия в городе громким голосом: всякий, кто ревнует по законе и стоит в завете, да идет вслед за мною!» Враги захватили власть в государстве и у них нашлись ренегаты из еврейского народа. Строго следили за тем, чтобы никто не был обрезан. 1Макк.1:54-63 – «В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг построили жертвенники, и перед дверями домов и на улицах совершали курения, и книги закона, какие находили, разрывали и сожигали огнем; у кого находили книгу завета и кто держался закона, того, по повелению царя, предавали смерти. С таким насилием поступали они с Израильтянами, приходившими каждый месяц в города. И в двадцать пятый день месяца, принося жертвы на жертвеннике, который был над алтарем, они, по данному повелению, убивали жен, обрезавших детей своих, а младенцев вешали за шеи их, домы их расхищали и совершавших над ними обрезание убивали. Но многие в Израиле остались твердыми и укрепились, чтобы не есть нечистого, и предпочли умереть, чтобы не оскверниться пищею и не поругать святаго завета, — и умирали».

1Макк.2:46 – «И небоязненно обрезывали необрезанных детей, сколько находили в пределах Израильских». Никола чудотворец заградил богохульные уста Ария. Митрополит Сергий (Страгородский) по ревности сохранить структуру церкви внешнюю, предал ее на растерзание врагу.

В школе изучают легенду о Данко. Он вырвал сердце, чтобы осветить тьму погибающим и вывел всех на свободу. Ревность его сердца пылающего о гибнущем народе. И мертвое оно никому не нужно, раздавили ногами. Святой Иероним Стридонский дал перевод на латинском языке, желая дать католикам понятное Священное Писание. Когда Голиаф поносил народ Божий, все прятались. Но только один Давид поревновал снять поношение с Израиля. 1Цар.17:43 – «И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкою [и с камнями]? разве я собака? [И сказал Давид: нет, но хуже собаки.] И проклял Филистимлянин Давида своими богами». Митрополит Иннокентий перевел Слово Божие на языки северных народов, даже есть какая-то народность – калоши.

Семей, сын Геры, страшно поносил свергнутого помазанника, Давида. Все молчали. И только один восстал на защиту царя. 2Цар.16:9 – «И сказал Авесса, сын Саруин, царю: зачем злословит этот мертвый пес господина моего царя? пойду я и сниму с него голову». Мать Тереза – албанка – спешит во все концы мира, чтобы оказать людям внимание – это делает ревность. Иоанн Креститель показал ревность о чистоте царя. С помощью Божьей поспешим восстановить попранную правду. Прем.1:9-10 – «Ибо будет испытание помыслов нечестивого, и слова его взойдут к Господу в обличение беззаконий его; потому что ухо ревности слышит все, и ропот не скроется».

       МАТЬ МАККАВЕЕВ

Иди, мой сын! Оставь боязнь!

Кто не погряз душой в соблазне

Тому ничто, ни смерть, ни казнь,

Тому не страшны муки казни!

       Да, смерть тем вовсе не страшна,

       Кто чист душой пред Иеговою —

       Лишь радость вечную она

       Приносит чистому душою...

Ты ж не с потупленным лицом

Предстанешь ныне пред Творцом:

Душа твоя кротка, тиха,

Не знает прелести греха,

       Мой сын любимый, сын последний!

       Пускай все муки ждут тебя,

       Но, Иегову возлюбя,

       Как умер старший брат и средний,

Умри и ты, дитя, теперь —

Без стонов жалких, без упрека

Умри, мой милый сын, и верь —

С тобой Всевидящее Око!..

       Оно мучителям отметит —

       Пошлет им свыше наказанье...

       Иди же, сын мой, на страданье,

       Иди, иди, котел кипит!

Прими последнее лобзанье

От той, кто жизнь дала тебе!..

Пусть я нища, пусть я убога,

Но все же славлю ныне Бога!

                                               Ал. Лавров  717

Hosted by uCoz