Смех

Том 9,стр. 298

tc "Смех"

Как нам нужно относиться к шутке,  к веселому настроению? Казалось бы, такое обычное дело, но как по-разному себя люди ведут. У одного рот не закрывается, «рот до ушей, хоть завязочки пришей»; а другой на всю жизнь нахмурился. Лица у таких, как старые кофейники, видать только один нос, опущенный книзу. Как правильно? Хохотать ли? Ибо за хмурость не дали никому медали. А героем социалистического труда сделали Аркадия Райкина, смехотворца на всю страну. За его несерьезное отношение к жизни как его уважать? А, может быть, он серьезно и относился и потому так высмеивал? Как Тарапунька  и Штепсель в своё время, или Жванецкий нынешний. Если человек никогда не засмеётся и это уже входит в пословицу, а другой смеется к месту и ни к месту, откинется  на спину, за сердце руками держится – такому палец покажи, он два дня будет рот скобкой вверх держать. Как же христианину поступать, чтобы и себя не погубить, и звание  своё соблюсти, и Бога не прогневить? Сказать, что смех не нужен совсем, нельзя - то для чего тогда эти мышцы рта, для чего существует улыбка уже и у младенца? Узнал он маму свою – и мы все этому радуемся. И когда описывают смерть святого, то пишут, что улыбка застыла на его лице. И когда смотрим «Камо грядеши», то Нерон дивился, что у мертвых улыбки на лице. Так точно и о гневе рассуждали уже. Гнев от Бога может быть, или  сами культивируем это, познакомившись с яростным духом зла? Иоанн Златоуст говорит, что человек, который не разбирается в этих вещах, мёыртв.

И гнев, и улыбка даны от Бога, и как этим воспользоваться? И поясняет, что и детородный член дан для размножения, хотя и называется срамным, но он наиболее всего и нужен, наиболее важен в нашем теле. 1Кор.12:24 – «И неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение». Втор.25:11 – «Когда дерутся между собою мужчины, и жена одного [из них] подойдет, чтобы  отнять мужа своего из рук бьющего его, и протянув руку свою, схватит его за срамный уд». Ни за один орган нет такого наказания; даже за бороду легче наказание. Но как ты этим органом воспользуешься, и куда он тебе путь укажет? Слово «смех», «насмеяться» встречается в Библии 40 раз. Слово «хохот» вообще отсутствует. Может, нам надо остановиться на том, что мы пришли в юдоль печали и плача на эту землю и со всяким смехом покончить раз и навсегда? Если земля вся до центра пропитана кровью. слезами и потом,  то стоит ли искать увеселения здесь? Может быть, в самом деле нам стоит только плакать и рыдать? А бедствия были и будут. Вот как  эти слова встречаются в Библии. Слово «плакать» - 365 раз (как будто на каждый день  свой плач). «Рыдание» – 70 раз. «Слёзы» –55 раз. «Стон» – 29 раз;  «смех, смеяться» – 81 раз (тут и «насмешка»); улыбка – 6 раз; «хохот» – отсутствует.

Когда на  Иова праведного и многострадального обрушились все муки, какие он и предположить не мог, он всё ещё вспоминает о днях веселья своего и чает их. Иов.8:21 – «Он еще наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием». Я впервые увидел эти слова, написанные на граните, на Ново-Девичьем кладбище,  как эпитафию на памятнике Н.В. Гоголя. Он умер в глубокой печали, а при жизни много смеялся.  И как умно нашли эти слова те, кто хоронил его. Будет время, когда  этот Николай Васильевич снова воссмеётся громким смехом и восплещет руками. Иногда человек смеётся,  а на сердце у него тяжело. Прит.14:13 - «И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль».  Только глубокий психолог может определить, действительно ли человек смеётся, или это артист и  так показывает себя перед народом. Смех бывает иногда при юморе. Нужно ли это в нашей многоскорбной жизни? Тем более сегодня была литургия и была  молитва о слезах и печали. Может ли быть у христианина ирония?

В слове Божием нет никакой двусмысленности и раздвоенности. Бог говорит нам самые серьёзные вещи и смеётся, посмевается, насмехается. Нигде не описано, каким был Христос от дня рождения до 12 лет, и с этого времени до тридцати, сколько раз Он падал и смеялся ли? Наказывали ли Его родители, делали Ему замечания  какие? Как Он плакал отчего-то? Иоан.11:35 – «Иисус прослезился». Он был именно Человек на земле и Бог. Он печалился о людях, Он жаждал и  уставал.  Мар.3:5 - «И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку:  протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая». Если Он с гневом воззрел, изгонял из храма бичом, то значит и мы можем это делать, ибо Он показал во всем нам пример? 1Пет.2:21 – «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам  пример, дабы мы шли по следам Его».  Человек, который не гневается, это просто тряпка. Гнев дан на то, чтобы направить его во внутрь себя – это есть самообличение, самоукорение, ведущие к покаянию. Гнев  против ересей. Не думаю, что Никола Чудотворец по щеке Ария погладил; он брязгнул его по зубам. И в Новом Завете мы про такую ревность читаем неоднократно. Нестор убил Лия богатыря по благословению Димитрия Солунского. Погиб Голиаф от рук уже христианина юноши. Премудрый Соломон, испытав всё, хорошее и плохое, притом не как волна накатит и что жизнь даст, брал, но умышленно ставил перед собой задачу всё испытать и исследовать всё, что людям более всего нравится, то и начал делать: выпить, погулять, заняться стройками и прочее. Но услада и через женщин не принесла счастья. Но Еккл.7:26 – «И нашел я, что горче смерти женщина, потому что она — сеть, и сердце ее —  силки, руки ее — оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею». Сир.42:14 - «Лучше злой мужчина, нежели ласковая женщина, — женщина, которая стыдит до  поношения».  Еккл.7:28 - «Чего еще искала душа моя, и я не нашел? — Мужчину одного из тысячи я нашел, а женщину между всеми ими не нашел». Всё испытал. Еккл.2:2 – «О смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?»».  Еккл.7:3 «Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше».  Еккл.7:6 - «Потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это — суета!»   Хлопают в ладоши. Как похожи эти звуки на треск хвороста. Сир.20:17 - «Как часто и сколь многие будут насмехаться над ним!» Сир.21:23 - «Глупый в смехе возвышает голос свой, а муж благоразумный едва тихо улыбнется». Сир.27:13 – «Беседа глупых отвратительна, и смех их — в забаве грехом». Мы не говорим, что смех – всегда глупость, и глупость - всегда смех.  Но Соломон нашёл закон. Еккл.3:12 - «Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни Своей».  Еккл.3:22 – «Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими:  потому что это — доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?»  Это он нашел для себя,  а не совет для нас. Это не Бог говорит, а жизненное кредо Соломона. Но о мудрости не написано, что она есть глупость. Лучше всего время проводить хочешь? Ходи по больным,  где покойники, где кладбища, судебные заседания, казни.  Ты заботишься о душе. Иак.4:9 –«Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в  печаль». Еф.5:4 – «Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив,  благодарение».        

    Растолковывая это место, Иоанн Златоуст говорит,  что смехотворство ведёт к убийству. Задел человека,  а человек обидчивый, неверующий, он воспринял это как кровную обиду, а ты даже этого и не заметил и не узнал, думаешь, что ничего и не было. Он в ответ, а ты доказываешь ещё большее про него; и обида и гнев в нём уже закрепляются. Он понял, что у тебя то было не случайное, и он уже тянется за ножом. Каждый взрыв смеха оканчивается потом взрывом слезным. Когда-то в Колизее на стон узников Христовых Рим разражался смехом; но разрушение этой гордыни пришло и вопль радости раздался под небесами. Нигде не написано, смеялся ли Христос, но я не думаю, что Он никогда не улыбался. Иов.29:24 – «Бывало, улыбнусь им — они не верят; и света лица моего они не помрачали». Дан.14:7 - «Даниил, улыбнувшись, сказал: не обманывайся, царь; ибо он внутри глина, а снаружи  медь, и никогда ни ел, ни пил». Сир.21:23 - «Глупый в смехе возвышает голос свой, а муж благоразумный едва тихо улыбнется». Христос был благоразумный, и как же Ему было и не улыбнуться на лоне природы? На всё смотря, что окружало Его, Он бы только плакал? Если бы всё написать, как жили святые до самой смерти, то там были и веселые минуты, и смех, и улыбки. У нас были в общине такие,  кто громко гоготал, раскатисто хохотал. Это не положено христианину. Иоанн Златоуст говорит: «ты не боишься, что в  смехе так широко раскрываешь рот, что в тебя тут же заскочит сатана».  Вокруг бесы летают. 1Пет.5:8 – «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий  лев, ища, кого поглотить».

  Представьте  мысли тех людей, которые были сбрасываемы в львиный ров, где никуда нельзя спрятаться, когда он видит вокруг себя черепа и рёбра человеческие. И к нему, рыча, идёт лев. Если бы открылись наши духовные очи, то мы увидели бы картину более страшную, что лютые враги, страшные и  безобразные, строят нам козни на каждом шагу, и Ангел отклоняет эти стрелы своими крыльями. Пс.90:4 - «Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и  ограждение — истина Его».

Вокруг нас гудит та нечисть слева и справа, и  за ушами и за спиной, и пред глазами их легионы, и строят наваждения и воспоминания о грехах любимых и сладких, и не когда-то, а на молитве более всего. И люди неверующие – это их слуги, и это твои бывшие друзья. И они служат чреву и диаволу – своему хозяину. Но так интересно и весело им новый год встречать. И ты, чадо Божие, овечка Божия,  творение Божие, идёшь туда? Сир.27:13 – «Беседа глупых отвратительна, и смех их — в забаве грехом». Как хохочут и как проигрывают сокровища свои и насмехаются над невинностью. И им ничего не нужно, но злодейство в руках их дымится день и ночь. Проигрывают, режут людей ни за что, а просто так. Когда рушили храмы, падали колокола, то какие вопли насмешек неслись к небесам! Но для всех Бог приготовил уже 37-ой год и 41-ый. Какими слезами будут отмывать свои поступки, и придут ли ещё к осознанию этого и к покаянию? Пришёл день, и на них сгустилась тьма, и пошли в подвалы Лубянки.

  У некоторых народов люди погибают и так запросто, ни за что; и задают вопрос: за что? А ты не знаешь, что у них уже вся эта программа подстроена. Ты приехал в Алжир, а там свои экстремисты, и спрашивают: «скажи, ты верующий?» Если ты христианин, то и не видишь в этом никакого подвоха: «да,  верю!» – «А как ты считаешь, Магомет – это  добрый человек или нет?»  Ты ещё не знаешь, что за этим уже маячит смерть, и начинаешь думать, что ответить.  - «Может, и добрый». – «А был ли он посланником Божиим или нет? Сколько же было Апостолов у Бога?» – «Двенадцать».  – «А где же Магомет?»  За этим еще одно слово, и ты кинжал уже получил. И тебя через посольство будут вывозить за большие деньги оттуда в гробу. За что? Вот недавно советские туристы там так и погибли. А эти сорванцы,  как наши их называют, они уже дома распивают прохладительные напитки и благодарят Аллаха, что неверных так легко убивать, как чесоточных овец. Четверых сразу и  зарезали.  Если ты туда поехал сегодня, то ты поехал со смертным приговором в руках. И едешь, широко рот разеваешь, что всё так удачно - и визу открыли, и паспорт заграничный тебе дали легко. На кладбище.

   Не смеяться неприлично, а смехотворствовать, травить смешные анекдоты, чтобы расслабить  натуру человеческую. Задача – смешить людей. Хохму творить, быть душой общества. Писать эпиграммы, как Рылеев.      3Ездр.2:21 – «О расслабленном и немощном попекись, над хромым не смейся, безрукого защити, и слепого приведи к видению света Моего». Этому учить надо, чтобы  за глаза не насмехались и не перемигивались шутники. Этого хватает везде ныне. Сир.30:10 – «Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами своими». А у тебя в доме этот человек, который смеётся над святостью, над церковью, над уставом общины, над уставом лагеря. В строгости воспитывай детей, чтобы потом они тебя уважали и почитали и не насмехались над твоими сединами. Сир.7:26 – «Есть у тебя дочери? имей попечение о теле их и не показывай им веселого лица  твоего». Как только жена сообщила, что дочь появилась в семье, так и потеряй  прежние фотокарточки, где ты с раскрытым в смехе ртом.

Христианину не запрещено весело проводить время, когда радость его не в смехе, а в радости внутренней, когда всё в Боге. Сир.13:32 – «Признак сердца в счастье — лицо веселое, а изобретение притчей соединено с  напряженным размышлением». Когда муж и жена живут в согласии,  то радость продляет годы жизни с доброй женой. Сир.26:4 - «С нею у богатого и бедного — сердце довольное и лице во всякое время весёлое». Сир.36:24 - «Красота жены веселит лице и всего вожделеннее для мужа».

 Если же пробиваешь себе дорогу к небу, то делай это доброхотно и с настроением. Матф.6:17 – «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое». Сир.35:8 - «При всяком даре имей лицо весёлое и в радости посвящай десятину». У Сарры не было детей и в старости её ей было обещано, что ребенок у неё всё же родится и она будет кормить его своей грудью. Она со смехом восприняла такое  предсказание Ангелов, и когда чадо родилось, то она и назвала его «смех» то есть Исаак. Быт.21:6 – «И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется». Из сухого рва произросло такое могучее дерево, от которого теперь миллионы людей. Но тогда  его брат донимал его насмешками, закрепляя его имя. Быт.21:9 – «И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над ее сыном, Исааком]».  Есть люди маниакально обидчивые. И даже чуть только им показалось, что кто-то усмехнулся, глядя на него, то наутро этого человека находили уже мёртвым. К смеху же мы должны относиться легко или безразлично. Быть превыше этого. Молодой человек, поступивший в ученики  подвижнику, спросил, как же ему теперь реагировать на насмешки и похвалы от людей? Тот послал его на кладбище и сказал: ругай того, кто под землей лежит как  хочешь». Тот молчит. «Теперь хвали». Что только можешь, предскажи ему. Но и тогда покойничек скромно молчал. «Вот так и ты веди себя, умри для похвал и для поношений. Добро и зло приемли равнодушно и не оспаривай глупца».  Где-то и  за что-то человек может и не расчитаться. Но если кто-то решил поиметь удовольствие от общения с женщиной, то расчёт должен быть немедленно произведеён. И какой позор, если он не отдаст плату за эту её работу. И платят большие деньги: ты взял так много и так мало дал. И даже те, кто в родословной Христа, такого же мнения были.

У Иуды умерла жена и он жил один. Но тут на пути встретилась женщина-путана и он спутался, вошел к ней, а расчёт прислал  чуть попозже, но её уже не нашли. Быт.38:23 –«Иуда сказал: пусть она возьмёт себе, чтобы только не стали над нами смеяться;  вот, я посылал этого козлёнка, но ты не нашел её». Боялись смеха не за то, что он впал сам в грех, а что за грех не расчитался. Боялся, чтобы над ним не стали смеяться,  что он какую-то великую ценность присвоил и не расчитался. А вот теперь мнение о нём у людей,  как о порядочном человеке, о состоятельном, которому такие удовольствия вполне по карману.

Когда мы только начали восстанавливать Потеряевку, то сколько было насмешек, что ничего тут не получится, и нас на год не хватит, и что тут за фермера. Неем.2:19 – «Услышав это, … смеялись над нами и с презрением говорили: что это за дело, которое вы  делаете? уже не думаете ли возмутиться против царя?». Но вот мы и никудышные фермера, а живы. А там сколько уже сгорело от пьянки. Сколько задавилось, сколько посадили за небогоугодные дела. Им гасит государство долги и списывает миллионы. А здесь ни рубля и ни разу. Да разве же это по-совести,  разве это на равных?  Пруды - за свой счёт. Школу -за свой счёт. Разве они дом культуры за свой счёт строят? А мы храм  и всё к нему за свой счет строили. Иов.30:1 «А ныне смеются надо мною младшие меня летами, те, которых отцов я не  согласился бы поместить с псами стад моих». На улице горит свет и это мы за свой счет, и столбы – сколько, всё с проводами стоит? Доставали и  сами же своим трудом делали это. Где же так делается еще?  Но над теми людьми никто не смеётся, а над нами они смеются. И поносят нас. А они живут и беднее и хуже нас, и скверны у них больше. Иов.22:19 – «Видели праведники и радовались, и непорочный смеялся им». Пс.13:6 –«Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его». Пс.51:8 – «Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним». Прит.14:9 – «Глупые смеются над грехом, а посреди праведных — благоволение».

 Иногда идёшь по улице и малые дети кричат на тебя, обзывают и такая обида подступает. 4Цар.2:23-24 - «И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города  и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый!  Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка».  На самом деле он и был плешивый, и вроде ничего тут обидного и не было. Но какая трагедия разыгралась после этого. Как приходили люди, как подбирали своих чад - где голова, где кишки, где  языки.   Два людоеда выскочили и разорвали этих насмешников. Самое тяжёлое посмеяние – это от детей. Хамский грех; когда Ной проклял Ханаана, появился чёрный континент. Что особенного? Если смешно, что старик разделся и лежит, как артист, голый и руки по сторонам. Да отодрать бы ещё можно было мальчишку. Но проклясть на 50 веков вперёд? Это уж слишком! Но Бог утвердил этот приговор старика. Вот так  смех над духовным отцом - он делает этих насмешников чёрными, и они похожи на эфиопов. Прит.30:17 - «Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери,  выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные!».

 Береги своих детей. воспитывай  в строгости,  научи сына почтению к себе, к священнику, к учителю. Самое главное сегодня – надеть узду на  детей. И  об этом должны думать в первую очередь родители, как и закон гласит. Думаю о местной школе. Если нет духовного состояния у родителей, то смысла  в том, что есть школа – не вижу, и она должна закончиться - годом раньше, годом позже. Дети неразвитые и им духовное  не нужно. Так какой же смысл было ехать сюда? В лагере у нас из-под контроля ситуация никогда не выходила, хотя было время, когда находилось  110 человек сразу. И главное – это молитва и всегда занятия по Слову Божию. И всегда  дисциплина и устав были  в почтении. Первые две недели ещё наказываешь, а потом  наказания почти и нет, а для острастки ещё строжиться нужно иногда, если родители не смотрят, как их дети относятся к Божественному. Тогда  учитель не сможет довести до нужной кондиции. Родители должны строжайше взыскивать за все  дерзости  ученика,  и все замечания учителя нужно дома обсуждать и выполнять. Школа есть наиважнейший труд для ребенка. Не давай ему есть; что хочешь делай, но сломай этот стереотип вольности  и непокорства. Иначе его будут убивать в милиции,  в лагере для заключенных,  в армии. Давай ему первые и чёткие  границы закона Божественного и государственного. Как же так – уже в третьем классе и не умеет читать? Разве родители не видят этого? Раньше, если человек четыре класса оканчивал, это уже мог быть волостным писарем. Просмеялись! Пробегали и теперь пожинаем слёзы.  Прит.29:17 – «Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей». Прит.1:33 - «А слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла»».  Нужно учиться смеяться над атеизмом. И когда представится возможность разговаривать с бывшими коммунистами, то покажите им,  что они посеяли в стране, к какой мерзости столкнули людей. Высмеять нужно все их  учения, обещания и дела. Посмотрите фильм «И опять окаянные дни  в России». Более чудовищной, более циничной, более омерзительной власти мир не знал. Им нужно полный счёт представить за уничтожение нации; а они ещё хорохорятся и решают, кому из нас ходить на свободе. Иер.15:17 - «Не сидел я в собрании смеющихся и не веселился: под тяготеющею на мне рукою  Твоею я сидел одиноко, ибо Ты исполнил меня негодования». В Евангелии даётся полный  расклад, что будет с теми, кто ныне в веселии пребывает. Лук.6:25 – «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо  восплачете и возрыдаете». В этой жизни они ничего не поняли и над всем смеялись, издевались. Пс.72:8 – «Над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока». 

Когда читаешь жития святых, то там всегда  показывается, как святые в открытую смеялись над бесами и  демоны в ужас  приходили от этого смеха. Пока это не читаешь в житиях, то думаешь, что бесы – это как бы отвлечённое понятие зла. Но эти существа капризные,  завистливые, обидчивые. С претензиями. Трепещут смеха

16 января. Спевсипп. Мы решили посмеяться над вашим безумием, сказали мученики правителю.

6 марта. Конон сын. Смеялся, что мучители так плохо разожгли котёл, что он не может в нём согреться.

10 марта. Кодрат. Его мучают, а он говорит: ложе это мягче ваших ожесточенных сердец.

11 марта. Пионий. Мучают Савину. Но она улыбнулась. Судья: «досмеёшься, вот отведут тебя в дом блуда».

16 апреля. Агапия. Игемон Дулкиций сажей вымазался в поварне, когда его бес мучил. Смеялись все.

3 мая. Мавра. Игемону: «возьми у отца моего вязанку дров».

11 июня. Варнава. Савл подсмеивался над ним до своего обращения.

15 июня. Вит. Уже в кипящем котле он смеётся над мучителями: «мыло надлежало бы принести».

18 июня. Памва. Известно было людям и бесам, что он никогда не улыбался. Бесы поставили задачу: во что бы то ни стало рассмешить этого авву. И вот они целой бесовской толпой тянут на веревке одну пушинку и кричат перед Памвой: «помогите, помогите! так тяжело!» И он улыбнулся. Они радостно кричат: «рассмешили, рассмешили». Он же сказал: «я смеюсь над вашим бессилием, одну единственную пушинку целой толпой не можете утащить». И бесы с горем исчезли.

21 июля. Симеон юродивый. Нищим он говорил: «хотите, я вас рассмешу?» Еврей работал со склянками, наливая в них снадобье. Он перекрестил, и склянки все разлетелись.

23 июля. Апполинарий. Смеялся над идолами. Сколько серебра на них потратили, скольких можно было бы накормить за это серебро.

10 августа. Лаврентий. «Вы испекли уже одну сторону мне, поверните на другую. Ту уже можно есть».

1 сентября. Киприан Киевский. Научал воздерживаться от смехотворства.

19 сентября. Савватий. Поносил богов и смеялся над ними.

12 октября. Мартин милостивый. Смеющимся, гневающимся не видели его.

1 ноября. Филипп Андорский. Никогда не смеялся.

11 ноября. Викентий. Мучим будучи, смеялся над мучителями. Матф.27:29 - «И, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку  трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!». Такие солидные люди, и как несерьёзно вели себя по отношению узника. Но хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. Последний Победитель будет издавать торжествующий глас, как шум вод многих. Лук.23:35 – «И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря:  других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий».

Все люди будут отвечать за всё, что сделали в жизни. Но люди смеются над этими словами верующих. Деян.17:32 – «Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом  послушаем тебя в другое время». Даже над Духом Святым смеялись невежды. Деян.2:13 - «А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина». Когда у человека горе, то постарайся понять его и посочувствовать ему. Рим.12:15 - «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими». Сир.7:11 – «Не насмехайся над человеком, находящимся в горести души его; ибо есть Смиряющий и Возвышающий». Сир.13:8-9 – «Своими угощениями он будет пристыжать тебя, доколе, два или три раза ограбив  тебя, не насмеется наконец над тобою. Будь осторожен и весьма внимателен, ибо ты ходишь с падением твоим».

   Дружбу с кем заводить? Ты сам смотри и советуйся с умными и знающими людей. Иначе у тебя будут брать без отдачи и ещё надсмеются, что ты  такой простофиля. Знаю, что есть и тут уже люди, которые говорили: «ну что тут я нашёл, зачем приехал? Тут такие люди, что каждый на себя одеяло тянет. Я им добро делаю, а они против меня даже что-то говорили». О таких людях Писание предупреждает, что они сами себя выставили на поругание этими словами. Сир.20: 16-17 – «Глупый говорит: «нет у меня друга, и нет благодарности за мои благодеяния. Съедающие хлеб мой льстивы языком».  Как часто и сколь многие будут насмехаться над ним!»  Жил и жил  в обществе верующих и никто не приходил к тебе, не приобрел себе  друзей. Если вы друг к другу приходите и советуетесь, в гости, обедаете вместе и вечера проводят вместе, то  это не о родственниках только говорится. А у  этого человека всё на взводе, что вокруг него такие только здесь, кто недостаточен, чтобы с ним водить дружбу. Он так и объясняет это. Сир.33:6Насмешливый друг то же, что ярый конь, который под всяким седоком ржёт». «Иногда человек насмехается не словами, а знаками, подмигивает, и это тоже не приближает тебя к другим. Кто делает не искренно, а только для самоутешения себя или на показ, то это вызывает смех. Сир.34:18 - «Кто приносит жертву от неправедного стяжания, того приношение насмешливое, и  дары беззаконных неблагоугодны». Наворовал,  а теперь в храм на свечку принёс три рубля.  Пс.34:16 - «С  лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими». Смешинка в рот попала. Смех без причины – признак дурачины.  Смех и  грех – пустосмешие. Если уж начал здесь строиться, то до конца ты должен всё довести. Лук.14:29 – «Дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали  смеяться над ним».

Как относиться к юмору? Я уже напоминал о путешественнике Бушуеве из С-Петербурга до Владивостока; и когда его спросили: какое Ваше качество в характере помогло Вам более всего?

 Он ответил: «Юмор. И арестовывали не раз дорогой, но юмор помог сгладить все углы». А если бы по-старообрядчески надулся, то так и  сидел бы до Нового переворота.  Юмором обладал даже самый грозный пророк Илия, любимец старообрядцев. Вааловы жрецы уже проиграли в этом марафоне, но продолжали  «трудиться», чтобы низвести огонь с неба. 3Цар.18:27-28 – «В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо  он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит,  так он проснется! И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению  ножами и копьями, так что кровь лилась по ним». Как умно «поддевал» их Илия. И святые умели надсмеяться над язычниками и над злом. И если Ленин живее всех живых, этот труп смердящий, то какие же эти ходячие  мертвецы и разбойники-коммунисты? Есть люди, которые любят шептать  за углами, и поднимают на смех. Сир.8:5 – «Не шути с невеждою, чтобы не подверглись бесчестию твои предки». Сир.13:14 - «Не дозволяй себе говорить с ним, как с равным тебе, и не верь слишком многим  словам его; ибо долгим разговором он будет искушать тебя и, как бы шутя, изведывать тебя». Прит.26:18-19 - «Как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть,  так — человек, который коварно вредит другу своему и потом говорит: «я только  пошутил»».  Сейчас многим трудно в стране. Но юмор, шутки так и сыплются в газетах и везде. Это говорит о том, что жизнь ещё есть. Всё это - наличие жизненной энергии,  самосохраняющей человека в беде. Где нет шутки вообще,   нет юмора вообще, нет разрядки – там только гниение и злоба, и осуждение всех и  вся; и обида на всех и ревность ко всем.

Бог Сам посмеивается. Иер.19:8 - «И сделаю город сей ужасом и посмеянием; каждый, проходящий через него, изумится и посвищет, смотря на все язвы его». Часто надо мной смеялись, что я верующий, и говорили: «какую бы пользу принести могли, если бы были с нами.  А так вы бродите по болоту религиозному». Иер.20:8 - «Ибо лишь только начну говорить я, — кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние». Сейчас мы свободны. Но всегда ли так будет? Не снова ли готово уже гонение? Иер.24:9 - «И отдам их на озлобление и на злострадание во всех царствах земных, в поругание, в  притчу, в посмеяние и проклятие во всех местах, куда Я изгоню их».

    Иногда  обстановка крайне напряжённая; но одно слово – и разрядка наступила сразу же. Насмешник же легко превращается в циника. И как мне удалось узнать, эти люди - самые непригодные для Евангельского труда. Они надо всем смеются. Пс.72:8 - «Над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока». Из всех отступников самым безнадежным был Старков Слава, его цинизм, насмешка. У него беспокаянное состояние.  298

Hosted by uCoz