Времена. Не опоздать!

том 3,стр. 509tc "Времена. Не опоздать!»"

Если мы будем всё знать о времени, но будем опаздывать, смысла тогда нет в наших знаниях. Это тогда будет для тех, за что будем биты. Лк.12:47-48 – «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут». Сразу скажем, что тема времени – это тайная тема, которую никто и никогда освятить не мог. Когда я впервые встретил это выражение у Рагозина П.И., задумался и не согласился: как же так, время есть, часы идут, всё понятно. Тут и объяснять-то кажется нечего. Оказывается, что слово «время» вообще не объяснено. И никто в мире не знает, что такое время. Смысл в том, что никто не знает, когда оно появилось. Если материалисты говорят, что всё произошло в определенный       промежуток времени, то мы спросим: в какой? Они говорят: человек возник 700 миллионов лет назад, из букашки – таракашка, из карася – порося, и опять в гуся, и так дошло до человека. Путем эволюции. Допустим, что это было. Но тогда вопрос остается еще таинственнее: а что же было десять миллиардов лет тому назад? Вся наша галактика, все миллиарды звезд были сжаты, коллапс давил их. В таком состоянии, что всё нужно было бы рассматривать в микроскоп, потом отчего-то произошел взрыв, и из этого из всего разлетелись миллиарды светил. В общем-то это и не противоречит Священному Писанию; Бог произвел, правда, не из молекулы, но из ничего, а это еще более таинственно. А что же до этого было? Интересно же знать, что же дальше за этими миллиардами световых лет? Бесконечность, как это? Пусть идут миллиарды тысячелетий, а потом что-то же будет? Что же говорит Библия? Что было до нас и что будет после нас? Вся история мира имеет временной отрезок времени. До этого – доисторическая вечность, потом – вот эта наша история и потом – послеисторическая вечность, когда закончится мир. Быт.1:1 – «В начале сотворил Бог небо и землю».

Мрк.10:6 – «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их» Библия же говорит, что отношение к времени изменится. Откр.10:6 – «И клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет».

Время и пространство ужасают человека. День, два, год, миллиард. А где-то конец будет? – Никогда. Я в детстве слышал выражение, будто бы Бог сказал: «Терплю до конца, а буду мучить без конца». Это меня удерживало от преступлений и от грехов. Если в самый момент преступления я умру – то где я буду? Вот это было крепкой уздой, которая не позволила впасть в ту яму, из которой не возвращаются. Господь позволил найти Евангелие.

И вот, рассматривая Евангелие, жития святых, я пытался через некоторые слова определить хотя бы приблизительно, как нам пользоваться этим непонятным временем, а самое главное – жизнью, а самое главное – своею жизнью. В этом назначение понятия времени. Пользы никакой не будет, если мы разрешим вопрос философски, по теории относительности Эйнштейна, а не поймем того, что касается нас лично. В моей жизни главное значение времени – не опоздать. Мы опаздываем всюду. Как это выглядит? Почему мы не должны медлить? Как Бог на это смотрит? Я начал со слова «вечность» и до «мгновения», и вижу, что тема расплывается до бесконечности.

Отсчет нашего времени начинается с момента творения, как говорит об этом Библия. Бытие говорит: «В начале сотворил Бог небо и землю». Отсюда начинается отсчет дней. Быт.1:5 – «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один». Слово «день» появляется в первых стихах Библии. Вначале сотворил Бог, и сразу сказал «день». Смысл, который вкладывал Моисей в это слово, мы не знаем. Такие знатоки Священного Писания как епископ Михаил (Семенов), считают, что это определенный геологический период, допустим, семьсот миллионов лет. Тогда всё сходится, откуда взялся каменный уголь, происхождение нефти, образование гор и вулканов. Понимать этот день как 24 часа – так никто не понимает. Современные исследования радиоактивные, изотопные показывают, что срок жизни земли не 7500 лет, но намного больше. Что это – за миллионы лет. А по Библии это так не получается. Значит, действительно, у Бога один день, как тысяча лет. У Василия Великого написана целая книга, называется «Шестоднев». Она особенно популярна у старообрядцев.

Чем заканчивается история мира? Откр.21:25 – «Ворота не будут запираться днем, а ночи не будет».

Слово «день» зафиксировано в Библии 2562 раза; «время» в Библии встречается 949 раз. Это значит, что Бог непрерывно нам напоминает ценить день сегодняшний. Слово «ныне» – 466 раз и слово «сегодня» – 133 раза. Евр.3:15 – «Доколе говорится: “ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота”».

Священное Писание говорит: Прит.27:1 – «Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день». Иак.4:13-17 – «Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль», вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех. Написано: вы, которые не знаете, что будет завтра – тщеславитесь, а такое тщеславие – грех».

Что такое время, нам объясняет отчасти блаженный Августин. Он говорит: прошедшие минута, день, год – уже не твои. Будущее – еще не твое. Оно еще неизвестно – придет ли к нам будущее. Оно еще неизвестно – будем ли мы жить в этом доме, может быть, здесь будет жить какая-нибудь другая нация, а может быть земли уже не будет, ее сожгут. Нам принадлежит только настоящее мгновение, не принадлежит даже секунды, а только мгновение, в котором мы сейчас ощущаем свое бытие. Какой вывод?

Пс.89:12 – «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое». 89 псалом как будто никто и не видел, хотя 90 читают постоянно. Так и пятидесятый все читают несколько раз в день, а сорок девятого как будто и нет. А сорок девятый говорит как раз о временности нашей жизни, и о том, как и с кем нам заводить дружбу в этом мире. И 89 и 49  – оба говорят о времени как будто специально для нас, и самое злободневное затрагивают.

Слово «час» – что об этом говорит Библия? 81 раз встречается это слово в Библии. Впервые это слово прозвучало за шестьсот лет до Христа, как будто день и ночь делили на какие-то другие отрезки. Дан.4:16 – «Тогда Даниил, которому имя Валтасар, около часа пробыл в изумлении, и мысли его смущали его. Царь начал говорить и сказал: Валтасар! да не смущает тебя этот сон и значение его. Валтасар отвечал и сказал: господин мой! твоим бы ненавистникам этот сон, и врагам твоим значение его!» И заканчивается: Откр.18:9-10 – «И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее, стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой». (Внезапность и стремительность гибели города обольстителя. Понимаем, что речь идет о Москве). Во времена Христа день делился уже на двенадцать часов, а до Христа – мы сказать не можем, данных у нас нет. Иоан.11:9-10 – «Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним». 3Ездр.4:34-36 – «Итак взвесь на весах и наши беззакония и дела живущих на земле, и нигде не найдется имя Твое, как только у Израиля. Когда не грешили пред Тобою живущие на земле? или какой народ так сохранил заповеди Твои? Между сими хотя по именам найдешь хранящих заповеди Твои, а у других народов не найдешь». 3Ездр.4:48-50 – «И я стал, и увидел: вот горящая печь проходит передо мною; и когда пламя прошло, я увидел: остался дым. После сего прошло предо мною облако, наполненное водою, и пролился из него сильный дождь; но как скоро стремительность дождя остановилась, остались капли. Тогда он сказал мне: размышляй себе: как дождь более капель, а огонь больше дыма, так мера прошедшего превысила, а остались капли и дым». Ни одного часа больше назначенного жизнь на земле не продлится. Запоминайте и заучивайте.

Минута – есть ли что об этом в Библии? Только три раза, и говорят о внезапности прихода Бога и гибели от Него. Исх.33:5 – «Ибо Господь сказал Моисею: скажи сынам Израилевым: вы народ жестоковыйный; если Я пойду среди вас, то в одну минуту истреблю вас; итак снимите с себя украшения свои; Я посмотрю, что Мне делать с вами». Иез.26:16 – «И сойдут все князья моря с престолов своих, и сложат с себя мантии свои, и снимут с себя узорчатые одежды свои, облекутся в трепет, сядут на землю, и ежеминутно будут содрогаться и изумляться о тебе». Иез.32:10 – «И приведу тобою в ужас многие народы, и цари их содрогнутся о тебе в страхе, когда мечом Моим потрясу перед лицем их, и поминутно будут трепетать каждый за душу свою в день падения твоего».

 И об украшениях говорится здесь же – Богу это всё настолько противно, что он истребит вас вместе с вашими сережками, дырявые уши ваши. И: 3Ездр.16:39-40 – «Как у беременной женщины, когда в девятый месяц настанет ей пора родить сына, часа за два или за три до рождения, боли охватывают чрево ее и, при выходе младенца из чрева, не замедлят ни на одну минуту: так не замедлят прийти на землю бедствия, и люди того времени восстенают; боли охватят их». Скажите, женщины, которые рожали, можете вы так натренироваться, чтобы сказать мужу: «Ты иди на работу, а я пока не буду рожать, подожду тебя»? Никак. Ну один-то день могла бы подождать, раз ждала девять месяцев? А Ездра и говорит, что при выходе младенец не замедлит ни на одну минуту. Ни врач, никто не может сказать: прекрати это; всё, уже воля твоя переходит туда, передается младенцу во чреве, он начинает руководить нижними дверями. И он говорит: «Всё, мне пора выходить, открывайте двери». И ничего ты не сделаешь. Волю твою, часы твои, всё берет на себя еще не рожденный и включает свои часы, и говорит: «Всё, моё время кончилось, я выхожу». Что интересно, когда человек попадает в заключение по закону, то он попадает под часы государственной юстиции. И вот если сказали, что его освободить к двум часам, а за ним какие-то долги, он сидит в карцере, то нельзя вообразить, что там делается, как действует закон. Я работал на производстве, это называется промзона. Мне дали легкую работу (я числился туберкулезным, хотя еще и не  заразился, но потемнение в бронхах было) – рукавички выворачивать. И вдруг посыльный прибегает: «Бегом за мной!» – «Как бегом, бегом не бегают здесь». – «Я сказал, бегом беги!» Я побежал, разговаривать не будешь, иначе палка сзади. Прибегаю, а они: «Срочно давайте всё, что его есть. Быстренько собирай свои вещи». – «А в чем дело?» – «Время без двадцати минут два, а Москва дала указание, что к двум часам должен быть на свободе». А я еще ничего не знаю: «А я еще не обедал!» – «Ничего не знаем!» Кто-то меня под руки тащит, кто-то пытается проверять мои вещи. Офицеры вокруг меня, окружили, но те, кому я поручен, отталкивают всех: «Никто не приближайтесь к нему, скорей его за зону в два часа, не дай, Бог, кто-то в Москву сообщит». Свобода!!! И никаких разговоров ни начальник, никто не имеет права вести. Всё! Все передо мной только расступаются, ворота раскрываются, и я на свободе! Начальник смотрит – без пяти два: «Вы свободны, а теперь решайте свои проблемы, в зону если проникнуть вам надо, пишите заявление». И это абсолютно везде так. Допустим, человеку дают обвинительное заключение, он полтора года сидел, ждал, пока дело его расследуется. Наконец, дело расследовали, всё это следователь написал, и получилось сто пятьдесят страниц. Трое суток дается тебе на чтение, в чем тебя обвиняют, в чем подозревают, ты можешь там на суде оправдываться. В суд привезли, судья спрашивает: «Обвинительное выдали?» – «Выдали». Трое суток прошло, и суд начинается в десять утра: «А мне выдали только в пять вечера!» Всё, тогда его увозят назад, ждут пока машина придет из КПЗ, опять везут его в тюрьму, чтоб эти часы прошли – ровно трое суток должно пройти, иначе суд не может начаться. Даже если он прочитал, знает наизусть свое дело – нет, закон гласит так. И в этом есть смысл. Я долго думал, что это такое, почему это так? Наступило время, открывай двери – говорит Ездра – женщина, можешь ты удержать младенца хоть на одну минуту? Ездра говорит: «не может». А вы будете спорить?

У каждого назначен день выхода из этой жизни. Ни на час никто не может задержать его. Бог может. Приходит врач к Василию Великому, еврей. Ходил, смотрел, обследовал. Доктор медицинских наук, профессор – все звания. И он уже тысячи человек на руках своих держал умирающих. И говорит: «Ты должен умереть через полтора часа». А Василий Великий говорит: «Ты еще должен к Богу обратиться, я тебя должен крестить и только тогда умереть». – «Вот если через полтора часа не умрешь, тогда обращусь». Два часа проходит, а Василий – недвижимый, парализованный и говорит: «Видишь, я не умер». Он говорит: «Верю». Тогда Василий Великий встает с постели, одевает ризу и говорит: «Пошли в храм, я должен сначала тебя крестить». Окрестил, – а это продолжалось не час не два, а до шести часов, – простил, вернулся и говорит: «Теперь можно и помирать». Лёг, вытянул ноги, руки сложил: «До свидания» – и умер. Святые это могут. Так это было у Марка Гробокопателя в пещере. В киевских пещерах он рыл могилы. Пришло время хоронить одного монаха, а у него могила не была готова. Братия пришла и стала на него ругаться. Тогда он подошел к покойнику и говорит: «Брат Афанасий, из-за тебя на меня нападают, ты бы не умирал еще». Тот глаза открыл, лежит, воскрес и не умирает. Братия опешили, смотрят – он лежит, глазами моргает. Копает день, копает второй, а тот лежит, глазами моргает, а когда Марк докопал, пришел к клиенту непротухшему и говорит: «Пора, брат, могилка твоя получилась, что надо». Тот глаза закрыл и помер. То есть эти люди могли задерживать свою смерть, в опровержение всем законам. О минуте говорится в Библии только восемь раз, как мы должны ценить это время. 2Макк.9:11 – «Теперь-то, будучи сокрушен, начал он оставлять свое великое высокомерие и приходить в познание, когда по наказанию Божию страдания его усиливались с каждою минутою».

3Макк.5:32 – «Когда Иудеи увидели пыль, поднимавшуюся от слонов, выходивших из ворот, и следовавшего с ними вооруженного войска и также от множества народа, и услышали сильно раздавшиеся клики, то подумали, что настала последняя минута их жизни и конец их несчастнейшего ожидания». 3Макк.6:26 – «Вот что сказал царь. В ту же минуту разрешенные Иудеи, избавившись от смерти, прославляли своего святаго Спасителя Бога».

Сир.11:27 – «Минутное страдание производит забвение утех, и при кончине человека открываются дела его».

Давайте запишем о слове «время». Сир.30:26 – «Ревность и гнев сокращают дни, а забота – прежде времени приводит старость». Есть люди, которые не могут жить без забот, они постоянно заботятся о том, что будет завтра, послезавтра. А говорится, что забота прежде времени приводит старость. Перед зеркалом на себя посмотрите и скажите, сколько вы заботились по-пустяшному. Показывают на меня: «А сам-то весь в заботах всю жизнь, а других учит не заботиться». – Да, я заботился очень много. Сир.32:13 «Вставай вовремя и не будь последним; поспешай домой и не останавливайся». Когда бываете где-то, и приходится вам сидеть за столом, он говорит любителям обедать: Сир.39:40-41 – «Что все дела Господа прекрасны, и Он дарует все потребное в свое время; и нельзя сказать: «это хуже того», ибо все в свое время признано будет хорошим».

Одно дело – прочитать, но мы должны Библию приблизить к ежедневному обиходу нашему. Вывод делаем такой: что мне необходимо сегодня – Бог дарует в избытке. У меня есть такая маленькая хатка, в которой я живу как в скворечнике, но я благодарю Бога за это. За всё, что у меня есть, за здоровье, какое есть. И если в прошлом году мы чего-то не могли сделать, а в этом смогли, то спрашивают: «А почему тогда не могли?» – Значит было не время. – «А почему именно нынче, а почему именно сейчас, а почему именно через этого человека?» Мы не знаем, мы должны только благодарить, вот и всё. А почему Ельцин не пришел раньше, да пришел бы Горбачев, да не было бы этого гонения, да не погибла бы земля русская. – А всё бы было, его бы просто самого в ГУЛАГ отправили. Всё потребное и мужа благопотребного Господь хранит на свое время. Мы не знаем, какие еще реформаторы идут впереди, какие уздечки и бичи, какие скорпионы на нас готовятся. И это всё будет в свое время, мы без скорбей не останемся. Когда задумаешься о том, какая земля, какие воды у нас, то кажется – живи и работай, паши ты на этом поле. Нет, какие-то чеченцы, какой-то Китай лезет, какие-то опять выборы, этого Зюганова боятся. Опять придут репрессии 1937 года? Жить да жить бы, но мошкара полезла, комарье, мыши-крысы заедают, ворье на Потеряевку зарится, пожары со всех сторон. В свое время хорошо одно, а во-вторых – без скорбей не спастись. Господь каждому поколению дает свою часть скорбей, и мы должны достойно это перенести. Скорби даруются Богом для исцеления, для освобождения от ненужного, иначе мы не придем в чувство.

Сейчас-то как прикинешь: «Эх, с каким парнем была знакома, да за него надо было выйти замуж, как он за мной бегал, а пошла за этого и с ним всю жизнь промучилась, с пьяницей». Но всё приходит в свое время; тогда это было для тебя самое лучшее, на этом и остановись. И издания, и газеты сейчас издают такие интересные, а почему не тогда? – А всему свое время. Мы еще не были как люди приготовлены к этой свободной прессе, к этим передачам. «А почему раньше таких занятий не было, почему эту тему раньше не раскрыли? – мне не раз так говорили, – мне она как раз два года назад нужна была!» Она тебе одному нужна была, а сейчас две тысячи человек ее услышали. У Бога всё выверено.

Всё в своё время признано будет хорошим. Я беру только Потеряевку сейчас. Когда она начала разрушаться, как нам печально было. Отец пришел и заплакал. А тут как раз пришлые были, они проголосовали за разрушение Потеряевки, обрисовали специалисты, как хорошо укрупнять совхозы, всё будет в одном месте, общая столовая, бабы готовить не будут, хлеб не надо печь, а коровы в общем табуне будут, и нам молоко будут разносить, бидон около дверей ставить, как в Голландии. А отец пришел и заплакал, а мы рассмеялись: «Тять, да ведь деревня стоит, разве ее можно разрушить?» Глупые были мы, а отец всё понимал. А теперь уже я смотрю на это с другой колокольни и вижу, что сегодняшним потеряевским вселиться было бы невозможно, если бы Господь не убрал тех, прежних. Земля двадцать лет субботствовала, а теперь приезжают новые люди. Такую атмосферу, такие правила, такую молитву тогда невозможно было бы создать, потому что тамошняя пьянь, блуд нас задавили бы. Всё будет признано хорошим в свое время. Так что и гонения и разрушения – это всё хорошо, как мы сегодня видим. Просто нам освободили место, чтобы мы начали по новому селиться. Новые люди, новый дом стоит сейчас на этом месте, мы можем собираться, молиться, а тот клуб пошел под церковь. И оказалось, что всё хорошо в свое время.

Сир.41:3-7 – «О, смерть! отраден твой приговор для человека, нуждающегося и изнемогающего в силах, для престарелого и обремененного заботами обо всем, для не имеющего надежды и потерявшего терпение. Не бойся смертного приговора: вспомни о предках твоих и потомках. Это приговор от Господа над всякою плотью. Итак, для чего ты отвращаешься от того, что благоугодно Всевышнему? десять ли, сто ли, или тысяча лет, – в аде нет исследования о времени жизни». Бог не смотрит, сколько лет ты прожил, но на то, как ты жил.

Варух.5:4-6 – «Навек наречется от Бога имя тебе: «мир правды и слава благочестия». Встань, Иерусалим, и стань на высоте, и обратись на восток, и посмотри на детей твоих, собранных от запада солнца до востока словом Святаго, радующихся о Божием воспоминании о них. Они вышли от тебя пешие, будучи ведомы врагами, а приведет к тебе их Бог возносимых со славою, как царских сыновей». Такие земли как Россия за богоотступничество наполняют не люди, а бесы. В Корчино может быть два человека живут, остальные просто демоны, одетые в одежды человеческие. Потому и такое ворье, такая матерщина идет. (Житие Иринарха Ростовского, он говорил, что в Москве бесы ходят, а не люди).

3Ездр.5:12 – «Люди в то время будут надеяться, и не достигнут желаемого, будут трудиться, и не управятся пути их». Все эти стихи желательно наизусть выучить. Это о тех, кто выдает желаемое за действительное: «Я думал, мне казалось». А я думал, что раз верующая община, то тут должны только любить друг друга; а я думал, что меня здесь будут понимать; а я думал, что мне помогут; а я думал… А ты-то, тот самый, что думал, начинай исполнять, начинай сеять раньше всех.

3 Езд.6:24 – «И будет в то время, вооружатся друзья против друзей, как враги, и устрашится земля с живущими на ней, и жилы источников остановятся и три часа не будут течь». В то время будут вооружаться друзья. Особенно много подробно о времени пишут Ездра и Соломон. Они не объясняют, что такое время, они говорят, как им пользоваться.

Я нынче дал пять сеансов по радио на сотни тысяч слушателей о том, что означают имена. Перечитал множество книг по этому вопросу, особенно основателен труд о. Павла Флоренского, и из всех книг я не мог взять для радиопередачи ни одной строчки. Всё перечеркнул и сказал: чушь и галиматья. И доказал по радио, что всё это чушь, что имя в себе ничего не несет лично для тебя, если ты не будешь к этому стремиться. А все авторы рассуждают так, что если ты Валентина, то должна быть ростом примерно 172 см., чернявая, и обязательно у неё будет семеро ребятишек. А мы встречаем таких Валентин, у которых ничего этого нет, и они совершенно противоположные. И любой это докажет. Я построил эту передачу так: что означает это имя в переводе, кто первоначально это имя дал, кто первоначально с этим именем вошел в число святых, и как нам им подражать, особенно тем, кто носит это имя. То есть практический путь – наполнить нашу землю святыми. Если это Владимир, то что в нем самое ценное? – Владеть миром. Каким миром? Почему мы ценим Владимира? И правильно ли он назван Владимиром? Если говорим Геннадий, то что это означает? Я это объяснял, что был Геннадий патриарх, что переводится оно как «благородный», и как стремиться к благородству. После передачи я всегда оставляю телефон. И как пошли отклики, как зазвонил Барнаул! «Ох, да благодарим, хоть один раз мы услышали о Зюганове хорошее». «Я слово «Зюганов» даже не говорил, да с чего это вы взяли?» – «Да нет, наконец-то Вы сказали о нем хорошее, что он благородный». «Да я и не о нем говорил, а вообще о Геннадии». – «Да нет, всем же понятно, что вы о Зюганове говорили». – «Нет, я говорил о патриархе Константинопольском». Другие звонят: «Вы говорили о Борисе, мы так и думали, что это несчастный человек, и куда он завел Россию!» – «Да не о нем я говорил, а к чему он должен стремиться». То есть каждый начал рассуждать, а это означает, что слово живое достигло. Ни на одну передачу не было столько откликов, просто телефон разваливался. И звонили противники: «Вы вот говорили сейчас, и мы наконец узнали, что за коммунистов голосовать нельзя». – «Я и слова «коммунисты» не произносил». – «Нет, вы сказали, что Зюганов вот такой…». – «Да я и имени его не произносил». – «Но всё же понятно было». То есть совершенно противоположные мнения пошли. Слово Божие именно так и говорит, почему на основании Библии и построены тысячи сект. Как один атеист сказал, что Библия – это такая книга, в которой каждого жита по лопате.

3Ездр.7:43 – «День же суда будет концом времени сего и началом времени будущего бессмертия, когда пройдет тление». Глава исключительной важности – о времени. В наших Библиях, даже православных, отсутствуют примерно 70 стихов этой главы, они полностью только в Вульгате у католиков и в трехтомной Библии Лопухина. Оказывается, что когда Библию переводили, то там просто отсутствовал этот лист, и он не попал с того списка, а теперь его начинают к нам перетаскивать, но уже неизвестно, к нам войдет он или нет. В православной Библии этой главы нет, а я узнал это недавно, лет семь назад, а до этого мне несколько раз снился один и тот же сон, и я просыпаюсь и говорю жене: «А Библия-то у нас неполная». Встану, проснусь и думаю: почему? И наконец узнаю, что в Библии этого нет.

День суда будет концом всего времени и началом времени будущего бессмертия. Нам обещано бессмертие, а как мы к нему готовились?..

3Езд.9:1-12 – «Он отвечал мне и сказал: измеряя измеряй время в себе самом, и когда увидишь, что прошла некоторая часть знамений, прежде указанных, тогда уразумеешь, что это и есть то время, в которое начнет Всевышний посещать век, Им созданный. Когда обнаружится в веке колебание мест, смятение народов, тогда уразумеешь, что об этом говорил Всевышний от дней, бывших прежде тебя, от начала. Как все, сотворенное в веке, имеет начало, равно и конец, и окончание бывает явно: так и времена Всевышнего имеют начала, открывающиеся чудесами и силами, и окончания, являемые действиями и знамениями. Всякий, кто спасется и возможет делами своими и верою, которою веруете, избежать от преждесказанных бед, останется, и увидит спасение Мое на земле Моей и в пределах Моих, которые Я освятил Себе от века. Тогда пожалеют отступившие ныне то путей Моих, и отвергшие их с презрением пребудут в муках. Те, которые не познали Меня, получая при жизни благодеяния, и возгнушались законом Моим, не уразумели его, но презрели, когда еще имели свободу и когда еще отверсто было им место для покаяния, те познают Меня по смерти в мучении. Измеряя, измеряй время в самом себе».

Почаще рассуждайте о времени: большая часть времени уже прошла, ах, молодость, повторись! У Жана Поля Рихтера есть рассказ «Под Новый год», где он говорит: «О, время, повторись, о, возвратись, время, я буду жить по-другому совсем». У Шмелева описывается, как англичанин беседует с русскими и говорит: «Я смотрю на вашу беспечную жизнь, и мне кажется, что каждый русский воображает, что у него две-три жизни в запасе». Говорят, что русских отличает широта души, а широта души у нас в «авось» и «небось» – только в этом, больше ни в чем: «Авось пронесет, небось ничего не будет».

Вот это наше «авось» и «небось» самую-самую богатую землю сгубило. Один из талантливейших народов пошел на истребление, мы теряем сейчас каждый год более миллиона, и, видимо, дойдет до того, что будем терять до трех-пяти миллионов в год. А последние годы на что мы похожи – мы развалюхи, мы ничего не сохранили, ни наследия прошлого, ни классики, ни музыки, ни песен, мы не воспользовались временем, отпущенным нам. Я всегда удивлялся, почему Пушкин, гениальнейший человек своего времени, ни словом не обмолвился о Серафиме Саровском – они современники. Пугачевщину исследовал, всяких бабок столетних искал – она век никому не нужна, бандитизм. А Серафим Саровский под боком жил, и он ни словечка не сказал об этом – как будто не слыхал и не видал его.

Было время, говорят, что царь Николай пришел и сам себя предложил в патриархи. «Мы стояли как оглушенные громом, – пишут свидетели, те, которые пойдут на эшафот потом все, – и не сказали ни слова. Ни да, ни нет. И он опустил голову и вышел». Какую пилюлю он проглотил. Сам себя готов был лишить царства, жены, принять монашество, оставить детей, отрекался от всего, чтобы Россию вывести из прорыва. Сейчас мирные инициативы о разоружении приписывают то Брежневу, то Хрущеву, а ООН посвящает специальный доклад, что впервые это сделал царь Николай еще перед первой мировой войной.

3Езд.11:44-46 – «И воззрел Всевышний на времена гордыни, и вот, они кончились, и исполнилась мера злодейств ее. Поэтому исчезни ты, орел, с страшными крыльями твоими, с гнусными перьями твоими, со злыми головами твоими, с жестокими когтями твоими и со всем негодным телом твоим, чтобы отдохнула вся земля и освободилась от твоего насилия, и надеялась на суд и милосердие своего Создателя». Воззрел Всевышний на времена гордыни. Какая же сейчас у нас гордыня! Вот сегодня только еще желторотый птенец, едва-едва глаза продрал, и он сразу начинает учить. И учить не о Христе, проповедовать – это мы все должны быть благовестниками. Так нет же, он касается учения о Троице, передергивает, судит наставника, и чем кончается? – Стопроцентной гибелью. Пока еще история мира не знает такого случая, чтобы человек остался жив, начиная судить наставника. Как человек, который съел бледную поганку. Бывает, что если ужалит гюрза или королевская кобра и человек останется жив, но съевший бледную поганку – в мировой практике не было ни одного случая, чтобы остался живым. А эти грибы и у нас здесь растут – они обнаруживают свои действия, когда кровь уже начинает разлагаться. Время гордыни, а диавол – это воплощение гордости.

3Езд.16:39-40 – «Как у беременной женщины, когда в девятый месяц настанет ей пора родить сына, часа за два или за три до рождения, боли охватывают чрево ее и, при выходе младенца из чрева, не замедлят ни на одну минуту: так не замедлят прийти на землю бедствия, и люди того времени восстенают; боли охватят их». Люди того времени восстенают. Время революции, время скорби, время ничегонеделания, т.е. когда люди не ценят своего времени.

Мгновение. Что о нем Господь говорит? Числ.16:21 – «Отделитесь от общества сего, и Я истреблю их во мгновение». (Стремительность наказания).

Назову места, которые показались мне самыми броскими, надежными для определения себя в этом времени. Иов7:17-18 – «Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твое, посещаешь его каждое утро, каждое мгновение испытываешь егоПс.29:6 – «Ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость». Наказание от Господа как бы не было длительно в этой жизни – мгновение.

Притч.12:19 – «Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык – только на мгновение». Не бойся клеветника и лжеца и молвы его – всё это пролетит как мякина.

Ис.30:12 – «Посему так говорит Святый Израилев: так как вы отвергаете слово сие, а надеетесь на обман и неправду, и опираетесь на то: то беззаконие это будет для вас, как угрожающая падением трещина, обнаружившаяся в высокой стене, которой разрушение настанет внезапно, в одно мгновение. И Он разрушит ее, как сокрушают глиняный сосуд, разбивая его без пощады, так что в обломках его не найдется и черепка, чтобы взять огня с очага или зачерпнуть воды из водоема; ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели». Лк. 4:5 – «И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени», – тайна кино и телевидения. 1Кор.15:52 – пришествие Христово. Прем.18:12 -«Все вообще имели бесчисленных мертвецов, умерших одинаковою смертью; и живых недоставало для погребения, так как в одно мгновение погублено было все драгоценнейшее их поколение». 3Ездр.15:55 – «Мзда блудодеяния твоего в недре твоем; за то и получишь ты воздаяние».

Угасает ли мгновенно огонь в соломе? Я участвовал в тушении пожаров, работал на мировой станции перекачки в порту Клайпеда, через который гонят нефть – бензин. И у нас делали тренировки: делают специальные глубокие траншеи и в них выливают нефть и бензин. Пожары требуют таких жертв, и туда сливают целые бензовозы, а потом поджигают. Я не знаю насколько, но наверное горит намного сильнее, чем когда бросали отроков в печь в Вавилоне, на сотни метров огонь. Потом дают нам сигнал подъезжать на машинах, и это всё тушится в течении примерно одной минуты. Техника называется «Ураган», когда она идет, то земля качается, она гонит большой толщины одеяло пены, всё пеной заволакивает, и огонь гаснет. А к окну, к вертикальной плоскости ее не подтащишь, потому Ездра и говорит: «Угасишь ли солому мгновенно?» – Нет, не угасишь.

Не замедляй делать добро. 4 Цар.7:9. Речь идет о прокаженных. Если видишь злодейство и вовремя не сообщишь властям, или о найденной вещи замедлишь позвонить, будешь виновен. Если скотина осенью пристала, то сразу везде объявите, иначе скотина будет найдена у вас, и вы будете как воры.

Я еще раз напоминаю людям, которые не знают Библию. Вы слышали, может быть, что, читая Библию, сойдешь с ума, что Библия сухая и скучная книга? А здесь только маленькое событие, и как интересно. А если его экранизировать и показать, а как интересно, что же там было дальше. А случилось, что там был один неверующий человек, и пророк Елисей сказал, что сегодня муку нельзя купить вообще, а ослиная голова продается за кусок золота, а завтра мука у вас будет продаваться за тридцать копеек килограмм. А тот говорит, что хотя бы и небо отворилось, а этого не будет. А он, царский вельможа, который заведует хлебом, и знает, что ни копейки не осталось. А пророк обернулся и говорит: «Завтра увидишь это своими глазами, а есть не будешь». И когда оказалось, что шатры пустые, а царь опасался засады, и в городе хранилось две лошади, их запрягли и послали на разведку – оказалось – всё брошено. Тут царь ему и говорит, чтобы он стал в воротах и следил за порядком. Народ голодный как ринулся, этого вельможу смяли и затоптали. Пророк ему это и предсказал.

Многие не верят, будто что-то будет в Потеряевке. Верьте! На сегодняшний день, может, и немного есть, а завтра Бог может такие житницы открыть, такую небесную манну пролить, что ты никогда бы сам не догадался и не поверил, а то только увидишь и будешь растоптан. «Да вот, какая это община!» – Благодари Бога за то, что есть, благодари на сегодняшний день, большего ты не достоин. Деян.9:38 – «А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним». 20:16 – «Ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме». 1Тим.3:15 – «чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины». Всегда спеши делать добро и посетить друзей и храм.

Но будь медлен на слова и на гнев. Сто раз пожалеешь, если скажешь, а если промолчишь, то ничего от тебя не убудет, и Бог оценит твою кротость. Один рот дан, и двое ушей, гораздо больше слушать надо, чем говорить.

2Цар.20:4-7 – «И сказал Давид Амессаю: созови ко мне Иудеев в течение трех дней и сам явись сюда. И пошел Амессай созвать Иудеев, но промедлил более назначенного ему времени. Тогда Давид сказал Авессе: теперь наделает нам зла Савей, сын Бихри, больше нежели Авессалом; возьми ты слуг господина твоего и преследуй его, чтобы он не нашел себе укрепленных городов и не скрылся от глаз наших». Страшная история о нерасторопности. Бывает копаются, собираются, как черепахи. Пока собиралась, поезд ушел: «Я опять опоздала!» Так было и во времена Давида. Нашелся такой Самей, сын Бихри, которому не понравилось нечто, а дело было совсем пустяковое: кому воцарить Давида, какому колену, чьи воины будут охранять. И нашелся один человек: «Раз вы первые, а мы должны быть первыми, тогда мы с вами и знаться не будем, и в гости к нам не ходите, по шатрам Израиль!» Давид понял, что этот человек наделает много зла, десять колен отломилось. Царь немедленно посылает Амессая, что бы он догнал его, чтобы в три дня покончено было с путчем. А тот пошел и замедлил, и ничего не сделал. И за это он погибнет. Дальше пошлют Иоава, более решительного. Иоав того дорогой встретит: «Ты почему медлил?» Скажет: «Здравствуй, брат, как твое здоровье?» – возьмет его за бороду, чтобы поцеловать, а сам ему кинжалом в живот. Немедленно они прошли весь Израиль и нашли один город, в котором укрылся тот человек. Был приказ окружить этот город и уничтожить всё, если не выдадут этого человека. Если бы Дудаева не выпустили из Москвы, то была бы и Чечня другой; если бы Ленина в пломбированном вагоне не привезли, то этого бы не было, кончилась бы эта эпопея. Город окружили и тогда одна из женщин выдала им голову Самея. Мужчины не могли ничего сделать, а эта решительная женщина сумела спасти город, который славился своими мудрецами. Вот такие женщины нужны, чтобы во время умели принимать решения, чтобы всякое зло, грех умели истреблять. Евр.4:1 – «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим».

«Чтобы кто из нас не оказался опоздавшим» – этот девиз целой жизни вмонтирован в церковный устав наших общин. Просьба на богослужение не опаздывать – ссылаться на заторы на дорогах, на транспортвы не можете; такого оправдания у вас нет. Цени настоящее время, дорожа им, ибо дни лукавы. Придет время, когда скажешь: «Нет мне удовольствия в этих днях». Там болит, там радикулит, не повернешься.

«Спешите делать добро». Эту фразу приписывают доктору Гаазу, Серафиму Саровскому и другим. Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя глаза продирает. Почему ранняя носок прочищает? Она уже и червячков нашла, и деточек накормила, и уже порядок наводит. Есть и такая поговорка: «Лучше поздно, чем никогда».

В песне поется: «Летит безжалостное время, промчались тысячи годов» – это баптистское песнопение. Другая: «Наша жизнь коротка, словно птицы полет». Другая: «Не опоздай, друг милый». Священники православные их запрещают петь, а я наоборот прошу: учитесь петь, они очень хорошие, правильно составлены, ничего еретического в них нет, они добрые, хорошие, навеянные Духом Святым. Еще: «Есть место, есть, спеши».

Не медли тушить огонь (гнева, подозрения, ревности, похоти, жадности…) и вытаскивать из воды. Промедление смерти подобно – многие говорили, но сегодня это приписывается дворянину Ульянову, когда он до часа рассчитывал, когда нужно делать революцию, когда кто выходит из дворца – всё подсчитал. Время расставить всё на свои места.

Поспешать – правильно пользоваться временем. Пример Отто Юльевича Шмидта, исследователя Севера, одного из знаменитейших людей двадцатого столетия. Не смущайтесь, что я называю имена людей не библейских. Иоанн Златоуст всегда этим пользовался, пользовался и Апостол Павел. Василий Великий и Григорий Богослов ссылались и на Аристотеля, и на Сократа, и кого только не брали. А если считать наших святых, то они непрерывно пользовались примером современников.

Быт.19:22 – «Поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор». Поскорее выходи из дурного общества, общежития, местности, от дурных книг, радио и телепередач.

Соф.1:14 – «Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый!» Внезапность пришествия Христова.

Деян.20:16 – «Ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме». Деян.22:18 – «И увидел Его, и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне». Где опасность – поскорее уходи оттуда. Евр.6:1. Поспешим к совершенству. Поспешим сегодня – завтра будет уже не в наших руках.

Сир.43:5 – «Велик Господь, Который сотворил его, и по слову Его оно поспешно пробегает путь свой». Научимся из природы, как всё спешит: солнце и звезды, и земля, и птицы и звери спешат вылезти. Смотрите, как сегодня ласточка за ласточкой летят и маленькие травиночки в грязь окунают, и куда-то спешат, гнездышко успеть сделать, деточек вывести до холодов. Прем.19:2 – «Что они, позволив им отправиться и с поспешностью выслав их, раскаются и погонятся за ними». Только издадут хороший закон, смотришь, уже скорее его уничтожают и снова драконовские правила устанавливают в стране. Спеши защищать погубляемых. Прем.18:21 – «Ибо непорочный муж поспешил защитить их; принеся оружие своего служения, молитву и умилостивление кадильное, он противостал гневу и положил конец бедствию, показав тем, что он слуга Твой».

Стремительно. 4Цар.9:20 – «И донес сторож, сказав: доехал до них, и не возвращается, а походка, как будто Ииуя, сына Намессиева, потому что он идет стремительно».

 В Библии встречается это слово только четыре раза. Заметь, как ты встаешь, потягиваешься. Святые не разрешают так вставать, мгновенно нужно ноги скидывать. Когда Господь решил наказать зло в Израиле, то он выбрал человека, которого все знали по походке. 1Макк.6:47 – «Но, увидев силу царского ополчения и стремительность войск, Иудеи уклонились от них». 3Ездр.4:49 – «После сего прошло предо мною облако, наполненное водою, и пролился из него сильный дождь; но как скоро стремительность дождя остановилась, остались капли». 3Ездр.13:11 – «И стремительно напал он на это множество, которое приготовилось сразиться, и сжег всех, так что ничего не видно было из бесчисленного множества, кроме праха, и только был запах от дыма; увидел я это, и устрашился».

Когда о. Иоаким жил в Воронцовке, в Киргизии, то мимо него в одном направлении проходил чеченец или лезгин; как он шел – это надо было видеть, ему было за восемьдесят, и каждое движение – это толчок. Мы спрашиваем, почему они бодрые такие все до старости? Потом я понял: в горах, когда они поднимаются – это идти не по ровной дороге – работают все мышцы спины, почему они и стройные все такие, как Мцыри у Лермонтова; они с детства к этому привыкают.

И вот приближаются войска к городу: кто идет? Послали навстречу, а гонец не возвращается, второго посылают, а тот тоже не возвращается, и уже совсем близко подходит. А по походке – идет стремительно – это Ииуй, военачальник. И он успел всех истребить, несмотря на то, что два царя собрались вместе, целая Антанта. 4Цар.9:20. Внезапность атаки – залог победы. На каждого еретика, на зло, на злодейство.

А как мы отвоевали поля наши! Кулеба, председатель сельсовета, и слышать ничего не хотел, а от директора совхоза «Корчинский» Мануйлова ничего, кроме матов, не услышишь. Мы стремительно напали, вопрос решать только в прошлом году начали, и хорошо, что нам сюда матерщинников прислали; кабы не они, мы бы еще молчали, терпели бы их; а они создали абсолютно нетерпимую обстановку. И прокуратура дала указание: немедленно разрушить их загоны для скота, которые они столько лет держали прямо на территории нашей деревни Потеряевка, а их село от нас за 15 км находится; представитель президента подключился, краевая администрация. Это стремительное нападение их всех обезоружило, они все отступили. Вызвали главу, поставили вопрос о снятии, в земельном отделе поставили вопрос о снятии Назарова, который больше всех мешал, а у нас-то ничего нет, фактически нам только молитвы помогали, это главное.

Я потом прочитаю еще благодарственное письмо из тюрьмы, куда нас не допускали никак, и , наконец, все органы попятились и стали на нашу сторону. Совершенно неожиданные делает выводы начальник, который сам был против, и первый же начинает за нас заступаться.

О времени. Его тайна. Быт.1:14. Бог дал солнце луну, звезды для знамений времен и дней. Иов.39:2 – «Можешь ли расчислить месяцы беременности их? и знаешь ли время родов их? (ланей)». Всякой вещи свое время, как и для нас. Время КПСС ушло, теперь будет другое. Еккл.3:1 – «Всему свое время, и время всякой вещи под небом». 18 раз слово «время» в одной главе. Еккл.8:6 – «Потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло оттого». Еккл. 9:11,12 – «И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их. Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них».

Отец Иоаким не был еще священником и прислуживал в алтаре. Там был старенький священник или диакон. О. Иоаким посмотрел на часы, а тот и говорит: «На часы смотришь, а времени своего и не знаешь». Человек не знает своего времени, не знает, когда ему счастье подвернется, не знает, когда выигрыш, когда проигрыш. Знал бы где упасть, соломки бы подостлал. Человек не знает своего времени. Дан.2:20-22 – «И сказал Даниил: да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила; он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным; он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним». Выбрано из 702 канонических и 247 неканонических мест о времени. Дан.12:7. Полвремени – временем называется год. Амос.5:13 – «Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время». Мих.2:3 – «Посему так говорит Господь: вот, Я помышляю навести на этот род такое бедствие, которого вы не свергнете с шеи вашей, и не будете ходить выпрямившись; ибо это время злое». Агг. 1:4 – «А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?» – ко всем потеряевским. Как только в храм – так некогда, как для храма потрудиться – так некогда. Времени нет. А вам время жить в домах ваших? Мф.8:29 – «И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас». Диавол знает время лучше нас, у него часы очень хорошие – электронные, неизвестно только – на руке или на хвосте. Евр.1:10 – «И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих». 1Фесс.5:1«О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия», Откр.12:12 – «Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени».

9 июля, Патермуфий. Пришло время помирать одному юноше, молодому подвижнику, и вот он застонал, что еще не готов. Там огрызался, спал, смотрел, там делал – всё у него есть. Он заплакал и говорит: «Отче, помолись, чтобы один-то час Бог дал мне для покаяния». А он говорит: «Сын мой, да сколько же часов у тебя было, что тебе еще давать, вчера двадцать четыре, да сегодня двадцать четыре. Да куда же ты часы эти девал, да почему же на сегодняшний день ты отложил этот час-то?»

Златоуст говорит, что если нет времени ходить в храм, то брось всё, иди в храм, сделай всё наоборот: пойди непременно в храм и не торопись из храма домой бежать, и тогда у тебя на всё будет хватать времени. И чем дальше тебе до храма добираться, тем это дороже, Бог считает каждый метр. И Бог дал тому юноше три года подвига.

26 марта, Василий Новый. Григорий в жару, заболел. Ночь как сорок лет показалась в страдании.

Сир.4:23 – «Наблюдай время и храни себя от зла – и не постыдишься за душу твою». Более благоприятного времени, чем сейчас, больше не будет, даже просить не стоит. Всё у вас в достатке, мужья при вас, никуда вас еще не призвали. Кому говорил, поспешите привести себя в порядок относительно воинской службы. Служить в армии мы обязаны, но присягу давать не имеем права, это погубит душу. А тело ничего не значит, пусть хоть на передовую, хоть под снайперские пули посылают, это дело Божие. Но обезопасьте себя, вы знаете, как это дело делается, кто в военкомат ходил.

Сир.18:25,26 – «Во время сытости вспоминай о времени голода и во дни богатства – о бедности и нужде. От утра до вечера изменяется время, и все скоротечно пред Господом». Помни. Мы на днях читали, как Евфросиния рассказывала, как их раскулачивали, как ссылали, как отправили в Нарымские болота погибать.

Сир.20:6,7 – «Иной молчит, потому что не имеет, что отвечать; а иной молчит, потому что знает время. Мудрый человек будет молчать до времени; а тщеславный и безрассудный не будет ждать времени. Многоречивый опротивеет, и кто восхищает себе право говорить, будет возненавиден». Знай, когда молчать и когда говорить. Глупый, когда молчит, тоже может мудрецом казаться, а другой просто знает время когда говорить. А другой как заведется, так и затрещал, пока последний патрон не выстрелит из пулеметной ленты, так и не замолкнет, особенно женщины. Разве это мыслимое дело, чтобы мужья и чужие люди слышали ваш голос? Где это видано?!

Сир.27:12-13 – «Среди неразумных не трать времени, а проводи его постоянно среди благоразумных. Беседа глупых отвратительна, и смех их – в забаве грехом». Не ищи собутыльников у пивнушки.

Кто кому чего должен. Сир.29:2-10 – «Давай взаймы ближнему во время нужды его и сам в свое время возвращай ближнему. Твердо держи слово и будь верен ему – и ты во всякое время найдешь нужное для тебя. Многие считали заем находкою и причинили огорчение тем, которые помогли им. Доколе не получит, он будет целовать руку его и из-за денег ближнего смирит голос; а в срок отдачи он будет протягивать время и будет отвечать уныло и жаловаться на время. Если он будет в состоянии, то едва половину принесет – и это вменит ему в находку; а если будет не в состоянии, то заимодавец лишился своих денег и без причины приобрел себе врага в нем: он воздаст ему проклятиями и бранью и вместо почтения воздаст бесчестием. Многие по причине такого лукавства уклоняются от ссуды, опасаясь напрасно потерпеть утрату», – для тех, кто любит брать и не очень спешит отдавать, и заучите наизусть. Благодарим Бога. Дни лукавы, время коротко, торопитесь покаяться и принять святое крещение, иначе окажетесь за воротами спасения. Сегодня есть время, об этом подумай, а завтра не знаешь, день будет ли твой.

«За каждое в жизни мгновенье,

За каждый потерянный час,

За мысли слова и движенья

Ответа потребуют с нас,

     Какое дадим оправданье,

     Что скажем в защиту свою.

     Найдется ль для нас состраданье,

     Найдется ль нам место в раю».

Художники все пытались изобразить то, что сегодня называют «Остановись, мгновение» – фотоаппарат. И это же выражали художники слова, как нужно ценить это коротенькое время. Если мы этого не оценим, то лучшего просто не будет. Иногда говорят: «А вот тогда-то мы жили, как было хорошо». Такие люди и до нас были тысячи лет назад, и написано: «Не от ума ты это говоришь». Мы должны говорить, что сегодняшний день еще лучше вчерашнего. То не так лучи, то не такой закат, то ветер, то холод. И всё лучше и лучше у нас, и с каждым днем всё хорошеет и хорошеет земля. И как всё прекрасно!

 «Да нет, вот у нас-то там было лучше, огурцы были и чеснок, а тут какая-то манна, она опротивела нам». И Господь зарыл их всех в песок, окаянных, чтоб не роптали. Богу нашему слава. 509

Hosted by uCoz