Ложные учения Царства Света на Земле.
ИУДЕЙСКИЙ ХИЛИАЗМ
В рамках иудейской религии, конечно, невозможно было отвергнуть единого Бога-Творца и Его невидимое вечное царство. Но в кабалистических книгах (каббала – в переводе «предание») иудеев появились утверждения, что по прошествии шести тысяч лет господства нечестивых в седьмую тысячу лет наступит покой праведников. Эти мрачные мистические книги, которые записывались в виде преданий, утверждали, что мир, созданный в шесть дней, просуществует 6000 лет, а затем наступит суббота для праведников, придет мессия и устроит свое царство на земле. Умершие воскреснут и будут согражданами этого царства. Так иудеи стали ждать земного царства, которое должен был основать мессия, освободив их от римского владычества и утвердив власть иудеев над всеми народами. Это тысячелетнее царство иудеев должно предшествовать вечному царству Бога, которое начнется после тысячелетнего царства. Очень интересно отметить, что свое начало хилиазм берёт от каббалы. Помимо этого иудеи истолковывали различные ветхозаветные тексты в буквальном смысле, говорили о своем видимом царстве на земле над всеми народами, и о чувственных наслаждениях, которые они будут иметь. Иудеи не приняли Христа, давшего им небо, но примут в будущем антихриста, который даст им землю. Так из иудейства, как из зерна, произрастает всё древо учения о грядущем царстве блаженства на земле и охватывает все народы. Хотя конкретно зачастую трудно проследить, насколько это учение переходило в другие религии и народы из иудейства, а насколько оно возникало там может быть и независимо. Но хотя и независимо возникают друг от друга разные горные речки, однако все в конечном счете текут в одном направлении, и сливаясь в одну реку впадают в одно море. Корень же всем им – земля. Так и здесь, земные помыслы, вкладываемые сатаной, влекут всех, соединяя в одно, и к одному.
ХРИСТИАНСКИЙ ХИЛИАЗМ
Из иудейства хилиазм перешел в христианство первых веков и распространялся в нем по двум каналам: 1) среди еретиков; 2) среди многих первых христиан и существовал как частное мнение ряда отцов Церкви I-II веков.
Среди еретиков родоначальником хилиазма был Керинф (I в.), написавший свой Апокалипсис. Он, сообразно с иудейскими верованиями, ожидал, что Христос устроит Свое тысячелетнее царство и восстановит во всей красе и славе Иерусалим, и счастье населяющих это царство будет состоять во всевозможных чувственных удовольствиях. Святой Викторин (III в.), объясняя Апокалипсис, так писал: «Не должно слушать тех, кто утверждает, что 1000 лет есть земное царство, – они единомышленники еретика Керинфа». Учение Керинфа вообще было с элементами иудейства, философского богословия и христианства. Известна его встреча со святым Апостолом Иоанном Богословом в Ефесе и то, как резко Иоанн выступил против Керинфа. Учение о тысячелетнем царстве иудеев проповедовала также еретическая секта иудействующих христиан-евионитов в конце I века. Оно вообще во многом сходится с учением Керинфа.
Проповедь о близком пришествии Христа и Его тысячелетнем царстве звучит и у монтанистов, отличавшихся неумеренным стремлением к экстатическим состояниям и «пророчествам». Самого их пророка Монтана (ум. ок. 175 г.) почитали за Утешителя, обещанного Христом (Ин. 16:7). В IV в. о 1000-летнем царстве учил еретик Апполинарий, бывший епископ в Лаодикии (354-382 гг.). На основе его трудов позднее возникнет монофизитство. Параллельно с еретиками о 1000-летнем царстве учили и многие первые христиане (I-III вв.). Но это не было общим верованием всех первохристиан. Так святой Иустин Философ (II в.), сам учивший о 1000-летнем царстве Христа на земле, пишет, что среди истинных христиан часть приемлет это учение, а часть нет.
Как частное мнение, не принятое всей Церковью, хилиастическое учение встречается у отцов и учителей Церкви первых веков. Его проповедовали Папий Иерапольский (75-150 гг.), ряд его притч и наставлений признан неистинным, святой Иустин Философ (166 г.), святой Ириней Лионский (202 гг.), Тертуллиан (кон. II – нач. III вв.), который уклонился позднее в монтанизм, Юлий Африкан, Ипполит, Лактанций (III-IV вв.). Еще Апостол Павел боролся с учением, утверждавшим, что будто уже наступает день Христов (2Фес. 2:1-3; 2Тим. 2:16-18). Причем важно отметить, что уже тогда это учение выдавалось от имени Апостолов. Павел пишет о послании, якобы им посланном (2Фес. 2:2).
Церковь не приняла учения о 1000-летнем царстве. Хилиазм опровергали такие отцы, как Кай, пресвитер Римский (210 г.), Ориген (185-254 гг.), святой Дионисий Александрийский (248-265 гг., епископствовал в Александрии), святой Викторин (III в.). Когда в IV в. прекратились гонения на христиан, то прекратились и надежды на земное 1000-летнее царство. Отцы Церкви называли чаяния хилиастов пустыми выдумками и смешными баснями. Второй Вселенский собор (381 г.) в Константинополе, выражая православное мнение всей Вселенской Церкви, осудил ересь Апполинария о 1000-летнем царстве и внес в Символ веры слова: «Его же Царствию не будет конца». С особой силой опровергал хилиастическое учение и учил о царстве благодати блаженный Августин (353-430 гг.), великий церковный учитель Запада. В V веке хилиазма уже не было. Так святой Андрей Кесарийский в своем толковании на Апокалипсис пишет, что Церковь не приняла этого учения, а потому о нем излишне и говорить.
Вновь хилиазм оживает в эпоху Возрождения и Реформации в ряде еретических сект. Интересно отметить, что уход из Церкви сразу же с силой воскресил и это учение. В 1517 г. Мартин Лютер выступил с 95-ю тезисами и тем было положено начало Реформации в Германии. Всего через 7 лет, летом 1524 г., Томас Мюнцер, вождь анабаптизма, во главе крестьянско-плебейских масс с оружием в руках начал установление «царства Божия» на земле, царства «социальной справедливости». Эта война длилась до мая 1525 г., пока восстание не было подавлено. Вот во что вылился хилиазм анабаптистов (перекрещенцев), или «христианских братьев», положивших начало великим бунтам, восстаниям, а немного позднее и революциям. Так анабаптисты во главе с Томасом Мюнцером начали построение «царства Божия» на земле. Не случайно атеистический «Философский словарь» под редакцией Розенталя (1975 г., Москва) признает, что «религиозная философия Мюнцера приближалась к атеизму, а его политическая программа была очень близка к уравнительному утопическому коммунизму» .
Но этим деятельность анабаптистов по устроению «царства Божия» не завершилась. В 1534 г. анабаптисты изгоняют из города Мюнстер епископа и образовывают свое протестантское государство во главе с Яном Матисом и Яном Лейденским. В 1534-1535 гг. существует уже Мюнстерская коммуна. По смерти Яна Матиса Ян Лейденский объявляется «царем Нового Израиля». Мюнстерская коммуна во всем подражает древнему Израилю. История повествует о всех ужасах, бывших в этом «царстве Божием». В июне 1535 г. Мюнстерская коммуна пала, а Ян Лейденский был казнен.
К середине XVI в. анабаптизм перестал существовать в своей первоначальной форме, распавшись на ряд сект, отказавшихся от социальной борьбы. Социальная борьба продолжалась далее уже во всё более и более антирелигиозной форме. Сектанство же так и усвоило хилиазм, правда отказавшись от непосредственного построения 1000-летнего царства. Сектанты теперь ждут, когда придет Христос и создаст это царство на земле. Ныне многие сектанты: баптисты, меннониты, адвентисты, иеговисты исповедуют хилиазм.
ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ
Идея создания идеального и совершенного царства на земле двигала во все времена великими завоевателями и преобразователями государственных систем. Причем, как правило, эти вожди были не просто носителями государственной власти, но и власти религиозной и духовной. Учения этих вождей носили не просто политический характер, но и религиозно-мистический. Сами вожди зачастую в той или иной форме почитались богами, считались непогрешимыми и всемогущими. Царства их считались началом нового, грядущего, всесовершенного царства истины, блеска и славы на земле. Корни учения этих вождей, как правило, уходят в тайные мистические, оккультные, масонские круги, и там, теряясь, исчезают от внешнего наблюдения. Так преисподняя бездна устрояет свое царство на земле, пока в высшей форме всё это не осуществится в царстве антихриста. Пока бездна не открыта, но запечатана, миллионы людей рукоплещут великим правителям и, одержимые идеей светлого и великого будущего царства, безумно устремляются за своими вождями. Устремляются в бездну, думая, что идут к свету. Жаждут несказанных наслаждений, а пожинают невыразимые мучения.
Таковы были древние государства: Египет с его фараонами и жречеством, Ассирия, Вавилон и Персия с их императорами и культами, греко-македонская империя Александра Великого и действительно 1000-летнее Римское царство. Таковы и два великих государства Востока: Индия и Китай.
Не прекращаются эти попытки и с утверждением на земле христианства. Укажем только на некоторые попытки установления такого царства. Известно, что царство Чингис-хана было принято за «царство пресвитера Иоанна». Очевидна усиленная попытка в XII веке уничтожить православие. С Запада – разгромные походы крестоносцев, с Востока – монголо-татарские орды, изнутри – междоусобицы. Все эти события являются не просто рыцарскими историями, но и конкретной борьбой «тайны беззакония» с царством Христа. Можно вспомнить и другие великие империи и их создателей. Так грандиозная империя создана походами великого Тимура в 1370-1405 гг. Империя Великих Моголов в Индии создана внуком Тимура Бабуром в 1526 г. Возможно, что Бабур был в определенной связи и с тайными учениями Индии и Тибета. В XIX веке на Западе попытку создания всемирной великой империи прогресса предпринял Наполеон Бонапарт. XX век дал целый ряд грандиознейших попыток построения такого царства с самых разных, внешне даже противоположных позиций. Миллионы людей устремляются за своими вождями, в безумном ослеплении стремясь построить свой Новый Мир. И жестокие уроки, которые преподнес XX век этим несчастным миллионам, не вразумляют людей. Вавилонская башня строится... Здесь – мудрость. Имеющий ум разумеет...
Несколько примитивно, но особенно ясно учение о светлом будущем человечества на земле проступает в философии утопистов. Термин «утопия» буквально означает «место, которого нет». Так термин «утопия» очень ясно и правильно выражает сущность этого учения. Но к этому месту, устремляются лучшие умы, целые народы! Предпосылки утопического учения можно найти уже у некоторых писателей Древней Греции и Рима, у средневековых еретиков, в программах некоторых крестьянских вождей средневековья. Систематическое развитие утопизма начинается в эпоху Возрождения и Реформации: Т. Мюнцер (ок. 1490-1525 гг.) в Германии, Т. Мор (1478-1535 гг.) в Англии, Т. Кампанелла (1568-1639 гг.) в Италии. Интересно отметить, что учение монаха Кампанеллы было не только политическим, но и религиозно-мистическим, связанным с магией и астрологией. Дальнейшее развитие утопизм получил в трудах Ж. Мелье (1664-1729 гг.) – атеиста, всю жизнь служившего священником и всю жизнь обманывавшего своих прихожан, Г. Мабли (1709-1785 гг.), Морелли (XVIII в.), Г. Бабефа (1760-1797 гг.) и его последователей, Д. Чинстенли (XVII в.) участника диссидентских сект в Англии. Особое развитие утопизм получает в трудах Сен-Симона (1760-1825 гг.), Фурье (1772-1837 гг.) и Оуэна (1771-1858 гг.).
В дальнейшем утопические идеи перерастают в трудах классиков марксизма-ленинизма в учение о коммунизме. ХХ-й век показывает нам борьбу многих миллионов за светлое будущее в виде коммунизма. К чему же это фактически приводит – говорят сами события.
Еще одна великая и страшная попытка XX века утвердить идеальное царство, это фашизм во главе с Гитлером. Известна связь Гитлера и его рейха с масонством и тайными учениями Тибета. Символ фашизма – свастика – это не только древний знак солнца, но и сломанный со всех концов крест. Мистическая основа фашизма, прорывающаяся временами в откровениях Гитлера, уходит корнями в Тибет. Кстати, свастику – вернее ее обратное отображение – фюрер взял оттуда. Были даже строго засекреченные экспедиции третьего рейха в Тибет, характер которых до сих пор – тайна. Вот лишь несколько штрихов о скрытых пружинах, двигавших государственных и политических деятелей разных эпох и определявших их учения. Горящие массы находятся внутри земли, но временами вулканы извергаются. Сатана и силы его заключены Христом в бездну, но бывают «землетрясения» и «извержения»... Предтечи антихриста репетируют построение его царства, фундамент закладывается... «Тайна беззакония уже в действии» (2 Фес. 2:7). А люди одержимо бегут навстречу «светлому будущему», утопии, бегут к месту, которого нет.
ОККУЛЬТИЗМ И ТЕОСОФИЯ
«Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана...» (Мф. 4:8-10).
Ныне эта тайна всё более и более раскрывается. Всё шире распространяются изотерические знания, завоевывая умы и сердца людей. Вне лона истинной Церкви люди теряют всякую способность распознавания и различения истины от лжи, света от тьмы. И вот среди прочего оккультизм и теософия (оккультизм (лат.) – тайный, теософия (греч.) – богопознание, здесь имеется ввиду ложное богопознание тайных объектов и их изотерические учения) раскрывают широкую дверь для тонких прелестей. И многие входят этой широкой дверью. Многих она манит. Наружная дверь всё более распахивается для людей, внутренние же двери уводят непосредственно в глубины преисподней. И наоборот, через оккультизм и теософию преисподняя строит антицерковь и, в конечном счете, ведет к антихристу и его царству.
Утопизм и выходящие из него учения – это рационально-внешний путь, а оккультизм и теософия – мистическо-тайный. Но ведут они к одному и тому же «ветхому царству» Люцифера. Хилиазм – это более легкая форма той же самой болезни, но уже на теле Церкви, в первые века. Полностью исцелившись от этой болезни, Церковь снова встретилась с нею, теперь со стороны сектантства.
Истоки оккультизма восходят к тайным наукам халдеев, египтян, индусов и других древних народов. И не к той ли неправедной жертве Каина уходят его глубинные корни? Жертва Каина – начало лжекульта. Широкое распространение оккультизм получает в средние века и находит самую благодатнейшую для себя почву в настоящее время. Даже народы, долгие века имевшие истинный культ, впадают в страшный грех оккультизма. Издаются оккультные журналы и книги, созданы общества оккультистов.
Теософия фактически является утонченным и изощренным язычеством. Теософия тесно переплетена с оккультизмом и магией. Корни теософии также уходят в глубокую древность. Самое ее начало – это ложное мудрствование о Боге, вложенное в сознание Евы древним змием. Теософия прослеживается в брахманизме, буддизме, каббале. Духом теософии проникнут гностицизм ранних христиан, с которым боролись сами Апостолы и святые отцы первых трех веков. Так через гностицизм теософия пыталась задушить христианство в самом его зародыше. В средние века духом теософии были проникнуты секты катаров, орден розекрейцеров, алхимики. В XVI-ХVIII вв. теософию развивали Парацельс, Бейгель, Я. Бёме (1575-1624 гг.), его учение – смесь протестантизма, астрологии, алхимии, каббалы и теософии, Э. Сведенборг (1628-1772 гг.), ученый математик, астроном, горняк, философ. Сведенборг объявил себя духовидцем и начал толковать Библию, говоря, что ему поручил это делать Сам Христос. Теософское учение Сведенборга испытало на себе влияние гностицизма и каббалы. И наконец в 1875 г. в Нью-Йорке Е. П. Блаватская (1831-1891 гг.) основывает теософское общество. Вскоре центр общества переносится в Индию, в г. Мадрас. В трудах ее и ее последователей разрабатывается эзотерическое учение, стремящееся соединить в себе практически все религиозные и другие учения. В основе ее учения лежит буддизм и тайные учения Тибета, Гималаев и Индии. В 1913 г. активный член теософского общества Р. Штейнер создает учение антропософии. Ныне о всех этих учителях и их учениях сбывается сказанное Апостолом Павлом: «ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться» (2Тим. 2:16-17).
Некогда восклицал псалмопевец: «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя» (Пс. 120:1). Но вот народы, будучи столетиями просвещены христианским учением, отвратили очи свои от «гор Божиих», от Господа Бога, сотворившего небо и землю, от Небесного Царства Христа, и стали обращать очи свои к горам земным, к Тибету и Гималаям, к йоге и шамбале. Отвратившись от неба, обратились к земле и не видят, что идут в преисподнюю. Вот маленький экскурс к разным народам и религиям, чающим светлого царства.
Вот что пишет Рерих в книге «Сердце Азии»: «Мусульмане Персии, Аравии, Туркестана торжественно хранят легенду о Мунтазаре, который в ближайшем положит основание новой эры. Правда, многие муллы, когда вы скажете о Мунтазаре, начнут резко отрицать это, но если вы будете утверждать и, главное, покажете знание вопроса, они переглянутся, улыбнутся и отложат свои отрицания. Даже скажут много значительных подробностей. Они скажут, что в Исфагане стоит белый конь, уже оседланный для великого пришествия, а в Мекке уже приготовлен саркофаг для будущего пророка правды».
Далее следует упомянуть средневековую легенду европейских стран о Граале, его горе, его замке, его братстве и его чаше. В Англии эта легенда слилась со сказаниями о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. Интересно отметить, что легенда о Граале была распространена среди различных слоев населения, но ни один из многочисленных церковных авторов средневековья не упоминает о ней. Это свидетельсвует о полной антицерковности легенды. Речь идет об антицеркви.
Одновременно с легендой о Граале в XII в., когда христианский мир Европы вступил в контакт с Востоком, в западных странах появляется легенда о царе и пресвитере Иоанне, идеальное царство которого находится где-то на Востоке. Слухи об этом царстве не умолкают до XVII в. Известно письмо царя-пресвитера Иоанна императору Византии Мануилу Комнину. Римский папа Александр III посылает даже в 1177 г. к царю-пресвитеру Иоанну легата, чтобы обратить его в католичество. За царство пресвитера Иоанна было принято царство Чингисхана. В средние века предпринимались многие попытки найти это царство.
Находим мы чаяния и поиски идеального царства и в русском старообрядчестве. Старообрядцы, отделившись в XVII в. от своей матери – Русской Православной Церкви, верят что где-то есть место и братство, хранящее в чистоте христианскую веру. Появляются легенды о Беловодье (Белой горе, Белом острове, Белом источнике). Неоднократно предпринимались попытки найти Беловодье. Искали его даже в Тибете и Индии, куда ходили казаки-староверы.
Так или иначе многие сказания и поиски светлой страны ведут к индийским и тибетским тайным учениям, к гималайским и тибетским горам, к таинственной шамбале, к владыке Шамбалы – Ригден-Джапо или Майтрейя, к братству Махатм. Путь туда – через Агни-Йогу и другие индийские и тибетские мистерии. Почву подготавливает буддизм. Назад путей нет.
Греческий софист Филострат составил, борясь с христианством около 210 г., житие Аполлония Тианского, жившего в I веке. Из этого описания мы узнаем, что Аполллоний Тианский ходил в Индию и был посвящен махатмами. Аполлония язычники пытались противопоставить Христу. «Никогда еще, – говорит римский историк Вопискус, – не видели человека более святого, более уважаемого, более обоготворяемого и более божественного, чем это существо. Он мертвецам возвращал жизнь. Он совершал и говорил поразительные вещи». Так язычество и махатмы пытались противостоять Христу. Так уже тогда, во времена Апостолов, действовала «тайна беззакония». Пока царствует Христос она не может стать явной. Но подспудные энергии накапливаются. Шамбала действует.
Вот некоторые пророчества о Шамбале и Майтрейе из книги Н. К. Рериха «Сердце Азии». «Приходящий Майтрейя изображается со спущенными ногами – символ спешности. Явление Майтрейи сказано после войн, но последние войны будут за истинное Учение. Причем каждый восставший против Шамбалы будет поражен во всех делах своих. И волны будут смывать дом его, и даже пёс не придет на зов его. Учение указывает, как каждый воин Шамбалы наречется непобедимым. Сам владыка спешит, и знамя его уже над горами. Северная Шамбала идет. Мы не знаем страха. Мы не знаем уныния. Восставшие против Шамбалы низвергнуты будут. Как кровь отечет знамя Майтрейи земли нового мира для затемненных и как огненное солнце для понявших».
Описывается уже ныне происходящее: «День Шамбалы. У шатра Шамбалы ламы служат великому Ригден-Джапо. Перед изображением владыки поставлено полированное зеркало. Из узорного сосуда на его поверхность льют воду. Струи сбегают по лику зеркала, покрывают его странным узором. Колеблется и живет поверхность. Символ магических зеркал, где появляется будущее, пишет руны откровений». Многим живущим являлись махатмы. Есть культ Майтрейи, его иконы и Шамбалы. Есть изображение Майтрейи, посылающего красных всадников покорять мир. Антихрист, его икона и царство его прокладывают себе путь. «Тайна беззакония уже в действии».
Апостол Павел наверняка знал тайну беззакония и мог многое о ней сообщить. Но в своем послании он указал только на существование этой тайны, и к чему она ведет. Ныне многое об этой тайне известно, но всё-таки всё продолжает и далее совершаться втайне, пока Господь не позволит ей открыться, а потом уничтожит ее. Тайна беззакония, как и тайна спасения, исходит от евреев. Через евреев земля соединяется с преисподней. Проявления этой тайны – в иудейском мессианизме, сионизме, каббале, масонстве. Все события истории, все религии в их взаимосвязи и борьбе отражают борьбу света и тьмы, христианской Церкви и «тайны беззакония». Иудеи пророчествуют и строят свое грядущее царство на земле, свое идеальное царство, противопоставляемое царству Христа. От этого корня питается все древо ожидания и построения царства света на земле.
Заснувшая вечером природа проснется только во дне ином. Увядшие осенью растения оживут только в году ином. Человек воскреснет только в веке ином.
Здесь ныне ожидают нас только ночь, зима, смерть – царство тьмы и ужасов. «Если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам» (Мф. 24:23-25).
Человек, обрати взор свой к небу, там – свет, там – царство Бога!