ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Храм Божий.
Дадим общую схему Апокалипсиса, способствующую цельному восприятию всех видений святого Иоанна Богослова, изложенных в его книге. Кроме того, это будет и определенным ключом для толкования различных видений и образов Апокалипсиса. Делений и схем Апокалипсиса существует очень много. Наша схема образовалась из попытки встать как бы на место Иоанна и, на основании написанного, воспроизвести зрительно всё ему показанное. И вообще было бы очень интересно воспроизвести Апокалипсис зрительно-звуковыми средствами. В таком случае перед нами проходят таинственные и причудливые картины, несколько похожие на то, что иногда бывает в сновидениях. Одна картина незаметно сменяется другой, потом снова появляется. Временами картина меняется, что-то в ней добавляется, а что-то исчезает. Потом вдруг некоторые картины совмещаются и смешиваются, или, наоборот, какая-то часть картины выступает вперед и как бы развертывается перед нами в своих подробностях. Видения Апокалипсиса можно представить таким образом.
Первая картина. Явление Христа как Сына Человеческого в царско-священническом виде посреди семи светильников. Он зачитывает семь посланий семи Церквам (светильникам). (Главы 1-3). Эта картина очень чёткая, является сразу вся и не видоизменяется. После зачтения посланий исчезает и больше вообще не появляется.
Вторая картина. Основная картина Апокалипсиса. Она и самая сложная. Состоит, собственно, из трех картин (А,Б,В). Сначала появляется картина А. Потом постепенно картина Б, и эти две картины сливаются в одну. Параллельно этим картинам показывается картина В, которая как бы присоединена к тем двум картинам. Картины А и Б постепенно все дополняются и дополняются новыми штрихами. Картина А: Престол на небе, на нем Сидящий. Посреди престола – Агнец (Христос) и перед престолом семь огненных светильников (семь духов Божиих). Вокруг престола четыре животных и 24 старца. И всё это посреди различных ангельских сонмов.
Картина Б: небесный жертвенник и храм. Картина В: земля, зверь на ней (собственно, три зверя: сатана, антихрист и лжепророк), великая блудница Вавилон. Перед нами такая динамика этих картин: главы 4-5 – постепенное становление картины А. Глава 6 – спуск из картины А в картину В, которая сама еще почти совсем не нарисована и будет заполняться тоже постепенно. Глава 7 – восхождение из картины В в А. Глава 5:9; 8:1-6 – начало появления картины Б (появляется жертвенник перед престолом). Далее, 8:7-10,11 – спуск из картины Б в картину В. Как выше в главе 6 через открытие печатей на небе (в А) показываются картины на земле (в В), так и здесь чрез трубы Ангелов (в Б) показываются картины на земле (в В). С главы 11:1 мы видим не только жертвенник, но храм, правда, храм земной, являющийся только подобием небесного, который открывается в свою очередь в главе 11:19. Этим картина Б практически завершается, и далее идет уже всё более тесное ее слияние с А (хотя и с самого начала жертвенник был уже пред престолом). В главе 15:5 мы видим картины А и Б уже полностью смешанными. Постепенно всё более заполняется и картина В: появляются две маслины, один зверь, Вавилон. В главе 16 мы видим опять спуск, теперь уже из объединившейся картины А-Б в картину В – излияние семи чашей гнева. Седьмая чаша показывается еще более отчетливо в главе 17 (Вавилон – блудница). На протяжении глав: 4:1-19, – в этих трех картинах, которые представляют собой, собственно говоря, одну, происходит много самых различных событий. В картинах этих много персонажей: престол, Сидящий на нем Агнец, семь духов, 4 животных, 24 старца, 7 Ангелов, множество Ангелов, отдельные Ангелы; искупленные, то в виде разных множеств, то в виде 144000 запечатленных, то в виде жены. На земле три зверя (сатана, антихрист, лжепророк), Вавилон-блудница, жена (Церковь), видим небесный жертвенник и храм, а также земной Иерусалим. Четкое представление этих картин очень помогает при толковании. Так, видя эту картину (а ведь ее реально так и видел Иоанн), и видя на ней Христа-Агнца, мы уже никак не будем под каким-нибудь другим образом, например, Ангелом, понимать, что это Христос. Картина цельна и связана, и мы начинаем ее понимать. А иначе очень трудно определить, кто, например, подразумевается под очередным Ангелом или зверем и пр. Хотя, как уже отмечалось, определенные части картины по ходу причудливо трансформируются и перерастают подобно тому, как бывает в сновидениях.
Третья картина. Жатва. Христос – Сын Человеческий на облаке, глава 14:14-20. В эту картину несколько вмешана картина Б (картина храма). Все картины – с первой по седьмую (всего будет семь картин) сменяют последовательно одна другую. Только эта третья картина выпадает несколько из общего хода и показывается как вставка в процессе развертывания второй (основной) картины.
Картина четвертая. Небесный Всадник-Христос совершает суд над землей и двумя зверьми (антихристом и лжепророком). Так в эту картину примешана несколько картина В (19:11-21).
Пятая картина. Тысячелетнее царство. Христос – Ангел. Тоже примешана картина В, ибо показаны три зверя (20:1-10).
Шестая картина. Белый престол Суда. Глава 20:11-15.
Седьмая картина. Новое небо, новая земля, новый Иерусалим (21:1-22,5). Христос-Агнец. Шестая и седьмая картины перекликаются с картиной А, ибо видим престол, Сидящего на нем, одного из семи Ангелов. Важная мысль та, что в каждой из этих картин Христос явлен в каком-то определенном образе и в нем пребывает. Апокалипсис дает нам четыре образа Христа, совпадающие по смыслу с его четырьмя образами, которые дают четыре Евангелиста (ср. Иез. 1; Откр. 4:7) 1. Сын Человеческий (1 и 3 картины) 2. Агнец (2 и 7 картины) 3. Всадник (4 картина) 4. Ангел (5 картина) Это соответствует обликам: 1 – человека, 2 – тельца, 3 – льва, 4 – орла. Так в этих картинах было всё явлено Апостолу Иоанну. Если картины А, Б и В считать раздельными, то тогда всего насчитывается 9 картин. Если, наоборот, шестую и седьмую картины слить с картиной А, то тогда всего пять картин. Если все картины со второй по седьмую считать одной, то всего две картины. Но наиболее четко представлять себе надо именно семь хотя и не совсем раздельных картин. При таком четком представлении становится довольно легким отождествление образов с тем, что они собою выражают. Можно еще указать и на такое деление. Сначала семь посланий, а потом три «семерки» Промысла и судов Божиих над людьми. Семь печатей. Седьмая печать развертывается на семь труб. Седьмая труба развертывается на семь чаш.