Вопрос 2083:  8 т. Разве великие мужи веры не видели, что произошло размежевание в народе на мирян и монахов и они перестали понимать  друг друга?

Ответ: Задача диавола всегда в этом и заключалась: разделяй и властвуй. Это же сделал палач земли русской Иоанн Грозный,  разделил на опричнину и земщину всю страну и заложил основы для будущих делений. Кто это видел, тех объявляли врагами и изничтожали. Писание было неведомо народу и за образец брали только монастыри. И увековечить себя можно было только постройкой нового монастыря. Брались за это, конечно же, многие, но до конца довершить было суждено избранным. Их проводили во святые,  шлифовали биографию и если ничего во всей жизни не находили выдающегося, тогда благоухание,  звоны колокольные в видениях ему были или не были, но уже запах шёл и  трезвон  повсюду. Местная канонизация происходила по этому образцу. Кому-то исцеления,  кому-то ответ на молитву. И это из поколения к  поколению внукам шло.

   Монашество в самом прямом смысле увлекло людей от Христа и от Библии в пустыню  безводную, и теперь без этих иссохших мощей ни шагу людям не ступить, и люди за тысячи  вёрст шли посмотреть на этих  чемпионов пощения и бдения. Иоан.7:37 – «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей». Иер.2:13 – «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды».   Иер.17:13 – «Ты, Господи, надежда Израилева; все, оставляющие Тебя, посрамятся. «Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой»».   Откр.21:6 – «И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды  живой». В житиях не раз находим, что имена подвижников,  написаны на прахе буквально, даже  не в переносном смысле.

Зосима Пустынник – 19 сент. «Я не для волшебства живу в пустыне; но, будучи сам христианин, я не могу жить в городе с неверующими, – посему и пошёл в пустыню, желая лучше быть со зверями, нежели с людьми злыми – врагами Господа моего Иисуса Христа. Имея образцом такой жизни житие других христиан – святых отцов, удалившихся от мира и живущих в пустыне, и я старался подражать им, насколько мог. Бог же, знающий служащих Ему и промышляющий о них, и меня благоустроив по Своей благости, покорил мне на утешение моё диких зверей – и вот, я живу с ними, радуясь о Господе и возложив на Него всё моё упование».

 

Вопрос 2084:  Могли бы Вы сослаться на источники, читая  которые, Вы пришли к мысли, что монашество в том виде,  как оно есть - не  евангельского происхождения?

Ответ: Книг, из которых вы точно также могли бы понимать –  мало, если, конечно, не считать враждебных  всему христианству, атеистических нападок. Но я-то глубоко верующий человек, православный;  мне монашество не чуждо было бы, если бы оно готовило проповедников,  без запрета им  выходить из затвора. Только  чтобы обеты безбрачия были  на определенный срок: года на 2-3. И никак не больше 7 лет. Через 7 лет наступает необратимый процесс разложения личности, будь то в тюрьме или в монастыре – эти люди нежизненны и оживлению не поддаются. Их или убивают, или запирают, как ненормальных. Потому обеты  можно было бы возобновлять, как обеты назорейства, совершенно не посягая на то, чтобы они были пожизненными.  Чис.6:12 – «И должен он снова начать посвященные Господу дни назорейства своего и принести однолетнего агнца в  жертву повинности; прежние же дни пропали, потому что  назорейство его осквернено».  Чис.6:13 – «И вот закон о назорее,  когда исполнятся дни назорейства его: должно привести его ко входу скинии собрания».

Вот как пишет  патриотичный человек по отношению иночества.

«Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества»

Православное монашество и   аскетика в исследованиях и памятниках.

 А.И. Сидоров.  Москва. «Паломник».  542  стр. 6.000  экз.

  Стр. 185. «Евхиты – специфичная «монашеская ересь», утверждающая значимость для спасения только одной молитвы и отрицающая церковные таинства и иерархию.

  Стр. 195.  Притягательная сила монашества повела к своего рода «религиозной миграции», игравшей весьма существенную роль в жизни общества ранней Византии. В результате  подобного стремления со всех концов империи в обители и  пустыни Востока, в этих последних образовалась настоящая смесь  племен,  языков и  наречий.

  Стр. 230.  По характеристике Карсавина Л.П. (естественно страдающей пристрастием, объясняемой его внутренней антипатией к монашеству) и сам Гельвидий выступал против притязаний монахов на особое положение в Церкви. Около того же времени суровый аскет  Иовиниан  вместе со своими приверженцами  начал борьбу с излишествами аскезы. И дев,  и вдов, и замужних ожидает на небесах одинаковая награда. Иовиниан после довольно долгой жизни в монастыре  вдруг возненавидел свой образ  жизни, бросил монашество, явился в Рим (ок. 390 г.) и стал проповедать свои ложные убеждения.

Стр. 250.  Отшельница, прожив шестьдесят  лет  над Нилом, ни разу не взглянула на его воды, не полюбовалась великолепием его разливов; боязнь согрешить словом побуждает избегать разговоров даже о Священном Писании.

 Стр. 399. В самом начале четвертого столетия, во время гонения Диоклетианова, Антоний Великий дозволял около себя селиться желающим  подражать его образу жизни. Едва прошло шестьдесят или семьдесят лет после сего, как все пустыни Египетские наполнились жилищами иноков. Сколько было народу в городах, пишет  очевидный свидетель того времени, столько почти было иноков в пустынях… область, прилежащая к Мемфису и Вавилону вся казалась заселенною иноками; по берегам Нила  везде видны были жилища иноков;  у одного Серапиона считалось под начальством десять тысяч иноков. Город Оксиринх и внутри и кругом был наполнен иноками. Публичные здания, языческие храмы превратились в жилища иноков и в городе более было монастырей, чем частных домов, так что епископ города считал у себя  20.000 монахинь и 10.000 монахов.

Стр. 407. Палладий сказал, что в Нитрийской горе живет до 5.000 иноков.

Стр. 410. Исаак пресвитер говорил: «Не приводите сюда детей. От них запустели четыре церкви в скиту». Но  иные старцы смотрели не так.

Однажды  братия аввы Пимена сказали ему: «Пойдем отсюда. Вот дети своим плачем не дают нам безмолвствовать» Авва Пимен отвечал им: «Из-за гласов Ангельских вы хотите уйти отсюда».

Стр. 410. Одежда иноков первоначально была обыкновенная одежда того времени. Но вскоре принята была особая однообразная, отличная от одежды мирян. Сохранилось предание, что первый ввел одежду, которую  стали употреблять иноки - Патермуфий. Он пришедшего к нему юношу одел в левитон, на голову надел куколь, на плечи  милоть и препоясал лентием.

Куколь, то есть маленькая шапочка, покрывавшая голову  только до шеи. Такие шапочки носили только младенцы, и для монахов они должны были служить символом детского незлобия и чистоты. Куколь монахи не должны с себя снимать ни днем, ни ночью. В Тавенских обителях на кукулях  нашивался  пурпуровый  крест. Но и то осуждали старцы, когда кто-либо обращал на себя внимание  странностью одеяния. Один брат одевался у себя в келлии  в рогожу.  «Не принесет  она тебе пользы», - говорил Аммон. О чётках нет и помину.

Стр. 415. В церкви стояли всегда без обуви, хотя в полном иноческом одеянии.

 Стр. 416. Аполлос как дело тщеславия осудил ношение  некоторыми иноками вериг и отращивание длинных волос… иноки египетские, по общему обычаю Востока, носили волосы короткие. Иларион Великий каждый год в день Пасхи  отрезал их у себя. По свидетельству Иеронима,  не только в Египте, но и Сирии девы и вдовы,  посвящающие себя Богу, обрезывали себе волосы. Это делали им настоятельницы монастыря. Остригали волосы для чистоты и потому, что не употребляют никакого масла для головы. Тавенские монахини также остригали волосы. Бороду монахи носили.

Стр. 434. После вечери любви скорее удалялись в келлию, чтобы ветер не задул свечу веры.

Стр. 440.  «Так, Валента, впавшего в самообольщение и не хотевшего принимать Святые Тайны, связали цепями и в продолжение года разнообразным унижением и суровою жизнью уврачевали. Ирона, впавшего в подобное же состояние, хотя некоторое время и содержали в цепях, но, не видя раскаяния, отпустили и он ушёл в мир. В Нитрийской горе употреблялись и  лёгкие телесные наказания. Так у церкви были три пальмы,  на каждой  из которых висело по плети. Одною наказывали монахов,  другою воров, если они попадались, третьею странников, если они в чем-либо провинились. Виновных заставляли  обнять пальму и, отсчитав по  спине определенное число ударов, отпускали. Если сами виновные  просили себе наказания, то им назначали его для исправления их.  Так, когда два инока, виновные в нарушении целомудрия, просили себе наказания, их на год заключили  безвыходно пробыть в келлии, давая им по малой мере  хлеба и воды в день.  

   Стр. 485. Златоустый смотрел на жизнь монашескую, не как на жизнь, доступную только для некоторых избранных. Кто исполняет заповеди Евангелия, живя в городах, тот нисколько не ниже иноковМиряне, благочестно живущие, выше самых великих подвижников иночества.

Стр. 507.  Со времени появления монашества монахи являются первыми деятелями на поприще проповеди Евангелия  То царство правды, то Царство Божие, о сошествии  на землю  которого благовествовало Евангелие, казалось, осуществилось в этих обществах.

Златоустый указывает на жизнь монахов именно как на образец, которому  должно подражать. Тогда как в миру, говорит он, нечестивое учение,  нечистая жизнь потопляют души, монахи одни сидят в пристани спокойно и в великой безопасности, смотря, как бы с неба на кораблекрушения, постигающие других. Они и жизнь избрали  достойную Ангелов и живут не хуже Ангелов…  у них удален всякий повод к несогласию и вражде.

Стр. 517. Со времени распространения иночества и призвания иноков  к занятию высших мест в церковной иерархии совпадает упадок школ в Восточной империи; потому естественен вопрос: не было ли монашество причиной упадка образования в Восточной империи?

Когда греко-римский мир из языческого стал преобразовываться  в христианский, стремление к монашеству должно было ослабеть. И этим  объясняем уменьшение  числа монахов в 6 в. С утверждением христианских обычаев  в обществе, не было уже тех сильных побуждений людям, желающим проводить христианскую жизнь, оставлять общество. Теперь монашество становится уделом только тех, которые  искали высшего духовного совершенства.

   Стр. 524. Последующая судьба Египта показала, что в этой колыбели иночества, где оно принесло и лучшие плоды свои, монашество не имело глубокого  продолжительного действия на народонаселение. Египет скоро отпал от православия и потом под владычеством аравитян, почти  совсем утратил христианскую веру. Нельзя не признать того, что весьма значительное по числу удаление ревностных  христиан в пустыни, где они кончали  свое поприще без потомства, должно было  отозваться ослаблением христианского  элемента  в самом народонаселении.

На месте древних знаменитых обителей теперь едва можно встретить только развалины, где обитает несколько иноков-коптов».

 

        «Древние иноческие уставы» Москва 1892

Стр.7. «Иночество  не новость, какая-то недавняя и произвольная, а  такое же древне, как само христианство, и требуется самым духом христианства». (Основатель его Антоний жил в 4 веке. Так запросто отмахнули три столетия, как будто это три  часа после полудня!)

Так что никто так не расскажет о том, что есть монашество, как они сами в  лице своих  основателей и  охранителей.  Но и  они где-то в глубине души очень крепко сомневались, что это их не евангельское учреждение простоит долго. Так и получилось, что всё это развалилось и развалилось навсегда.  Человечество далеко уже ушло от  этой колыбели несвободы. Оно войдёт только в реформированные уставы иноческие, которые будут взяты на вооружение уже самим антихристом. Это непременно.  Тот мозги отшибёт точно также и будет только  абсолютно безмозглое, безумное послушание любому самодурству и тирании настоятеля. Пахомий просил Бога  показать,  что ждёт монастыри после его кончины. И в видении однажды ему это явилось прямо на молитве.

Стр. 47. «Видел он великое множество иноков, совершавших путь во рву, крайне глубоком и стремнистом. Одни из них, желая выбраться оттуда, встречая преграды,  стояли в нерешительности: другие, блуждая туда и сюда, ударялись  друг о друга лбами, потому что место то было покрыто густою тьмою; третьи, выбившись из сил, падали в изнеможении ; четвертые, не зная как быть, испускали лишь плачевные вопли; и разве, едва некоторые, после страшных усилий успевали выбраться на свет Божий из этой мрачной бездны, выражая великую свою о том радость живыми  чувствами благодарения Богу».

 Получил и толкование этого молитвенного видения. Но не было сказано ли ему, что в этот глубокий ров столкнул монахов он сам и друзья его, тоже «великие» святые? Так стоило ли в этот ров  спускаться, заманивать туда целые столетия, чтоб лбами друг друга таранить и жалостливо ныть: «хочу жениться», а не  разжигаться?

Hosted by uCoz