Вопрос 3976:
28 т. Кончатся ли упрёки разностоящих после воссоединения? Или ждать, когда
похоронит этих непримиримых?
Ответ:
Мне пришлось проповедывать и вести занятия по изучению Слова Божия почти в
бесчисленных аудиториях разных городов и за границей. Пока люди сами не примут
Христа своим Спасителем, умершим за них, пока лично не пожелают воскресения из
мёртвых, все убеждения бесполезны. Надобно родиться свыше и тогда всё побочное
затушуется и сгинет, и останется Христос и ты, сидящий у ног Его. “Никто никого
не призывает умильно ожидать от этого, более мистико-ритуального, чем
политического события каких-то особых материально-прагматических последствий.
Более того, с чисто материальной точки зрения, слияние всё стремительнее
разливающегося Российского моря с последними каплями Белой эмиграции – событие
не вполне даже подходящее под определение «воссоединения Церквей». Здесь
уместней было бы услышать «присоединение» или «восстановление». Но произошло-то
совсем-совсем иное, не вычислимое арифметически, – свершилось нравственное
выравнивание и взаимопризнание идейных позиций, почти век оспаривающих друг у
друга право на Истину. И для понимания величия произошедшего потребна иная
линейка ценностей, нулевой отметкой каковой должно послужить уяснение причины
спора. Безумный семнадцатый год, беспримерная смута в умах и сердцах бьющихся
за власть, бесподсчётная драма последовавших десятилетий… Все эти необозримо
слёзные и кровавые страдания обессмысливают затянувшиеся юридическо-фарисейские
взаимоупрёки и толкования – от легитимности выборов патриарха Тихона до захвата
храмов в начале 90-х. Ведь административный разрыв, едва не повлёкший за собой
новый церковный раскол, как раз и прошёл по всё тому же древнему фарисейскому
искушению: а отдавать ли кесарю кесарево? Христос ответил – отдавать. Но как
можно было благословлять антихристианскую по своей природе силу? Как можно было
молиться за сатанистов-христоненавистников, искавших убить не тело, а народную
душу? В том-то и ужас, что власть наступала не кесарева, а иродова. И
однозначного ответа тогда никто не знал. Для меньшинства, оказавшегося в
чужестранном «рассеянии», русское время остановилось. Их подвиг сошёл в
стоическое хранение вынесенных и вывезенных ими с проигранных полей сражений
знамён и хоругвей.
Для большинства, попавшего
под «пленение», война продолжилась – тяжкая, страшная по потерям, затянувшаяся
не на одно поколение, порой до приступов отчаянья изматывающая отступлениями и
уступлениями. Война уже не физическая, а духовная. Для «рассеянных» непримиримость
с коммунизмом, даже в малом неотступчивость от буквы, являлась главным
самооправданием. Для «пленённых» утешением служило видимое выдыхание и
вырождение интернационал-троцкизма, с постепенным возвращением пусть искажённой
и искалеченной бездуховностью, но государственно-традиционной русской
имперскости.
Они стояли. Мы отстаивали. Кто был «чище»? Патриарх Сергий посылал Сталину
поздравления с годовщиной Октября, а Зарубежная Церковь причащала сотрудников и
соратников гитлеровского фашизма. Кто же был «чище»?! И сегодня однозначного
ответа никто не знает. Но всё же, как можно было молиться за
христоненавистников, искавших убить не тело, но народную душу? Судить не нам.
Но мы, жившие и живущие на своей земле, теперь можем, имеем право
засвидетельствовать промыслительность принятого когда-то нашими иерархами
гражданского крестоношения. И сегодняшнее воссоединение с непримиримыми
хранителями законничества – есть признание ими нашей победы.
Впервые открыв для себя русскую эмиграцию в конце 80-х, я был поражён и
придавлен пафосом её обличительства. Американцы и аргентинцы, австралийцы и
французы, партиями прибывавшие из-за распахнувшегося «занавеса», они так
страдали за «матушку Россию», так призывали нас к «духовному возрождению» и «народному
покаянию»… так убеждали, что истинное Православие только у них, там, где-то в
тридевятом царстве, тридесятом королевстве, а здесь лишь КГБ, экуменизм да
стяжательство… Сцены, аудитории вузов, школы, клубы, лагеря и дачи – сколько же
публики тогда собирали они на своих выступлениях! Им рукоплескали, ими
восхищались, гордились знакомством, звали вернуться на столь горячо любимую
Родину. Но, завершив турне, все «страдающие» и «возрождающие» к осени
благополучно отбывали к себе во Францию, в Америку, Аргентину, оставляя за
собой шлейф осуждения священноначалия, растревоженные клириками-перебежчиками в
«зарубежку» приходы, смуту в оценке истории своей Родины, своего народа. Ведь
ещё не разбирались мы, не умели различать того, что три волны эмиграции из России
имеют различные природы. Первая была действительно вынужденной – без выбора где
жить, просто решавшая – жить ли вообще. Вторая, не вся, но в большинстве своём,
состояла из власовцев, полицаев и коллаборационистов, бежавших от преследований
не за сословную принадлежность, а за личные военные преступления. А прибывающие
к ним чуть позже диссиденты зачастую являлись или агентурой ЦРУ, или КГБ, или
всех спецслужб разом. Третья волна – перестроечно-экономическая, уже вовсе
шкурная, о ней здесь нет и речи. Впрочем, последняя и не особо страдает: из 60
000 русскоговорящих жителей Сан-Франциско на воскресные службы приходит менее
процента. Остальные не портят уикенд ранним вставанием. Так вот, эмиссары
покойного ныне митрополита Виталия, активисты скаутского (ОРЮР) движения,
белоказаки, НТСовцы и прочие «страдающие» и «возрождающие» наперебой выдавали
себя за Белую эмиграцию, практически ушедшую к тому времени в лучший мир. На
самом деле являясь урождёнными и укоренёнными американцами, англичанами или
французами «русского происхождения». Либо же детьми власовцев. И при этом от
священных имён владыки Иоанна (Максимовича), Ивана Солоневича и Ивана
Ильина они страстно и гневно требовали от нас всенародного покаяния за
«цареубийство» и «сотрудничество». А самое главное – призывали к возрождению.
Но возродиться может только умершее. Как может родиться – не бывшее?” Сир.22:30
– “Когда нечестивый проклинает сатану, то проклинает свою душу”. Рим.2:1
– “Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом,
каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же”.
Из сверстников
моих ни одного,
Кто на арене жизни был
бойцом...
Один по пьянке сам лишился
ног —
Залез под роковое колесо.
Тот спился, тот повесился, как пёс,
Попался на аферах, скромных кражах,
Тот без зазренья с производства нёс —
В этап позорный вором разнаряжен.
Ничем не лучший, я один из
них,
Мы вместе куролесили по
пьянке,
У каждого свой пик и
эпикриз возник –
До срока в гроб сыграли,
скрылись в яме.
А мне, нескромному, нещадно повезло,
Святая Библия приблизилась вплотную.
Открылась тайна, что во мне всё зло, —
С тех пор счастливый во Христе ликую.
Смерть каждого из
сверстников моих
Ко мне стучалась, вызванная
мною…
Час встречи со Христом, как
вспышки миг,
Когда святою Кровью грех
мой смоет.
И прошлое ущельем отделилось,
Рожденье свыше обновило разум,
На первое свидетельство дал силы,
Быть в винограднике, а не зевакой праздным.
Строитель, сторож, воин и
рыбак –
Все должности мои в
духовные свернуло;
Разнёс кусков Господних
короба,
Сам видел оживлявшиеся
трупы.
За что такие милость и избранье?
Не по делам Бог чудом осенил!
Есть Бог и Суд – об этом слышал раньше,
Но через Библию все воплотились сны.
Лишь детям сверстников,
скукоженным в чаду,
Могу дарить по Новому
Завету,
Но к свету Истины пока что
не идут,
К отцам погибшим тянутся – не к свету. 29.06.08. ИгЛа