Здесь вопросы: 532-554, том.1, стр.511-534.
Отношения между людьми
Вопрос 532: Т.1. Рим. 12: 18 – «Если возможно с
вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». Значит возможно не со
всеми быть в мире? А как же «возлюби врагов своих»?
Вопрос 533: Вы говорите, что злые
люди не могут делать добро. А как же преступники? Многие из них любят детей, и
одновременно грабят и убивают. Разве люди бывают только добрые или злые?
Вопрос
534: 1Кор.11:3 – «Хочу
также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а
Христу глава — Бог». А разве жене Бог не глава? И она разве не может
обращаться непосредственно к Богу?
Вопрос 535: Знаю человека, который
обещал в молитве Богу не жениться, но он встретил девушку, полюбил её, и что
теперь посоветуете ему делать?
Вопрос 536: Какая разница между
судом и осуждением? А то люди на всякое обличение говорят: не суди, да не судим будешь.
Вопрос 537: Кто в наше время
является врагами, которых можно накормить?
Вопрос 538: Кто считается ближним?
Вопрос 539: Мрк.12:31 – «Вторая
подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих
заповеди нет». Что значит «как самого себя»?
Вопрос 540: Любопытство – это грех?
Есть люди до чрезвычайности интересующиеся чужой жизнью, особенно семейной.
Вопрос 541: Мрк.7:28 – «Она же сказала
Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей».
Разве сейчас есть такие люди, которых, если бы называли псами, не обиделись бы
и не ушли, и не стали бы больше просить о необходимом? Возможны ли такие люди
ныне, готовые самоуничижиться?
Вопрос 542: Могут ли быть у
христианина враги?
Вопрос 543: Можно ли разговаривать с
человеком, который не совсем трезвый, на религиозную тему, если он при этом
желает разговаривать на эту тему?
Вопрос 544: Можно ли снизойти к
неверующему человеку идущему к Богу, к его недостаткам или привычкам: причёска,
украшения, одежда, или резко отвергнуть это; не так как баптисты приобретают,
разрешая всё, как и прочие сектанты? Может сразу сказать твёрдо обо всём
трудном, чтобы поскорее отсеялись?
Вопрос 545: Можно ли христианину
применять приёмы самбо для обороны?
Вопрос 546: На меня один человек
постоянно клевещет другому; а этот другой человек поначалу был на моей стороне,
а теперь пошёл на поводу у этого клеветника. И вот я не знаю, как мне в этой
ситуации поступить. Молчать и дальше, т. е. не вступать с ними в конфликт, или
пойти и сказать правду, что всё это напрасная клевета, и тогда будет большой
скандал. Что делать?
Вопрос 547: Почему великие люди были
в основном мужчины, а не женщины?
Вопрос 548: Почему между некоторыми
святыми, например Кириллом Александрийским и блаж. Феодоритом и др. были крайне
плохие личные отношения, такие, что они ругали друг друга, или радовались
смерти?
Вопрос 549: Почему на верующего
человека иногда наводятся ложные подозрения? От кого это исходит и почему?
Вопрос 550: Хорошо ли, когда человек
задаёт много вопросов житейских или по Писанию?
Вопрос 551: Целый день в соседней
комнате у внуков гремит телевизор, так что невозможно ни помолиться, ни
отдохнуть. Можно потихоньку его сломать? Или это грех? Я уже два раза это делала,
но они в тот же день отремонтировали и стали подозревать меня.
Вопрос 552: Чем на Ваш взгляд
отличается смирение от лжесмирения?
Вопрос 553: Прит.26:17 – «Хватает пса за
уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору». Поясните.
Вопрос 554: Еф.5:4 – «Также
сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив,
благодарение»; мы записали в
толковании, что смех и шутка это плохо.
Чем плоха шутка, неужели нужно быть сфинксом
в жизни?
Вопрос 532: Рим. 12: 18 – «Если возможно с
вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». Значит возможно не со
всеми быть в мире? А как же «возлюби врагов своих»?
Ответ: Это
всего лишь пожелание того, кто сам был ах как со многими не в мире. Сорок
киллеров в государственном масштабе готовились стереть Павла. Деян.23:12-14
– «С наступлением дня некоторые Иудеи сделали умысел. Было
же более сорока сделавших такое заклятие. Они, придя к первосвященникам и
старейшинам, сказали: мы клятвою заклялись не есть ничего, пока не убьем
Павла». 2Кор.11:32 – «В Дамаске областной правитель царя
Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из
окна по стене и избежал его рук». Пс.119:7 – «Я мирен: но
только заговорю, они — к войне». Со своей стороны христианин делает всё
возможное, чтобы возвестить людям мирное учение Христа. За реакцию слушателей
мы не отвечаем, но приемлем её, как данность, прося Бога умягчить сердца врагов
и пролить на них милость, да не погибнут они во гневе.
Вопрос 533: Вы говорите, что злые
люди не могут делать добро. А как же преступники? Многие из них любят детей, и
одновременно грабят и убивают. Разве люди бывают только добрые или злые?
Ответ: Сир.14:7
– «Если он и делает добро, то делает в забывчивости, и после
обнаруживает зло свое». Ис.5:20 – «Горе тем, которые зло
называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое
почитают сладким, и сладкое — горьким!»
Иак.3:11
– «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и
горькая вода?» Мф.7:11 – «Итак если вы, будучи злы, умеете
даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага
просящим у Него». Мф.12:34 – «Порождения ехиднины! как вы
можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста».
Мф.7:17-18 – «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое
дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни
дерево худое приносить плоды добрые». Лк.16:15 – «Он
сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца
ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом». Преступник не
может любить чистой святой любовью ребёнка, «худое дерево приносит и
плоды худые». Его любовь к ребёнку преступна и развращающа. Они не
могут творить добро в чистом виде ради славы Христа, как и колдуны, ворожеи,
экстрасенсы – врачуя одно, повреждают другое.
Вопрос
534: 1Кор.11:3 – «Хочу
также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а
Христу глава — Бог». А разве жене Бог не глава? И она разве не может
обращаться непосредственно к Богу?
Ответ: Дело доходило
до того, рассказывают, что на одном из соборов ставился вопрос: есть ли у
женщины душа? Ибо в Библии нигде об этом прямо не говорится. Большинством в
один голос было решено, что у неё есть душа. Из чего состоит мужчина –
вопрошает писатель, и отвечает: души, тела и паспорта; а из чего состоит
женщина? – тела, паспорта и платья. Бог – глава всем; и когда говорится о
мужчине в обращении, то почти всегда подразумевается с ним вместе и женщина. Быт.1:27
– «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил
его; мужчину и женщину сотворил их».
Только для женщины на молитве нужен знак,
чтобы его видели Ангелы. 1Кор.11:10 – «Посему жена и должна иметь на
голове своей знак власти над нею, для Ангелов». Женщина должна молиться
с покрытой головой. Из житий святых известно, что даже священники обращались с
просьбами к женщинам, как Зосима к Марии Египетской, чтобы она помолилась о
них. Нам очень трудно постоянно помнить о том, что душа не имеет пола, и мы
видим перед собой только внешнюю оболочку, хижину, в которой обитает душа. Но
эта хижина даёт тон, настрой, вкус, и её только принимают во внимание, забывая
о душе.
Вопрос 535: Знаю человека, который
обещал в молитве Богу не жениться, но он встретил девушку, полюбил её, и что
теперь посоветуете ему делать?
Ответ:
Прит.20:25 – «Сеть для человека — поспешно давать обет, и после
обета обдумывать». Сир.18:22 – «Ничто да не препятствует
тебе исполнить обет благовременно, и не откладывай оправдания до смерти». Еккл.5:3,5 – «Когда
даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к
глупым: что обещал, исполни4 Лучше тебе
не обещать, нежели обещать и не исполнить.
Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред
Ангелом [Божиим]: «это — ошибка!» Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался
на слово твое и разрушил дело рук твоих?» Чис.30: 3-16 – «если
кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то
он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст
его. Если женщина даст обет Господу и
положит на себя зарок в доме отца своего, в юности своей, и услышит отец обет
ее и зарок, который она положила на душу свою, и промолчит о том отец ее, то
все обеты ее состоятся, и всякий зарок ее, который она положила на душу свою,
состоится; если же отец ее, услышав,
запретит ей, то все обеты ее и зароки, которые она возложила на душу свою, не
состоятся, и Господь простит ей, потому что запретил ей отец ее. Если она выйдет в замужество, а на ней обет
ее, или слово уст ее, которым она связала себя,
и услышит муж ее и, услышав, промолчит: то обеты ее состоятся, и зароки
ее, которые она возложила на душу свою, состоятся; если же муж ее, услышав, запретит ей и
отвергнет обет ее, который на ней, и слово уст ее, которым она связала себя,
[то они не состоятся, потому что запретил ей муж ее,] и Господь простит
ей. Обет же вдовы и разведенной, какой
бы она ни возложила зарок на душу свою, состоится. Если жена в доме мужа своего дала обет, или
возложила зарок на душу свою с клятвою,
и муж ее слышал, и промолчал о том, и не запретил ей, то все обеты ее
состоятся, и всякий зарок, который она возложила на душу свою, состоится; если же муж ее, услышав, отвергнул их, то все
вышедшие из уст ее обеты ее и зароки души ее не состоятся: муж ее уничтожил их,
и Господь простит ей. Всякий обет и
всякий клятвенный зарок, чтобы смирить душу, муж ее может утвердить, и муж ее
может отвергнуть; если же муж ее молчал
о том день за день, то он тем утвердил все обеты ее и все зароки ее, которые на
ней, утвердил, потому что он, услышав, молчал о том; а если [муж] отвергнул их, после того как
услышал, то он взял на себя грех ее».
В истории израильского
народа случилось, что царь Саул дал совершенно неразумную клятву, обет во время
сражения с филистимлянами не вкушать в этот день, дабы одержать победу. Под
страхом смерти. Но об это не знал его сын Ионафан и вкусил, а через Ионафана
как раз и была и добыта победа. После окончания сражения вопросили Бога, но Бог
не отвечал, и была найдена тому причина – нарушение обета. 1Цар.14:43-44 –
«И сказал Саул Ионафану: расскажи мне, что сделал ты? И рассказал ему Ионафан
и сказал: я отведал концом палки,
которая в руке моей, немного меду; и вот, я должен умереть. И сказал Саул:
пусть то и то сделает мне Бог, и еще больше сделает; ты, Ионафан, должен
сегодня умереть!»
(«Я отведал немного
мёду, и вот я должен умереть», М.Ю. Лермонтов взял эти слова эпиграфом к
стихотворению «Мцыри»
(послушник по груз., который сбежал из монастыря, немного вкусил свободы и
теперь умирает), я спрашивал о значении этого эпиграфа сотни учителей, завучей
и директоров школ, и ни один из них не мог не только перевести, но и дать смысл
этого эпиграфа: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»).
Св. Иоанн Златоуст,
разъясняя это событие с Саулом рассуждает так, что дьявол через клятву Саула
бросает на него удавку, петлю, и захлестнул его мёртвой хваткой; 1Цар.14: 45
– «Но народ сказал Саулу: Ионафану ли умереть, который доставил столь
великое спасение Израилю? Да не будет этого! Жив Господь, и волос не упадет с
головы его на землю, ибо с Богом он действовал ныне. И освободил народ
Ионафана, и не умер он». Народ изрекает своё слово, это тоже клятва:
«Жив Господь!» И через эту клятву дьявол бросает вторую удавку, уже на народ.
Теперь в любом случае одна из клятв должна быть нарушена. Святые отцы абсолютно
безоговорочно и однозначно против клятвы.
Сегодняшний обет должен быть в присутствии священника, как обет
монашества. Но если обет дан и в менее торжественной обстановке, то и тогда
нужно его исполнять. Нужно побыть у епископа, и он пусть решит, можно ли считать
бывшее обетом. Царь Ирод с клятвой обещал даже до половины царства. Иоанн
Златоуст насмехается над безумием пьяного тирана: «Молись, чтобы она не стала
плясать ещё раз, и ты не бросил бы вторую половину царства, и пойдёшь нищим. А
если бы она попросила твою голову, Ирод, выполнил бы ты клятву?». Итак Ироду
следовало нарушить свою клятву и претерпеть за это, нежели умерщвлять пророка.
Обещавшийся не жениться должен пойти на исповедь и рассказать священнику, чтобы
он разрешил его от обещания. Но лучше, если он останется по слову ап. Павла, один.
1Кор.7:27, 29 – «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался
ли без жены? не ищи жены. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что
имеющие жен должны быть, как не имеющие».
Вопрос 536: Какая разница между
судом и осуждением? А то люди на всякое обличение говорят: не суди, да не судим будешь.
Ответ: Иов.36:17
– «Но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение —
близки». Суждение есть рассуждение, рассмотрение для выяснения и
понимания. Оно необходимо в каждом деле. Антоний Великий ставил его превыше
всего. Так – рассудительность, важнее поста, молитвы и милостыни. Правильное
суждение, как совет аксакалов, и доступно всем, кто ищет совета.
Прит.11:14-15
– «При недостатке попечения падает народ, а при многих
советниках благоденствует. Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает
совета, тот мудр».
Прит.13:10;15:22;19:20;21:30
– «От высокомерия происходит раздор, а у советующихся —
мудрость. Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они
состоятся.
Слушайся
совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым. Нет
мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу».
Осуждение – вынесение приговора, который не всегда бывает верным, а если бывает
верным, то не во всей полноте. Ибо только Бог знает чем вызвано было то или
другое действие. Евр.4:12 – «Ибо
слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно
проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и
намерения сердечные».
1Кор.2:11
– «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме
духа человеческого, живущего в нем? Так и
Божьего никто не знает, кроме Духа Божия». Поэтому Бог
называется Судия Праведный, а люди наречены судьями с неправыми мыслями.
Осуждение есть фактический приговор, последняя инстанция, и как правило – без
права апелляции. В данном случае нужно сказать: руки прочь! 1Кор.4:5 – «Посему не судите никак
прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и
обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога».
Мы видим человека согрешающего, но не видим кающегося. И поэтому часто в своих
осуждениях бьём по пустому месту, т. е. судим вчерашнего, а не сегодняшнего. Рим.14:4
– «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или
падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его».
Канонизация святых есть
фактически преступное занятие, обратная сторона медали осуждения. Христос ещё
не воссел на престоле Судии, а грешные люди в клобуках и митрах, самовластно
записывают в Книгу Жизни кого желают. Зачем? Кто дал право? Первоапостольская
Церковь канонизировала только мучеников за Христа. Всё остальное – от гордыни,
под маской религиозного благочестия.
Мф.
25:31-35 – «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и
все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит
одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а
козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его:
приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от
создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне
есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня».
Люди весьма заблуждаются и только по двум причинам: Мф. 22:29 – «Иисус
сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией».
Всюду и везде смертельно опасно незнание Библии, Священного Писания, незнание
силы Божией, что Он есть Судия Единый, имеющий подлинное знание о сердце
человека. 1Кор.2:11 – «Ибо кто из человеков знает, что в человеке,
кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме
Духа Божия».
Бог сказал сурово: не
судите!
Престол Судьи вакантен
до Суда... Рим.12:19
Там не от наших вздохов
и наитий
Канонизируют на – «Нет!»
и – «Да!»
Нам смертным не дано проникновенье,
В чужую душу, в замыслы, в потёмки.
Спросонок, субьективно наше мненье, –
Не сердцевину зрим, а срез каёмки.
Но Бог придёт, грядя на
облаках, – Мф.13:26
Земля – развернутая
карта полигона.
Наш неоконченный последний полушаг,
На пол пути и пуля из
патрона.
Всё окончательно, фактически, навечно.
От изначальной цели и сомненья. 1 Кор.4:5
На всем печатью Божией помечено,
Несбывшееся даже – тем не менее.
Да! Как мы любим Господа
Иисуса,
Его словам насколько
твёрдо верим?
Синод и папа как тогда
спасутся?
Когда Хозяин, встав,
закроет двери. Лк.13:35
Борьба тысячелетий за главенство.
«Наместники», «викарии Христа»…
Один Судья здесь на судейском месте –
Над огненной рекою нет моста. Дан.7:10
Там не листают книг канонизаций
–
Процесс для всех! Всё
заново! Сначала!
Сегодня дым надмения всё
застил.
В порту с неправдой
баржи у причала.
Настойчиво нас судят столько лет,
Седые старички в тиарах, митрах.
Слезящимися глазками, то – «да», то – «нет».
Рисуют нимбы на кривых пюпитрах.
Развейся, наважденье,
комарьё,
Суд не настал,
сокройтесь, не дурите!
Канонизация есть
выдумки, враньё.
В той огненной реке вы
не сгорите?
ИгЛа.
10.5.02
Вопрос 537: Кто в наше время
является врагами, которых можно накормить?
Ответ: В
настоящее время, при таком изобилии всего, когда выбрасывается вагонами хлеб на
помойки, это не выполнимо. Здесь полагается предел ненависти, которая и
естественна и свойственна человеку. Сразу же прочесть ему в хвост и в гриву
108-ой псалом. Но уже в Ветхом Завете
лучи любви и примирения одолевали все остальные чувства в просвещённых Духом
Божиим людях. Притч. 25: 21-22 – «Если голоден враг твой, накорми
его хлебом; и если он жаждет, напой его водою:
ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь
воздаст тебе». Иоанн Златоуст растолковывает это место так: Бог снисходит
до нас и не препятствует удовлетворить чувство мести, только даёт орудие мести
иное, чем мы предполагаем, как бы говоря так: «Ты желаешь ему сделать зло,
испепелить его? Я согласен и помогу тебе в этом, но только делай это через хлеб
и воду»; постепенно это чувство мести пройдёт, когда ты будешь видеть, что враг
уже уничижён и стоит с протянутой рукой, просит хлеба из своих развалин; но
навык творить добро в тебе сохранится, и постепенно ты будешь делать это добро
уже с иным чувством – не горящие угли собирать на него, но охладить жар
воспламенённой души врага.
Интересы
наши разные-разные,
Одинаковыми и не могут
стать.
Любят спать беспечные и
праздные – Суд.18:27
Рано им не хочется
вставать.
Пр.24:33
Бог же любит душу напряжённую,
Вежды и ланиты истомлённые. Пс.131:4
У мужей скандалы часто с
женами, Пр.6:4
С черепахой, рохлей и с
кулёмою.
Муж любой желает инстинктивно
Быть главою, сверху и начальником. 1 Кор.11:3
Послушанье женам так противно, Сир.25:29
Власть стремятся захватить ночами. Сир.25:24
Интересы кошки-мышки
разные.
Покупатель-продавец –
противники. Пр.20:14
Цель своя у каждого
опасная...
У распутной девки и у
схимника...
Можно ли учесть все интересы,
Сделать цель обоим
одинаковой?
Женихи и юные невесты
С тещами не грызлись бы собаками. Тов.10:12
Если будем все искать
небесного,
Правды Царства Божия
усиленно. Мф.6:33
Но приставка: кабы, эх бы, если бы…
Захотел, исполнил бы,
как миленький.
Все мы ежедневно подбираемся
К смертоньке. К могилке, до курганчика.
Так зачем же спорим, воем, лаемся,
Тычем по привычке пальчиком?
«Виноваты все!» – обида
пенится,
Слушателей ищем и
жалельщиков.
На огонь презрения
поленницы,
Потушить, простить –
воды маленечко.
Интересы все к ногам Иисуса.
Примириться и – прощенье полное.
Из-под лобья не смотреть, не кукситься.
Перед Богом мы без правды – голые. Откр.19:8
14.5.02 ИгЛа.
Вопрос 538: Кто считается ближним?
Ответ: Этот
вопрос задавали Христу, и Он им рассказал притчу о милосердном самарянине. Лк.
10:29 – «Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из
Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду,
изранили его и ушли, оставив его едва живым.
По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его,
прошел мимо. Также и левит, быв на том
месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая
масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и
позаботился о нем; а на другой день,
отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься
о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний
попавшемуся разбойникам? Он сказал:
оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».
Согласно этой притче,
ближний тот, кто заботится о нас, помогает нам, спасает нас. Более глубокий
анализ показывает, что ближние наши – все те, кто принял участие в нашей жизни.
Хотя бы однажды возьмите в руки чистую тетрадь и подробно опишите, с чем вы
соприкасаетесь, с какими вещами в течение одного дня; кто изготовил эти вещи,
облегчающие вашу жизнь, а ведь это всё помогает, и сохраняет нашу жизнь. Что
самое необходимое для нормального существования? Сир.29:24 – «Главная
потребность для жизни — вода и хлеб, и одежда и дом, прикрывающий наготу».
Расшифруйте слово «вода», и как она вам попала в рот. Это и экология, и
водозабор, и водоканал. Ремонтные бригады, слесарь, кто отливал эти трубы и
копал траншеи. Кто изготавливал посуду, из которой мы пьём: это рудники,
плавильные, доменные печи, продавцы, и всюду задействованы были деньги. А это
казначейство, бумага, лесорубы, охрана. У нас не достанет ни времени, ни
бумаги, чтобы всё перечислить относительно хлеба, одежды, многоразличных видов
и жилья. И это только в телесном плане. Скажем себе честно, что многое, из того
чем пользуемся, сами мы не умеем делать. Ни дороги, ни машины, ни вырабатывать
электричество и ничего подобного. Многие-многие из нас умеют только
пользоваться готовым, переводить добро в навоз и из самих себя готовят
роскошную трапезу червям. И в самом погребении сколько ещё людей будет
задействовано для нашего блага. А если начнём рассуждать о душе, о всех кто
принял участие в нашей жизни, то по истине, все шесть миллиардов жителей или
близкие мои, или близкие близким моим. И на ком можно заранее поставить печать:
он – не ближний мой, я не буду любить его. Вспомните роман Виктора Гюго
«Девяносто третий год», как во время пожара двоих детей спасает руководитель
восстания, гроза всей Франции, тем самым выдавая себя. Не ущемляйте себя в
распространении любви, и уста свои наполните непрерывной хвалою Богу. 1Фесс.5:18
– «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».
Вопрос 539: Мрк.12:31 – «Вторая
подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих
заповеди нет». Что значит «как самого себя»?
Ответ:
Странно, но за сорок лет своей жизни как я сознательно уверовал во Христа, не
слышал ни одной проповеди в храмах на эту тему ни у православных, ни у
сектантов в их синагогах. Что такое «я»? Видимое и невидимое. Человек
дуалистичен – состоит из тела и души. Любить значит содействовать, помогать,
устроять всё так, чтобы достигнута была цель. После грехопадения человек
сделался смертным и кратковременным. Любить себя означает – вернуть себя, как
человека в первозданное райское состояние, и отметать всё, что препятствует
этому, и всячески культивировать всё содействующее этому. Пример: бабушки-дедушки
безумно любят внуков. В чём выражается эта любовь? Ответ один: спи дольше, ешь
больше. Закармливают шоколадками, пестуют в тепле, в избытке, с ущербом для
своих мизерных пенсий. Ещё немного – и стоматолог будет ваш домашний врач, а
участковый инспектор – желанный гость. Развращая внуков, старики губят и себя.
Жизнь проиграна, песок весь просыпался. Прит.18:1 – «Прихоти ищет
своенравный, восстает против всего умного. 2Тим.4:3 – «Ибо
будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям
будут избирать себе учителей, которые
льстили бы слуху». Если любишь себя, свою единственную бессмертную
душеньку, то ты будешь её тренировать, готовить к сражению.
1Кор.
9: 23-27 – «Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником
его. Не знаете ли, что бегущие на
ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те
для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное,
бьюсь не так, чтобы только бить воздух;
но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не
остаться недостойным» 2Макк.4:14 – «так что священники
перестали быть ревностными к служению жертвеннику и, презирая храм и не радя о
жертвах, спешили принимать участие в противных закону играх палестры по призыву
бросаемого диска».
Изнуряющие свою плоть
для того, чтобы утончить её и возвысить дух любят ли сами себя? Сир.30:11 –
«Не давай ему воли в юности и не потворствуй неразумию его».
Человек, который не имеет высшей цели, он и не может к ней стремиться, поэтому
и живёт без напряжения. Ян Амос Коменский считал, и это ныне дознано опытом,
что нормально развитый человек использует всего лишь около трёх процентов своих
потенциальных ресурсов. 97% остаются невостребованными, зарытыми, не отданными
в рост, и за это придёт расплата на Страшном Суде. Любить себя – значит всё
время понуждать себя к ревности в деле спасения, преображаться в образ Христа.
И ближнего влечь к тому же. Тебя будут обвинять в суровости, жёсткости и жестокости.
Я являюсь основателем и бессменным руководителем православного детского
трудового лагеря-стана в честь свщмч. Климента Анкирского вот уже 28 лет.
Главная движущая сила лагеря – любовь к детям; и она выражается не только в
хорошем питании, но и в раннем (в 5.00) подъёме, и в физическом наказании, за
что против меня уже несколько раз прокуратура пыталась возбудить уголовное
дело, науськанная коммунистами. Сир.30:1 – «Кто любит своего сына,
тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им». По
милости Божией мне есть замена уже: для проповеди в храме, для занятий в
университете, для работы в тюрьме и детском лагере. Постепенно я сдаю все свои
полномочия, но на одну должность мою по сегодняшний день нет кандидатуры – это
быть следователем, прокурором и палачом-экзекутором в детском лагере-стане. Это
настолько тонкое, опасное и редкое в смысле правильности исполнения занятие,
что я его никому доверить не могу. Без физического наказания дети делаются
неуправляемыми, как всюду в школах и в безбожных лагерях; и тогда существование
нашего лагеря-стана теряет смысл. Безбожные учителя, воспитатели-развратители
вкупе с различными представителями властей пытаются задушить нас, оспаривая
наше христианское воспитание. Пугают уголовными статьями, масонской Конвенцией
прав ребёнка. Но по сегодняшний день Господь чудно хранит оазис чистоты и
святости – наш детский православный
лагерь-стан. Любить себя нужно так, как заповедует Господь, не щадить свою
плоть для возвышения духа. Евр.12:6 – «Ибо Господь, кого любит,
того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает».
Вопрос 540: Любопытство – это грех?
Есть люди до чрезвычайности интересующиеся чужой жизнью, особенно семейной.
Ответ:
Причина только одна – пустота собственной жизни. Жизнь этих людей крайне
неинтересная, скучная и бездельная, ничем не занятая. Поэтому они превращаются
в заразных мух, проникая в разные щели, подсматривая и разнося сплетни. Они
опасны, ибо убивают сразу трёх: себя, того, кого осуждают и того, кто их
слушает (Иоанн Златоуст). Сирах. 11:30-31 – «Как охотничья птица в
западне, таково сердце надменного: он, как лазутчик, подсматривает падение;
превращая добро во зло, он строит козни и на людей избранных кладет пятно».
Сир.21:26-27 – «неразумный сквозь дверь заглядывает в дом, а
человек благовоспитанный остановится вне; невежество человека — подслушивать у
дверей, благоразумный же огорчится таким бесстыдством».
Иногда, быть может раз в
тысячелетие, бывает и польза от подслушивания и подсматривания. Есф. 2:21-23
– «В это время, как Мардохей сидел у ворот царских, два царских
евнуха, Гавафа и Фарра, оберегавшие порог, озлобились [за то, что предпочтен
был Мардохей], и замышляли наложить руку на царя Артаксеркса. Узнав о том, Мардохей сообщил царице Есфири,
а Есфирь сказала царю от имени Мардохея.
Дело было исследовано и найдено верным, и их обоих повесили на дереве. И
было вписано о благодеянии Мардохея в книгу дневных записей у царя».
Вопрос 541: Мрк.7:28 – «Она же сказала
Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей».
Разве сейчас есть такие люди, которых, если бы называли псами, не обиделись бы
и не ушли, и не стали бы больше просить о необходимом? Возможны ли такие люди
ныне, готовые самоуничижиться?
Ответ: Нам
показан пример, войди в него, и никогда не ищи тех, кто исполняет, но думай,
исполняешь ли ты. Действительно, сегодня человек с великим гонором, и на самое
незначительное замечание он передёргивается весь: «Мне нагрубили, меня не
любят». Обида – совершенно антихристианское чувство. Если нас назовут псами, то
мы должны согласиться, что ещё не доросли до этого звания. От пса после смерти есть
хотя бы шкура, а что от нас? Когда епископ решил испытать смирение Моисея
Мурина и вывел его из алтаря, тот не только посчитал это справедливым, но и
много укорял себя за то, что сам не догадался об этом. Собака –
высокоорганизованное животное, исключительно верное и преданное хозяину,
готовое броситься даже на льва, чтобы продлить жизнь своего господина хотя бы
на секунду. Добрых пастырей Господь сравнивает с добрыми псами. А недобрых – с
плохими. Ис.56:10 – «Стражи
их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа,
любящие спать». И как бы тебя ни назвали, ты раскинь палатой своего
ума, и легко найдёшь, что ты ещё не дорос до этого звания.
Вопрос 542: Могут ли быть у
христианина враги?
Ответ: А у
кого их нет? – так и просится с языка. Но вопрос стоит иначе. Не о каждом, а о
христианине, о последователе Христа. Христос предупредил, что врагов у Его
учеников будет больше, чем у простых смертных во много крат. Мф.10:36 –
«И враги человеку — домашние его». Лк.6:27 – «Но
вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас»,
Лк.6:35
– «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы
давайте, не ожидая ничего; и будет вам
награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к
неблагодарным и злым». Рим.12:20
– «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его:
ибо, делая сие, ты соберешь ему на
голову горящие уголья». Фил.3:18
– «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со
слезами говорю, поступают как враги
креста Христова». Иоанн Златоуст говорит специальную проповедь
на тему о том, что враги могут делать нам зло, но причинить его не могут,
потому что мы за всё благодарим Бога.
По большому счёту враги нам – лучшие друзья.
Они содействуют нам при получении венца за победу. Они шлифуют наш характер.
Даже сам диавол с легионами своих ангелов христианину не помеха. Любовью,
постом и молитвой, смирением и благодарением Бога сокрушатся вражеские
твердыни.
Вопрос 543: Можно ли разговаривать с
человеком, который не совсем трезвый, на религиозную тему, если он при этом
желает разговаривать на эту тему?
Ответ: Если
человек не трезвый, то реакция его может быть совсем неожиданной. Слово Божие
предупреждает нас. Мф.7:6 – «Не давайте святыни псам и не бросайте
жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали
вас». О людях говорят: «напился, как свинья». Если это вам знакомый
человек, то отложите беседу, пока он протрезвится. Сир.5:11 – «Не
вей при всяком ветре и не ходи всякою стезею: таков двоязычный грешник». Прит.26:9 – «Что колючий терн в
руке пьяного, то притча в устах глупцов». Сир.31:30 – «Печь
испытывает крепость лезвия закалкою; так вино испытывает сердца гордых —
пьянством».
Тов.4:15 – «Что
ненавистно тебе самому, того не делай никому. Вина до опьянения не пей, и
пьянство да не ходит с тобою в пути
твоем».
Вопрос 544: Можно ли снизойти к
неверующему человеку идущему к Богу, к его недостаткам или привычкам: причёска,
украшения, одежда, или резко отвергнуть это; не так как баптисты приобретают,
разрешая всё, как и прочие сектанты? Может сразу сказать твёрдо обо всём
трудном, чтобы поскорее отсеялись?
Ответ: Ни о
каких снисхождениях Церковь Христова никогда не знала, но уже на подходе в
стадии оглашения язычники освобождались от всего ненужного (см. житие св.
Севастиана). Как человек, отходящий с этой земли, оставляет всё, что связывало
его с землёй; так и человек, обращающийся к Богу, умирает для прежней жизни, и
Бог творит в нём всё новое. Такому прозелиту, вновь приходящему, необходимо
разъяснить подробно вредность мирских привычек и всё обосновать на Священном
Писании. Целесообразность того, что есть в христианстве. И чтобы он своими
руками сжёг все галстуки и помаду, и разбил бритвенный прибор. Сжёг все чародейные
книги (Деян. 19:19). Золотой телец должен быть сожжён и развеян сразу. Исх.32:20
– «И взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах,
и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам
Израилевым».
Когда Неемия узнал, что у многих жёны иноземки
и с ними уже прижили детей, он немедленно собрал собрание страны и был устроен
«всесоюзный» бракоразводный процесс. Как человек, который вырывается из плена,
жаждет освободиться от оков навсегда, так и вырывающийся из тьмы заблуждений
язычества и атеизма должен желать покончить со всеми вредными и ненужными
привычками.
Вопрос 545: Можно ли христианину
применять приёмы самбо для обороны?
Ответ:
Поставлен предел: не убей. Всё остальное в пределах разумности: обезвредить,
задержать, сдать в милицию, убежать, но не убивать и не обманывать. Главное
здесь – молитва и помощь Божия. Пс.32:17 – «Ненадежен конь для
спасения, не избавит великою силою своею». Когда я был в Синоде, мне рассказали
про одного диакона, на которого напали два негра ночью. Он маленько не расчитал
силы, но схватив их за шиворот стукнул друг о дружку лбами и один из них ушел в
потустороний мир. А другой блаженным запечатлелся перед судом. Потом мне в
скаутском лагере его дочь показали. Диаконский чин с него сняли.
Вопрос 546: На меня один человек
постоянно клевещет другому; а этот другой человек поначалу был на моей стороне,
а теперь пошёл на поводу у этого клеветника. И вот я не знаю, как мне в этой
ситуации поступить. Молчать и дальше, т. е. не вступать с ними в конфликт, или
пойти и сказать правду, что всё это напрасная клевета, и тогда будет большой
скандал. Что делать?
Ответ: Лк.
17:3-5 – «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат
твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и
семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему. И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру».
Сирах.19:13-19 – «Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он
того; и если сделал, то пусть вперед не делает.
Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, то пусть
не повторит того. Расспроси друга, ибо
часто бывает клевета. Не всякому слову
верь. Иной погрешает словом, но не от
души; и кто не погрешал языком своим?
Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону
Всевышнего. Всякая мудрость — страх Господень, и во всякой мудрости —
исполнение закона». Если будешь молчать, как учат святые
пустынножители, то, может быть, и будет польза, но не евангельская. Следует
расспросить, запретить и сказать всей Церкви. Мф. 18:15-17 – «Если
же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним;
если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще
одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое
слово; если же не послушает их, скажи
церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь».
Вопрос 547: Почему великие люди были
в основном мужчины, а не женщины?
Ответ: Еккл.7:28 – «Чего
еще искала душа моя, и я не нашел? — Мужчину одного из тысячи я нашел, а
женщину между всеми ими не нашел». Женская природа более слабая и
наклонная ко греху, и требует большего внимания и расходов в деле воспитания,
содержания, спасения. И, хотя Гал.3:28 – «Нет уже Иудея, ни
язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы
одно во Христе Иисусе». Но, однако и в новозаветной церкви в табели о
рангах женщина вторична. И так будет всегда на этом белом свете. Среди
двенадцати апостолов не было ни одной женщины. 1Тим.2:11-12 – «Жена
да учится в безмолвии, со всякою покорностью, а учить жене не позволяю, ни
властвовать над мужем, но быть в безмолвии» 1Кор.14:34 – «Жены
ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении,
как и закон говорит».
Это Божие установление,
и противящиеся ему женщины сами на себя навлекают погибель. Ей вверено великое
дело рождения и воспитания детей. 1Тим.2:15 – «Впрочем спасется
через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием».
Мы видим по житиям святых, что соотношение канонизированных Церковью женщин и
мужчин – 1:8. Но это не говорит о том, что вход в Царство
Небесное женам открыт в такой пропорции. В Церкви вошло в обычай канонизировать
преподобных, юродивых, архиереев, – здесь прерогатива на мужской стороне. Но
сколько незримых от мужских глаз истинных подвижниц на бытовом уровне, подвиг
которых превышает подвиг великих канонизированных святых, но они втайне на
кухне, с пелёнками. Таких скрытых святых Господь показывал лишь в
исключительных случаях как Ефрему Сирину. В действительности может оказаться
соотношение спасённых как раз в обратном порядке – 8:1. Действительно Соломон
не нашёл из женщин ни одной, хотя в этой области был большим специалистом, но
что он искал в них? Веры, святости, послушания? Он искал красоту плотскую, и
часто среди язычников, что видно из того, что он, Сирах. 47:22,23 – «Наклонил
чресла твои к женщинам и поработился им телом твоим; ты положил пятно на славу твою и осквернил семя
твое так, что навел гнев на детей твоих, — и они горько оплакивали твое
безумие, — что власть разделилась надвое, и от Ефрема произошло непокорное
царство».
Вопрос 548: Почему между некоторыми
святыми, например Кириллом Александрийским и блаж. Феодоритом и др. были крайне
плохие личные отношения, такие, что они ругали друг друга, или радовались
смерти?
Ответ: Не
нужно было канонизировать ни того, ни другого, а просто читать их труды, сверяя
с Писанием, и этот вопрос уже бы не возник. То, что между многими кириллами и
феодоритами никого не волнует и не удивляет, но вот сделали приставку «святой»,
«праведный», сделали их богами, и всё человеческое, что позволено смертным,
обращается им в смертельный упрёк: «Как же так, они же святые? Разве святые
могут так поступать?» Когда они так поступали, этой приставки «святой» не было
у них, а был обыкновенный дядя Кирилл и дядя Феодорит, который также ел, пил,
кашлял и ходил в туалет. После их смерти, наградив их неземным эпитетом,
увидели несовместимость с тем, что было в действительности, и стали ахать: «Ах,
я так был им очарован, а теперь так разочарован», лично я в жизни много раз
слышал подобное в свой адрес, и меня нисколько не удивляет то, что этот же
самый Кирилл Александрийский, родной племянник главного гонителя и убийцы
Златоуста, Феофила, патриарха Александрийского, никак не хотел вписывать имя
Иоанна в поминальник – диптих. Здесь вмешалась Божия Матерь – случай
экстраординарный, и подправила ревнителя славы своего дяди. Ничто человеческое
не чуждо было тем, кого сегодня называют святыми. Епифаний Кипрский, опытнейший
архипастырь, которому было уже за сто лет, дал увлечь себя царице Евдоксии, и
оказался против Златоуста в самый критический момент его жизни. Почему? Почти
такое же случалось и между апостолами. Гал.2:11 – «Когда же Петр
пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался
нареканию».
Вопрос 549: Почему на верующего
человека иногда наводятся ложные подозрения? От кого это исходит и почему?
Ответ: Иоанн
Златоуст говорит, что ничто так не разделяет людей, как подозрение. Подозрение
может быть положительным и отрицательным. Иногда оно как наитие предупреждает о
скрытой опасности, исходящей от кого-либо. Ложное подозрение имеет целью –
разделить, поэтому нужно тщательно расследовать, так ли это. 1Тим.6:4 –
«Тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и
словопрениям, от которых происходят
зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения». 2Макк.12:4 – «Когда
же они согласились, ибо желали сохранить мир и не имели никакого подозрения,
тогда, по общему приговору города,
Иоппийцы, отплыв, потопили их, не менее двухсот человек». Хорошо ли это
– подозревать невинного человека? Этот вопрос похож на такой: что лучше, быть
оптимистом или пессимистом? Лично я отношу себя, и действую согласно этого:
«быть пессимистом и всех без исключения подозревать, доколе их хорошо не
узнаешь». Как это выглядит на практике? Ни в поезде, ни у знакомых я не
оставляю без присмотра своих вещей и костюма, в которых есть деньги, и поэтому
всё остаётся при мне. За шестьдесят два года моей жизни, по милости Божией,
думаю, что ни один вор не поживился ни одной копейкой из моего кармана, и мною
не был потерян безвозвратно ни один документ, ни один квартирант и гость меня
не обокрал. Уходя из гостей, я никогда никого уже не подозреваю, повторяю: всё
осталось при мне. Но, если в комнате было десять человек и у тебя что-то
потерялось – ты подозреваешь всех. Что лучше?
У меня есть правило, которому
хочу научить и вас: у меня очень большие связи с начальством в городе, и где бы
я ни был, они все полностью мне
доверяют. Но когда я нахожусь у них в кабинете, а им нужно срочно выйти в
другое место, то я тут же стремлюсь выйти вместе с ними. Не соглашаюсь
остаться, и они удивлённо спрашивают: «Почему?» – «Потому, что у Вас на столе и
в столе много документов, и, быть может, что-то уже потерялось до моего
прихода, и вы это обнаружите позже; и не найдя утерянное, рано или поздно
начнёте высчитывать тех, кто был у Вас в кабинете, и в поле зрения подозрения
попаду и я. А я этого никак не хочу. Поэтому лучше я подожду Вас в коридоре». –
«Да что Вы, да разве можно так плохо подумать о Вас, за кого Вы меня считаете?»
– «Значит Вы действительно растяпа, если оставляете посетителя одного,
совершенно не зная его, с важными государственными документами, Вас нужно
сегодня же выгонять с работы». – «М-да, как-то не думал об этом, интересно Вас
послушать… Я об этом скажу и своим коллегам; кстати, у меня недавно как раз
была пропажа важных документов… интересно».
Будьте уверены, об этом случае он расскажет и
другим, и аудитория моих благодарных слушателей мгновенно расширяется. И я
прошу вас: будьте подозрительны, но в меру, благоразумно. Так точно и о
пессимизме – я всегда ожидаю самого плохого, печального результата во всём: что
меня обманут, не вернут, обворуют, сгорит что-нибудь, нападут, оклевещут. И в
этом накале ожидания худшего я прожил всю свою сознательную христианскую жизнь.
И, готовясь к худшему, как бы непременно должно было это случиться, я заранее
выстраиваю заслон на пути этих пакостей, благоразумно высчитывая ходы
противника, и заранее же благодарю Бога за эти пакости, допустившего свершиться
этому. Но в действительности очень и очень многое из мрачного, что я
предполагал, не сбывается. И я всегда имею радостное настроение благодарности
Богу, Который защитил меня и скрыл от духов злобы, и беспорядочных людей. И
плюс к тому постоянно помню, не забываю того, что многое я ещё и не
предусмотрел, не хватило ума, и только в вечности откроется, от какого позора и
опасности покрыла меня омофором любви Преблагословенная Дева Мария, среди каких
бед пронёс меня мой добрый Ангел Хранитель. И в результате этого я имею в душе
всегда неистребимый оптимизм, что силен мой Бог, Который устрояет всё к
лучшему.
Вопрос 550: Хорошо ли, когда человек
задаёт много вопросов житейских или по Писанию?
Ответ: Иоанн
Златоуст говорит: «Научитесь не задавать вопросов». Как это понимать? Есть
вопросы, которые необходимо задавать более знающим, и есть вопросы сокрытые, о
которых не надо любопытствовать. Втор.29:29 – «Сокрытое
принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века,
чтобы мы исполняли все слова закона сего».
Пс.130:2 – «Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как
дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была
во мне, как дитя, отнятое от груди». Говорят, что когда человек
не задаёт вопросы, то это бывает по двум причинам. Или когда человек всё знает,
или когда ничего не знает. Уметь задать нужный и умный вопрос, нужно иметь
голову. Даже с помощью симфонии ты ничего не найдёшь, если не знаешь, что
искать; у тебя должна быть зацепка – хотя бы одно слово. Сир.38:3 – «Знание
врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете».
Любителям поставить в тупик своим вопросом, ап. Павел говорит: 1Кор.1:20
– «Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог
мудрость мира сего в безумие?»
3Цар.10:1
– «Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать
его загадками». Житейской мудрости учат, и этого знания добиваются великим
усилием. Вар.3:23 – «Сыновья Агари искали земного знания, равно и
купцы Мерры и Фемана, и баснословы и
исследователи знания; но пути премудрости не познали и не заметили
стезей ее». Но чтобы добиться мудрости духовной, необходимо обращаться
к Библии, к закону Божию. Втор.4:6 – «Итак храните и исполняйте
их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях,
скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный».
Вопрос 551: Целый день в соседней
комнате у внуков гремит телевизор, так что невозможно ни помолиться, ни
отдохнуть. Можно потихоньку его сломать? Или это грех? Я уже два раза это
делала, но они в тот же день отремонтировали и стали подозревать меня.
Ответ: Эти
внуки и дети – Ваши, Ваша кровиночка. Это плоды того, что Вы высеяли в юности.
Благодарите Бога, что они Вам об этом напоминают, и старайтесь к ним даже не
заходить, но молитесь о них. И не показывайте даже, как Вам тяжело. Если Вы
ночью будете на молитве, то днём телевизор Вам даже не помешает, а на ночь они
его не включают, и Вам ничто не помешает вылезти из-под тёплого одеяла.
Во время сеансов
Кашпировского и Чумака вся страна «заряжалась» энергетикой, выдавливая из себя
все болезни навсегда, так что вместо одного выпавшего зуба вырастало три.
Некоторые православные тайно выливали воду, которую «заряжал» бес, и наливали
туда детям и внукам святую воду, освящённую в православных храмах. Теперь нет
ни Кашпировского, ни воды, а осталась чума и болезни. Это всё борьба на уровне
языческого сознания. Я испытал силу Божию, какую Бог вложил в слово Своё. Когда
после проповеди о Христе вся камера в тюрьме решилась не курить, и всё ядовитое
зелье спустили в канализацию. Беседовал с одним подвыпившим юношей, который
держал в руках бутылку водки, он тут же размахнулся и вдребезги разбил её. Или
когда я проповедовал у самой Красной площади в Москве на выходе из храма, вдруг
подошла одна из слушательниц и вложила
мне купюру в раскрытый Новый Завет, и сказала: «Помолись, чтобы Хрущёв скорее
сдох».
Нужно сеять разумное,
доброе, вечное всегда и всюду, ибо для Слова Божия нет уз. И тогда Вы можете
быть свидетелем того чуда, которое видел я, стоящий перед вами. Мне пришлось говорить о вреде телепередач. А у людей точно также дети и
внуки смотрели этот разврат. Хозяин
раскрыл окно и выбросил телевизор с девятого этажа, а священник, протоиерей,
кандидат богословских наук несколько дней назад купивший телевизор последней
модификации, тут же поехал домой и попросил епархиального шофёра помочь вынести
его и сбросить в глубокий каменный карьер.
Я вижу, что некоторые не
верят этому, и вспоминаю слова Григория Нисского (брата Василия Великого),
который рассказывал о чудесах, какие Бог сотворил через его родную сестру св.
Макрину, и ему также не верили, и он сказал: «Многие верят только в то, что они
сами могут сотворить».
Когда я приехал к моему
родному отцу, у них был телевизор, а я
говорил против этого рогатого ящика, хотя и не прикасался к нему пальцем, они
спрятали его в бане под полком (бесам смотреть во время ночных кулачных боёв?)
Вопрос 552: Чем на Ваш взгляд
отличается смирение от лжесмирения?
Ответ:
Прочтем несколько мест из святой Библии, что нам Бог скажет о смирении. Люди
многие хотят, чтобы о них писали, говорили, показывали как образец. Но у славы
есть скрытные замыслы, говорит Иоанн
Златоуст, Чем более человек гонится за славой, тем дальше она от него убегает.
И чем далее убегает от нее в смирении, тем сильнее она прижимается к нему.Прит.15:33;
18:33;22:4 – «Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует
смирение… Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует
славе... За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь».
5508 лет Бог готовил сосуд благодати для рождения Сына Своего Возлюбленного.
Богородица Дева Мария была полна всех добродетелей, но когда пришло время
исполнения обетований, Она Сама отметила
в Себе только одно – смирение. Столь велик этот дар. Лк.1:48 – «Что
призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды». Смиренный с полным упованием во всем
полагается на Бога: Бог дал, Бог и взял. Да будет воля Его святая. От Него помощь да приидет. Совершенно напротив
лжесмирение поступает. Лжесмирение всегда перед высшим себя, не перед Богом.
Смирение же универсально и ценно и перед Богом и перед людьми. Оно только для
вида, для своей пользы, чтобы заметили его согбенную натуру начальник или
батюшка. И это до времени, пока он не влезет повыше. Дальше он отыграется и
возьмет свое с лихвой. Лжесмирение особенно
у тех, кто имеет впереди что-то высшее и хочет через кого-то достичь
этого. Или это номенклатура, или верующие – через священников «лезут» на небо. 3Макк.2:16
– «Тогда всевидящий Бог и над всеми Святый во святых, услышав молитву
смирения, поразил надмевавшегося
насилием и дерзостью, сотрясая его туда и сюда, как тростник ветром, так что
он, лежа недвижим на помосте и будучи
расслаблен членами, не мог подать даже голоса, постигнутый праведным судом». Не нужно бунтовать даже
внутренне против того, что дано от Бога, как говорим, природой. Ни на красоту,
ни на рост, ни на способности или затворенное чрево для рождения. 3Ездр.9:45
– «И услышал меня Бог, рабу твою, после тридцати лет, увидел смирение
мое, внял скорби моей и дал мне сына, и я сильно обрадовалась ему, и муж мой, и
все сограждане мои, и мы много прославляли
Всевышнего». Сил нет. Ты уже осознал бессилие свое, осталось
надеяться на чудо, проревизировать свое прошлое, где не давал места Богу,
теперь уже только Божие чудо подвинет тебя к жизни.
Иудиф.6:19 – «Господи,
Боже Небесный! воззри на их гордыню и помилуй смирение рода нашего, и призри на
лице освященных Тебе в этот день». Прем.Сол.2:19 – «Испытаем
его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его»;
Сир.13:24 – «Отвратительно
для гордого смирение: так отвратителен для богатого бедный». Иудиф.9:11;16:11
– «Ибо не во множестве сила Твоя и не в могучих могущество Твое; но
Ты — Бог смиренных, Ты — помощник
умаленных, заступник немощных, покровитель упавших духом, спаситель безнадежных…
Тогда воскликнули смиренные мои, — и они испугались; немощные мои, — и
они пришли в смущение; возвысили голос свой, — и они обратились в бегство».
Сир.3:19,20;10:18
– «Много высоких и славных, но тайны открываются
смиренным,.. ибо велико могущество Господа, и Он смиренными прославляется…
Господь вырывает с корнем народы и насаждает, вместо них, смиренных». Пс.149:4 – «Ибо благоволит
Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением». Прит.3:34
– «Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать».
Насколько выгоднее быть смиренным, чем гордым, гордыбачить, настаивать на
своем, перебивать другого среди речи, самоутверждаться бесчинием. Уже в этой
жизни очень выгодно быть смиренным.
“Ласковый теленок двух маток сосёт”.
Прит.11:2;29:23
– «Придет гордость, придет и посрамление; но со
смиренными — мудрость. [Праведник, умирая,
оставляет
сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых.] Гордость человека унижает его, а смиренный
духом приобретает честь…». Соф.3:12 – «Но
оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя
Господне». Люди могут посчитать
смиренного безвольным, аппатичным. Не бойцом. Но истинная мерка у Бога.
Лк.1:52
– «низложил сильных с престолов, и вознес смиренных»;
Иак.4:6 – «Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог
гордым противится, а смиренным дает
благодать».
1Пет.5:5
– «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же,
подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым
противится, а смиренным дает благодать». Рим.12:16 – «Будьте
единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не
мечтайте о себе».
Вопрос 553: Прит.26:17 – «Хватает пса за
уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору». Поясните.
Ответ: Если
вы видели больших собак, то проходя мимо старайтесь не смотреть им в глаза, это
провоцирует их напасть на вас. А если вы сделаете движение в её сторону, то
реакция её будет не в вашу пользу. А если по пьянке схватите чужую собаку за
уши, то останетесь без своих ушей за то, что плохо слушали.
Когда двое спорят, то
они бывают обозлены друг на друга и особенно на тех, кто встаёт на сторону их
противника. Тем более, кто как «затычка в каждой бочке» вмешивается не
разобравшись, «проходя мимо». Учитывая, что ссорящиеся всё-таки люди, хотя
иногда их справедливее назвать двуногими зверями, то можете получить сдачу
размером больше того, чем имели в наличии. Каждый раз сам себе задавай вопрос:
«А мне это нужно? Если бы в данный момент я не проходил мимо, они бы без меня
разобрались?» Двое спорят, ты ничего не слышишь, обойди стороной и ускорь шаги.
Если даже попросят быть третейским судьёй, то не спеши разрешить их спор, хотя
теперь у тебя есть возможность послужить ближнему своими знаниями и добротой
сердца.
Вопрос 554: Еф.5:4 – «Также
сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив,
благодарение»; мы записали в
толковании, что смех и шутка это плохо.
Чем плоха шутка, неужели нужно быть сфинксом
в жизни?
Ответ:
Златоуст растолковывает это в том смысле, что мы надсмехаемся над человеком, а
тот разобидится. Будет ссора, потом толчок в нос. Удар и смерть. Прит.30:33
– «Потому что, как сбивание молока производит масло, толчок в нос
производит кровь, так и возбуждение гнева производит ссору». Сир.8:5
– «Не шути с невеждою, чтобы не подверглись бесчестию твои предки».
Мы не знаем, допускали ли какие-то шутки святые, но когда родственникам
кажется, что мы пошутили, то похоже, что были шутки у них. Но если всегда мы
говорим только чистое слово, тогда нас воспринимают все серьезно. Быт.19:14
– «И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя
дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит
сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит».
Прит.26:19
– «Так — человек, который коварно вредит другу своему и
потом говорит: «я только пошутил»». Прит.14:13 – «И при
смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль». Мф.12:36 – «Говорю же вам, что
за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда»:
Прит.30:17
– «Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий
покорностью к матери, выклюют вороны
дольные, и сожрут птенцы орлиные!» Еккл.2:2;7,6 – «О
смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?» Сетование
лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. потому что смех
глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это — суета!» Лк.23:35 – «И стоял народ и
смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал;
пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий».
Деян.2:13;17:32
– «А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого
вина; Услышав о воскресении мертвых,
одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в
другое время». Иак.4:9 – «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль». Сир.7:11;20:17;21:23 – «Не насмехайся над человеком, находящимся в горести души его; ибо есть Смиряющий и Возвышающий. Как часто и сколь многие будут насмехаться над ним! Глупый в смехе возвышает голос свой, а муж благоразумный едва тихо улыбнется. Беседа глупых отвратительна, и смех их — в забаве грехом». Указанные места в Библии дадут нужное направление и изгиб губам.