Вопрос 789: 2 т. Где граница между обличением и осуждением?
Ответ: То, что эти вопросы люди ставят рядом, говорит о
практическом смешении этих понятий. Обличить – значит выявить с конкретной личностью
отношения, показать его неправоту. Даже с упреком, но намерение остается одно –
исправить, а это, хотя бы было и хирургическое вмешательство – есть действие
любви, призыв к жизни, к выходу из тьмы в свет. Осуждение – это вынесение
приговора, реквием, смерть, здесь уже никакие ходатаи не помогают. Людям дано
право осуждать, но при одном условии, если этот суд будет праведным, а вот
этого-то как раз и нет. Мы судим предвзято, и мы видим у осуждаемого
всё худшим, чем у нас, не зная в действительности, как он выглядит перед лицом Божиим. Иак.4:12 – «Един Законодатель и Судия,
могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» 1Кор.4:5
–«Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который
и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому
будет похвала от Бога». Обличать можно не каждого, но когда есть
надежда на исправление; и здесь всегда есть два варианта: примет он обличение
или не примет, и нужно приготовиться к любому исходу. При осуждении же всегда
только один вариант: вынесение приговора, притом окончательного. Прит.9:8 –
«Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел
тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя». Прит.13:1 – «Мудрый сын
слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения».
Прит.15:12 – «Не любит распутный обличающих
его, и к мудрым не пойдет».
Прит.19:20 – «Слушайся совета и принимай обличение, чтобы
сделаться тебе впоследствии мудрым».
Прит.25:12 – «Золотая серьга и украшение из чистого золота
– мудрый обличитель для внимательного уха».
Прит.28:11 – «Человек богатый – мудрец в глазах своих, но
умный бедняк обличит его».
Прит.29:15 – «Розга и обличение дают мудрость; но отрок,
оставленный в небрежении, делает стыд своей матери». Еккл.7:5 –
«Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых». Сир.20:29
– «Угощения и подарки ослепляют глаза мудрых и, как бы узда в устах,
отвращают обличения».
Прем.Сол.4:16 – «Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность – долголетнюю старость неправедного». 2Фесс.2:12 – «Да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду». 1Тим.5:12 – «Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру». 1Тим.5:24 – «Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии».