Вопрос 2278: 9 т. Чис.11:25 – «И сошёл Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нём, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали». Как правильно понять «пророчествовать»: предсказывать или прославлять Бога и Его чудные дела? Есть ли здесь связь с семьюдесятью Апостолами?
Ответ: Толкователи искусственно переносят события, слепляют их в призрачные сети. Как в толковании о 153 рыбах, вытащенных Петром после воскресения Христа. Слагают сотни, десятки и единицы, приноравливая их к событиям ветхозаветным. Златоуст не советует этого делать. Лук.16:7 – «Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят».
Блаж. Феофилакт поясняет эту притчу:
«Всякая притча прикровенно и образно объясняет сущность какого-нибудь предмета, но не она во всём подобна тому предмету, для объяснения которого берётся. Поэтому не должно все части притчи изъяснять до тонкости, но, воспользовавшись предметом насколько прилично, прочие части нужно опускать без внимания, как прибавленные для целости притчи, а с предметом не имеющие никакого соответствия. Так нужно поступить и с предложенной притчей. Ибо если мы возьмёмся до тонкой подробности объяснять всё, кто домоправитель, кто приставил его к управлению, кто донёс на него, кто должники, почему один должен маслом, а другой – пшеницей, почему говорится, что они должны были по сто, и если всё прочее вообще будем исследовать с излишним любопытством, то мы сделаем речь тёмной, причём, вынужденные затруднениями, может быть, дойдём и до смешных, объяснений. Поэтому настоящей притчей должно воспользоваться столько, сколько можно».
Думаю, что и эти 70 никакого отношения не имеют к новозаветным Апостолам. Но при желании можно на них смотреть, как на тень восходящих 70 Апостолов Христовых. Пророчествовать, значит предсказывать что-то, проповедывать.
Почему-то у толкователей много о других словах высказано, а это слово «пророчествовать», как бы заранее всем уже понятное, они обходят. Но речь ясно идёт о глубокой, Евангельской проповеди. Пророк не только тот, кто получил от Бога само откровение, как пророк Иеремия, но пророк и Варух, который писал с его слов. Согласно этого, если ты пророчествуешь о сказанных пророчествах в Писании, то и ты провозвещаешь пророчества. Видишь ещё не пришедшее. Иер.36:4 – «И призвал Иеремия Варуха, сына Нирии, и написал Варух в книжный свиток из уст Иеремии все слова Господа, которые Он говорил ему».