Вопрос 4042: 30 т. Согласны ли Вы с исследованием, почему русские люди так скоро потеряли веру, хотя и называлась Русь святой?
Ответ: Самой главной причины никто не называет, а видят очень многое и тонко исследуют. У меня нет никаких дополнительных наработок, я не придерживаюсь никаких концепций. Но абсолютно уверен, что причины краха указаны в Библии: люди были совершенно не просвещены Писанием. Всё было так, как и ныне: монастыри, чудеса, мощи, торжественные богослужения, крестные ходы. И нигде не приучали к исследованию Слова Божия, к благовестию – всех до единого. Никогда не было никакой святой Руси – всё это выдумка от дутого самомнения. Вот размышления катакомбного епископа: «Шлю тебе обещанное, друг мой милый. Это письмо посвящаю выяснению общих причин столь уродующего нашу жизнь неверия. Разумеется, что мы неверие понимаем как неверие Господу Иисусу Христу и Его святой Церкви. Но всем сердцем, всей душой, всем помышлением веруем и исповедуем, что только Господь Иисус Христос есть «путь, истина и жизнь», что Он есть второе лицо Святой Троицы, воплотившейся ради нашего спасения, что Он Своим крестным подвигом искупил весь грех человеческий и, что мы к Нему прикасаемся только в Созданной Им Церкви, где только и преподаётся благодать Его всем требующим. Другую какую-нибудь веру мы не можем признать верой спасительной и дающей познание истины. И поэтому нас интересует только то неверие, которое отрицает спасение в Церкви Христовой. И таковое неверие, его восстание против Христа и Церкви, мы признаем самой величайшей болезнью нашего времени. И кому дорога вера Никео-Цареградского символа, тому чрезвычайно важно выяснить причины современного неверия и столь быстрого его расползания по лицу всей земли. Безусловно, первопричины всему сокрыты в Промысле Божием. А Промысел Божий неисповедим человеческим конечным разумом. Мы знаем, что когда придёт Сын Человеческий судить людей, то едва ли найдёт веру на земле. Таков Его Промысел, и он нам непостижим, поэтому мы не можем судить о тех причинах того неверия, какое будет в конце века сего. Такое неверие будет попущено Господом также, как будет попущено появление антихриста и его страшная разрушительная деятельность. «Хотя христианство, — говорит один апологет христианский, — может сделаться мiровою религией и может собрать в пределы Церкви самых отдалённых варваров, но будущее, которое нам предстоит, есть полное внутреннее отчуждение массы народа от христианской веры и, в заключении, открытое отпадение от неё. Не единство, но раздвоение религиозного и естественного сознания, не брак, но развод Церкви и гражданского общества — есть исход мiровой истории»(Лютард).
Кроме причин неверия, зависящих исключительно от Божественного Промышления, есть причины, в которых нужно признать виновными и самих людей. Св. Максим Исповедник говорит, что главных причин всякому неверию, исходящих от человека, три: первая из них — невежество, отсутствие знания истины; вторая — страсти человеческие; третья же приписывается демонам и их злой работе. В наше время невежество часто прикрывается видом учёности, а страсти, владеющие человеком, оправдываются всевозможными благородными причинами, например, гордость оправдывается защитой своего достоинства, причинение человеку зла — каким-то безвыходным положением причиняющего зло, гнев, ярость — священным долгом мщения неприятелю, сребролюбие — старостью, болезнями, воспитанием детей и даже желанием благотворить. Демоны же для губительства душ теперь всегда принимают образ ангела света. Но можно утвердительно сказать, что если нам встретится какой-нибудь неверующий, если мы будем внимательно рассматривать его неверие, то всегда найдём в душе его один из указанных нами выше возбудителей этой ужасной болезни или же все. Неверие у каждого возбуждается или невежеством, или страстями, или демонами. Иногда все эти три возбудителя неверия действуют в одном человеке, так сказать, комбинированно. Иногда такой человек испытывает на себе мучительство тьмы, язвы страстей и горечь послушания демонам. Если мы приглядимся к тому неверию, которое так усердно распространяется в наше время, то непременно столкнёмся со злой волей пропагандистов неверия. Таковая злая воля будет ещё одной большой причиной исследуемой нами болезни. И таковая злая воля для достижения своих целей пользуется теми тремя возбудителями неверия, о которых мы упоминали. У злых распространителей современного неверия нужно заметить одну характерную особенность. Они принимают все меры, и дозволенные и недозволенные, для того, чтобы заградить всем душам вход в православную Церковь. Здесь, воистину, тончайшая дьявольская хитрость. Мы знаем, что без благодати христианин не может быть христианином. «Если желаешь жить по-христиански, — пишет еп. Феофан, — то взыщи благодати. Минута, когда снизойдёт благодать и сочетается с твоей волею, будет минута рождения жизни христианской — сильной, твёрдой, многоплодной» (Путь ко спасению. — Москва, 1899. — С.17). Но где можно найти благодать Святого Духа помимо Церкви Христовой? «Ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16:18,19). Помимо Церкви нельзя узнать истину Христову и обрести Благодать спасительную. В день Пятидесятницы на учеников Господа Иисуса Христа снизошёл Дух Святой, и с этого часа началась Церковь Христова на земле (см. Деян.2).
Как только утвердилась Церковь Христова после сошествия Святого Духа, тотчас Апостолы начали привлекать людей в Церковь для спасения. Первым начал проповедывать Апостол Пётр, говоря: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа» (Деян.2:38). В первый день своего существования к Церкви Христовой присоединилось «душ около трёх тысяч» (Деян.2:41). С этого дня Святая Церковь начала приумножаться (Деян.2:47). Вот это общество, получившее в Сионской горнице многоразличную благодать Святого Духа, и есть истинная Церковь Христова. Об этой Церкви говорит Дух Святой, что она есть «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15). Кто может отнять у людей мрак невежества? Через чьё посредство люди могут успешно победить все свои страсти? Какою силою отгонят они от себя все демонские приражения и обольщения? Пусть эти люди взыщут благодати Христовой в Церкви Его.
Но вот тут-то и встречается главное препятствие для подавления неверия крепкого и утверждения в вере истинной, спасающей. Как трудно сейчас человеку, серьёзно думающему о своём спасении, найти Церковь Христову и воспользоваться её благодатными дарами. Как будто враг всё предусмотрел для того, чтобы благодать Святого Духа никто не мог получить. Видимую Церковь Христову он стёр с лица земли. Вместо неё устроил подделку церкви, где воцарился сам и где смеётся адским хохотом над теми, кто входит в эти «церкви» и кто там чает себе очищения и освящения. Как я уже упомянул, первая причина неверия — есть невежество. Корни невежества духовного в том, что люди, страдающие им, или не хотят духовного просвещения, или же не могут найти могущего просветить.
Последнее обстоятельство очень приложимо к современному неверию, когда все истинные священники Божии «изъяты из обращения», истине Христовой никто не учит и слова Божии прочесть не может. Продолжительное состояние души во мраке невежества даёт ещё более страшное заболевание, которое можно назвать бесчувствием сердца. Таковой больной теряет всякий интерес и вкус к истине. Ему приятнее даже пребывать во тьме, чем искать свет непреложной истины. Не забудем мы ещё того, что теперь невежество насаждается искусственно, через так называемую литературу, книги, газеты, через школу и так называемых «учёных», «докторов всяких наук», которых справедливее было бы назвать докторами мракобесия. Невежество, прикрывающееся учёностью, — самое горькое и опасное невежество. Неверы-учёные обычно очень развязно и очень пренебрежительно говорят о предметах веры. Эти люди, с великой гордостью говорящие о темноте верующих, не исследовали и даже совсем не знают писаний и трудов о христианстве и Церкви. Здесь нужно упомянуть, что все, «научные» опровержения предметов веры ныне заимствуются лишь из старинных атеистических книг и, главным образом, из той вонючей клоаки, которую устроила после себя «великая французская революция». Нового в этом отношении ничего не придумано. Против Христа Господа опять выдвинуты только те тезисы, которые выдвигали, по Евангелию, еврейские книжники и фарисеи. Наглость таких «научных истин и положений» подкрепляется ещё и тем, что опровергать то их ведь некому, да и такое опровержение уводит опровергающего в «места не столь отдалённые». В наше время самых чудовищных понятий о человеке и о Боге утвердилось такое положение: если человек почитается «учёным», например, если такой человек, хирург или инженер-химик, говорит, что Бога нет, то ему непременно нужно верить без всяких возражений. И верить ему нужно только потому, что он «учёный», хотя иногда и не может грамматически правильно написать заявление о переходе на другую работу. В наше время один за другим являют себя мiру «новые спасители и избавители», никакой науки никогда не пробовавшие, которые и сущность веры не потрудились понять. Говорили, что Лев Толстой стал нападать на Церковь от «парения гордого дворянского ума». Ныне, оказывается, для вражды на наследие Христово не требуется и «парения» и вообще как будто бы здесь разум не требуется. Уж очень напоминают все эти новоявленные «благодетели рода человеческого» того красноармейца, о котором рассказывал нам известный профессор Иван Павлов. Всемiрно прославленный своими исследованиями в области физиологии профессор Павлов был человеком глубоко религиозным, а также церковным. Каждым утром, отправляясь на занятия в институт, он останавливался около паперти любимого им храма и, сняв шляпу, продолжительно молился. Однажды, когда он, таким образом, благоговейно устремлял свой дух к Богу, мимо него проходил здоровый краснощёкий двадцатидвухлетний красноармеец. Остановившись около молящегося профессора, красноармеец подбоченился и, придав лицу самый серьёзный вид, произнес: «Эх, старик, какая же ты темнота! Какая же ты темнота, посмотрю я на тебя!» Такие красноармейцы, с величием и пренебрежением смотрящие на христиан, находятся везде. Их много и в среде новых врачей, инженеров, учителей и студентов. Попробуйте с такими господами говорить об истине. Тогда вы встретите такое высокомерие и презрительность, о которых не мечтал и Пилат, сказавший некогда: «Что есть истина».
Замечательно ещё то обстоятельство, что ученики неистовствуют против веры больше, чем их учителя. Теперь можно вывести такое правило: чем человек меньше учился, тем больше знает, что религиозных предметов на свете не должно существовать. Один профессор мне рассказывал о том, как у них в вузе веру сочли ненужной для культуры. Для этого там устроили собрание, где большинством голосов вынесли постановление о вредности веры для культуры. Стареющие профессора на этом собрании протестовали против такого постановления и говорили: «Ведь уж если кому говорить о вере от лица науки, то приличнее говорить нам, старым преподавателям, но не ученикам». Разумеется, такие протесты не имели никакого результата. Постановление о вредности веры было напечатано. Как Бог будет судить людей, искусственно поддерживающих духовное невежество в простых душах? Конечно, если распространитель невежества отличается густой глупостью, каменновидной тупостью, то суд Божий к нему снисходителен. Мы видим, что заблуждения «учёных» и «малоучёных» бывают сознательные и несознательные. Примером несознательного заблуждения может хорошо служить путаница учёных с теорией о происхождении мiра и жизни в нём. Кто рассматривал сочинения учёных передовых стран по этому поводу, тот может видеть, что искренние учёные в своих взглядах всё больше приближаются к библейскому сказанию о происхождении мiра, хоть иногда и несознательно. А «учёные», сознательно идущие против истины, всегда заведомо прибегают ко лжи и подделкам. Эти «учёные» не заинтересованы в познании истины и служении ей. Цели их учений другие: сознательно и искусственно поддержать на земле невежество, запутать пути к истине и осмеять истинную веру. Таковые, конечно, не могут рассчитывать на милость Божию, когда им придется дать ответ о своих земных делах нелицемерному Судии. Теперь мы ещё часто встречаемся с невежественной пропагандой безбожия и злого неверия. Мы знаем диспуты антирелигиозные, где вопрос о существовании Божием решался голосованием с поднятием рук. Не поднявших рук убеждал это сделать начальник милиции. Нам известны ещё такие методы антирелигиозной работы, как, например, пускание в Церковь, во время богослужения, множества галок и ворон. В 1925 году в одном селе моей епархии комсомольцы решили, что хорошая антирелигиозная агитация будет в том, если они на крыльце дома священника сделают уборную. Тёмные люди, посланные бороться с верою и возмещать безбожие, часто расходятся во взглядах. Одни из них в своих лекциях допускают то положение, что Христос был на земле, другие же опровергают это. Такие расхождения пропагандистов неверия послужили причиной выработки заправилами антирелигиозной пропаганды одного обязательного для всех стандарта. Приказали везде возвещать и проповедывать, что Христа вообще не существовало.
Но могут ли такие стандарты быть убедительными? Эти методы религиозного оглупления лживы и неубедительны. И поэтому заправилы борьбы с христианской верой ищут других средств отвлечь людей от Церкви и от дум о смысле жизни. Физкультура, в особенности футбол, кабаки на каждом шагу — все это методы борьбы с христианством. На одном антирелигиозном диспуте, один безбожник восклицал: «Я прочёл всю Библию и ничего в ней не понял». Теперь же чтение Библии безбожниками считается совершенно ненужным. «Для нас и так всё ясно», — говорят они. Вот таким образом теперь утверждается страшный мрак невежества. До сих пор я говорил о невежестве науки и невежестве просвещения. Хотелось бы упомянуть ещё о возрастающем невежестве русской деревни. Если бы ты видел современное деревенское невежество, то какие бы пролил слёзы. Каким светом она теперь живёт? Храмов нет, а если где и открыт, то он мало утешает, ибо люди распознают безбожие служащих в таких храмах. Кто научит теперь деревенских жителей добру и правде Евангельским. Могущие научить изгнаны, вымерли или попрятались. Какой-нибудь духовной книжечки негде там заимствовать. Люди и рождаются и умирают без церковного напутствия. Ещё к этому нужно добавить, что деревенские безбожники свирепее и развязнее расправляются с верующими. Рассказывали недавно: собрались люди как-то в одной избушке помолиться. И сразу явился к ним паренёк в неприлично рваных штанах. Явился и с гордым видом заявил, что должен прочесть верующим антирелигиозную лекцию и рассеять их мрак...
Хотелось бы здесь упомянуть ещё о невежестве самоуверенности, в особенности в среде зелёной молодежи. Эти самоуверенные люди наружный вид имеют такой, что как будто бы уразумели и постигли они все тайны жизни. А на самом деле такой человек находится в беспросветной темноте, слепоте и рабстве. Чем же объяснить, что такие люди очень желают установить своё происхождение не от Бога, а от милой им обезьяны. Ведь совершенно ясно, что они таким обезьяньим происхождением гордятся. Я помню остроумный ответ, данный Луначарскому на диспуте одним из верующих. Луначарский в течение двух часов убеждал там слушателей, что они потомки обезьян. «Что же, мы не будем спорить долго, — сказал ему этот оппонент, — пусть будет так. Вы утверждаете, что происходите от обезьяны, а мы веруем, что нас сотворил Бог. Спорить не будем. Только условимся о том, что каждому из нас свои родственники ближе известны...».
Часто мне приходилось беседовать с представителями так называемой новой интеллигенции, и всегда приходилось убеждаться в их гордой невежественности. Я часто видел на лице своих таких собеседников стыд от незнания самых элементарных научных и философских положений. Я много видел у невежественных людей гордости, чванства и высокомерия. И когда видел эти грустные черты, то вспоминал слова Христовы: «Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин.16:2). Здесь мне бы хотелось спросить так называемых «ответственных работников Московской патриархии», прежде всего «патриарха» и его синод: считают ли они себя ответственными за разлившееся море духовного невежества? Ведь они присвоили себе ключи разумения и начальства над душами русских людей. Ведь они мнят, что ведут паству русской Церкви. Куда же они её ведут? В управлении «Московской патриархии» есть даже какой-то просветительный отдел. Кого он просвещает, если не считать маленькой группы комсомольцев в духовных академиях и семинариях? Какое просвещение несёт «Московская патриархия» в своей деятельности и, самое главное, неужели они забыли, что «для слова Божия нет уз»? (2Тим.2:9) и, что «дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2Тим.1:7)… Письмо 8. Причины неверия. 1Цар.15:23 – «ибо непокорность есть [такой же] грех, что волшебство, и противление [то же, что] идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царём». 1Цар.12:14-15 – «Если будете бояться Господа и служить Ему и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, и будете и вы и царь ваш, который царствует над вами, [ходить] вслед Господа, Бога вашего. А если не будете слушать гласа Господа и станете противиться повелениям Господа, то рука Господа будет против вас, [как была] против отцов ваших».
Сегодня день трагической расплаты
За то, что истиной Христа пренебрегли,
Не проповедывали, жались все к патлатым…
Не в ту страну сволокся пилигрим.
Как веровать в Того, о Ком не знаешь,
Не слышал, не знакомился, не сжился;
Преданием давился и только свечки ставил,
Хор надрывался и безбожный клирос.
Как веровать без проповеди Слова, -
Его не ставили столетья во главу угла.
Без Библии всё мишура и голо,
Благая весть под купол не взошла.
Без проповедующих – тьма тысячелетий
Страну объяла, утопала в пьянстве.
Здоровых нет – духовные калеки
Обречены по улицам валяться.
И не додумались повсюду разослать
Из проповедников дивизии, полки и роты.
Традиции, обряды взвалили на осла,
И всё, что есть – Евангелию против.
Инициативных стражи истребляли,
Ловили и гонялись попы, архиереи.
И после этого болтают о морали.
Под ризами тяжёлыми давным-давно сопрели.
На исповеди надо бы дознаться:
Кто промолчал о подвиге Иисуса,
Того считать ненужным и опасным,
Из храма гнать!» Они ж под епитрахиль суются.
Всех разослать на проповедь, как в притче
По улицам, дворам и пьяным закоулкам;
Попам, монахам под овец остричься
И благовестие считать обыденным поступком.
Задача всех – синода, патриарха.
Гонцов послать во все концы вселенной.
В пыли валяются ненайденные драхмы...
Иконы, мощи – всё суета сует и тленно. 24.10.08. ИгЛа