Вопрос 4053:
30 т. О каком спектакле упоминали Вы, где спорят вера и неверие? Когда и где
это было?
Ответ:
В книге Марии Корелли «Печаль сатаны» дьявол, действующий в образе князя
Риманеза, для гостей поставил спектакль. В ХIХ веке в Англии.
«Последняя картина
называлась «Вера и материализм» и была самой изумительной из всей серии.
Зал постепенно погрузился во мрак, и поднявшийся занавес открыл восхитительный
вид на берегу моря. Полная луна бросала сильный свет на зеркальные воды, и,
поднимаясь на радужных крыльях от земли к небесам, одно из прелестнейших
созданий, о которых разве только могут мечтать поэты и художники, подобно
ангелу, возносилось вверх; её руки, держащие пучок лилий, были сложены на
груди, её лучистые глаза были полны божественной радости, надежды и любви.
Слышалась чарующая музыка, вдали хор нежных голосов пел о блаженстве, небо и
земля, море и воздух - всё, казалось, поддерживало Духа, уносящегося все выше и
выше, и мы все следили за этим воздушным летящим образом с чувством восторга и
удовлетворения; вдруг раздался громовой удар, сцена потемнела, и послышался
отдалённый рёв рассвирепевших вод. Померк лунный свет, прекратилась музыка.
Блеснул красный огонёк, сначала слабо, потом более явственно, и показался «Материализм»
- человеческий скелет, белевший в темноте и скаливший весело зубы на нас всех!
И на наших .глазах скелет рассыпался в куски, и длинный извивающийся червь
выполз из обломков костей, другой показался из глазных впадин черепа. В зале
послышался шёпот неподдельного ужаса, публика встала с мест; один известный
профессор, протолкнувшись мимо меня, сердито проворчал: «Это, может быть, очень
забавно для вас, но, по-моему, это отвратительно!» - Как ваши теории, мой
дорогой профессор! - прозвучал могучий смеющийся голос Лючио, встретившего его
на пути, и миниатюрный театр снова был залит блестящим светом. - Для одних они
забавны, а для других отвратительны! - Простите, я говорю, конечно, шутя, но я
поставил эту картину специально в вашу честь. -
О, в самом деле? - прорычал профессор. - Я не оценил её. - Однако вы должны были бы это сделать,
так как она научно совершенно правильна, - заявил, всё ещё смеясь, Лючио. -
Вера с крыльями, которую вы видели радостно летящей к невозможному небу, не
научно правильна. Разве вы нам этого не говорили? Но скелет и черви совершенно
ваш «культ». Ни один материализм не может отрицать правильности того состояния,
к которому мы все придём наконец. Положительно, некоторые дамы выглядят
бледными. Как смешно, что все, чтобы называться светскими и войти в милость у
прессы, принимают материализм, как единственную веру, а между тем боятся
естественного конца жизни»…
«Поверьте мне, что я
настоящий князь, и такого рода, каким ни одна из ваших старейших фамилий не
может похвалиться; но моё царство разрушено, и мои подданные рассеяны между
всеми нациями; анархия, нигилизм и политические смуты вообще заставляют меня
скорее умалчивать о моих делах. К счастью, у меня деньги в изобилии, и только
ими я прокладываю себе путь. Когда мы будем лучше знакомы, вы узнаете более о
моей личной истории. У меня много других имён и титулов, кроме обозначенного на
карточке, но я ношу самое простое из них, так как большинство людей искажает
произношение иностранных имён. Мои интимные друзья обычно пропускают титул и
зовут меня просто князь Лючио. - Это ваше крестное имя? - начал я. - Нисколько,
у меня нет крестного имени, - прервал он поспешно и гневно. «Я не христианин».
Он говорил с таким нетерпением, что на минуту я смутился, не зная, что
ответить. «Вы не христианин, и в действительности - никто: люди претендуют ими
быть, и в этом лицемерии, достойном проклятия, они более богохульны, чем падший
дьявол! Но я не притворяюсь, у меня только одна вера!» «И это?..» «Глубокая и
страшная вера! - сказал он дрожащим голосом. - И хуже всего, что она правильна,
правильна, как машина мироздания! Но говорить об этом - кстати, когда
чувствуешь унылость духа и желание побеседовать о мрачных и страшных предметах,
вы не можете себе представить, какие громадные способности я имел когда-то!
Давно, раньше, чем я сделался властелином сам!»… И книга заканчивается словами:
«Тогда он, кого я знал как Лючио, двинулся, улыбаясь, приветствуя сердечно
министра тем мелодичным могучим голосом, который мне так был знаком; он взял
его за руку, и они медленно пошли вместе, горячо разговаривая. Я следил за
ними, пока их фигуры не удалились: одна - высокая, царственная и повелительная;
другая - широкая, самоуверенная в движениях. Я видел, как они поднялись по
ступеням и наконец скрылись в Доме Английского государственного управления –
дьявол и человек – вместе». 3Ездр.15:4 – «ибо всякий неверующий в неверии
своём умрёт». Евр.3:19 – «Итак видим, что они не
могли войти за неверие». Прем.Сол.5:6 – «Итак, мы
заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло
нас».
Рассудочная вера к
спасенью не годится,
Ты постоянно будешь
спорить, возражать:
«То в Библии не так»! – и
примешь плод за листья,
Солому же с мякиной
возьмёшь за урожай.
Ум человеческий предельно ограничен,
Он в видимом шатается слепой.
Любой учёный рядом с верой – нищий,
И бабушка смиренная узрит его клопом.
Для разума абсурдно всё что
непонятно,
Чего нельзя измерить на
весах, приборах.
А потому в неверии сплошные
всюду пятна,
К чему ни прикоснётся, умом
всё перепортит.
Для веры нет границ, ограничений.
Она везде по-Библии глаголет лишь «аминь»,
Прожектором рассеет мгновенно мрак вечерний
И властно повелит: «Неверье, сгинь!»
Без веры невозможно Богу
угодить,
И надобно, чтоб приходящий
к Богу верил;
Без веры человек нахален,
дерзок, дик.
Не к небу – только в ад
стремится первым.
Уверенность в невидимом дарует людям вера,
И ожидаемое сможет враз осуществить.
Из водоёма веры всегда привыкни черпать,
Где веры нет, там волки всё раздерут в клочки.
Лицо открытое, в душе
преображение
При вере в Троицу, в
Спасителя Христа.
Оставив мир мятежный, о том
не пожалеем,
Напишем жизнь свою мы с
нового листа.
Умом непостижимая Давидова Псалтирь
Нам дирижирует на тайнах чудо-веры.
За гранью видимого
простираясь в ширь,
В даль бесконечности подвижников примеры.
Глубокой верой древле
отличался Ной, –
В главе одиннадцатой из
письма к евреям.
Там целый сонм подвижников – они со мной.
Неверующий, образумься, обратись
скорее! 31.10.08. ИгЛа