Вопрос 606: 2 т. Вы говорили как-то, что святые отцы не дают ответа на вопрос, откуда и для чего возникло зло, а в конце Библии дается ответ на этот вопрос – зло существует для того, чтобы могли проявиться высшие добродетели. Без существования зла это было бы невозможно.
Ответ: Я говорил о первой части вопроса, а вторая действительно так используется Богом на полную мощность во святых его. Если не было бы ринга, места борьбы для Иова, то кто бы знал силу духа этого князя? И каждому Бог предоставляет возможность, когда бы он и где бы ни родился. И сколь о многих подвижниках мы не читали бы, нам нужно каждый день начинать борьбу снова, используя свой опыт, свой навык. И у каждого это, ввиду изменившейся ситуации, всегда по новому, с разным набором методов, с различным напряжением, подходом. И хотя грех монотонен, зло всегда нахально, и диавол в нападках стандартен, но для нас имеет значение и время, и здоровье, и погода, и настроение, и тысячи других тонкостей, нюансов. Но устремленность к победе у всех начинается с нищеты духа. При самом тщательном подсчете при вступлении в битву с голодом, с похотью, с самостью мы не знаем кого диавол успел нанять против нас, какие запасные полки мышей и красавиц он напустит на нас в ночь перед битвой. И сказочно перепортит всю нашу амуницию и военные карты. Даже ничего этого не зная, мы уже многократно предупреждены Богом, что Он Сам придет и раскроет замыслы противника. Еще не вступив в сражение, мы признаем свое поражение, пока в личном плане, а потом и во вселенском. Откр.13:7 – «И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем». Мы приучаемся петь песнь поражения с первого дня вступления в армию Христа. Лк.17:10 – «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». Тот, кто готов признать свою немощь, неспособность удержать оборону, не говоря уже о наступлении, имеет неложное обещание от Бога на развалинах собственного эгоизма, своего «я» быть укрепленным Божиим обетованием. Пс.90:15 – «Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его». И этот гимн до начала сражения делает победителем в борьбе с могущественным сопротивником. Филип.4:13 – «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Быт.3:15 – «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Наш Вождь при раздаче наград учитывает в совокупности все, что мы применили в борьбе во всем многообразии сочетаний: наше окружение, образование, возраст и рост. И если бы не было этой борьбы – не было бы награды. Но это не заслуга врага. Еккл.10:10 – «Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить». Я говорил, что неизвестно само происхождение зла, т.е. причина того, почему блистающий херувим, обладающий великой властью, посягнул на большее, поднял мятеж против Бога. Иез.28:14 – «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней». Откр.12:7 – «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них». Бог есть источник добра, диавол – источник зла. Но когда еще не было в нем зла, и он не был лукавым и искусителем, откуда к нему пришла эта мысль, какова ее причина? Мы не можем составлять теории, гипотезы. Иоанн Златоуст во всей Библии находит только один стих, косвенно указывающий на это. 1Тим.3:6 – «Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом».