Вопрос 1232: 4 т. Слова Апостола Павла 2Фесс.2:15 – «Итак, братия, стойте и держите предания» сектанты объясняют, что здесь говорится о Священном Писании Нового Завета, которое тогда еще не было записано, а православные говорят, что здесь речь о Священном Предании, то есть о том, что не вошло в Писание. Как правильно?
Ответ: До Моисея всё, что было известно людям о творении мира, о грехопадении, о потопе передавалось устно. Слово «передавать» означает изустное предание, и только потом оно стало Писанием через изложение в письменном виде Моисеем в пяти книгах. Всё научение Христа вначале было устное и называлось преданием (передавалось из уст в уста) и только позже, после сошествия Духа Святого, всё это было записано, и так появилось новозаветное Священное Писание. Предание и Писание – это одно и то же. Нужно помнить, что память древних людей была удивительна, они помнили дословно, как им было сказано, и их дети точно также сумели передать эти данные неповрежденными. Втор.32:46 – «Тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего». Иоан.14:26 – «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». Лк.1:2 – «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова». 1Кор.15:3 – «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию».
Апостол Павел напоминает коринфянам, что в начале он учил их устно, и это его учение называлось преданием, было им передано. А затем это же самое он им пишет уже на бумаге. Вот об этом предании Апостол Павел и напоминает им. В данном случае баптисты правы, а мы не правы. Но есть еще предание старцев, то что не входит в Священное Писание. У нас эти предания наших православных старцев называются Священным Преданием. Вся беда в том, что у этого понятия «Священное Предание» нет четких границ, и нет даты, когда и какое слово и кем конкретно было зафиксировано на бумаге как предание. И вот в этой области полный простор был у патриарха Никона. Священное Писание стояло в стороне, и он к нему даже не прикоснулся. Что касается крестного знамения, это тоже из священного предания, и придание ему статуса апостольского предания ничего не меняет. Жития святых показывают, что крестное знамение было в апостольские времена, но никаких доказательств того, что над Священным Преданием бодрствует Сам Бог как над Своим словом, что к нему ничего нельзя ни добавить, ни убавить, нигде нет. Иер.1:12 – «Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось». Поэтому требовать от сектантов непременного исполнения Предания мы не можем, только бы они не говорили ничего против него, – в этом свобода.