Вопрос 1847: 7 т. Могли бы Вы показать на определенном примере из житий святых, что они не знали Писания, хотя там и написано, что они разумели Библию?
Ответ: Библию выворачивали, кому
как удобно было. Главное, чтобы только не следовать Христу, а следовать за
своими настоятелями в горы. Отречься от имения и раздать его – это усвоили
хорошо; а узнать путь Иисуса, чтоб пойти за Ним – в этом надобности и не было.
А Господь переходил с места на место; Апостолы из одной страны в другую шли и проповедь о Христе была их главной обязанностью.
Следование за Христом – это не только соблюдение кротости и молчания. Но
главное – следовать по пути высева проповеди о Спасителе. И распространении
Его учения. Рим.10:17 – «Итак вера от слышания, а слышание от
слова Божия».
Александр Неусыпающ. – 3 июля.
«Будучи еще в юных летах, он приходил для образования в Константинополь, где,
довольно поучившись, приобрел значительные познания в науках. По достижении же
зрелого возраста, поступил в военную службу и впоследствии был военачальником.
Любил он, на досуге от служебных дел своих, читать книги Божественного Писания,
потому что был добродетелен, честен, постоянен, богобоязлив
и украшен целомудрием и воздержанием. Прочтя Ветхий и Новый Завет, он углубился
своею мыслью в Евангельские словеса, реченные
пречистыми Христовыми устами: «Если хочешь быть совершенным, пойди,
продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и
приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21). Размышляя о сем и
твердо веруя в слово Христово, начал он продавать свои имения, которых у него
было довольно, при его высоком служебном положении, и полученное за них –
раздавать нищим и бедным, а сам возымел уже непременное намерение отречься от
мира и от всего мирского и быть подражателем Христу. Слышал он, что в Сирии
обитают святые мужи, проводящие богоугодную жизнь в киновиях,
и пожелал идти туда. Сложив с себя звание военачальника и оставив друзей своих,
дом свой и рабов своих, и отложив всякое попечение о житейском,
пошел в Сирию. Достигнув киновии, в которой аввою был преподобный Илия, он умолил сего отца принять его
в число иночествующей братии. Будучи причтен к лику
иночествующих, четыре года прожил он в этой киновии,
ревностно исполняя все возлагаемые на него послушания и упражняясь, кроме сего,
в посте, денно-нощной молитве и в чтении книг.
Более всего желал он проникнуть в разумение псалмов Давидовых,
желал уразуметь силу каждого стиха в псалмах. В случае
недоумений спрашивал он опытных о непонятном и усердно молился Богу, да
просветит его разум к пониманию Божественных Писаний, что и получил по
благодати Святого Духа, так что впоследствии, при чтении Божия слова, он уже
находил полное услаждение и умиление в своем сердце».
Никандр – 24 сент.
Никон родился в 1507 году, и с самого раннего возраста благодать Божия почивала
на нем; еще в молодых годах он просил родителей своих отдать его в научение Божественному Писанию.
«Лишь о том сильно скорбел
Никон, что не вполне хорошо был научен Божественному Писанию;
посему юных подвижник горячо молил Господа и Учителя всех, чтобы Он просветил
мысленные его очи. И вот, наставляемый Духом Святым, он опять отправился в
Псков; здесь встретил Никона один благочестивый муж по имени Филипп и принял
его в свой дом для работы. Видя великое желание Никона разуметь Священное
Писание, Филипп отдал его в учение к некоему диакону, славившемуся своими
знаниями и мудростью. Часто и усердно молился святой, говоря: «Наставь меня,
Господи, правдою Твоею и вразуми меня научаться словам
Твоим».
И Человеколюбец Бог услыхал
горячее моление смиренного раба Своего: Он открыл
Никону ведение Божественного Писания, излил на него благодать Свою, даровал ему дух разума, так что все дивились тому,
как скоро и как хорошо Никон изучил Писание. Как огонь очищает золото,
так и несчастия очищают и еще более возвышают человека».
Амфилохий – 23 нояб. «Младший сын его, пришедши в возраст, сначала
выступил оратором и адвокатом. Но, еще с юных лет, он возлюбил Бога паче
всего и потому вскоре, по убеждению святого Григория Богослова, избегая мирских
тревог и суеты, удалился в пустыню, где и стал проводить иноческую,
строго-подвижническую жизнь, усердно служа одному только Богу. Здесь занятиями
его были молитвы, чтение Писания и пост».