Вопрос 2150:
8 т. Можно ли по каким-нибудь признакам оценить, насколько глубоко монахи
изучали Священное Писание?
Ответ: То и удивительно, что много хороших и правильных слов они говорят
об изучении Священного Писания. Но что они подразумевают под этим - едва ли
поймём. Как же читать можно Библию, а она только и называется Священным
Писанием, и не видеть, что Христос всех посылает в мир нести Его благое слово.
Нигде Христос не гуртовал Апостолов и не строил им монастыри. Не расталкивал их
по киновиям, по кельям, но вёл их в бушующий мир. И падали крепости Ваала.
Монахи, быть может, самые главные виновники того, что пришёл ислам, что пришли
атеизм и коммунизм. Монахи заблокировали самое лучшее и уморили в стенах
монастырей. Принять Христа – значит принять и Его слово и по нему поступать.
Монахи любили Бога, жаждали Царства Небесного, но путь туда проложили свой
и дошли ли они, или это только нам
подают так с благочестивым хэппи эндом, что все они в руке Божией и что было
благоухание и слышалось пение ангелов.
Под сомнение никто ничего здесь не ставит, а зря. Да и святые не раз
подскальзывались на этих благоуханиях и
пении «свыше».
Мф.21:42 – «Иисус говорит им:
неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот
самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?»
Сила Божия в том, что Он послал Сына Своего Единородного в мир и Он взял на
Себя наши грехи и теперь даёт спасение
нам даром. Еф.2:9 – «не от дел, чтобы никто не хвалился».
Без наших пустынных и иноческих
подвигов. Если бы монахи знали Писание! Они бы говорили об этом и не заманывали
людей в пустыни и сами там не сидели десятки лет, скрываясь от повеления Божия
идти в мир на проповедь. 1Фесс.1:8 – «Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога». Они все напоминают капитанов, которые,
страшась бури, загнали корабль в порт, потом в узкую бухту, а потом по
стапелям вытащили корабль в дремучие леса и там без бури сохранились,
поубивав бывших на корабле жен. Мрк.12:24 – «Иисус сказал им в
ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?»
Арсений Великий – 8 мая. «Один брат сказал преподобному: «Честной
отец! Я изучил много книг и псалмов и хочу с умилением сердечным прочитывать
их, но не имею умиления, потому что не разумею силы Священного Писания, и весьма скорблю об
этом». Преподобной отвечал на это:
«Чадо! Тебе должно непрестанно поучаться в чтении слова Божия, хотя бы ты и не
разумел силы его и не имел умиления. Я слышал, как говорил авва Пимен и прочие
отцы, что очарователи змей сами не понимают тех слов, которые они говорят; однако
же змеи, слыша слова их, укрощаются, как бы понимая слова их, и
беспрепятственно отдаются в руки их.
То же самое можем сделать и
мы, хотя бы и не разумели силы Священного Писания. Ибо когда мы имеем в устах
своих слова Священного Писания, тогда демоны, слыша их, приходят в страх и
бегут от нас, не вынося слов Духа Святого, говорившего через рабов Своих
пророков и Апостолов».
Епифаний – 12 мая. «Вместе с даром чудотворения и многими иными
Господь наградил Своего верного раба великим даром знания и истолкования
Божественного Писания. Читая его братиям, он ясно и для всех понятно
разъяснял его… Наконец, святость жизни и чудеса привлекли к Антонию в пустыню
многих подвижников; они поселились близ него и приняли за образец правила,
данные Антонием, что и было началом монашеского жития».
Василий Вел. – 1 янв.
«Архиепископ призвал после сего к себе Василия и Еввула и начал
рассуждать с ними о Писании, желая узнать, насколько они понимают его.
Слыша их речи, он дивился глубине их премудрости и, оставив их у себя,
относился к ним с особым почтением».
Серафим
Сар. – 2 янв. «Серафим
знал наизусть множество церковных песнопений, кои и любил воспевать, среди
трудов, в своей безмолвной, уединенной пустыни, причём некоторые,
наиболее близкие к преподобному, люди замечали, что многие из этих песнопений
имели наибольшее приложение к местности и к его уединенному иноческому
доброделанию… Самою первою книгою для
него было св. Евангелие, с которым он никогда не расставался, нося его с
собою… собеседования с Богом, духовная
самоуглубленность и огромная начитанность в Священном Писании и
душеполезных книгах—озарили ум его таким светом, что он ясно понимал и всею
душою проникал смысл слова Божия. Он поставил себе в пустыне постоянным
правилом ежедневно прочитывать с изъяснением для себя по нескольку зачал из
Евангелия и Апостола. «Душу снабдевать, — говорил он впоследствии,— надобно
словом Божиим: ибо слово Божие есть хлеб Ангельский, им же питаются души, Бога
алчущие. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири.
От чтение Св. Писания бывает просвещение в разуме, который от того изменяется
изменением Божественным. Надобно так обучить себя, чтобы ум как бы плавал в
законе Господнем, по руководству которого должно устроять и жизнь свою. Очень
полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию
разумно. За одно такое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит человека Своею
милостью, но исполнит дара разумения». И святой старец от непрестанных
упражнений в чтении Слова Божие стяжал себе этот благодатный дар разумения, а
вместе с тем мир душевный и высший дар сердечного умиления. В Священном Писании
он искал уже не одной истины, но и теплоты духа, и нередко, за священным
чтением, из его глаз текли слёзы умиления, от которых человек, по собственному
признанию старца, согревается весь и исполняется духовных дарований,
услаждающих ум и сердце паче всякого слова».
Антоний Вел. – 17 янв. «Хотя
преподобный Антоний Великий и не получил образования, но для него училищем были
Священное Писание и природа, а учителем - благодать Христова, более и более
озарявшая его по мере самоумерщвления его подвигами».
Феодосий Вел. – 11 янв. «Посему и тогда, когда кого-либо ласково
увещевал, он был однако страшен для многих, и когда кого-либо обличал, был
любезен и обходителен. Удивительно в нём было то, что, не будучи научен
мирскому любомудрию и не будучи сведущ в греческих книгах, он излагал поучение
с такою обстоятельностью, что с ним не мог сравниться никто из состарившихся
над книгами и в совершенстве изучивших ораторское искусство. Ибо он учил
не от человеческой мудрости, но от благодати Духа Божие, тайно вещающего к
нему, как к другому Иеремии: Иерем. 1:9 – «И простер Господь руку
Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста
твои».
И говорил блаженный ещё много душеполезного,
иное — от себя, иное — от Апостольских изречений… Хотя он был во всем кроток
нравом, однако там, где совершалось насилие над благочестием, он был подобен
палящему огню, или рубящей секире, или неодолимому воинскому оружию».
Пахомий Велик. – 15
мая. «Святой Пахомий пользовался всяким случаем,
чтобы сказать слово назидания тому или другому брату. Но кроме этих частных
бесед он обыкновенно говорил ещё три общих поучения в течение недели — одно в
субботу и два в воскресенье. Он заповедал, чтобы и всегда начальник монастыря составлял
и произносил три поучения в неделю.
Кроме трех поучений начальника монастыря, во время субботних и воскресных
собраний иноков, обязательно в два седмичные поста, т. е. в среду и пятницу,
говорили поучение своим монахам начальники домов.
Иноки всякий вечер
собирались для духовной беседы и вообще любили назидать друг друга теми
уроками, какие каждой извлекал из чтения слова Божия и из наблюдений над жизнью
тех или других людей. Иноки любили повторять изречения Свящ. Писания и
размышлять о них. Поэтому и при взаимных беседах они всегда могли назидать друг
друга мыслями и словами Библии. Праздных бесед и пересудов мы не
видим в Тавенниси».
Димитрий Рост. – 21 сент. «Под руководством знаменитого полемического
богослова Галятовского Даниил в совершенстве изучил те приемы и обороты речи,
которые невольно поражали потом в его поучениях, и приобрёл ту энергию и
непобедимую силу убеждения, которые явились впоследствии в борьбе с
раскольниками.
…Свободное от школьных
занятий время он проводил в чтении Священного Писания, творений и житий
святых мужей и в молитве».
Трифиллий – 13 июня. «Однажды, по нуждам церкви, в
Кипре происходило собрание всех епископов острова; на этом собрании
присутствовали святой Спиридон и святой Трифиллий, — муж сведущий и книжный,
ибо в юности он много времени учился в Берите, поэтому отцы собора просили
святого Трифиллия, чтобы он произнёс в церкви поучение к народу. Во время
проповеди ему нужно было привести слова Христовы, обращенные к расслабленному и
записанные святым Евангелистом Марком: Марк. 2:11 – «тебе говорю:
встань, возьми постель твою и иди в дом твой», - причём святой
Трифиллий изменил буквальное изречение Евангельское, назвал постель ложем:
«востань и возьми постель твою». Святой Спиридон, не вынося изменения слов
Христовых, сказал Трифиллию: «Неужели ты
лучше Сказавшего «одр», что стыдишься слова Его?» Вслед за этим он открыто пред всеми покинул
храм. И ничего не было предосудительного в этом поступке святого Спиридона:
будучи человеком некнижным, он своим обличением пристыдил Трифиллия,
гордившегося своим красноречием: научил его смиренномудрию и кротости».
Досифей – 19 февр. «Однажды он
пришёл к преподобному Дорофею и просил его объяснить одно место из Священного
Писания, — ибо, ревнуя о просвещении ума своего, он начал размышлять над
некоторыми местами Священного Писания. Но его
наставник не хотел, чтобы
Досифей упражнялся в изучении Писания, так как боялся, что тогда он возмечтает о себе
и не сохранит смиренного сознания своей
нищеты душевной. Посему на вопрос ученика преподобный Дорофей отвечал: «Не
знаю».
В другой раз, когда Досифей снова пришёл к своему наставнику
и спросил его о другом месте Священного Писания, он получил такой ответ: «Поди
к игумену и спроси его об этом, я же не
могу тебе объяснить». Повинуясь повелению
наставника своего, блаженный Досифей отправился к игумену. Но авва Дорофей
предупредил игумена: «Если придёт к тебе, отче, Досифей и станет спрашивать
о разных местах Священного Писания, нанеси ему удар».
Когда Досифей пришёл к
игумену и просил его объяснить непонятные места Священного Писания, игумен
начал наносить ему удары, говоря: «Зачем ты не молчишь, если ничего не
понимаешь? Зачем ты осмеливаешься спрашивать о сем? Не должен ли ты больше
заботиться о своей чистоте, вместо того, чтобы заниматься испытанием
Писаний». Затем, ещё ударив его дважды по ланитам, игумен отпустил его. Возвратившись к отцу
Дорофею, преподобный показал ему свои
покрасневшие от удара ланиты и сказал:
«Игумен нанёс мне удар также и по спине» — и больше ничего не прибавил. Он не
стал укорять своего наставника, не сказал ему: «зачем ты не вразумил меня,
зачем послал меня к игумену». Нет,
ничего подобного не сказал блаженный Досифей; он всё, что приказывал ему
наставник его, принимал с верой и тотчас же исполнял его повеление без всякого рассуждения».
Библия на русском языке,
Известный синодальный
перевод
Подобен райской в вечности реке.
Откр.22:2
Счастливый, кто её
переплывёт.
Её слова, глаголы, изреченья,
Названья книг – на карте государства.
Рядами главы, витязи спасенья –
Послания Апостола из Тарса...
Стихи – войска из копий и
мечей,
В лучах и в зареве из Ветхого
Завета,
На двух, на каменных
скрижалях Моисей, Исх.32:15
Столпом и облаком выносит
всем на свете. Исх.13:21
Ещё пока алфавит не изучен,
Язык евреев непонятен многим.
Но Иеговы свет рассеет тучи,
В жар благовестия уже обуты ноги. Еф.6:15
Россия, Русь в язычестве и войнах,
Без Слова Божия пустынею
брела.
Всё в литургиях и в земных
поклонах,
В смешенье Вавилонском тьмы
и зла.
Но час пробил исправить заблужденья,
И переводчики уселись за столами.
Спасает не причастие и деньги –
А вера, подтверждённая
делами. Иак.2:24
Вдруг для читающих
Священное Писанье, 1Кор.15:2
Открытым текстом о рожденье
свыше. Иоан.3:3
Без веры во Христа мы стали
псами, Мф.15:26
А вера только в тех, кто Бога слышит. Рим.10:17
Понятным, с пренебесным смыслом,
Наполнились все строки и стихи.
Листки, листочки,
исцеленья листья Откр.22:2
Бальзамом на ошибки и
грехи.
Что толку непонятное читать
- Деян.8:31
Бездействует не
пробужденной совесть.
Рожденным свыше перевод
подстать.
О переводчиках с любовью эта повесть. 12.7.03. ИгЛа.