Вопрос 2171:
8 т. Вы всё время отсылаете за советом к Библии; но это же не принято у нас,
православных, – зачем нам это нужно? Мы же можем заблудиться с Библией. Вон сектанты с Библией
на сколько осколков разделились – у нас же есть настоящие старцы в Сергиевой
Лавре. Поехал - всё
разузнал! Игнатий Брянчанинов советовал
всегда к таким православным отцам обращаться, а не к Библии. Вы про это читали?
Ответ: Мне почему-то сдается, что Вы мало знакомы с указанным автором аскетических
трудов. За 42 года нелицемерного
проповедничества и миссионерства мне ни разу и ни в одном монастыре ещё не
встретилось даже подобие духоносности -
сплошной обман от этих Крестьянкиных, Гурьяновых, Кириллов, Адрианов,
Амвросиев. Что бы ни сказали -
обязательно противоречие Библии. Они
слепые вожди слепых. Вот об этом и говорится у Игнатия Брянчанинова, моего
тёзки, в чём мы с ним согласны полностью.
«Приношение современному
монашеству» Игнатий Брянчанинов т 5. стр. 75. «Древним послушникам их
духоносные наставники возвещали немедленно и прямо волю Божию; ныне иноки должны сами отыскивать
волю Божию в Писании
и потому подвергаться частым и
продолжительным недоумениям и
погрешностям. Антоний Великий не был в
послушании у старца, но в новоначалии своём жил отдельно и заимствовал
наставления из Писания и от разных отцов и братий. Оказывай послушание всем
отцам и братьям в их
приказаниях, не противных Закону Божию,
но никак не будь послушен на зло, если бы и случилось тебе потерпеть за нечеловекоугодие и
твёрдость твои некоторую скорбь.
По страстности и слепоте твоей иной страстный
и зловредный совет может понравиться тебе единственно по неведению и
неопытности твоим или потому, что он угождает какой-либо сокровенной неведомой
тобою, живущей в тебе страсти. Как о своих помыслах, так и помыслах ближнего, о его советах, советуйся с Евангелием. Тщеславие и самомнение любит учить и наставлять. Они не заботятся о
достоинстве своего совета! Они не помышляют, что нанесли ближнему неисцельную
язву нелепым советом, который
принимается неопытным новоначальным с безотчетною доверенностью, с
плотским и кровяным разгоряченьем! Им нужен успех, какого бы ни был качества этот успех, какое бы ни
было его начало! Им нужно произвести впечатление на новоначального и
нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Им
нужно прослыть святыми, разумными, прозорливыми старцами, учителями! Им
нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню.
Была справедливою молитва
пророка всегда, в особенности она справедлива ныне: Пс.11:2-3 – «Спаси
[меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами
человеческими. Ложь говорит каждый
своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного». Слово ложное и лицемерное не может не быть словом злым и зловредным.
Против такого настроения необходимо принять меры осторожности. «Изучай
Божественное Писание, - говорит Симеон Новый Богослов, - и писания святых
отцов, особливо деятельное, чтобы с учением их сличив учение поведения твоего учителя и старца, ты мог их
видеть (это учение и поведение) как в зеркале и понимать; согласное с Писанием усваивать себе и содержать в
мысли; ложное же и худое познавать и
отвергать, чтобы не быть обманутым.
Знай, что в наши дни появилось много
обманщиков и лжеучителей. Преподобный Симеон жил в десятом столетии по
Рождестве Христовом, за девять веков до нашего времени: вот уже когда раздался
голос праведника в святой Христовой Церкви о недостатке истинных, духоносных
руководителей, о множестве лжеучителей.
С течением времени более и
более оскудевали удовлетворительные наставники монашества: тогда святые отцы
начали более и более предлагать
руководство Священным Писанием и
писаниями отеческими. Преподобный Нил Сорский говорит: «не малый подвиг - найти непрелестного учителя». Они наименовали
непрелестным того, кто имеет свидетельствованное Божественным Писанием
делание и мудрование и стяжал духовное рассуждение. И то сказали святые отцы, что и тогда едва можно было
найти непрелестного учителя таким предметам; ныне же, когда они оскудели до
крайности, должно искать со всею тщательностью, если же не найдётся, то святые
отцы повелели научаться из Божественного
Писания, слыша Самого Господа, говорящего: Иоан.5:39 – «Исследуйте
Писания, ибо вы думаете чрез них иметь
жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». Рим.15:4 – «А всё, что писано
было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из
Писаний сохраняли надежду».
Преподобный Нил жил в 15-ом
веке: «никто не должен утаевать слова Божия по своему нерадению, но
исповедовать свою немощь и вместе не скрывать истины Божией, чтобы не сделаться нам виновными в преступлении заповеди Божией. Не будем
утаевать слова Божия, но будем
возвещать его. Правильнее же: преподаем не мы, потому что мы недостойны этого,
но преподают блаженные святые отцы из Божественного Писания. Вот превосходный
образец для современного наставления! Он
вполне душеполезен для наставника и наставляемого; он – правильное выражение
умеренного преуспеяния; он соединен с отвержением самомнения, безумной наглости и дерзости, в которые
впадают подражающие по наружности Великому Варсонофию и другим знаменоносным
отцам, не имея благодати отцов. Что было
в тех выражением обильного присутствия в них Святого Духа, то в
безрассудных, лицемерных подражателях служит выражением обильного невежества, самообольщения,
гордости, дерзости. Подумайте, что мы должны воздать ответ за каждое праздное
слово, тем тягостнее ответ за слово Божие, произнесённое с тщеславием и по
побуждению тщеславия.
Пс.11:4-5 –
«Истребит Господь все уста
льстивые, язык велеречивый, тех, которые
говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?»
Истребит Господь ищущих славы своей, а не Божией. Устрашимся угрозы Господней! Со страхом Божиим и благоговением к
словам Божиим, а не как свои
собственные слова будем гововрить. 1 Петр.4:10-11 – «Служите друг
другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной
благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи
по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа».
Действующий из себя действует для тщеславия и приносит и себя, и послушающих
его в жертву сатане; действующий из
Господа, действует в славу Господа, совершает своё спасение и спасение ближних
Господом, Единым Спасителем человеков. Будем страшиться преподания новоначальному какого–либо
необдуманного наставления, не основанного на слове Божием и на духовном
разумении слова Божия. Лучше
сознаться в неведении, нежели выказать ведение душевредное. Охранимся от
великого бедствия - превратить легковерного новоначального из раба Божия в раба
человеческого.
Чтобы исполнить волю Божию,
нужно знать её. Только при этом познании возможно отвержение своей поврежденной
воли и исцеление её волею Божиею.
Стр.83. Смиряться подобает по тому превосходному образцу, который представляется нам Священным Писанием в молитве трех святых отроков, подвергшихся в Вавилоне тяжкому испытанию за верность свою Богу».