Вопрос 2277:
9 т. В Новом Завете Господь Иисус Христос говорил много притчами. А в Ветхом
Завете были ли притчи, какие-то аллегорические изречения?
Ответ:
На фоне новозаветных притч действительно на первый взгляд кажется, что в Ветхом
Завете всё было расписано до мелочей, просто и понятно. Мф.13:34 – «Всё сие Иисус говорил народу
притчами, и без притчи не говорил им». Но когда вникнешь в суть
ветхозаветного, то там было всё так зашифровано, что ничуть не яснее, чем в
православном богослужении. У Израиля был закон, данный Моисеем, и они думали,
что они его досконально исполняют, до самой последней мелочи. Иоан.7:19 – «Не дал ли вам
Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить
Меня?» Но Господь их просветил, охладил, что на самом деле они закон
этот не исполняют, а только надмеваются, как во многих течениях
старообрядцев, которые упрекают
«никоньян» за нарушения стоглавого Собора,
а сами сплошь и рядом нарушают
каноны вселенских и поместных соборов и святых отцов. Деян.7:53 – «Вы,
которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили».
Все жертвоприношения, обряды омовений,
очищений были указаниями на их подлинный
смысл только во Христе. Древние поэты в
своих акафистах-мемуарах столько туману напустили, что две тысячи лет не
разгадают мудрецы новозаветные. Не хватает ни аристидов толкователей, ни вальсомонов и евсевиев историков. Чего стоит только
несколько стихов из одного псалма Давида. Пс.73:13-15 – «Ты
расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде; Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в
пищу людям пустыни, [Ефиопским]; Ты
иссек источник и поток, Ты иссушил сильные реки». И читают тысячи лет,
миллион раз повторяют эти стихи, совершенно ни буковки не понимая в них.
Знающим закон Моисеев ясно, что для правоверного иудея есть пища чистая и
недозволенная; понятно, что Левиафана, будь то крокодил или кит, или иное
чудовище - есть его категорчески запрещено. Да и в пустыне эти животные не
живут. Так о чем же речь? Если слово «змии» применять к акту расторжения силою
Божиею моря Чермного, тогда эти стихи понять можно только по отношению к
фараону и Египту, сражённых в водах. Никакие реки Бог не иссушал, а только мелководный Иордан однажды остановился при переходе евреев в обетованную землю.
Конечно, и здесь нужно понимать силу Божию над потоками врагов. Златоуст
советует при толковании псалтири все места, где говорится о врагах, понимать,
как об исконном враге – диаволе. Ис.28:2 – «Вот, крепкий и сильный
у Господа, как ливень с градом и губительный вихрь, как разлившееся наводнение
бурных вод, с силою повергает его на
землю». Иер.12:5 – «Если
ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? и если
в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводнение Иордана?» 1Кор.13:12 – «Теперь мы видим
как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я
отчасти, а тогда познаю, подобно как я
познан».
Притчи имели очень широкий диапазон и
потому к ним обращались пророки и вожди.
Чис.24:15 – «И произнёс притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров,
говорит муж с открытым
оком». В
притчах, как в баснях Эзопа или Крылова, тот, кому симпатизировал автор притчи,
выглядел мужественным и победителем, а противник всегда низвергнутым и
осмеянным. Втор.28:37 – «И будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех
народов, к которым отведет тебя Господь [Бог]». 1Цар.24:14 – «Как говорит древняя притча: «от беззаконных исходит беззаконие».
А рука моя не будет на тебе». Притчам учили и в иносказании
могли скрыть свои подлинные намерения, чтобы не враз могли привлечь за
оскорбление вельможных. 2Цар.14:20 –
«Чтобы притчею дать делу такой вид, раб твой Иоав научил меня; но господин
мой [царь] мудр, как мудр Ангел Божий, чтобы знать все, что на земле». В
Ветхом Завете есть даже две книги притч. Сколько же ещё было утеряно – это
никак не меньше поговорок, собранных В.И.Далем. 3Цар.4:32 – «И изрёк он
три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять» . Иов.17:6 – «Он
поставил меня притчею для народа и посмешищем для него». Цари
съезжались и загадывали притчи друг другу – это был уже высший форум притч. 3Цар.10:1,3 – «Царица
Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками.
И объяснил ей Соломон все слова её, и не было ничего незнакомого царю,
чего бы он не изъяснил ей». Пс.48:5 – «Приклоню ухо мое к притче, на
гуслях открою загадку мою». Составлять или даже пересказывать притчи,
как и популярные анекдоты – для этого нужен был талант. Прит.26:9 - «Что
колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов». Притчи были настолько узаконенной и не
греховной формой научения и обличения, что Сам Иегова поощрял избранников Своих
к поучению народа притчами, которые Сам же ему и подсказывал. Иез.17:2 – «Сын человеческий! предложи
загадку и скажи притчу к дому Израилеву». В Ветхом Завете слово «притча» встречается 49
раз, а Новом – 46. Притча хлёстко высмеивала противника, надолго закреплялась в головах простых людей.
«На помощь
Господу!» – «А разве Он бессилен?» Суд.5:23
Но иначе как храбрых
отличить, Втор.20:8
Героев веры от
тепло-пассивных, Откр.3:16
Чьи изукрашенные по стенам
мечи? 1Цар.21:9
Дух закалить и страх преобороть, Суд.8:21
Схватившись с недругом тысячекрат сильнейшим,Быт.32:7
С душой от страха расстаётся плоть, Исх.2:14
И страх остаток сил ещё уменьшит. 1Цар.28:5
Бойцы и мученики из когорты зрелых - 2Цар.23:16
Им выстоять досталось на
роду; 2Цар.16:6
Из свалки той не каждый
выйдет целым, 2Цар.17:8
Удержит символ веры,
как редут. Деян.24:14
Защитники! На вас Отчизна смотрит, Суд.11:32
Отечество небесное рассудит, Евр.11:35
Кто патриот, а кто лишь званье портит - 2Макк.12:40
Канонизацией не тешатся пусть люди. 1Кор.4:5
На поле брани столько не
явилось, Матф.22:5
Причислили себя до сонма
боязливых; Суд.7:3
Иной без боя сдался, просит
милость 1Цар.11:2
У крохоборов алчных и
сопливых. 1Ездр.4:3
Господь на проповедь
вселенскую выводит, Иоан.21:22
Он ищет благовестников надёжных; Ис.6:8
В саду заросшем или в огороде, Матф.20:1
Молниеносно меч сверкнёт из ножен. Деян.5:5
На помощь ослабевших и
уставшим! Деян.16:9
Ряды прореженные срочно
заполняйте! 1Макк.4:35
На целину – не на чужую
пашню! Ос.10:12
Неверующим будьте доброй
нянькой! 1Фесс.2:7
От оползней из слов вбивайте сваи, Прит.15:18
Пустыню обводнить, создать оазис, Ис.48:21
В проломы встать Дух Божий призывает, Иез.22:30
Не только юношей, но и
вступивших в старость. Пс.91:15
Для нас свершается посев, полив и жатва - Иоан.4:37
Свершает труд Господь наш Иегова; 2Кор.5:20
И нас зовёт на помощь и на завтра; Мф.11:28
А ныне тех, кто осиян был Словом. 6.7.04. ИгЛа 1Фесс.5:4