Вопрос 3408:
21 т. В толковании блаж. Феофилакта т.2, стр.12 написано, что Иуда «был
захвачен прежде, чем удавился». И что он жил ещё и очень сильно страдал за своё
нечестие. Но ведь в Евангелии написано, что он пошёл и удавился? Поясните,
почему такое противоречие?
Ответ:
Противоречие с толкованием Папия Иерапольского, а не с Евангелием. Слово «удавился» означает, что повесился и дело суицида было
доведено до конца. 2Цар.17:23 – «И увидел Ахитофел, что не
исполнен совет его, и оседлал осла, и собрался, и пошёл в дом свой, в город
свой, и сделал завещание дому своему, и удавился, и умер, и был погребён в гробе
отца своего». Мф.27:5 – «И, бросив сребренники в
храме, он вышел, пошёл и удавился». Тов.2:3 – «И
пришёл он и сказал: отец мой, один из племени нашего, удавленный, брошен на
площади». То, что Иуда удавился сам и из петли его живым не вытащили, –
это очень даже очевидно. Но вот когда это произошло, сразу ли после
предательства или через несколько лет? Судя по словам, «вышел, пошёл и
удавился, даже очень похоже, что это
страшное событие случилось именно сразу. 3Ездр.13:57 – «Тогда я пошёл и
вышел в поле, много славя и благодаря Всевышнего за чудеса, которые Он совершал
по временам». Быт.28:10 – «Иаков же вышел из Вирсавии и пошёл в Харран».
Иоан.4:43 – «По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошёл в
Галилею». Деян.20:1 – «По прекращении мятежа Павел, призвав учеников и
дав им наставления и простившись с ними, вышел и пошёл в Македонию». И
далее Папий пишет: «Иуда, тело которого распухло до такой степени, что он не
мог проходить там, где могла проезжать повозка, и не только сам не мог
проходить, но даже и одна голова его. Веки глаз его настолько, говорят,
вспухли, что он вовсе не мог видеть света, а самых глаз его невозможно было
видеть даже посредством медицинской диоптры: так глубоко находились они от
внешней поверхности... После больших мучений и терзаний он умер, говорят, в
своём селе; и село это остаётся пустым и необитаемым даже доныне; даже доныне
невозможно никому пройти по этому месту, не зажав руками ноздрей. Таково
зловоние, которое сообщилось от его тела и земле». Поговорите с медиками и они все на это только засмеются. Так что над этой
легендой об Иуде тоже можно только посмеяться. 108 псалом как бы про Иуду, но в
нём и намёка нигде нет на то, что предание придумало и сохранило. Иов.6:26 –
«Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши».
Иов.32:11 – «Вот, я ожидал слов ваших, - вслушивался в суждения ваши,
доколе вы придумывали, что сказать». Прем.Сол.17:10
– «ибо осуждаемое собственным свидетельством нечестие боязливо и,
преследуемое совестью, всегда придумывает ужасы».
Боже мой! Дух
изнемог в испытаньи,
Слаб я, хочу отдохнуть.
Всё это горе, все эти
страданья
Так и терзают усталую
грудь.
Боже мой, силы не стало
Больше на мир сей смотреть;
Тяжкое, скорбное время настало
– Кто может все зло претерпеть?
Кровь проливается всюду,
Стоны и вопли кругом.
Боже мой! Сжалься над
гибнущим людом,
Мир Свой
пошли в каждый страждущий дом.
Боже, Ты медлишь? Стенает
В скорби великой народ;
Ужас и страх все сердца наполняет:
Каждый день новое горе несёт.
Смотришь, здесь близкие
пали, убиты
Вражеской пулей, а там
Сердце родителей горем
разбито:
Сын их любимый без вести
пропал.
Боже мой! Медлишь доколе,
Скоро ль желанный конец?
Долго ль еще в этом жизненном поле
Должен сражаться Твой раб и боец?! Е. Шарыпанова