Вопрос 1105: 3 т. Сир.23:19 – «Человек, привыкающий к бранным словам, во все дни свои не научится». Чему не научится?
Ответ: По милости моего всемогущего Бога я за всю жизнь свою, то есть за 63 года, не сказал ни одного матерного слова. Мне они страшно противны и отвратительны. Находясь в камере тюрьмы, я не вмешивался ни в какие споры, но если кто-то сквернословил, я обязательно обличал и увещевал его не делать этого, не ругаться матерно. Исх.21:17 – «Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти». Лев.20:9 – «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем». То есть все матерщинники (говорящие «мать твою») повинны смерти и должны быть расстреляны согласно Библии. Так говорит Бог. Мф.12:37 – «Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Еф.4:29 – «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим». Сир.3:16 – «Оставляющий отца – то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою». Среди неверующих я почти не знаю никого, кто бы не сквернословил; а жил я в разных республиках страны, работал в разных областях: на стройке, на корабле, в органах внутренних дел, в сельском хозяйстве – и везде одно и то же. Триллионы проклятий денно и нощно и ежесекундно в адрес матери, от мужчин и женщин, от стариков и детей. Матерщинники занимают высокие посты, многое познают в этом мире, кончают по четыре университета. А как же Писание говорит, что они не научатся? Очевидно, речь идет о чем-то, стоящем в противовес ругательным, бранным словам. Теперь всё становится понятным. Они не научатся ценить чистоту языка, чисто благословлять слово. Их рот, уста – источник скверны, и они называют его «пасть», «хайло», а язык «помелом» и другими подобными словами. Кол.4:6 – «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому». Мф.12:36 – «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда».
Иак.3:2-18 – «Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду. Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир».
Из одного источника не может проистекать сладкое и горькое, потому что там всё пропитано горьким. Наш отец рассказывал случай, бывший с одним пастухом, который никогда не выражался матерно, он был глубоко богобоязнен. Корова – животное довольно осторожное, хотя и глупее лошади, но на много умнее овцы, и не столь стадное. В нашей местности много логов, балок, в которых есть так называемые омутки, углубленные места, где всё лето стоит вода. Предшествующие им места сырые, и без воды бывают топкие. И корова одна, отбившись от стада, никогда даже под угрозой бича не пойдет в эту топь. Если у коровы тонет на глубину копыта нога, она тут же поворачивает назад. Но здесь случилось невероятное. От пасущегося на бугре гурта отделилась корова и прямо пошла через топкий лог. Она уже засела, лежит на брюхе, но продолжает перебираться дальше в еще более гиблое место. Богомольный пастух мечется, кричит, называет ее по имени, по кличке, и, наконец, видя, что скотина погибает, он взмолился: «Господи, помоги, поверни скотину назад, ибо за нее мне придется отдать свою корову, а ребятишки замрут с голоду». И вдруг в открытой степи, над его ухом раздается страшный скрежещущий голос: «Старик, я всю жизнь искушаю тебя, чтобы ты осквернил язык свой бранным словом. Изругайся на эту корову, и она сразу вернется». Дед Панкратий в страхе склонился на колени, и когда он молился, вдруг над ним тем же страшным голосом тридцатиэтажный мат прокатился из конца в конец по балке. Корова в ту же секунду развернулась и махом скрылась в стаде.
О матах говорят, что они просто необходимы для связки слов (мерзость связывают гнусностью). Мат – это орудие управления рабочим классом. Существует загадка: что общего между матом и материализмом, и чем они отличаются друг от друга? – Оба служат для угнетения человека; учение о материализме никто не понимает, а делают вид , что понимают, а мат все понимают, а делают вид, что не понимают.
Скверное слово, по слову Иоанна Златоуста, является навозом, наполняющим кадильницу. Это особо злобный демон, которого изгонять особенно трудно. Никакие отчитывания здесь не помогут. Здесь нужен коренной переход, перерождение, преображение; но это очень легко делает Дух Святой, в один момент. Пс.39:4 – «И вложил в уста мои новую песнь – хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа». Три вида осквернения особенно распространены на Руси: пьянство, табак, матерщина. Пьющий отравляет только самого себя на расстоянии от его рта до верха головы. Курящий отравляет всех находящихся в помещении – от рта до дверей. Сквернослов оскверняет в пределах слышимости, а при нынешних средствах связи и весь мир – от рта до концов вселенной. Вот в такой зависимости, в таком порядке и трудно избавиться от каждого порока. Почему все нацмены, даже не знающие ни слова по-русски, выражаются «по-матушке»? Быть может потому, что русская женщина породила мавзолейное чудовище? Но матерщинники были и раньше. Привыкши к бранным словам, укоренившися в них, сделав их привычными, не научишься чистой молитве, евангельскому языку и не сможешь быть благовестником, и не имеешь права причащаться святых Христовых Таин.