Вопрос 1313: 4 т. Антоний Великий говорит, что высшая добродетель – это смиренномудрие (смиренная рассудительность), но в послании Апостола Павла к Колоссянам есть слова о «самовольном смиренномудрии» – Кол.2:18, что это такое?
Ответ: Кол.2:18 – «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом». Антоний говорит о смиренномудрии, о сораспятии самого себя миру. Быть мертвым для плотских вожделений, самохотений, своего «я», то есть того, чем питается и живет весь мир. Апостол же Павел говорит совершенно о другом, о ереси. У колоссян появились люди, которые стали доказывать, что напрямую к Богу нельзя обращаться, и выводили целую теорию о служении Ангелов, о их роли в спасении рода человеческого. Этим ложным смиренномудрием пропитано сегодняшнее православие от подошвы до темени. Почитайте любой акафист, в каждом сквозит: «не имамы иныя помощи разве тебе», а эти слова даже по отношению к Богородице есть дикая ересь и отречение от Христа. Бог Сам назначает как нам с Ним обращаться: на Ты, напрямую без посредников, лично самому, в любое время, в любом положении, как бы далеко ты уже не ушел от Него. Люди же придумали за эти тысячелетия целую систему смиренномудрия: не спастись без призывания Божией Матери, без Ангелов, без святых, без духовного отца, без храма, без длинных богослужений, без частой исповеди и многое-многое другое. И всё это «смиренномудрие» не имеет никакого обоснования в Слове Божием даже на одну буковку. Все эти «мудрецы» духовного звания, переписывающие Библию на свой лад, нагоняют мрак и безысходность на покоряющихся им. Господь же призывает людей прямо к Себе, сразу и ныне. А всё остальное только как пособие, как подтверждение единства вселенской церкви.
Прочитал недавно я в газете,
Что разбился, начиная взлет,
С экипажем, рано на рассвете,
Пассажирский самолет.
Представляю, как всё это было:
Пассажиры весело острят,
Стюардесса, улыбаясь мило,
Предлагает вкусный лимонад.
И легла в душе, с тревогой тайной
На штурвал пилотская рука…
И рванулся реактивный лайнер,
Как стрела, в седые облака.
И никто в беспечности не думал,
Что живущих не прочна броня,
Что в салон без шороха и шума
Заползают языки огня.
Самолет, пылающий как факел,
Зарыдал… и лопнул… как струна…
А внизу горели ярко маки,
И звенела буйная весна.
Эхом прокатился жуткий грохот…
Не звучит ли и в твоих ушах:
Только шаг к спасенью на Голгофе,
Но и к смерти, грешник, тоже шаг.
Нет страшнее, люди, катастрофы,
Чем когда захватит суета –
Умереть далеким от Голгофы,
Умереть далеким от Христа.