Вопрос 2824:
14 т. Андрей Кураев как-то выразился, что духовная болезнь и душевная – это не
одно и то же. Как Вы считаете, в чём разница?
Ответ:
Андрей Кураев прав. Но этот ответ дан совсем уж не духовным людям, над которыми
в таком простом ответе «гигантски» возвышается диакон патриархийный.
Что тут за мудрость? Это всё равно, что
спросить, есть ли разница между телом и душой. 1Кор.2:14 – «Душевный
человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это
безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно».
1Кор.15:44-49 – «сеется тело душевное, восстает тело
духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано:
первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый
человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный,
таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного». Душевное, значит плотское, для этой жизни нужное лишь. Но
слово «душевный» употребляется со значением
«проникновенный, сострадательный, жалостный». Иез.27:31 – «и
остригут по тебе волосы догола, и опояшутся вретищами, и заплачут о тебе от душевной
скорби горьким плачем». Иногда словом «душевный» показывают внутренние
переживания души.
Иак.3:15 – «Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но
земная, душевная, бесовская». Иуд.1:19 – «Это люди,
отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа».
2Макк.2:26 – «мы озаботились доставить душевное назидание
желающим читать, облегчение старающимся удержать в памяти и всем, кому случится
читать, пользу». 2Макк.4:37 – «Антиох, душевно
огорчённый и тронутый сожалением, оплакивал добродетель и великое благочиние
умершего». Прем.Сол.17:14 – «то
были тревожимы страшными призраками, то расслабляемы душевным унынием,
ибо находил на них внезапный и неожиданный страх».
Духовное же всегда имеет
только один смысл – небесное, возвышенное, спасительное, возрождённое. 1Пет.2:5
– «и сами, как живые камни, устрояйте из себя
дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные
жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом». Рим.1:11 – «ибо
я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное
к утверждению вашему». 1Кор.2:13 – «что и
возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа
Святаго, соображая духовное с духовным».1Кор.9:11
– «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас
телесное?» Еф.6:17 – «и шлём спасения возьмите, и
меч духовный, который есть Слово Божие». Кол.3:16 – «Слово
Христово да вселяется в вас обильно, со всякою
премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными
песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу».
Болезнь душевная – болезнь тела, и лечат её в
поликлинике, в больнице, на курортах и в Церкви. Сир.38:1 – «Почитай
врача честью по надобности в нём, ибо Господь создал его». Иак.5:14
– «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть
помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне». Духовная же
болезнь – есть отступление от Господа и лечат её только духовные люди, даже
если они не имеют духовного сана. Гал.6:1 – «Братия! если и впадёт
человек в какое согрешение, вы, духовные,
исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть
искушённым». 1Кор.3:1 – «И я не мог говорить с вами,
братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе».
Рим.8:5-6 – «Ибо живущие по плоти о
плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские
суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир».
Великое в малом
суметь рассмотреть, –
Да видел ли это в
пророчествах Нилус?
Урок взять из прошлого,
было бы в прок
Вырезать опухоль, смертную
гнилость.
А суть же отнюдь и не в
«Протоколах»,
Которые
могут подделкою быть,
А в том, что из древности тучи и всполохи,
И слышим ли гики и цокот копыт.
И это не главное, пусть и
не малое,
Познать от кого эти беды,
за что,
И видим ли пленных с глазницами
впалыми,
И наши страдания Бог нам
зачтёт?
Планы масонам и душам бессонным,
Что сбудется вскоре, а что – никогда.
«Когда я умру, – рассудить бы резонно, –
Что мне до того, если душу продам».
Не только кагал, но то
явно, то тайно
Грех гнул под себя, под
бесовское рабство;
По малому
прихотям платятся дани.
И жил с похотями, страстями
был распят.
То спал на молитве, то пост нарушал,
Вкушал недостойно
святейшего Агнца;
Что мне до того, что погибнет кагал,
Когда сам в аду, где нет влаги на пальце.
Помалу и в малом неверность Иисусу –
Кидало то влево, то вправо
валило,
Огромные минусы, маленький
плюсик,
И веянье Духа всё мимо и
мимо.
А проигрыш общий глобально-большой,
Погашен был свет, навалилась вдруг тьма.
Блажен, если Бог тебя всё же нашёл,
Быть может, над пропастью с риском поймал.
Забыть благовестие – это не
мало,
Зарыть свой талант в
монастырских уставах;
Напёрла
вода и строенье упало…
Так сколько ж зарыто в молчанье устами?! 21.11.05. ИгЛа